Открытое занятие "Зимующие птицы острова Сахалина"
план-конспект занятия (старшая группа)

Канакаева Марина Маевна

 Цель : Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела, воспитание интереса к особенностям родного края - острова Сахалина;

Закрепление обобщающего понятия  «Зимующие птицы». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_sahalina_.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Зимующие птицы Сахалина ».

Провела воспитатель: Канакаева Марина Маевна

Возраст детей: Старшая группа.

Дата проведения: 15 ФЕВРАЛЯ 2024у.г.

 Цель : Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц ,их частей тела ;

Закрепление обобщающего понятия  « Зимующие птицы».

Задачи :

 Обучающие:

 Учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц. их особенности поведения.

-Продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах;

-Формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;

-Развивать логическое мышление, отвечая на вопросы «Потому что».

-Активизировать в употреблении в речи прилагательных, глаголов .

Развивающие:

Развивать наблюдательность, зрительное восприятие с помощью взрослого, делать выводы.

-Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Здоровье сберегающие:

- профилактика утомления детей на занятиях.

Интеграция образовательных областей:

-«Коммуникация».

- «Социализация»

-«Чтение художественной литературы»

-«Художественное творчество».

-«Безопасность».

Виды образовательной деятельности:

- Познавательно-исследовательская.

-Коммуникативная.

-Игровая.

-Продуктивная.

Планируемый результат: Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.

Предварительная работа:

-Наблюдение за птицами на прогулке.

-Беседы о зимующих птицах.

-Рассматривание  иллюстраций.

-Чтение познавательных рассказов о птицах.

- Проведение Экологической акции «Покорми птиц зимой».

 Оборудование и материалы:

-Интерактивная доска.

- Магнитная переносная доска.

-Карта Сахалина.

-Картинки зимующих птиц Сахалина.

-  Дидактическая игра «Покорми птиц»,

- Дидактическая  игра « Назови  части тела птиц».

- Дидактическая игра «Считай слоги».-

-Дидактическое  упражнение: «Назови ласково».

1. Организационный момент.

(Дети входят в зал ,здороваются с гостями ,звучит аудиозапись пение птиц)

Звучит аудио запись с голосами птиц.

Воспитатель: Чьи это голоса? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, сегодня на занятии нам предстоит выполнять многоразличных заданий.

Чтобы успешно с ними справиться надо как следует подготовиться.

  1.  Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большими пальцами оттягиваем мочки ушей вниз, и имитируем завязывание узелка под подбородком)
  2. И глазки надо подготовить для работы. гимнастика для глаз.  «Найди названную птицу»

-По заданию воспитателя, дети находят глазами,не поворачивая головы ,на доске картинку с изображением названной птицы .

Молодцы . Теперь мы готовы к выполнению заданий.

  1. Вводная беседа: Актуализация знаний детей.

Воспитатель: Дети, сейчас какое время года? (Ответы детей)

Какие зимние месяца, вы знаете? (Ответы детей)

Какие признаки зимы, вы знаете? (Ответы детей)

- Правильно ребята, на улице холодно, выпал снег, и многие птицы улетели от нас. А некоторые остались с нами зимовать. Как называются такие птицы(ответы детей)

-Каких зимующих птиц  Сахалина вы знаете(Ответы детей)

- Молодцы, ребята!

Воспитатель : Птицы приносят большую пользу природе- они уничтожают разных вредных жуков и гусениц .

Но зима в России всегда снежная и морозная, эти вредители прячутся далеко и глубоко и не все птицы их могут достать .

Семена растений завалены толстым слоем снега. а красной рябины и боярышника на всех не хватает.

  Многие птицы даже замерзают в лютые холода от голода и холода.

2. Основная часть 

- Как же мы можем помочь птицам перезимовать?

(Ответы детей)

2.1.Дидактическая игра « Покорми птиц».

(Под елочкой лежит чудесная   шкатулка. Давайте посмотрим что есть в этой шкатулке ? В шкатулке коробочки с кормом)

- Кто мне поможет открыть коробочки? (дети по очереди выходят, открывают  коробки с кормом) Называют птицу и прикрепляют  на кормушку  на магнитной доске)

1. Что это? Сало. Какая птица любит сало ?( Синичка. )

2.Семечки. Какая птица любит семечки?( Голуби,  )

3.Пшено . Какая птица любит пшено?( Снегирь, воробей.)

 4.Хлебные   крошки  сухие . Какая птица любит хлебные крошки ?( ответы детей )

5 . Семена подсолнуха . Какая птица любит семечки ?( Все птицы.)

Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу).
– А почему?
(Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
- Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом? (Еда, корм, пища)
- Для кого этот корм? (Для птиц)
- Чей это корм? (Птичий корм)
- Чья это пища? (Птичья пища)

 Физминутка. Все встаем в круг.

Снегом покрыты леса и поля (руки подняли вверх, плавно опускаем)

Спит под сугроб тихо земля (присели)

Ищут, ищут птицы чем же подкрепиться (машем руками, как крыльями)

Зимою холодной в нашем лесу, (обнять себя рукам)

Мы приготовим птичкам еду, (руки вперед)

Прилетайте птицы к нам сюда кормиться! (зовем птиц, машем рукой)

- Дети, нам пришло письмо. Интересно от кого? От лесовичка-почтовика.

- Письмо не простое, с загадками!

3. Отгадай загадку и покажи карточку с изображение птицы :

1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири)

( На  доску с картиной Карты  Сахалина  прикрепляем птиц)

2. Эта птичка не шагает,

Призывает«Не робей!»

Забияка самый главный

— Серо-бурый … (Воробей)

3. С жёлтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется… (Синица)

4. Это кто в беретке красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

6. Ночь, темно, звери спят давно.

Эта птица не спит, на суку сидит,

Далеко глядит, мышей сторожит. (сова)

7. Кто приносит на хвосте

 Много разных новостей?

 Всем расскажет все до срока- Белобокая … (Сорока)

- Посмотрите, ребята у нас получилась целая птичья столовая!

- Ребята скажите, а вы знаете как нужно вести себя около кормушек? (Ответы детей)

Дидактическая  игра «Назови ласково»

- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.
- птица – птичка, пичужка
- синица – синичка
- воробей – воробышек – воробьишко
- снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
- голубь – голубка, голубок
- галка – галочка
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.

Дидактическая игра«Что умеет делать птица?».

(Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы : летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

- А теперь мы немного отдохнём!

Дидактическая игра «Собери картинку».

- А сейчас я предлагаю подойти к столам.

- Посмотрите в тарелочках лежат разрезные картинки.

Попробуйте собрать и назовите птицу. (дети собирают картинки)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

- Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

III. Итог занятия.

- О ком мы с вами говорили?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Занятие окончено, спасибо.

Использованная литература.

1. Птицы Сахалинской области. Фото и названия. Зимующие птицы.

1. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой.

2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.

3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989.

4. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание». № 8 1995, с 28 -30.