Проект "Народы нашего края - Эвенки"
проект (старшая, подготовительная группа)

Ольховская Ксения Олеговна

Проект "Народы нашего края - Эвенки". Цель: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов родного края путем создания этнографического отдела музея в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olhovskaya_k.o._proekt_evenkiyskiy_muzey.docx529.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Брусника»

ПРОЕКТ на тему:

«Народы нашего края - Эвенки»

Подготовила:

Воспитатель

подготовительной группы

«Почемучки»

Ольховская К.О.

п. Магистральный

2022-2023 учебный год

Актуальность

«Без исторической памяти - нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа».

(Г.Н. Волков)

По мнению известных педагогов, исследователей (Э.К. Суслова, С.А. Козлова, Е. А. Казаева и др.) формирование патриотических и гражданственных чувств, любви к Отчизне должно осуществляться с самого раннего детства. Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».

В дошкольном учреждении патриотическое воспитание начинается с ознакомления детей с Малой Родиной, что способствует формированию уважительного отношения к культуре других народов, пониманию их самобытности, принятию специфики культурных ценностей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов в дошкольных учреждениях, является проектная деятельность. Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре эвенкийского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края. Исходя из актуальности, проект может быть рекомендован к использованию другими дошкольными учреждениями.

Технологическая карта проекта

1

Название проекта

«Народы нашего края – Эвенки»

2

Тема проекта

Создание этнографического отдела музея, посвящённого Эвенкам

3

Проблемное поле проекта (мотивационный этап)

Знакомство с малочисленным народом, проживающим на территории нашего района - Эвенками

4

Вопросы к детям и ответы!!! детей

Что я знаю?

- Что у меня бабушка Эвенка и мы часто бываем на праздниках в общине (Яна С.)

- Есть такие люди и у них очень интересная красивая одежда (Катя К.)

- Они жили в нашем районе ещё когда не было нашего посёлка (Саша Т.)

Что хочу узнать?

- Чем занимались Эвенкийские дети, если у них не было телефонов? (Андрей Ш.)

- Как Эвенки жили в Юртах и чем питались? (Соня Т.)

- Где они брали одежду, посуду и мебель, ведь у Эвенок не было магазинов (Маша С.)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Я спрошу у мамы, она всё про них знает (Яна С.)

- Можно прочитать в интернете, там, наверное, всё про них написано (Соня А.)

- Сходить в музей, там нам всё про них расскажут (Паша Т.)

5

Цель проекта

Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям народов родного края путем создания этнографического отдела музея в условиях ДОУ.

6

Задачи проекта

Для детей

- Узнать всё об Эвенках, их традициях и организации быта;

- Принять участие в создании этнографического отдела музея;

- Познакомится с эвенкийскими народными сказками и играми.

Для педагогов

- Подобрать и изучить литературу и интернет-ресурсы по теме «Эвенки»;

- Привлечь родителей к реализации проекта «Народы нашего края – Эвенки»;

- Подготовить дидактические игры, консультации для родителей, презентации и конспекты НОД по теме проекта.

Для родителей

- Стимулировать желание детей узнавать что-то новое об Эвенках;

- Оказать помощь в изготовлении и приобретении экспонатов для этнографического отдела музея;

- Формирование интереса к проблеме патриотического воспитания детей.

7

Планируемые результаты

проекта

Для детей

- Знают о Эвенках, их традициях и обычаях, организации быта;

- Каждый принял участие в создании этнографического отдела музея;

- Знают эвенкийские народные сказки, используют эвенкийские народные игры в самостоятельной деятельности.

Для педагогов

- Изучена литература и интернет - ресурсы, подобран материал по теме проекта;

- В группе создан этнографический отдел музея с привлечением родителей и детей группы;

- Разработаны конспекты НОД, подготовлены презентации, консультации для родителей.

Для родителей

- Заинтересованы в патриотическом воспитании детей, готовы оказывать помощь воспитателю;

- Помогают своим детям искать информацию о эвенках и делиться её с детьми группы;

- Приняли участие в создании и приобретении экспонатов для музея.

8

Основные шаги реализации проекта

1 этап «Проектировочный»

- Определение темы и актуальности создания отдела музея

- Подбор и изучение материалов о быте и культурных традициях эвенок

- Составление каталога необходимых музейных средств

- определение помещения, отделов музея и идейного замысла экспозиции

2 этап «Информационно-диагностический»

- выявление (в ходе беседы) знаний детей о коренных жителях нашего района

- подготовка консультаций для родителей о патриотическом воспитании дошкольников

- оформление информационного стенда для родителей

3 этап «Преобразовательно-внедренческий»

- Преобразование предметно-образовательной среды через включение этнографического компонента (отдела музея)

- Привлечение родителей воспитанников к наполнению музея экспонатами

- Разработка и внедрение системы образовательной деятельности по приобщению дошкольников к культурным традициям коренных народов нашего края (эвенки) в условиях этнографического отдела музея ДОУ

4 этап «Аналитико-рефлексивный»

- подведение итогов внедрения этнографического отдела музея в образовательную среду ДОУ.

9

Описание продукта, полученного в результате проекта

В группе детского сада организован этнографический отдел музея

Все экспонаты, представленные в музее, условно разделены на несколько экспозиций:

- «Традиционная одежда Эвенок»

- «Народные ремёсла эвенкийских мужчин»

- «Декоративно-прикладное искусство эвенкийских женщин»

Кроме этого, разработана картотека эвенкийских народных игр и сборник эвенкийских народных сказок

10

Вид проекта

Познавательно-творческий, среднесрочный (5 недель), групповой

11

Состав участников

Дети подготовительной группы

Родители детей подготовительной группы

Воспитатель подготовительной группы

12

Интеграция образовательных областей

Образовательный процесс осуществляется в различных видах детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО:

1. «Познавательная деятельность»: даются первоначальные представления о семейно-бытовой и нравственно-этической культуре коренных народов нашего края (эвенок);

2. «Речевая деятельность»: используются эвенкийские народные сказки, поговорки и пословицы;

3. «Изобразительная деятельность»: используются предметы, изображающие жизнь эвенкийских народов; в рисунках и поделках актуализируется полученная информация.

№№

пп

Название

образовательной

области

Тема занятия

Цель

1

Познавательное развитие

«Знакомство с музеем»

Знакомство с жизнью и бытом эвенкийского народа через знакомство с экспонатами этнографического отдела музея

2

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Северный олень»

Формировать умение создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей (опираясь на образ оленя, представленного на выставке в этнографическом отделе музея)

3

Развитие речи

Чтение художественной литературы «Девочка – Чуткость»

Знакомство с народным творчеством Эвенок через чтение народной эвенкийской сказки (в качестве мотивации использована деревянная кукла, представленная в отделе музея)

4

Познавательное развитие

«Эвенки в нашем районе»

Закрепление знаний о Эвенках, как о малочисленном народе нашего края через рассказ представителя Эвенок в национальном костюме (который представлен в музее)

5

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Девочка в эвенкийской шубке»

Формировать умение рисовать фигуру человека передавать образ одежды, закрепить приёмы рисования карандашом через изображение девочки в эвенкийской шубке (в качестве наглядного пособия использованы куклы из музея)

6

Развитие речи

Составление описательного рассказа «Самый интересный экспонат»

Развитие связной речи через составление описательного рассказа о наиболее понравившемся экспонате, представленном в этнографическом музее.

7

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из бумаги

«Эвенкийский чум»

Совершенствовать умение конструировать из бумаги: складывать круг на четыре части, использовать способ закручивания бумажного круга в конус, надрезать по сгибам, используя схему.

13

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

В Казачинско-Ленском районе есть единственная национальная деревня. Находится на 42 км юго-восточнее железнодорожной станции Киренга в подчинении Казачинского сельского поселения. Постоянная транспортная связь существует лишь зимой. Проживают эвенки также в с. Казачинское, р.п. Магистральном.

Мало кто знает, что коренных эвенков в Казачинско-Ленском районе остался всего 71 человек (по данным 2020 года). При этом почти все они метисы, ведь ассимиляция уже практически полностью поглотила этот народ.

14

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Ноутбук (с выходом в интернет), принтер цветной, ИКТ-оборудование (экран, проектор, колонки), ткань (для создания фона)

15

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

1 этап «Проектировочный» - 1 неделя

2 этап «Информационно-диагностический» - 1 неделя

3 этап «Преобразовательно-внедренческий» - 2 недели

4 этап «Аналитико-рефлексивный» - 1 неделя

Приложение

Перечень экспонатов, которые удалось собрать для этнографического отдела музея, входе реализации проекта

Название

Кол-во

Описание

1

Платья

2

Выполнены из ровдуги (замши), украшены мехом и бисером

2

Повязки на голову

2

До недавнего времени у сымско-кетских эвенков бытовал в употреблении и старинный головной убор в виде повязки. Изготавливали ее из широкой ровдужной полосы, которая охватывала голову и завязывалась на затылке с помощью вязок или зашивалась наглухо. К этой полосе пришивали четыре лямки, проходящие крестообразно по голове и плотно обшитые бисером голубого, жёлтого, белого и синего цветов

3

Пояс

1

Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой.

4

Куклы в национальном костюме

3

Куклы одеты в национальные костюмы, выполненные из меха и замши

5

Солнышко

6

главный эвенкийский оберег для охотников и оленеводов, символ любви, душевного тепла, богатства и дружбы, символ жизни и всего живого на земле

6

Брелки

4

Выполнены из обрезков меха

7

Брошь

1

Украшение для эвенкийских девушек

8

Календарь охотника

2

На календаре горизонтально наносили насечки и отмечали количество дней. 12 таких горизонтальных линий - это число месяцев в году. А год стал начинаться с 1 сентября и длился 365 дней. Дни считали с помощью деревянного штырька, который каждый день передвигали в соседнее отверстие. В этом календаре уже отмечали праздники в виде звёздочек.

9

Поделка из дерева

1

Олень, везущий Эвенка на санях, вырезан из дерева

10

Бусы+ серьги

1

Украшения выполнены эвенкийскими рукодельницами

11

Шкатулка

1

Муручун Обычно изготавливалась из бересты и обтягивалась ровдугой, которую украшали мехом и орнаментом

12

Юрта

1

Национальное жилище эвенок

13

Кукла из дерева

1

Аюкан – вырезанная из дерева кукла.

14

Вышивка на унты

Украшение для обуви выполнено из замши, украшено мехом и бисером

15

Олень

1

Фигура оленя выполнена эвенкийскими умельцами

16

Сумка

1

«олдом кавья». Выполнена из замши.

17

Кумолан

1

национальный ковёр эвенков, сшитый из оленьих шкур

18

Туесок

1

Баночка из бересты для хранения сыпучих продуктов или мелких вещей

19

Оберег

1

Оберег из дерева с изображением оленя служит защитой юрты и символом изобилия

20

Унты

1

Национальная зимняя обувь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...