Конспект занятия Тема: «Традиции и обычаи на Кубани»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бондарева Лариса Александровна

Цель: Приобщать к культурным традициям и обычаям на кубанского народа;

Задачи: Развивать интерес к прошлой и настоящей культуре жителей Кубани. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и обычаям кубанского народа; желание участвовать в ритуалах, связанных с народными традициями и обычаями

Оборудование: иллюстрации из жизни казаков, презентация Power Point, папаха, куклы в казачьих костюмах, рушник, бумажные заготовки для рушников, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

                            

                                                  Ход ОД:

Воспитатель:

- Ребята, где мы с вами живём? А как называется наша станица?

Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом – «кубанцы». А ещё все мы – земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Среди наших земляков-кубанцев люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне, цыгане и многие другие…

- Вы любите путешествовать? А сегодня хотели бы отправиться в путешествие? На чём можно это сделать? (Ответы детей)

У меня есть необычная папаха кубанская, которая поможет нам отправиться в прошлое кубанских казаков и узнать об их традициях и обычаях.

Воспитатель: Царица Екатерина II издала указ о заселении Кубани казаками, чтобы охранять земли России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже более двухсот лет. Жили, хранили казачьи традиции, и для них всегда очень важными были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.

Когда казакам что-то нравится, они кричат «Любо!». А вы, казачата, сумеете крикнуть громко? А ну-ка, громче!

Сейчас мы поиграем. Если высказывание вам понравится, вы громко крикните «Любо!», а если не понравится – «Не любо!».

Игра «Любо, не любо»

Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а, ещё хуже, говорят «плохие» слова.

Дети: «Не Любо!»

Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешения пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: Если старшего называли словами «старый», «дед».

Дети: «Не Любо!»

Воспитатель: А если «батько», «батьки».

Дети: «Любо!»

Воспитатель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает обычаи и традиции своего народа. Родители с раннего детства учили детей: Не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но, прежде всего, крепи веру православную. И добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя, мы – казаки!

Вот такие заповеди были у казаков. А как казаки относились к своим родителям? (Ответы детей)

Воспитатель: Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи.

(Стук в дверь)

Казак (ребёнок):

-Здорово живёте, станичники! Хожу по станице, станичников приглашаю на проводы, ухожу на службу.

Воспитатель: Казаки на Кубани умеют служить Родине. В армию станичников провожало всё население станицы. Звучали песни с прибаутками и приплясом. Каждый старался оказать посильную помощь уходящему в поход. После напутствия раздавались узелки, в которых находились носовые платки, чай, сахар, табак, бумага, спички, мыло. Более бедным дарили башлыки, тёплые рубахи, рукавицы. Ребята, а давайте соберём нашего казачка на службу?

Игра «Соберём казачка в поход»

Воспитатель: А покажи, казачок, готов ли ты к службе? Поиграй с нами!

Игра-забава «Сбей кубанку»

Воспитатель: Ай да молодцы! Ловкие вы! Славно у вас получается!

Воспитатель: Отец говорил сыну: «А теперь, сынку, слухай батьку: держись у сидле покрепче, да бей врага подуще». А сын отвечал: «Так, батько, и будэ! Прощивайтэ!»

Звучит песня «Проводы казака»

Воспитатель: У станичного правления девушки-казаски танцевали с уходящими казаками. В знак верности уходившим, в память о себе, девушки повязывали казакам платок выше локтя (повязывает). А мать, провожая солдата, благословляла его иконой на рушнике. А вы знаете, что такое рушник? (Ответы детей). Так у казаков называлось полотенце. Рушником встречали гостей и украшали дом, самый красивый рушник вешали в «красный», т. е. в красивый, видный угол, где обычно висела икона.

Ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать рушники.

Воспитатель: На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?

Практическая деятельность «Роспись рушника».

Воспитатель предлагает взять свои работы и показать их. Дети показывают свои рушники, воспитатель рассматривает работы и хвалит их.

Воспитатель: А нам пришло время возвращаться. Кубанская папаха поможет нам в этом!

Итог.

Воспитатель:

- Вам понравилось путешествие? (Ответы детей)

- А что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

- Что вам было выполнять легко, а в чём вы испытывали затруднения? (Ответы детей)

- Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем путешествии по Кубани? (Ответы детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_obychai_kazakov.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Традиции и обычаи на Кубани»

Цель: Приобщать к культурным традициям и обычаям на кубанского народа;

Задачи: Развивать интерес к прошлой и настоящей культуре жителей Кубани. Воспитывать любовь и уважение к культуре, традициям и обычаям кубанского народа; желание участвовать в ритуалах, связанных с народными традициями и обычаями

Оборудование: иллюстрации из жизни казаков, презентация Power Point, папаха, куклы в казачьих костюмах, рушник, бумажные заготовки для рушников, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

Ход ОД:

Воспитатель:

- Ребята, где мы с вами живём? А как называется наша станица?

Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом – «кубанцы». А ещё все мы – земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Среди наших земляков-кубанцев люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне, цыгане и многие другие…

- Вы любите путешествовать? А сегодня хотели бы отправиться в путешествие? На чём можно это сделать? (Ответы детей)

У меня есть необычная папаха кубанская, которая поможет нам отправиться в прошлое кубанских казаков и узнать об их традициях и обычаях.

Воспитатель: Царица Екатерина II издала указ о заселении Кубани казаками, чтобы охранять земли России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже более двухсот лет. Жили, хранили казачьи традиции, и для них всегда очень важными были такие понятия, как честь, доблесть, любовь к родной земле.

Когда казакам что-то нравится, они кричат «Любо!». А вы, казачата, сумеете крикнуть громко? А ну-ка, громче!

Сейчас мы поиграем. Если высказывание вам понравится, вы громко крикните «Любо!», а если не понравится – «Не любо!».

Игра «Любо, не любо»

Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а, ещё хуже, говорят «плохие» слова.

Дети: «Не Любо!»

Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешения пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.

Дети: «Любо!»

Воспитатель: Если старшего называли словами «старый», «дед».

Дети: «Не Любо!»

Воспитатель: А если «батько», «батьки».

Дети: «Любо!»

Воспитатель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает обычаи и традиции своего народа. Родители с раннего детства учили детей: Не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но, прежде всего, крепи веру православную. И добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя, мы – казаки!

Вот такие заповеди были у казаков. А как казаки относились к своим родителям? (Ответы детей)

Воспитатель: Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи.

(Стук в дверь)

Казак (ребёнок):

-Здорово живёте, станичники! Хожу по станице, станичников приглашаю на проводы, ухожу на службу.

Воспитатель: Казаки на Кубани умеют служить Родине. В армию станичников провожало всё население станицы. Звучали песни с прибаутками и приплясом. Каждый старался оказать посильную помощь уходящему в поход. После напутствия раздавались узелки, в которых находились носовые платки, чай, сахар, табак, бумага, спички, мыло. Более бедным дарили башлыки, тёплые рубахи, рукавицы. Ребята, а давайте соберём нашего казачка на службу?

Игра «Соберём казачка в поход»

Воспитатель: А покажи, казачок, готов ли ты к службе? Поиграй с нами!

Игра-забава «Сбей кубанку»

Воспитатель: Ай да молодцы! Ловкие вы! Славно у вас получается!

Воспитатель: Отец говорил сыну: «А теперь, сынку, слухай батьку: держись у сидле покрепче, да бей врага подуще». А сын отвечал: «Так, батько, и будэ! Прощивайтэ!»

Звучит песня «Проводы казака»

Воспитатель: У станичного правления девушки-казаски танцевали с уходящими казаками. В знак верности уходившим, в память о себе, девушки повязывали казакам платок выше локтя (повязывает). А мать, провожая солдата, благословляла его иконой на рушнике. А вы знаете, что такое рушник? (Ответы детей). Так у казаков называлось полотенце. Рушником встречали гостей и украшали дом, самый красивый рушник вешали в «красный», т. е. в красивый, видный угол, где обычно висела икона.

Ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать рушники.

Воспитатель: На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?

Практическая деятельность «Роспись рушника».

Воспитатель предлагает взять свои работы и показать их. Дети показывают свои рушники, воспитатель рассматривает работы и хвалит их.

Воспитатель: А нам пришло время возвращаться. Кубанская папаха поможет нам в этом!

Итог.

Воспитатель:

- Вам понравилось путешествие? (Ответы детей)

- А что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

- Что вам было выполнять легко, а в чём вы испытывали затруднения? (Ответы детей)

- Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем путешествии по Кубани? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...

Древние традиции и обычаи Кубани «МАСЛЕНИЦА»

Древние традиции и обычаи Кубани «МАСЛЕНИЦА»...

Древние традиции и обычаи Кубани

Масленица - древние традиции и обычаи Кубани...