«Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения с учётом регионального компонента»
материал

Николичева Елена Васильевна

Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

Воспитатель

Николичева Елена Васильевна

Первая квалификационная категория

«Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории дошкольного учреждения с учётом регионального компонента»

В дошкольном возрасте начинает зарождаться и формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Именно внедрение регионального компонента определяет содержание части программы воспитания адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №25. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды. (Слайд 2)

Развивающая предметно пространственная среда  включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Мурманской области, приобщению детей к культурному наследию народа, населяющего область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве, об исторических событиях и фактах; о природе, о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям. (Слайд 3)

С этой целью в детском саду оформлены центры по нравственному и патриотическому воспитанию, которые включают элементы регионального компонента. (Слайд 4)

Оформление уголков краеведения в группах четко продумано. Месторасположение удобно для детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной, насыщенность соответствует возрастным особенностям детей, разнообразие материалов, оборудования, инвентаря обеспечивает воспитанникам игровую, познавательную и творческую активность.

Реализуя воспитательную работу с учетом регионального компонента, возник вопрос: «Что внести нового и интересного для изучения национальных традиций и обычаев, воспитания любви к природе родного края и его обитателям, потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их?» В решении этого вопроса помогло участие МАДОУ в Федеральном проекте «Образование» от Благотворительного фонда «Вклад в будущее» (2022-2024г.г) в рамках пилотной площадки по реализации проекта по внедрению Программы по развитию личностного роста в образовательных организациях Мурманской области в 2022 – 2024 г.г.(приказ 82/1 – о от 26.04.2022г.)

После коллективного обсуждения было принято решение создать предметно – развивающую среду на территории детского сада с учетом регионального компонента. Так появилась экологическая тропа «На Севере живем!»

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания у детей любви к своей Родине, к ее обитателям. Работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходит через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями и животными, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании.

(Слайд 5) Так как наше учреждение посещают дети с различными зрительными нарушениями, то при организации предметно-развивающей среды учитывалась коррекционная направленность, нацеленная на реализацию следующих задач:

- создать оптимальные условия для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- вовлечь все сохранные анализаторы в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а также в процесс овладения способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Для ребенка с нарушением зрения осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют слабовидящим детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах, поэтому разрабатывая проект экологической тропы учитывали величину объектов, наиболее доступную для восприятия цветовую гамму, характер поверхности, пространственное расположение.

В результате на территории детского сада были оборудованы следующие объекты:

- Птичий дворик. (Слайд 6 и 7) Он оборудован на озелененном участке местности, внутри огражденной территории МАДОУ с правой стороны от центральных ворот и обеспечивает свободный подход детей для наблюдения за птицами. Воспитанники могут круглый год наблюдать за птицами, которые обитают на территории нашего края, подкармливать их, закреплять знания о перелетных птицах. Здесь можно увидеть синицу, воробья, снегиря, свиристель, дятла, сойку, утку, также можно ознакомиться с меню пернатых, которое размещено на рекламном штендере.

- Грибы. (Слайд 8) Дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Они очень мало знают о грибах нашего края, их роли в природе, не задумываются о том, как их надо собирать, чтобы не навредить грибнице. На территории Кольского полуострова некоторые виды грибов занесены в «Красную книгу».  Представления детей о грибах стереотипны и неверны с экологической точки зрения, и сводятся к тому, что они бывают съедобными – хорошими, и ядовитыми, вредными. Представлены муляжи подосиновика, подберезовика, сыроежки, мухомора, бледной поганки, опят, лисичек.

На этом участке экотропы дети знакомятся с внешним видом и строением грибов, с их разнообразием, закрепляют представления о необходимости сохранения грибов на земле, а также с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.

- Насекомые. (Слайд 9) Здесь воспитанники учатся узнавать и называть насекомых, различать их по внешнему виду. Получают информацию о пользе насекомых или их вреде для людей и растений, правильном поведении в природе.

Здесь можно встретить муравья, божью коровку, паука, кузнечика, жука, гусеницу, бабочку.

- Деревья и кусты. (Слайд 10) На территории детского сада растут сосна, ель, береза, шиповник, калина, рябина, осина. Рассматривая деревья, у дошкольников формируется система знаний о растениях, их признаках, свойствах, разнообразии, а также связях и отношениях между ними, а также экологические представления о растениях родного края, навык экологически грамотного поведения в природе.

- Тундра. (Слайд 11) Здесь можно встретить северного оленя, поедающего ягель и настоящую саамскую вежу. Северный край – благодатный регион для развития представлений о социокультурных ценностях посредством познания саамских традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, сильного, трудолюбивого и творческого народа. Данная зона воспитывает любовь к родной земле, уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

- Ферма. (Слайд 12) На данном объекте представлены домашние птицы петух, курица, цыплята, гусь, гусята, индюк и домашние животные баран и свинья с поросятами. Ребятам очень нравятся экскурсии на «ферму», т.к они не только получают знания о домашних животных и птицах, но и участвуют в их «подкормке», уборке территории.

- Огород. (Слайд 13) Мы живем в условиях крайнего севера и на улице, на грядках, можем выращивать только самые морозоустойчивые сорта овощей.

Так на территории детского сада был создан объект «Огород», где помимо грядок установлена теплица, в которой высажен красный перец, горох, фасоль, помидоры, огурцы, салат. А на грядках клубника, лук, щавель. Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширять, обогащать и закреплять знания о овощах, ягодах, особенностях их выращивания. 

Умение самим увидеть посадку определенных овощных культур, ухаживать за ними, понаблюдать, как быстро и в какую форму превращаются недавние семена, и рассада помогает детям почувствовать сопричастность с природой, позволяет приобрести первые полезные трудовые навыки, положить начало формированию отношения к земле как богатству страны, заложить основы любви к ней и к труду. Главное, выращенный и собранный урожай даёт возможность употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

- Лесная поляна. (Слайд 14) Здесь можно встретить медведя, лису, зайца, ежа, волка, белку. На данном маршруте воспитанники знакомятся с внешним видом диких животных, составляют описательные рассказы, получают информацию о представителя фауны Крайнего Севера.

- Метеоплощадка. (Слайд 15) Предметно – развивающая среда созданная на объекте «Метеоплощадка», дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов, понаблюдать за изменениями погоды, проанализировать, составить прогноз, сделать выводы, используя для этого специальные приборы. Метеоплощадка доступна для воспитанников круглый год.

         Для каждого объекта разработан стенд с QR-кодом, в котором зашифрована информация о местонахождении или местопроизрастании того или иного объекта.

        В настоящее время работа по созданию тропы продолжается. Педагогический состав разрабатывает конспекты, мероприятия как для воспитанников, так и для родителей.

Таким образом, правильно организованная современная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе работы, мною ...

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Проект «Территория детства» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста

Проект «Территория детства» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего дошкольного возраста...