"Национальная культура народов Крыма"
проект (подготовительная группа)

Козлова Виктория Викторовна

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nats_kultura_narodov_kryma.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   "Мы обязаны беречь единое культурное
                                                    пространство страны во всём его многообразии,
                                                    помогать сохранению богатых национальных
                                                    традиций народов России"


                                                                                                              Д. А. Медведев

Обоснование:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в нашей группе созданы определенные условия:

- «Центр ряженья», «Центр книги», «Центр Изодеятельности»,      

- «Центр театра»

- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

-Мини- музеи национального быта

- Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.

- Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Традиции народов Крыма – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте народов Крыма. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

      Место проведения: МДОУ «Детский сад №5 «Антошка», подготовительная группа№8 «Солнышко»

Сроки проведения: с 16. 03.2020 по 27.03.2020 гг.

Участники проекта:

- родители и дети подготовительной группы, возраст с 6 до 7 лет;

- воспитатель подготовительной группы –Козлова В.В.

Актуальность темы:

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Цель проекта: Формировать у детей представления о традициях и быте народов, живущих в Крыму; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Культура и быт народов Крыма». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями народов Крыма, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями жизни и быта народов живущих в Крыму.

•Прививать детям интерес и любовь к Малой Родине: к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств:

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы –характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с народным творчеством

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Использование народных песен и танцев.

• Проведение народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

• Организованные занятия.

• Совместная деятельность.

• Наблюдения в быту и природе.

• Организация конкурсов рисунков и поделок

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьеров русской избы, украинской хаты, крымско-татарского дома.

Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку жилища русского, украинского и крымско-татарского народов, с помощью экспонатов, предоставленных родителями. С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи, предметы интерьера и быта.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили.

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек и т. п.).

В устном народном творчестве как нигде отразились черты народного характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки и др.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

4. Знакомство с народными играми.

Русские, украинские и крымскотатарские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции народов Крыма».

- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

II Этап. Формирующий– деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

• Занятия в соответствии с планом.

• Беседы.

• Чтение познавательной и художественной литературы.

• Слушание народных песен, разучивание танцев.

• Просмотр видеосюжетов, презентаций.

• Проведение выставок.

III Этап. Рефлексионный  – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

• Оформление папки-передвижки «Традиции народов Крыма» совместно с детьми, родителями.

•  занятия: «Культура и быт народов Крыма».

«Традиции народов Крыма»

• Изготовление дидактических игр.

Мероприятия с детьми:

-Беседа с детьми «Народы Крыма и их культура»

-НОД «Культура и традиции народов Крыма»

-НОД «Культура и быт народов Крыма»

- НОД «Узоры народов Крыма».

- Просмотр презентации «Что я знаю о народах Крыма».

- Организация выставки мини-музея «Крым – наш дом»

- Чтение русских, украинских, крымско-татарских народных сказок.

- Выставка рисунков детей «Эти прекрасные узоры»

-Сюжетно-ролевая игра «В гости к друзьям», «Принимаем гостей»

- Чтение «Пословицы и поговорки русского, украинского и крымско-татарского народов».

- Игры «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Панас», «Котився горщик», «Топчек», «Три камня».

»

-Музыкальные игры «Подоляночка»,«Хайтарма», «Приглашение».

-Слушание русских народных, украинских, крымско-татарских песен.

- Рисование «Роспись ложки»

- Слушание народных песен.

- Просмотр презентации «Национальные  костюмы народов Крыма»

-Итоговое мероприятие по проекту : Развлечение «Мы-Крымчане!».

Цель: формировать социальные навыки толерантного поведения, интерес к окружающим людям и их культурным традициям.

Мероприятия с родителями :

-Организация выставки «Предметы старины народов Крыма»

- Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

- Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции народов Крыма».

- Предложить родителям почитать детям русские, украинские, крымско-татарские народные сказки.

- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции чаепития народов Крыма»

Вывод: В конце проекта «Национальная культура народов Крыма» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие, открытый просмотр «Культура и быт народов Крыма» на котором дети показали хорошие знания в освоении фольклорного материала.

Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности

Дата проведения

День проведения

Содержание проводимой работы

1-я неделя

16.03.20

Понедельник

1.Беседа «Прикладное творчество народов Крыма»

2.Подвижная игра «Лапта»

3.НОД «Головные уборы народов Крыма», «Эти прекрасные узоры»

17.03.20

Вторник

1.НОД «Русская народная тряпичная кукла»

2.Чтение русских, украинских, татарских народных сказок.

3.Подвижная игра «Топчек»

18.03.20

Среда

1.НОД «Знакомство с вышивкой – русские, татарские, украинские мотивы в узорах»

2. «Слушание народных песен»

3.Подвижная игра «Котився горщик»

19.03.20

Четверг

1.НОД «Культура и традиции народов Крыма»

 2.Сюжетно-ролевая игра «Народная ярмарка»

3.Подвижная игра «Три камня»

20.03.20

Пятница

1.НОД «Золотая хохлома – роспись ложки»  2.Музыкальная игра «Подоляночка»

2-я неделя

23.03.20

Понедельник

1.Подвижная игра «Золотые ворота»

2.Беседа «Культура и быт народов Крыма»

3.Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

24.03.20

Вторник

1.Рассматривание альбома-презентации  «Национальные костюмы народов Крыма»

2.Дидактическая игра «Собери национальный костюм».

3.Подвижная игра «Панас»

25.03.20

Среда

1.Организация выставки «Крым – наш дом!»

2.Просмотр видеоролика «Национальные танцы народов Крыма»

3.Музыкальная игра «Хайтарма»

26.03.20

Четверг

1.Самостоятельная художественная деятельность «Пысанки»

2.Чтение «Пословицы и поговорки русского, украинского и крымско-татарского народов».

3.Музыкальная игра «Приглашение»

27.03.20

Пятница

1.Развлечение «Мы – Крымчане!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о культуре и традициях народов Крыма.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов быта, посуды, костюмов и традиций народов Крыма.

Проект способствовал обобщению знаний детей о традициях народов Крыма,  расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к своей Родине, к истории своего народа и других народов Крыма.

Список используемых источников:

1. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. / Т. Н. Доронова. – М.:. Просвещение, 1998. – 220 с.

2. Искусство народов Крыма. Культуротворческие особенности искусства народов Крыма: история и актуальность: сборник тезисов докладов / Под общей ред. С.В. Тумаковой – доктора экономических наук; составитель – кандидат искусствоведения А.И. Коваленко. – Севастополь: ЛНАИ 2013. – 130 с.

3. Декоративное искусство детям. / Г.Н. Паншелеев, Ю.В. Максимов, Л.В. Паншелеева. – М.: Просвещение, 1996. – 187 с.

4. Селеметова А. Т. Анализ и перспективы развития народного декоративного искусства в Крыму. / А.Т. Селеметова, А.С. Часовитина // Журнал «Приволжский научный вестник». – № 3 (55). – 2016. – С 124-129


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.

приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....

Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах

Цель нод:    Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:·         Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма .       ...

Культура народов Крыма

Знакомство с народами Крыма и их культурой....