«Формы и методы ознакомления дошкольников с достижениями знаменитых земляков»
учебно-методический материал

Букова Наталья Николаевна

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

         Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад № 18»

Выступление на педагогическом совете №3

«Формы и методы ознакомления дошкольников с достижениями знаменитых земляков»

                                                   Подготовила:                                    

 Букова Н.Н.

воспитатель

        

г.о Саранск, 2024 г.

        Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

        Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

        Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию того, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, повсюду живут люди разных национальностей, есть общие профессиональные и общественные праздники, люди берегут и охраняют природу и др.

        Надо показать детям, что наша малая Родина – республика Мордовия славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися людьми.

        Целью этой работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т. д. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов; рассматривание карты города; викторины; фоторепортажи; занятия беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

        При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

        Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству известных поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с жанрами народного творчества.

        Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

        Система построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в музее, детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному краю. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.

        Система нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

        Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. На основе полученных сведений из научных источников по  патриотическому воспитанию сложился алгоритм работы с детьми, основными задачами которого являются:

- Формирование у дошкольников нравственных качеств через ознакомление с родным городом.

- Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

- Помогать детям в освоении социальных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

- Сформировать представления о том, чем славен родной край.

- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

- Воспитание уважения к традиционным ценностям.

        Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

        

        Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Им объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого с детьми проводятся экскурсии по городу, на природу, в музеи, по историческим местам города, беседы, презентации и т.д.

        Для расширения и закрепления знаний о родном городе и людей, которые его прославили можно проводить с детьми игры и игровые упражнения такие как: «Путешествие по городу», «Сложи картинку», «Узнай и назови», «Загадки о земляках». «Путешествие из прошлого в настоящее», «Где находятся достопримечательности нашего города», «Угадай по описанию», «Найди лишнюю картинку».

        Работа с детьми по ознакомлению с выдающимися людьми ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации, фотоальбомы современников и исторические фотографии).

        Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, людях, прославивших нашу землю. Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами.

        Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках, спортсменах, композиторах и др. мы приобщаем детей к культурному наследию. Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей.        

        Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.         Работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с городом, на территории которого находится дошкольное учреждение. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес.

        Есть и у Мордовии знаменитые люди, которые прославили свой родной край. Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.  А особенно радует  то, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами:

        Недалеко от города Темникова есть скромная могила, в которой похоронен прославленный адмирал ФЁДОР ФЕДОРОВИЧ УШАКОВ. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряков.

ФЕДОТ ВАСИЛЬЕВИЧ СЫЧКОВ

1870 –1958 гг.

        В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного художника ФЕДОТА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫЧКОВА. Здесь он родился  и прожил почти всю свою жизнь. Много замечательных шедевров написал художник. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин – русские и мордовские крестьяне.
Особенно любил Сычков изображать детвору. Труд знаменитого художника высоко оценен. Он был награждён орденом «Знак Почёта», ему присвоено звание заслуженного  деятеля искусств РСФСР, народного художника Мордовии. Много картин посвятил мордовскому народу Сычков-живописец.

СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ ЭРЬЗЯ (НЕФЁДОВ)

1876 –1959 гг.

        Название своего народа эрзя - он сделал вторым именем псевдонимом. Этим он выразил любовь к эрзянскому народу, прожил долгую трудовую жизнь. За заслуги перед Родиной он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скульптора  называли «русским Роденом», его работы демонстрировались на международных выставках в Венеции, Ницце, Милане.

ОГАРЁВ НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ

1813 – 1877 гг.

МАКАР ЕВСЕВЬЕВИЧ ЕВСЕВЬЕВ

1864 –1931 гг.

ДЕВЯТАЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

1917-2002 гг.

        Легендарный советский летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она - напутствие молодому поколению: помнить и никогда больше не допускать подобного. Родился Михаил Петрович 8 июля 1917 года в мордовском поселке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребенком в семье. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. При въезде в поселок Торбеево установлен памятник-реалия - самолет МиГ-17 - в честь героического побега из фашистского плена.

Используемые источники:

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., саранск, Мордов. кн. изд-во, 2011.

2.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-poznavatelnomu-razvitiyu-na-temu-znamenitye-zemljaki-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

3.  https://multiurok.ru/index.php/files/konsultatsiia-dlia-pedagogov-oznakomlenie-doshkoln.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы ознакомления дошкольников с природой

В данной консультации рассказывается о формах ( занятия, экскурсии, прогулки и т.д)  и методах ( наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры ,труд в природе и т.д.) ознакомления дошколь...

Формы и методы ознакомления детей с природой.

   Приходилось ли вам задумываться о том, что нынешнее поколение маленькихдетей живет в отрыве от природы? Современные дети практически лишенывозможности видеть растительный и животны...

Презентация на тему "Формы и методы ознакомления детей с природой "

Я сорвал цветок – и он завял.Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красотеМожно только сердцем....

"Многообразие форм,средств,методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.

1 слайд.«Многообразие форм, средств, методов ознакомления детей с национальной культурой в условиях интеграции различных видов деятельности.2 слайд.Приобщение к традициям народа , особенно значи...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОО С КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ НАРОДОВ РОССИИ

laquo;Формы и методы ознакомления воспитанников ДОО с культурными ценностями народов России»2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального наследия народов России.П...

План - конспект музыкального занятия "Знакомство дошкольников с творчеством знаменитого земляка, оперным певцом Дмитрием Хворостовским ".

Дети подготовительной группы знакомятся со знаменитым земляком , оперным певцом,  Дмитрием Хворостовским, слушают в его исполнении р.н. песню "Калинка", играют на музыкальных инструмент...