«Приобщение дошкольников к чувашскому орнаментальному творчеству средствами развивающих игр В.В.Воскобовича»
консультация (подготовительная группа)

Познакомить детей дошкольного возраста с начертанием и значением чувашского орнамента возможно с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

«Приобщение дошкольников к чувашскому

орнаментальному творчеству

средствами развивающих игр В.В.Воскобовича».

(Консультация)

                    Подготовил:

                                        воспитатель Тувалева Л.В.

2023 г.

Консультация «Приобщение дошкольников к чувашскому

орнаментальному творчеству средствами развивающих игр В.В.Воскобовича».

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте – отводится важная роль нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на примере ознакомления с народным искусством, традициями, обычаями, верованиями той области, того региона в котором проживает ребенок.

Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняет историческую память. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее.

Проблема национального и духовного возрождения тесно связана с развитием образования, с необходимостью изучения и осмысления огромного опыта истории и культуры разных народов.

Во все времена усвоение социального опыта предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, что объясняет важность воспитания эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет.Именно в первые годы жизни он активно входит в природный рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности.

Значительную часть чувашской национальной культуры составляет орнаментальное искусство. Значимость обращения к нему как корневой системе народной культуры определяется не только его социальной и воспитательной ролью, но и его национальной обусловленностью: через приобщение дошкольников к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.

Овладение смыслом орнаментальной образности произведений находится в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого.

Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре поможет: пробудить интерес к народному искусству, создать яркий эмоциональный фон, наполнить повествовательным смыслом общую композицию, сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

Знакомство детей с семантикой народного орнамента, не преследуя цели углубления в саклярность (священность) языческих знаков и символов, способствует осознанию средств выразительности стилизованности, ритмичности и через систему игровых заданий поможет наполнить орнаментальные композиции содержательным смыслом.

Наш Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили все, что их окружало в орнаменте одежды и утвари: солнце, небо, воду, цветы, деревья и многое другое.

А еще в старину думали, что вышитая вещь исцеляет от болезней, оберегает дом и хозяев от беды и несчастий. Вышитые полотенца, занавески развешивали на окна, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу. Вышитые рубахи, головные уборы защищали самого человека от разных бед и несчастий. Вышитые обереги дарили своим близким. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений находится в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. 

Узор чувашского орнамента состоит из полос, зигзагов, квадратов, треугольников, прямоугольников, крестиков, а также могут использоваться небольшие круги и овалы. Простые элементы: точки, кольца, линии, круги складываются в простые орнаментальные композиции, закладывается путь ребенка по знакомству с народным орнаментом.

В настоящее время значительно возрос интерес к средствам развивающих игр В.В. Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - «интерес, познание, творчество» становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.  

 Развивающие игры В. В. Воскобовича отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершённостью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр – от малышей до взрослых. В-третьих, возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Всё вышеперечисленное помогает поддерживать интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различныеметодические приёмы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг».

Дошкольникам нравится конструировать, т.к. конструирование развивает моторику рук, логическое мышление, творчество. Основным условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума. Поэтому ребятам очень интересно превратиться на время в дизайнеров и сконструировать чувашский орнамент на цветном или белом фоне.

Чувашский орнамент является одним из самых уникальных и красивых видов народного искусства. Его характеризуют геометрические узоры, символизирующие природу, животных и различные предметы быта. Большое значение имеют не только знаки, но и цветовая гамма рисунка. Используя элементы чувашского орнамента в рисунках, можно создать яркие и оригинальные композиции.

Познакомить детей дошкольного возраста с начертанием и значением чувашского орнамента возможно с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича.

        «Прозрачный квадрат» - это увлекательная игра и эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста. "Прозрачный квадрат" В. Воскобовича - один из флагманов наших игр, любимый нашими детьми. Для составления узора требуется сортировка прозрачных пластинок, это тренирует внимание. Конструирование различных чувашских символов развивает мышление, речь, творческие способности. В играх с «Прозрачным квадратом» совершенствуется память и воображение, составляя узор, ребенок, пересказывает из каких фигур можно составить данный элемент.

Следующая игра «Чудо-крестик». Дети конструируют по заданным схемам символы: солнце, дерево, вода. Нужна сообразительность, свое видение.

В нашем детском саду в образовательной деятельности с дошкольниками применяются разнообразные игры: «Прозрачный квадрат» («Нетающие льдинки»), «Чудо-крестик», «Чудо-соты», «Шнур-затейник», «Геоконт», универсальное игровое пособие «Игровизор».

Дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, беседуют друг с другом и педагогом, высказывают предположения, сочиняют рассказы.

Ознакомление с чувашским орнаментом средствами игр В.В.Воскобовича обогащает представления детей о чувашской вышивке, своих предках, повышает интерес к культуре и истории родного народа.


Литература.
1. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2001. – 144с.
2. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2006. – 104с.
3. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск: АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати », 2015. – 136 с.

4.  Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2007

5. ВоскобовичВ.В, Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. -  «ТЦ Сфера» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»

Наше дошкольное учреждение  является экспериментальной площадкой  по теме «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»...

" Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки".

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т.е., то что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через сто лет.В народе не мо...

Приобщение дошкольников к устному народнму творчеству

В презентации представлена работа по приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству....

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр В.В. Воскобовича

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры.  «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...