Проект «Моя малая родина- город Шелехов»
проект (старшая, подготовительная группа)

Комарова Вера Петровна

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности, то это можно считать лучшим результатом проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_gorodu_1.docx20.01 КБ
Файл proekt_moya_malaya_rodina_-_gorod_shelehov._1.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Экскурсия по городу

Цель: Формирование интереса к истории и культуре малой родины.

Задачи: Обогащать представление детей о достопримечательностях, традициях, социокультурных объектах, символике родного города; развивать познавательный интерес к   поиску информации о своём городе; формировать навыки коммуникативной культуры, умение строить содержательное и связное суждение, умозаключение; представление о профессиях людей, живущих в городе.

Стимулировать умение ориентироваться в ближайшем окружении, составлять план -карту, ориентироваться по предметам –ориентирам.  Способствовать развитию умений стилизовать реальные объекты в графическое изображение.

Закрепить правила безопасного поведения на дороге.

 Воспитывать любовь к родному городу, гордиться им, желание сохранить его чистым и красивым; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Мотивационно-организационный этап: Педагог: Ребята, на днях мы посетили городской музей, где сотрудники музея провели для нас экскурсию о истории нашего города. Как вы думаете, могут ли дети быть экскурсоводами? Как мы можем это   проверить? (попробовать провести экскурсию и рассказать, что узнали о городе в группе для своих друзей, для воспитателя, для родителей, для детей другой группы, гостей города). Может мы сегодня и проверим это, отправимся на экскурсию по городу. Вы будете сегодня экскурсоводами. Но есть проблема! У нас с вами нет маршрутного листа-карты экскурсии. На маршрутном листе-карте размещены объекты и указаны стрелками передвижения по ней. У экскурсовода должна быть такая маршрутная карта.  Как решим эту проблему? (Дети предлагают варианты решений и выбирают оптимальный).  Педагог: ваши решения, идеи интересны, мы ими воспользуемся в следующий раз, но сейчас мы не можем это сделать, у нас  не останется времени на экскурсию. Может быть сначала этот маршрут нам надо пройти самим, а потом смоделируем маршрутную карту.

Цель детей: на время стать экскурсоводами, провести экскурсию, рассказать, что узнали с родителями о родном городе, составить маршрутную экскурсионную карту, в конце экскурсии ответить на вопрос «Зачем нужна экскурсоводу маршрутная лист-карта?»

Практический этап: Педагог: Мы находимся с вами в детском саду, значит отправимся на экскурсию из детского сада. Вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? Алиса Москалёва узнала и сейчас нам расскажет

Экскурсовод Алиса: «Наш детский сад находится на улице Тимофея Панжина. Тимофей Панжин был директором Иркутского алюминиевого завода, и улицу назвали в честь этого человека. На здании детского сада есть мемориальная доска, она посвящена первому заведующему детского сада Валентине Соболь. Наш город дружит с японским городом Неагари. Валентина Соболь принимала первую японскую делегацию детей в нашем детском саду. На улице Т. Панжина находится и дворец культуры «Металлург», где я занимаюсь танцами.

Педагог: Чтобы пройти к дворцу культуры «Металлург», нужно перейти дорогу (Дети рассказывают, как переходить правильно через дорогу).

Педагог: Около дворца культуры «Металлург» установлен памятник, кто знает кому? (Г.И. Шелехову, Григорий Шелехов был мореплавателем, исследователем новых земель, купцом). Дима Суетов расскажет, что узнал о городе.

Экскурсовод Дима Суетов: «Наш город был раньше посёлком, потом стал городом и в честь первых строителей Орловских комсомольцев (они жили в палатках) установлен памятник-палатка. В городе очень много улиц и скверов, которые названы именами первостроителей. Мой брат учится в первой школе имени комсомольца, первостроителя Л. Кулика, мы всей семьёй любим гулять по Комсомольской улице». Дима может задать вопрос «Как вы думаете, что означают символы корабль, цветок, знак AL, бабр на гербе города?» (рядом с фотографией памятника Г. Шелехову поместить герб города Шелехова).

Педагог: Ребята, у нас снова возникла проблема. Так как нет карты. мы не знаем куда идти дальше подсказать могут фотографии объектов, находящихся рядом с улицей Т. Панжина или на этой улице (Памятник Г. Шелехову, дорога в городской парк).  Дети выбирают фотографии парка.

Мы с вами находимся в городском парке, что здесь можно увидеть расскажет Богдана Филиппова.

Экскурсовод Богдана:

«Мы с родителями любим гулять в парке. Здесь очень много деревьев (сосна, лиственница, берёза, клён, осина), птиц (дятел, ворона, синица, воробьи, голуби).  В парке живут белки, они не боятся людей, люди их подкармливают. На центральной площади парка находится памятник героям- воинам Великой Отечественной войны, где в День Победы собираются ветераны и жители города. В парке проходят праздники, концерты, конкурсы, есть детские площадки, можно заниматься спортом».

Педагог: Как вы думаете, чтобы сохранить парк, что для этого необходимо? (Вопрос может задать Богдана). Дети высказывают своё мнение. Педагог обращает внимание на контейнеры разного цвета. Зачем в парке установлены такие контейнеры (для мусора). Педагог предлагает вспомнить в какой контейнер по цвету какой мусор надо выбрасывать. Проводится игра «Распредели  мусор в контейнеры».

Через парк мы можем попасть в другое место нашего города- микрорайон.   Здесь есть достопримечательность, о которой узнал Тимур Кондратьев.

Экскурсовод Тимур Кондратьев: «Мы с мамой ходили на мастер –класс в «Ночь искусств» в художественную школу, я там учился рисовать на деревянной заготовке и делал для бабушки брошь.  Школа названа в честь знаменитого русского художника Василия Сурикова. В нашем городе есть культурные места- библиотека, музей имени Г. Шелехова и центр искусств имени К. Самарина.  В школе устраивают выставки картин и рисунков детей и взрослых, несколько картин повредились, помогите их подготовить к выставке (предложение Тимура).  Проводится игра «Разбитая картина».

Ребята, Валерия у нас занимается как раз в центре искусств, сейчас она и проведёт экскурсию

Экскурсовод Валерия: «Я занимаюсь в Центре искусств, раньше он был музыкальной школой.  Директором музыкальной школы был Клим Самарин. Поэтому Центр искусств назван именем К.Г. Самарина. В центре ребята учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, делать поделки, читать ноты. У меня здесь много друзей, хороший преподаватель.  У нас есть большая сцена, где мы любим выступать, Педагог предлагает Валерии показать несколько движений танцевальных для ребят, дети под музыку повторяют (музыкальная пауза).

Из микрорайона мы с вами отправимся в сёла Олху и Веденщину. Но они находятся в разных местах, добраться нам помогут указатели налево и направо. Налево село Олха, направо Веденщина. Дети определяют направление. В Олхе живёт Вика Кошкина, а в Веденщине Савелий Суханов. Они и будут нашими экскурсоводами.

Рассказ экскурсовода Вики: Я живу в красивом селе Олха. Вокруг Олхи берёзовые и сосновые рощи. В реке Олха водится рыба хариус, а в нашем селе находится целебный минеральный источник. В село приезжает много людей чтобы отдохнуть и заняться спортом на горнолыжную базу. Мы с семьёй ездили на горнолыжную базу отдыхать.

Экскурсовод Савелий: «Я живу в селе Веденщина- это очень старое село. Назвали Веденщину в честь построенного храма. При церкви была деревянная школа, сейчас она современная.  В Веденщине есть исторические места: Веденщина славится знаменитыми людьми: писателями, учёными (Обручев…). Есть в селе и памятник герою Великой Отечественной войны. Мы с семьёй часто ходим на Марьин утёс, это такая скала, сплавляемся по реке. В разное время года здесь очень красиво»

Педагог: А вы знаете почему село Олха так называется? (Вопрос может задать Вика). Помогите разгадать шифровку, расставьте буквы по порядку, и вы узнаете слово, от которого происходит название села «Олха». Дети расставляют буквы по порядку цифр и вместе с педагогом читают «АЛАХА».

Педагог: «АЛАХА»- это бурятское слово и означает ловить, добывать зверя, рыбу. Речь идёт о богатстве края и природы.

Рефлексия: Мы проложили маршрут экскурсии и возвращаемся в детский сад, где вам необходимо сделать маршрутный лист-карту. Можете ответить на вопрос: «Зачем нужен маршрутный лист-карта?»  Могут ли дети быть экскурсоводами? Трудно ли быть экскурсоводом, почему? (необходимо хорошо ориентироваться по карте, знать направления (налево, направо, историю прошлого и настоящего города (села), уметь интересно рассказывать другим).  Скажите, зачем вы сегодня рассказывали о городе, проводили экскурсию, нужно ли это детям, взрослым? Вы знаете, я сегодня и сама из ваших рассказов узнала много о нашем городе. Например, об Олхе и Веденщине. Ребята, вот эти материалы, которые вы приготовили с родителями-  это можно считать экспонатами истории города. Где нам можно выставить материал, сохранить для истории не только города, но и нашего детского сада? Мы можем открыть мини-музей в группе. а экскурсоводами будете вы. Дети составляют на ватмане А3 или на отдельных листах маршрут своей экскурсии (по выбору). Создают и открывают в течение недели мини-музей, проводят экскурсии для детей других групп, родителей.



Предварительный просмотр:

                       Проект «Моя малая родина- город Шелехов»

Вид проекта: краткосрочный групповой детско-родительский с заданным практическим результатом.

Сроки реализации проекта: 2недели.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги.

Актуальность темы:

 В проекте «Национальная доктрина образования Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России. граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности…» Основная цель этой работы: помочь каждому ребёнку понять, что значит для него Родина.

Ребёнок рождается на свет и вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство- Родину! Он открыт для познания мира вокруг себя. Но от нас, взрослых, зависит, как этот растущий человек будет относиться к окружающему его миру. Поэтому необходимо   формировать в детях эмоционально насыщенное отношение к своей семье. К родному дому, к нашей большой Родине- России, воспитывать азы гражданственности и патриотизма. Уважительное отношение к нашей народной культуре. Пробуждать в детях веру в то, что пришли они в этот мир творить добро и красоту.

Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей природы, а также как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

 Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать настоящих граждан (патриотов) своего города, надо его знать.  Поэтому необходимо, чтобы дети лучше узнали свой город, его историю, полюбили его.

Гипотеза: Проживая в определённом городе, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем, но и мало знаем об этих местах. Совершая прогулку в городской парк вместе с детьми, проходя мимо памятников, социокультурных объектов, мы убедились в том, что дети плохо знают или совсем не знают о памятных уголках своего города, о природе и объектах парка, не могут рассказать об улице, на которой проживают, где находится их детский сад. Мы решили реализовать проект «Моя малая родина-город Шелехов».

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности, то это можно считать лучшим результатом проекта.

Цель проекта: приобщать детей к истории и культуре малой родины; воспитывать нравственно-патриотические чувства.

Задачи проекта: Обогащать представление у детей об истории, культуре (достопримечательностях и традициях), символике города; развивать познавательный интерес у детей к поиску совместно с родителями информации о своём городе; формировать навыки коммуникативной культуры, умение строить содержательное и связное суждение. умозаключение; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; формировать представление о профессиях людей, живущих в городе.

Стимулировать умение ориентироваться в ближайшем окружении, составлять план -карту, ориентироваться по предметам –ориентирам.  Способствовать развитию умений стилизовать реальные объекты в графическое изображение.

Воспитывать любовь к родному городу, гордиться им, желание сохранить его чистым и красивым.

Предполагаемые результаты: У детей сформируются представления об истории, достопримечательностях, символике своего города и интерес к краеведению; первичные представления о профессиях, наиболее значимых для родного города; о людях, прославивших город; появиться желание бережного отношения к природным и культурным ценностям родного города.

Воспитанники овладеют пространственными отношениями, совершенствуется умение решать проблемные ситуации, сформируются навыки ориентирования на местности по её схематическому изображению, умение читать и изображать план открытого пространства, дети овладели действием замещения (условные обозначения).

Научатся применять на практике знания о правилах безопасности дорожного движения и поведения на улице.

Родители станут активными участниками проекта.

Развивающая предметно-пространственная среда пополнится результатами реализации проекта.

Участие родителей в реализации проекта: Прогулки с ребёнком по городу, осмотр достопримечательностей; Сбор информации о городе, подбор фотографий, открыток, журналов, газет, для оформления альбома и мини –музея в группе.

Посещение краеведческого городского музея имени Г.И. Шелехова. Помощь в оформлении фотовыставки «Любимые места в городе», совместные рисунки детей и родителей на темы «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад». В создании макета –уголка городского парка.

Предварительная работа: Анкетирование родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания; Выявление интереса детей к истории города и формирование данного интереса у воспитанников группы;

Создание предметно-развивающей среды, связанной с краеведением: предметы; книги, альбомы, журналы, открытки, фотографии о родном городе, значки.

Карта страны, области, города; заучивание пословиц, поговорок, стихов о Родине, труде, родном городе.

План реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Как бы вы ответили на вопрос, что такое история города, где можно познакомиться с историей города, его прошлым? Как узнать, как выглядел город(село), какие здесь были здания, как жили люди. Чем они занимались?

Экскурсия в краеведческий музей имени Г.И. Шелехова.

Темы: «Сёла и деревни Шелеховского района», «Растения и животные парка», «Улицы нашего города», «Рождение города»,

Образовательная деятельность «Что мы знаем о родном городе», «Знакомство с профессией металлурга», «Птицы в нашем городе», «Что откуда» (инфраструктура города).

Наблюдение «Кто любит свой город?» (как поддерживают и наводят порядок в городе).

Эксперименты и опыты: «Свалка и дождь», «Где снег чище: в городе или в деревне?», свойства фольги.

НОД «Экскурсия по городу».

 Игры: «Покажи Почемучке достопримечательности  квартала», «Нарисуй план игровой площадки», «Назови улицу», «Ошибка туриста», «Составь маршрут экскурсии», «Путешествие по памятным местам», игра –лабиринт «Пройди по городу», «Помоги добраться до указанного места».

Социально-коммуникативное развитие

Викторина «Мой город родной».

Сюжетные игры: «Детский сад», «Строим дом», «Библиотека», «Музей», «Художественная школа», «Спасатели», «Путешествие по городу», «Экскурсоводы». Творческая игра «Журналисты».

Игры: «Узнай по описанию» (флора и фауна города), «Разбитая картина», «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты- схемы), «Угадай, что загадал», «Как город дышит?», «Проложи маршрут», упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Найди отличия» (город и деревня). «Рассортируй мусор по контейнерам», «Определи вид опасности», «Дорога в детский сад или домой».

Моделирование правил бережного гражданина города.

Акция «Добрая зима», Экологический патруль «Доброе дело».

Коммуникативное (развитие речи)

Составление описательного рассказа о городе, улицах, местах отдыха.

Творческое задание «Придумай пожелание родному городу и людям, живущим в нём»

Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было улиц в нашем городе?»

Рассматривание картины «Городской парк»

Придумывание загадок о разных уголках родного города.

Творческое рассказывание «О каком городе я мечтаю»,

Беседы: «Что интересного есть в нашем городе?». «Кто такие первостроители?», «В честь кого назван наш город?», «Что изображено на гербе города?», «Какие добрые дела можно сделать для своей семьи, детского сада?»  «Какие памятники есть в нашем городе?», «Где и кем работают родители, что они делают на своей работе?», Что полезного и нужного  могут сделать для города дети-дошкольники?»

Художественно-эстетическое развитие

Темы: «Шелеховские художники», «Архитектура нашего города», Понятие «Скульптура», памятники города.

Школа искусств имени К. Самарина.

Оформление альбома «Мой родной город»

Фотовыставка «Любимые места в городе»

Рисование: «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».

Аппликация коллективная «Городской сквер с фонтаном», коллаж «Осень в парке»

Конструирование из бумаги и других бросовых материалов, из строительного материала «Мой город в будущем», «Наш детский сад».

Лепка «Животные и птицы парка».

Макет «уголок городского парка». Создание карты, игры-путешествия по городу.

Музыкальная деятельность: песни о родном городе

Художественная литература: Стихи Шелеховских поэтов для детей

Физическое развитие

Темы: «Какие есть сооружения в городе для занятия спортом» «Для чего нужно горожанам заниматься спортом?», «Как вызвать полицию, скорую помощь, пожарных?», «Что такое улица, по каким законам она живёт?» (безопасность на дороге). Подвижные игры.

Этапы реализации проекта: Мотивирующее начало проекта

 Беседа: Организовать обсуждение вопросов «Как бы вы ответили на вопрос, что такое история города, где можно познакомиться с историей города, его прошлым? Как узнать, как выглядел город(село), какие здесь были здания, как жили люди, чем они занимались? Хотите узнать историю возникновения нашего города, почему он называется Шелехов? О каких любимых местах в городе вы хотели бы рассказать? Предложить детям стать исследователями своего города»- Заинтересовать темой проекта, вызвать эмоциональный отклик и желание принять в нём участие.

Прогулка по городу, что интересного есть в нашем городе, сбор информации о городе - (совместная деятельность детей и родителей)- Вызывать у дошкольников интерес к изучению истории малой родины, к совместной деятельности со взрослыми.

Чтение и обсуждение поговорок и пословиц о родине из журнала «Дорогою добра»- конкретизировать представления детей о родном крае. Воспитывать ценностное отношение к малой родине, её традициям. Активизировать познавательный интерес.

Итогом этапа становится возникновение интереса к теме проекта, мотивационной основы включения детей в проектную деятельность, связанной с желанием дошкольников рассказать об улице, на которой они проживают, памятных уголках своего города, где они побывали вместе с родителями.

Цель работы детей в рамках проекта: стать исследователями, узнать интересное о любимых местах города и рассказать о них сверстникам, создать и оформить в группе в патриотическом уголке мини –музей из тех материалов, которые они собрали совместно с родителями.

Поисковый этап: Если к нам приедут гости из разных городов, что мы можем интересного рассказать им о нашем городе и показать? Как мы можем это сделать? Обобщить ответы дошкольников, разработать план действий, сформировать информационный запрос. Помочь детям сделать выбор, вызвать желание сделать творческие работы.

Практический этап

Посещение краеведческого музея имени Г.И. Шелехова- знакомить детей с достопримечательностями родного города, учить составлять описательные рассказы, правильно называть знакомые места города, улицы, здания.

Дидактические игры: «Узнай по описанию» (сюжет «Экскурсия по городу»), «Разбитая картина», «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты- схемы), «Угадай, что загадал», «Как город дышит?», «Проложи маршрут», упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города», «Найди отличия» (город и деревня). «Рассортируй мусор по контейнерам».

Сюжетные игры: «Детский сад», «Строим дом», «Библиотека», «Музей», «Художественная школа», «Спасатели», «Путешествие по городу», «Экскурсоводы». Творческая игра «Журналисты»- учить дошкольников применять освоенные представления для решения игровой задачи. Способствовать систематизации и обогащению знаний о родном городе

 Беседы: «Сёла и деревни Шелеховского района», «Растения и животные парка», «Улицы нашего города», «Рождение города», «Кто такие первостроители?», «В честь кого назван наш город?», «Что изображено на гербе города?», «Почему наш город называют городом металлургов?»- Формировать интерес к истории города. Воспитывать гордость за тех, кто основал и прославил город своим трудом и творчеством. Знакомить с символами города.

Познавательные рассказы о Шелеховских художниках, К. Самарине, А. Белобородове, Комсомольцах-первостроителях- знакомить дошкольников со знаменитыми земляками. Вызывать стремление быть похожими на них.

Чтение стихотворений Шелеховских поэтов- вызывать интерес и любовь к своему краю, к творчеству поэтов-земляков.

Фотовыставка «Любимые места в городе»

Рисование: «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».

Аппликация коллективная или коллаж «Городской сквер с фонтаном».

Конструирование из бумаги и других бросовых материалов, из строительного материала «Мой город в будущем», «Наш детский сад».

Лепка «Животные и птицы парка»- Создавать условия для развития изобразительны умений. Учить выбирать наиболее заинтересовавшие их значимые достопримечательности города, составлять композицию, дополнять её.

Составление описательного рассказа о городе, улицах, местах отдыха.

Творческое задание «Придумай пожелание родному городу и людям, живущим в нём»

Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было улиц в нашем городе?»

Рассматривание картины «Городской парк»- учить составлять рассказы о родном городе, его жителях

Разработка макета «уголок городского парка». Создание карты, игры-путешествия по городу «Мой город в будущем» или «Город, о котором я мечтаю». Моделирование правил бережного гражданина города, оформление мини – музея – учить детей подбирать материалы для воплощения своих идей, определять, каких материалов не хватает. Поддерживать интерес к теме проекта, творчеству, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Презентация итогов проекта- открытое мероприятие- «Экскурсия по городу» (НОД) с представлением   продуктов исследовательской деятельности, созданных в сотрудничестве детей и родителей: фотографии «Городской парк», «Памятные места родного города», «Село Олха», альбом «История города Шелехова», презентация «Моя малая Родина- город Шелехов», макеты «Уголок городского парка», «Главная площадь города», плакат «Школа искусств имени К.Г. Самарина», книга «Село Введенщина», книжка –раскладушка «Социокультурные объекты города Шелехова».

Результативность

В результате реализации проекта «Моя малая родина-город Шелехов» были достигнуты планируемые результаты:

В ходе проекта дети получили возможность приобщиться к истории и культуре родного города, о том, что Шелехов- часть нашей необъятной страны России. Дети познакомились с историей возникновения и развитием города Шелехова, его географическим расположением, природными ресурсами, экономическим значением, социальной сферой. Во время проекта дети научились использовать различные источники информации (книги, Интернет, беседы) для получения информации об устройстве города (села), знаменитых земляках.

Во время реализации проекта, дети сделали выбор и выбрали близкую им   тему для своего исследования о достопримечательностях города, социокультурных объектах, природных ресурсах и т.п. Исследовательская деятельность помогла детям собрать краеведческий материал (видеоматериал, фотографии, иллюстрации, открытки, книги, репродукции) для мини-музея по краеведению. В ходе исследовательской деятельности у детей сформировались предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, повысилась познавательная активность в стремлении больше узнать о городе и эмоциональная заинтересованность. Каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом.

Посетив музей Г. И. Шелехова, дети расширили представления о истории города, предприятиях, культурных учреждениях, познакомились с особенностями старинных построек, предметов, природе и узнали о Г. И. Шелехове, что за его труд, мужество, героизм, наш город носит его имя. Посещение музея помогло приобрести детям практический свой опыт в проведении экскурсий на занятиях, играх-путешествиях, в составлениях рассказов о малой родине, представлении краеведческого материала.

У детей сформировались представления и о символе-города-гербе, понимание того, что символы не просто обозначают, описывают, раскрывают явления.

При знакомстве с культурным наследием города, дети познакомились с творческой жизнью города, с репродукциями шелеховских художников, памятниками, с социокультурными объектами (школой искусств имени К. Г. Самарина, библиотекой, художественной школой имени Сурикова, Дворцом «Металлург», Стадион,  Городской парк и др.), свои впечатления дети отражали в разных видах деятельности- познавательной, коммуникативной, игровой (выставки рисунков,  макет «Уголок городского парка», составление описательных и творческих рассказов о городе, улицах , местах отдыха, оформление альбома «Мой родной город», «Мы гордимся ими», «Книга профессий моих родителей», сюжетно-ролевые игры, игры- путешествия, экологические плакаты, благоустройство участка). Развились их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки.

Воспитанники приобрели умение делать выводы, анализировать процессы, происходящие в природе, выделять последовательность действий, отражать их в речи и схематически отражать результаты опытов в алгоритмах, составлять рассказы по схемам, расширили знания о объектах живой и неживой природы.

Дети научились замечать красоту и любоваться объектами природы родного города, передавать свои чувства и отношение к природе в продуктивной деятельности (плакаты, коллажи, поделки из природного материала и др.). Познакомились с искусством плаката, что вызвало желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания и участии в экологическом патруле «Доброе дело», что способствовало формированию экологической культуры. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору, появилось желание беречь свой город, украшать и заботиться о его чистоте, моделировали правила бережного гражданина города.

В ходе проекта, воспитанники расширили представления о профессиях своих родителей, работников социальной сферы, сотрудников детского сада, содержании и значимости их труда для жителей города, свои знания и полученный опыт дети отражали в сюжетно-ролевых играх («Музей», «Экскурсоводы», «Строим дом», «Библиотека», «Спортивная школа», «Туристы»).

При ознакомлении с названиями улиц города, дети получили представление в честь кого названы улицы, какую роль сыграли эти люди в жизни города и страны, это вызвало у детей чувство гордости и желание больше узнать о земляках. Важная роль   была отведена и безопасности на улицах города, что такое улица и по каким законам она живёт. В таких играх как «Определи вид опасности», играх- лабиринтах «Пройди по городу», «Дорога в детский сад или домой», дети познакомились с понятием «безопасный маршрут», научились определять конечные пункты назначения, обозначать на карте свой домашний адрес, научились выделять на пути следования опасные участки движения, применять знания о правилах безопасности дорожного движения и поведения на улице.

Приобщение детей к жизни родного города прошло и через ознакомление с пространственными отношениями, у детей совершенствовалось умение решать проблемные ситуации, сформировались навыки ориентирования на местности по её схематическому изображению, умение читать и изображать план открытого пространства, дети овладели действием замещения (условные обозначения), развились наблюдательность и любознательность.  Этому способствовали задания: «Проложи маршрут», «Помоги добраться до указанного места», «Назови улицу», «Покажи Почемучке достопримечательности квартала», «Нарисуй план игровой площадки», «Ошибка туриста» «Составь маршрут экскурсии», «Путешествие по памятным местам».

Родители стали активными участниками проекта: провели вместе с детьми исследовательскую деятельность, помогли создать и оформить продукт проекта, который дети презентовали в заключительном мероприятии «Экскурсия по городу» в роли экскурсоводов, ходили на экскурсию вместе с детьми в  музей, пополнили предметно-пространственную среду группы краеведческими материалами, экспонатами, а дети совместно с педагогами организовали мини – музей, проявили творчество и интерес к нравственно –патриотическому воспитанию детей.

Тема: Экскурсия по городу

Цель: Формирование интереса к истории и культуре малой родины.

Задачи: Обогащать представление детей о достопримечательностях, традициях, социокультурных объектах, символике родного города; развивать познавательный интерес к   поиску информации о своём городе; формировать навыки коммуникативной культуры, умение строить содержательное и связное суждение, умозаключение; представление о профессиях людей, живущих в городе.

Стимулировать умение ориентироваться в ближайшем окружении, составлять план -карту, ориентироваться по предметам –ориентирам.  Способствовать развитию умений стилизовать реальные объекты в графическое изображение.

Закрепить правила безопасного поведения на дороге.

 Воспитывать любовь к родному городу, гордиться им, желание сохранить его чистым и красивым; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Мотивационно-организационный этап: Педагог: Ребята, на днях мы посетили городской музей, где сотрудники музея провели для нас экскурсию о истории нашего города. Как вы думаете, могут ли дети быть экскурсоводами? Как мы можем это   проверить? (попробовать провести экскурсию и рассказать, что узнали о городе в группе для своих друзей, для воспитателя, для родителей, для детей другой группы, гостей города). Может мы сегодня и проверим это, отправимся на экскурсию по городу. Вы будете сегодня экскурсоводами. Но есть проблема! У нас с вами нет маршрутного листа-карты экскурсии. На маршрутном листе-карте размещены объекты и указаны стрелками передвижения по ней. У экскурсовода должна быть такая маршрутная карта.  Как решим эту проблему? (Дети предлагают варианты решений и выбирают оптимальный).  Педагог: ваши решения, идеи интересны, мы ими воспользуемся в следующий раз, но сейчас мы не можем это сделать, у нас не останется времени на экскурсию. Может быть сначала этот маршрут нам надо пройти самим, а потом смоделируем маршрутную карту.

Цель детей: на время стать экскурсоводами, провести экскурсию, рассказать, что узнали с родителями о родном городе, составить маршрутную экскурсионную карту, в конце экскурсии ответить на вопрос «Зачем нужна экскурсоводу маршрутная лист-карта?»

Практический этап: Педагог: Мы находимся с вами в детском саду, значит отправимся на экскурсию из детского сада. Вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? Алиса Москалёва узнала и сейчас нам расскажет

Экскурсовод Алиса: «Наш детский сад находится на улице Тимофея Панжина. Тимофей Панжин был директором Иркутского алюминиевого завода, и улицу назвали в честь этого человека. На здании детского сада есть мемориальная доска, она посвящена первому заведующему детского сада Валентине Соболь. Наш город дружит с японским городом Неагари. Валентина Соболь принимала первую японскую делегацию детей в нашем детском саду. На улице Т. Панжина находится и дворец культуры «Металлург», где я занимаюсь танцами.

Педагог: Чтобы пройти к дворцу культуры «Металлург», нужно перейти дорогу (Дети рассказывают, как переходить правильно через дорогу).

Педагог: Около дворца культуры «Металлург» установлен памятник, кто знает кому? (Г.И. Шелехову), Григорий Шелехов был мореплавателем, исследователем новых земель, купцом). Дима Суетов расскажет, что узнал о городе.

Экскурсовод Дима Суетов: «Наш город был раньше посёлком, потом стал городом и в честь первых строителей Орловских комсомольцев (они жили в палатках) установлен памятник-палатка. В городе очень много улиц и скверов, которые названы именами первостроителей. Мой брат учится в первой школе имени комсомольца, первостроителя Л. Кулика, мы всей семьёй любим гулять по Комсомольской улице». Дима может задать вопрос «Как вы думаете, что означают символы корабль, цветок, знак AL, бабр на гербе города?» (рядом с фотографией памятника Г. Шелехову поместить герб города Шелехова).

Педагог: Ребята, у нас снова возникла проблема. Так как нет карты. мы не знаем куда идти дальше подсказать могут фотографии объектов, находящихся рядом с улицей Т. Панжина или на этой улице (Памятник Г. Шелехову, дорога в городской парк).  Дети выбирают фотографии парка.

Мы с вами находимся в городском парке, что здесь можно увидеть расскажет Богдана Филиппова.

Экскурсовод Богдана:

«Мы с родителями любим гулять в парке. Здесь очень много деревьев (сосна, лиственница, берёза, клён, осина), птиц (дятел, ворона, синица, воробьи, голуби).  В парке живут белки, они не боятся людей, люди их подкармливают. На центральной площади парка находится памятник героям- воинам Великой Отечественной войны, где в День Победы собираются ветераны и жители города. В парке проходят праздники, концерты, конкурсы, есть детские площадки, можно заниматься спортом».

Педагог: Как вы думаете, чтобы сохранить парк, что для этого необходимо? (Вопрос может задать Богдана). Дети высказывают своё мнение. Педагог обращает внимание на контейнеры разного цвета. Зачем в парке установлены такие контейнеры (для мусора). Педагог предлагает вспомнить в какой контейнер по цвету какой мусор надо выбрасывать. Проводится игра «Распредели  мусор в контейнеры».

Через парк мы можем попасть в другое место нашего города- микрорайон.   Здесь есть достопримечательность, о которой узнал Тимур Кондратьев.

Экскурсовод Тимур Кондратьев: «Мы с мамой ходили на мастер –класс в «Ночь искусств» в художественную школу, я там учился рисовать на деревянной заготовке и делал для бабушки брошь.  Школа названа в честь знаменитого русского художника Василия Сурикова. В нашем городе есть культурные места- библиотека, музей имени Г. Шелехова и центр искусств имени К. Самарина.  В школе устраивают выставки картин и рисунков детей и взрослых, несколько картин повредились, помогите их подготовить к выставке (предложение Тимура).  Проводится игра «Разбитая картина».

Ребята, Валерия у нас занимается как раз в центре искусств, сейчас она и проведёт экскурсию

Экскурсовод Валерия: «Я занимаюсь в Центре искусств, раньше он был музыкальной школой.  Директором музыкальной школы был Клим Самарин. Поэтому Центр искусств назван именем К.Г. Самарина. В центре ребята учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, делать поделки, читать ноты. У меня здесь много друзей, хороший преподаватель.  У нас есть большая сцена, где мы любим выступать, Педагог предлагает Валерии показать несколько движений танцевальных для ребят, дети под музыку повторяют (музыкальная пауза).

Из микрорайона мы с вами отправимся в сёла Олху и Введенщину. Но они находятся в разных местах, добраться нам помогут указатели налево и направо. Налево село Олха, направо Введенщина. Дети определяют направление. В Олхе живёт Вика Кошкина, а в Введенщине Савелий Суханов. Они и будут нашими экскурсоводами.

Рассказ экскурсовода Вики: Я живу в красивом селе Олха. Вокруг Олхи берёзовые и сосновые рощи. В реке Олха водится рыба хариус, а в нашем селе находится целебный минеральный источник. В село приезжает много людей чтобы отдохнуть и заняться спортом на горнолыжную базу. Мы с семьёй ездили на горнолыжную базу отдыхать.

Экскурсовод Савелий: «Я живу в селе Введенщина- это очень старое село. Назвали Введенщиной в честь построенного храма. При церкви была деревянная школа, сейчас она современная.  В Введенщине есть исторические места: Введенщина славится знаменитыми людьми: писателями, учёными (Обручев…). Есть в селе и памятник герою Великой Отечественной войны. Мы с семьёй часто ходим на Марьин утёс, это такая скала, сплавляемся по реке. В разное время года здесь очень красиво»

Педагог: А вы знаете почему село Олха так называется? (Вопрос может задать Вика). Помогите разгадать шифровку, расставьте буквы по порядку, и вы узнаете слово, от которого происходит название села «Олха». Дети расставляют буквы по порядку цифр и вместе с педагогом читают «АЛАХА».

Педагог: «АЛАХА»- это бурятское слово и означает ловить, добывать зверя, рыбу. Речь идёт о богатстве края и природы.

Рефлексия: Мы проложили маршрут экскурсии и возвращаемся в детский сад, где вам необходимо сделать маршрутный лист-карту. Можете ответить на вопрос: «Зачем нужен маршрутный лист-карта?»  Могут ли дети быть экскурсоводами? Трудно ли быть экскурсоводом, почему? (необходимо хорошо ориентироваться по карте, знать направления (налево, направо, историю прошлого и настоящего города (села), уметь интересно рассказывать другим).  Скажите, зачем вы сегодня рассказывали о городе, проводили экскурсию, нужно ли это детям, взрослым? Вы знаете, я сегодня и сама из ваших рассказов узнала много о нашем городе. Например, об Олхе и Введенщине. Ребята, вот эти материалы, которые вы приготовили с родителями-  это можно считать экспонатами истории города. Где нам можно выставить материал, сохранить для истории не только города, но и нашего детского сада? Мы можем открыть мини-музей в группе. а экскурсоводами будете вы. Дети составляют на ватмане А3 или на отдельных листах маршрут своей экскурсии (по выбору). Создают и открывают в течение недели мини-музей, проводят экскурсии для детей других групп, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя малая Родина - город Зеленодольск"

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И...

Проект "Моя малая родина- город Нефтеюганск"

В ходе данного  проекта осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного городаместным достопримечательностям, в...

Итоговое занятия в рамках реализации проекта "Моя малая Родина- город Когалым" в средней группе

Цель: обогащение знаний детей о родном городе посредством использования игровых технологи...

Педагогический проект " Моя Малая Родина- город Когалым" ( средняя группа)

laquo;Детство — каждодневное открытие мира,и поэтому надо делать так, чтобы оно стало,прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия».В.А. Сухомлинский Актуальност...

Патриотический проект «Моя малая Родина- город Батайск».

Вид, тип проекта: Информационно- творческий, речевой; долгосрочный.Участники проекта: дети, родители, учитель-логопедТип проекта: групповой Актуальность.У современных детей, а особенно ...

Проект "Моя малая Родина - город Шелехов"

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать настоящих граждан (патриотов) своего города, надо его знать. Поэтом...