Конспект занятия по краеведению
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сидоренко Юлия Александровна

Конспект занятия по краеведению "Животный мир Дальнего Востока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7zhivotnyy_mir_dalnego_vostoka_nod.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Животный мир Дальнего Востока»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель:

- в игровой форме продолжать знакомить детей с представителем дальневосточной тайги – уссурийским тигром и формировать заботливое отношение к нему.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Область «Познавательное развитие»:

Закреплять у детей знания о диких животных Приморского края. Закрепить знания детей о животном мире заповедных местах. Формировать знания детей о транспортных средствах; уточнить правила безопасного поведения на дороге, в транспорте.

Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий;

Формировать навыки групповой работы, находить решение и делать выводы;

Развивать интерес к занятиям, логическое мышление, внимание.

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Область «Речевое развитие»:

Развивать диалогическую, монологическую и связную речь, умение отвечать на вопросы;

Развивать мыслительные операции, умение действовать в соответствии с инструкцией;

Формировать умение детей говорить полным ответом, не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Область «Физическое развитие»:

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;

Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом;

Воспитывать интерес к смене деятельности.

Область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать слуховое восприятие, творческое воображение, чувство ритма;

Способствовать практическому усвоению знаний в игре.

Область «Социально- коммуникативное развитие»:

Воспитывать основы национального самосознания; развивать память, внимание. Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за природу, бережное отношение к ней.

Виды деятельности:

Познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, конструктивная.

Формы организации:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы реализации:

Создание игровой мотивации; использование пособий, музыкального сопровождения, поощрение, пояснение, подведение к выводу; сюрпризный момент; активная деятельность детей.

Используемые технологии:

Развивающие, информационные- коммуникативные, познавательно- исследовательские, личностно- ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционные, проектная деятельность.

Предварительная работа педагогов:

Подготовка демонстрационного материала;

Методы и приемы: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, чтение сказок, поощрение). Наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, памятки, карта Приморского края, Красная книга).

Практический ( разукрашивание иллюстраций, выполнение упражнений).

Игровой ( воображаемая ситуация, дидактические игры).

Предварительная работа с детьми:

- Занятие «Животный мир Приморья»; Дидактическая игра «Домашние и дикие животные», Беседа «Кто живет в лесу», Беседа «Как животные готовятся к зиме», Беседа «Мое Приморье», Чтение сказок о животных, рассказы и рисунки детей: «Животные леса», обсуждение ситуации: «Зачем животные меняют шубу?», разучивание песни «У природы бесполезных нет».

Оборудование и материал:

мольберт, магнитная доска, картинки диких животных (на всех детей), картинки тигрят (на всех детей), проектор, интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, красная книга, стаканчики для воды, кисточки, салфетки, краски медовые, карта, ёлочки, веточки, разрезная картинка.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята. Сейчас у нас с вами будет интересное занятие-путешествие в лес для знакомства с дикими животными.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»:

- Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

Путешествие в тайгу

Воспитатель. Ребята, мы отправимся в путешествие в лес – этот лес необычный, его люди называют тайгой (Уссурийской тайгой). Тайга — удивительное создание природы. В «зеленом океане» нашей Родины она занимает особое место, пройдем по местам, где обитает тигр. Сейчас мы с вами отправимся на вертолете в экспедицию в уссурийскую тайгу.

Занимайте свои места, пристегнитесь, мы взлетаем. А чтобы быстрее очутиться в тайге, я вам загадаю загадку:

Дел у меня немало- Я белым покрывалом
Всю землю одеваю, В лёд реки укрываю,
Белю дома, поля, Зовут меня …(
зима)

Верно, ребята, это зима. Посмотрите какая она.(картинка зимы на экране) Ребята, а давайте вместе расскажем о том какая бывает зима. Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать:

  • зима может быть…(холодная, суровая, снежная,…)
  • мороз может быть …(сильный, трескучий,…)
  • снег может быть …(белый, пушистый, мягкий,…)

Рассматривание слайдов (деревья тайги)

Оглянитесь вокруг, вот мы и прилетели. Давайте с вами внимательно рассмотрим, какие деревья встречаются в уссурийской тайге. (Кедр, сосна, лиственница, ель).

Воспитатель может задать другие вопросы по теме. (Например, чем отличается тайга от обычного леса? Каких деревьев в тайге больше? Почему деревья называются хвойными?)

Беседа о тигре (рассматривание слайдов)

Здесь в знаменитой уссурийской тайге, ребята, живет тигр. Его любимые места обитания — горные кедрово-широколиственные леса. Особенно любит тигр леса со скалами, каменными нишами и пещерами. Здесь он охотится, с высоких точек обозревая свои владения. Ребята, а вы знаете, что тигра называют хозяином уссурийской тайги. (Обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением тигра). Необычное это имя было дано еще в древние времена коренными жителями Дальнего Востока, удэгейцами, которые жили и охотились в уссурийской тайге. Они поклонялись дикой кошке по имени Амба, её считали мудрым, священным, неприкосновенным животным. Охотники никогда в нее не стреляли. Прошли годы, и дикая кошка получила от людей еще одно имя, которое все вы хорошо знаете — тигр амурский.

Амур — это большая дальневосточная река, в бассейне которой живет тигр. Тигр — символ богатства и красоты Дальнего Востока — гордо ступает по сопкам Сихотэ-Алиньского хребта, главной горной системы Приморского края.

На охоте тигр полагается на замечательно острое зрение и слух. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. А если под лапой сучок хрустнет, всё, добыча убежит и тигр останется голодным. (воспитатель обращает внимание детей на слайд)

Посмотрите пожалуйста, это карта нашего Приморского края. А кто знает, почему наш край называется Приморским?

Дети – рядом море.

Воспитатель – Наш край - это земля при море. Отсюда и название – Приморский. Берега края омываются водами Японского моря. Леса на территории нашего края напомню вам, называют уссурийской тайгой. Богат и разнообразен животный мир уссурийской тайги. Здесь живут разные звери. Скажите, а как можно назвать одним словом зверей, которые живут в лесу, тайге?

Дети – это дикие животные.

Воспитатель – Предлагаю вам, поиграть в игру кто живет рядом с тигром в тайге.

Дидактическая игра «Кто живет в тайге»

Воспитатель – Посмотрите, я для вас приготовила картинки диких животных, давайте их поселим в нашей Уссурийской тайге. Смотрите лес у нас по всему краю, на карте он обозначен зелёным цветом. Встаньте полукругом, будем говорить по одному, не перебивать друг друга. Каждый по очереди называет животное и размещает его на карте.(например – волк – это дикое животное). Дети расселяют животных по карте, рассматривают слайды.

Воспитатель – Молодцы, смотрите, сколько зверей разных живет в тайге вместе с тигром.

Обратите внимание кругом огромные сугробы, нелегко, наверное, сейчас животным в лесу. А почему?

Дети – холодно, голодно им в лесу зимой.

Воспитатель – Да, верно. Трудно им зимой. Скажите, а что нужно животным в тайге, чтобы выжить?

Дети – тёплая шуба, хорошее зрение, хороший нюх.

Воспитатель – Верно, острый нюх очень помогает животным. Ведь если заяц вовремя не учует лису, то и не успеет убежать от неё. А чтобы и у нас носики хорошо дышали, давайте тоже подышим носиками.

Дыхательная гимнастика.

Вдохните носиком глубоко, почувствуйте аромат ёлочки, выдохните через рот. Ещё раз вдохните и выдохните, и ещё раз вдохнули и выдохнули. Пахнет лесом? А ещё диким животным помогает умение ходить так, чтобы другие звери их не услышали, очень им это помогает. Чтобы зайцу быстрее убежать, тигру добычу поймать, тигр ходит очень, очень осторожно.

А давайте и мы попробуем пройти по «тигриной тропе» (небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив. Демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе. Задача – пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка.) Идём друг за другом, мягко, как тигр.

И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.

Физкультминутка «Мы – тигрята»

Воспитатель – Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.

Прибежали все тигрятки Дети выполняют все движения, описанные в речёвке

И все начали зарядку –ррррр- звук –р- произнося на выдохе.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. –ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.- ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Улыбнулись все тигрятки.- ррррр-

Молодцы ребята, вам понравилась звериная зарядка?

Посмотрите-ка, а что здесь под ёлочкой? Похоже разрезанная картинка. Давайте вместе соберём её и посмотрим, кто получится.

Игра «Собери тигра»

(дети на ковре собирают картинку большого тигра)

Давайте рассмотрим тигра. Расскажите, какой он.

Дети – тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши, хвост, лапы.

Воспитатель – да, верно. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат- то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку. А ещё тигра называют санитаром леса, он охотиться на слабых и больных животных. Давайте, посмотрим, как тигр живёт в тайге. Дети смотрят слайды на которых изображён тигр в своей среде – в тайге.

Беседа о Красной книге.

Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, но он тоже нуждается в нашей защите. Посмотрите, я хочу показать вам красную книгу. Это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас. Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. Тигр большое и сильное животное, хозяин тайги, но его жизнь находится под угрозой. Браконьеры, убивают животных, наносят большой вред природе, а лесники всегда борются с браконьерами, защищают природу, тушат пожары, разрушающие жилище животных, следят за порядком в лесу.

Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных. И, конечно же мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети – нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы.

Ребенок читает стихотворение:

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Творческий этап.

Воспитатель - обратите внимание на слайд – на нём тигр с тигрятами. А у нашего тигра тоже есть маленькие тигрята, вот они. (Воспитатель раздаёт детям картинки маленьких тигрят). Посмотрите на них, похожи они с большим тигром?

Дети – да, похожи, только у них нет полос и усов.

Воспитатель – Может быть это можно как-то исправить?

Дети – можно нарисовать красками полосы и усы тигрятам.

Воспитатель – Хорошо, давайте нарисуем. Проходите к столу, присаживайтесь. Но перед тем как начать работу подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель - пальчики приготовили, теперь приступаем к рисованию. Посмотрите на стол. Сейчас мы нарисуем нашим тигрятам полоски. Какие они будут?

Дети - горизонтальные, вертикальные, узкие, широкие.

Воспитатель - каким цветом будем рисовать полоски?

Дети - полоски будут чёрного цвета.

Воспитатель - я рисую тигрёнку горизонтальные и вертикальные полоски. У меня получился полосатый тигрёнок. А теперь приступаем к работе. Не забудьте: сидим ровно, спина прямая, кисточку держим правильно. (Дети рисуют полоски тигрёнку)

Воспитатель - Заканчиваем работу, приводим рабочее место в порядок. А сейчас подойдите ко мне. Молодцы, у вас получились замечательные тигрята, можно и выставку оформить, когда на ваших работах высохнет краска.

К сожалению, наше путешествие заканчивается.

Итог занятия.

Понравилось вам наше занятие-путешествие? Отвечайте полным ответом. Вам было интересно? Где мы путешествовали? Что нового вы ещё узнали о тигре? Как он ведёт себя, как охотиться? О каких ещё животных мы говорили? Как назвать всех животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

В заключении нашего занятия давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать. В начале занятия мы дарили друг другу улыбки, и сейчас тоже давайте подарим друг другу улыбки и споем песню (мелодия песни«Улыбка»)

У природы бесполезных нет,

Все в лесу родном полезны и любимы,

И природу нашу охранять,

Несомненно, дружно все должны мы.

И тогда, наверняка,

Будут жить в тайге всегда

Олененок и тигренок, и мышонок.

Будет каждому еда,

И жилище и вода,

И зверями лес наш будет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Артёмовского городского округа.

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

«Животный мир Дальнего Востока».

Подготовил:

воспитатель

Сидоренко Юлия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)

Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

Конспект занятия по краеведенью "Я - Армавирец"

Конспект занятий в старшей группе....

Конспект занятия по краеведению

Я выросла и живу в Мещерском крае - крае тенистых лесов и болот.  А воспел красоту нашего края мой земляк, художник, краевед В.И. Рысин. Поэтому я познакомила детей с этим талантливым челов...

Конспект занятия по краеведению (старшая группа)

На  занятии "Краса Рязани" дети знакомятся с природой родного края, легендой о Мещере....

Конспект занятия по краеведению на тему: "Веселый зоопарк".

Цель: закрепить способы создания животных способом  «оригами».Задачи: Продолжать учит передавать характерные особенности животных в поделках из бумаги.Систематизировать представления детей ...

Конспект занятия по Краеведению в средней группе "Путешествие по родному городу"

Тема: "Путешествие по родному городу"Цель: расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; показать красоту города Кропоткин; воспитывать любовь к родному городу, формирован...