конспект открытого занятия "Птицы зимующие и перелетные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Самойлова Надежда Владимировна

Конспект НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 920 ДО структурное подразделение 5

Конспект НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе

Подготовила воспитатель Самойлова Н.В.

Задачи: Продолжать знакомить детей с признаками весны, весенними изменениями в жизни животных, воспитывать бережное, эмоциональное отношение к птицам, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Оборудование: иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц; пища разных птиц: насекомые (бумажные), сухие ягоды, шишки, семена клена, липы, весенний пейзаж,  физическая карта мира.

Содержание занятия: В помещении стоят столики и детские стульчики. На одном столике на тарелочках лежат сухие ягоды, шишки, семена клена и липы, кусочки сала, крошки хлеба, на другом - бумажные изображения жуков и других насекомых. Дети берут в руки рисунки с изображением птиц и становятся вокруг воспитателя. Воспитатель загадывает загадки о птицах: сначала перелетных, затем зимующих:

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. ( Ласточка)

Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? (Грач)

Маленький мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)

Вертунья, белобока, а зовут её ... (Сорока)

Дети, у которых есть изображения перелетных птиц, садятся за стол, на котором лежат рисунки насекомых. Дети, с изображениями зимующих птиц располагаются за столиком, на котором разложены растительный корм, сало.

Воспитатель просит каждого ребёнка назвать свою птицу и предлагает подумать, чем отличаются птицы двух групп. Кого из этих птиц они видели на территории детского сада, в городе зимой? Что делают эти птицы зимой? А как называется птица, которая зимой даже выводит птенцов? Почему зимой мы не видели ласточек, скворцов, жаворонков, грачей? Кто из ребят наблюдал, как птицы улетели осенью? Почему они это делали? ( Дети отвечают на вопросы, воспитатель дополняет)

Дети рассматривают лежащий на тарелках корм и определяют, едят ли его птицы, которых они изображают. Воспитатель спрашивает, можно ли найти зимой шишки, сухие семена клена, липы, ясеня и другую растительную пищу (Да, такая пища есть даже на участке детского сада). Поэтому птицы, которым нужна такая еда, могут оставаться в городе и зимой. Воспитатель напоминает, что среди птиц есть такие, которые остаются с нами зимовать. Они находят корм и зимой, например, свиристели, снегири едят ягоды боярышника, рябины, разные семена. Какие птицы едят сало? Крошки хлеба? Семена подсолнуха? Где их берут? (Птицам помогают люди, которые кладут корм в кормушки). А вот многие птицы, которые питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, зимовать с нами не могут - им здесь не только холодно, но и голодно. Поэтому они улетают далеко на юг, туда, где тепло и есть еда. Весной возвращаются обратно. Воспитатель прдлагает вспомнить признаки весны, которые они наблюдали на прогулках, и высказать своё мнение: могут ли уже прилетать перелётные птицы? (Дети перечисляют признаки весны. Для того, чтобы им было легче это сделать, воспитатель выставляет на доске весенний пейзаж).

Физкультурная минутка:

Вот на ветках грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи ( присели)

Разместились в гнездышке (показать руками гнездо перед собой)

Распустили перышки (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке (погладить себя по рукам)

Головой вертят ( повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят (руки в стороны - взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнезда сели (присели).

Воспитатель рассказывает о некоторых перелетных птицах, иллюстрируя рассказ картинками:

- Грач любит селится рядом с людьми. Они живут большими группами и весной возвращаются в свои старые дома - гнезда, если нужно, достраивают их.

- Жаворонка называют спутником весны. Жаворонки появляются в небе, когда на полях становятся заметны первые проталины. Дом жаворонков - степи. Но на месте степей теперь раскинулись поля, поэтому жаворонок чаще всего живёт на полях. Эти птицы поют песенку "чирр", причём делают это это только в полёте. Гнезда строят на земле. Они никогда не ловят насекомых на лету, а всегда ищут их на земле. Цвет перьев жаворонка таков, что заметить его среди травы очень сложно.

- Аисты прилетают весной из Африки. Они строят весной гнезда на высоких деревьях, на столбах даже рядом с домами людей ( считается, что аист приносит в дом счастье). У этих птиц очень большие гнезда, которые они каждый год достраиваивают. Весной аисты очень красиво танцуют. Своих птенцов сначала кормят дождевыми червями. Птенцы пищат и "мяукуют", словно котята. Едят аисты мелкую рыбу, жуков, кузнечиков. Когда бывает жарко, папа и мама аисты приносят своим птенцам в клювах воду.

Воспитатель показывает детям скворечник или его изображение и спрашивает, для каких птиц люди развешивают эти домики весной, и рассказывает про скворцов. Весной у этих птиц жёлтые клювы, а чёрные перья с редкими беловатыми крапинками переливаются на солнце радужными цветами. Скворцы отлично подражают голосам разных птиц. За это их назвали пересмешниками. Они могут свистеть как иволга и кудахтать, словно курица, даже квакать как лягушка. В лесах скворцы селятся в норах, в дуплах, в больших трещинах стволов. Они едят дождевых червей, слизней, гусениц, жуков, а иногда и ягоды, зернышки. В последнее время некоторые скворцы остаются зимовать с человеком.

Воспитатель рассказывает, что обычно птицы летают стаями, и у них есть вожак. Летят они очень высоко и всегда правильно находят путь. В пути они тратят много сил, а пищу могут найти не всегда. Поэтому перед полетом птицы накапливают жир и меняют старые перья на новые. В пути птицы останавливаются на ночёвки и опускаются на землю - на скалы, берега водоемов, чтобы восстановить силы. Водоплавающие птицы иногда садятся на воду. Много бед подстерегает перелетных птиц в пути: различные хищники, охотники, голод.

Педагог обсуждает с детьми, как люди узнают, откуда и куда перелетают птицы. Рассказывает, что есть учёные, которые изучают их полёты. Для этого к лапке птицы прикрепляют кольцо с номером или яркие кусочки пластика (чтобы не ловить птиц). Иногда на лапке закрепляют специальные приборы, которые передают сигналы на спутник. Тогда за птицами следят почти так же, как за летящими самолетами. Так учёные узнали, что подмосковные грачи возвращаются к нам из Франции. В северные районы прилетают утки из Индии и Африки. В восточные регионы страны возвращаются птицы из Южной Азии. Воспитатель показывает детям на карте мира Африку, Южную Азию - именно здесь зимуют многие перелётные птицы. Вместе с воспитателем дети находят свой город и прослеживают путь, который преодолевают птицы,чтобы прилететь к нам весной.

Воспитатель спрашивает, как дети помогали птицам зимой (развешивали кормушки, подкармиливали). Нужны ли теперь кормушки? Как можно помочь птицам в это время года? (Сделать скворечники, не шуметь в местах, где птицы вьют гнезда).

В заключение воспитатель рассказывает, что люди всегда ждали с нетерпением весенний прилёт птиц и даже посвящали ему праздники. К одному из них, например, специально пекли из теста жаворонков. В наше время мы отмечаем День птиц 22 марта. Вспоминаем, что нового дети узнали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Перелетные птицы. Дифференциация звуков С, Сь"

Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных по теме "Перелетные птицы"...

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

Конспект открытого занятия "Зимующие птицы"

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, их особенностях.Задачи: закреплять знания о зимующих птицах; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Дать детям ...

Конспект открытого занятия "Зима. Зимние забавы."

Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия "Зима. Зимние забавы."

Опытно эксперементальная деятельность детей совместно с педагогом...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» в средней группе «Птицы зимующие и перелетные»

План конспект открытого урока по познаваптельному развитию предназначен для проведения открытого урока по лексической теме "Зимующие и перелетные птицы" для воспитателей средних групп...