Проект по патриотическому воспитанию «Мой край Донской - частица всей России».
проект (подготовительная группа)

Есипова Людмила Петровна

Вид проекта: Информационно – творческий, познавательный. Тип проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный - ноябрь.

2. Основной - декабрь - январь.

3. Заключительный - январь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kazachi_traditsii.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 35 «Вишенка» (МБДОУ № 35 «Вишенка») с. Новотроицкое Азовского района

Конкурс патриотическое воспитание в ДОУ:

«Ты живи моя Россия»

Номинация проекта:

«Традиции донских казаков»

Название проекта:

«Мой край Донской - частица всей России» 

Авторы:

воспитатель 1 кв. категории

Печаткина О.М.

воспитатель 1 кв. категории

Есипова Л.П.

2023 - 2024 уч. г.

с. Новотроицкое

 Содержание проекта


Актуальность проекта.....................................................................................3

Цель проекта....................................................................................................5

Задачи проекта.................................................................................................5

Этапы работы:

1. Подготовительный......................................................................................6

2. Основной...................................................................................................7

3. Заключительный..........................................................................................9

Список используемой литературы.................................................................9

Приложение.....................................................................................................11

Вид проекта: Информационно – творческий, познавательный.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной разновозрастной группы «Непоседы», их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный - ноябрь.

2. Основной - декабрь - январь.

3. Заключительный - январь.

«Патриотизм - это любовь к Родине. Любовь нельзя ни купить, ни подарить, нельзя заставить любить. Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов. Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце. Это то, без чего человек не может существовать, если хочет быть человеком.»

В.В. Путин

«Мы не должны забывать о своём культурном прошлом,

народные отличия сохранятся и в XXI веке,

если мы будем озабочены воспитанием души ...»

(Д.С. Лихачёв)

  Актуальность.

     

          Проблематика гражданственности и патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

         Воспитание на традициях - это процесс встраивания прошлого в настоящее, настоящее в будущее в системе деятельности по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для духовного развития, подготовки к

общественной жизни и труду на основе успешной самореализации.

           Воспитание в пространстве традиций - это организация

жизнедеятельности, осуществляемой при взаимодействии культуры и

образования, воспитуемых и воспитателей, а так же самих воспитуемых друг

с другом как полноправных субъектов освоения идеалов, ценностей,

стереотипов духовного наследия прошлого.

          Донское казачество представляет собой социокультурную систему, в основе которой лежат культурные традиции, ценности, обычаи, нормы, менталитет, психология народа. Помимо известных этносословных характеристик казачество предстаёт как социальный феномен российского

социокультурного развития, содержащий значительный воспитательный

потенциал, составными частями которого являются:

– казачья идея свободы – ментальная форма выражения самобытной православной идеи. В основе казачьей идеи лежат естественные потребности людей выстраивать свои отношения не на принуждении, угнетении и насилии над личностью, а на корневых традициях вненационального народовластия, свободного, высокостатусного развития личности, обретении человеком жизненных смыслов, органично сочетающих общественные и личные интересы;

– казачий воспитательный идеал – совершенный личностный образ защитника и созидателя родной земли, государства, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни человека и казачьего социума;

– социально-значимые ценности казачьей культуры – смысл жизни казака и существования казачества, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выраженные в практике социального поведения и образах мысли, выступающие основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.

Самобытная казачья культура сформировалась на идеях державности, патриотизма, Православия, беззаветного служения Отечеству безукоризненного исполнения воинского долга.

          Воспитание ребенка в духе этнокультуры становится важной задачей современного образования.

           Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями,

историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут

духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и

настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

         О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

          У Донской земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла

здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь

всегда было место подвигу - боевому и творческому... Сегодня патриотическое воспитание более актуально, чем раньше. Эффективность патриотического воспитания заключается в формировании нравственных чувств. Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В детском возрасте закладывается базис понятий и отношений к ним, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

          В связи с этим был разработан проект «Мой край Донской - частица всей России». Проект раскрывает культурно – познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Он ориентирован на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально – эстетические и социально – нравственные сферы и смыслы, через знакомство дошкольников с историей, изобразительными, музыкальными, хореографическими, литературными произведениями, архитектурой Донского края, что представляет региональный компонент образования дошкольников. Проект объединяет единой целью участников образовательного процесса и родителей.  

 

Цель проекта: 

В основных чертах дать детям представление об историческом прошлом Донского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Донской край, о богатстве и своеобразии природы Дона и побудить к сохранению традиций и обычаев для будущих поколений.   

Задачи:

1. Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края;

2. Сформировать у детей знания представления об образе жизни людей на Дону, их традициях, обычаях;

3. Воспитать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОУ, в социуме на примере национальных традиций и обычаев;

4. Развивать у родителей творческое отношение к проблеме нравственного воспитания дошкольников;

5. Вызвать желание у детей знакомиться с устным народным творчеством (стихи, частушки, потешки);

6. Обогатить впечатления детей с помощью художественно – творческой деятельности.

 

Проблема проекта: воспитать патриота и защитника своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников совместно с родителями, через использование в воспитательном процессе семейных обычаев и традиций родного края. Возвращение к корням, изучение культуры и быта казачества будет способствовать сохранению традиций и обычаев донских казаков.

Пути реализации проекта:

1. Приоритетность регионального культурного наследия (собран материал о казаках – защитниках Отечества, о казачьих традициях воспитания в семье, об историческом прошлом Донского казачества и т.д.) Содержание отражено в фотографиях, иллюстрациях и специальной литературе.

2. Интегративность занятий (установление взаимосвязи природного и социального окружения, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины мира – подобран материал о взаимосвязи территориального положения и обычаев казачества).

3. Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края, его традиций, обычаев.

4. Диалогичность (знакомство ребенка с культурой прошлого и настоящего родного края через создание предметно – развивающей среды на основе регионального материала).

5. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка (использование фольклора – казачьи рассказы и сказки, песни, игры, танцы).

6. Использование электронных образовательных ресурсов, ИКТ.

7. Тесное взаимодействие с семьей, как самым главным источником народных традиций.

8. Создание экспозиции «Казаки – защитники Отечества».

Реализация проекта:

1. Подготовительный этап.

  • Обсуждение идеи проекта педагогами МБДОУ.
  • Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта, создание предметно развивающей среды совместно с родителями.
  • Вовлечение детей в игровую деятельность (сюжетно –ролевые, дидактические, подвижные игры с использованием регионального компонента).

2. Основной этап реализации проекта.

  • Чтение краеведческой литературы, ознакомление детей с казачьими заповедями, пословицами и поговорками. Беседы познавательного характера о нравах, обычаях и традициях казаков;
  • Привлечение родителей к участию в фото - челендже «Рождественские святки в нашей семье».
  • Проведение занятий с использованием ИКТ
  • Использование различных видов образовательной деятельности: во время проведения прогулок, бесед, экскурсий, музыкальных занятий, творческих занятий по рисованию, лепке, аппликации, участие в тематических конкурсах, во время игровой деятельности (дидактические, режиссерские, сюжетно – ролевые игры на основе регионального компонента, казачьи подвижные игры);
  • Народные праздники в МБДОУ: День Матери, Зимние святки.

3. Заключительный этап

  • Анализ результатов реализации проекта

Создание презентаций из опыта работы над проектом.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

Для воспитанников:

- Сформировать у детей представлений о родной стране, истории донского края, донских казаков и их традиций, желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

- Изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками.

Для родителей: 

- Родители станут активнее включаться в деятельность и будет отмечаться повышение их интереса к вопросам духовно – нравственного воспитания на основе казачьей семьи, к истории своей семьи.

Создание альбомов по теме проекта, сбор предметов быта, литературы по истории казачества и пополнить предметно - пространственную среду группы.

2. Основной этап.

Перспективный план проектной деятельности по теме.

Месяц

Беседы,

презентации

Совместная деятельность детей и взрослых

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

   1. I ноябрь

1. Беседа «Моя малая Родина – Азовский район. Донское казачество».

2.Презентация «Обычаи и традиции казачества».

1. Виртуальное посещение станицы Старочеркасская (https://www.youtube.com/watch?v=4JExYD6d-bw&t=205s).

2. Мастер-класс «Занимательные вечера» (ручной труд: изготовление игрушек из ниток, соломы, лозы и прутьев и рукоделие).

3. Ознакомление с художественной литературой «Донские казачьи сказки».

1. Лепка «Посуда казаков - кувшины, кружки, чугунки».

1. Семейный просмотр видеоролика об Азовском сидении.

https://www.youtube.com/watch?v=vTmQ4l8kVyk 

2. Семейный творческий конкурс «Донская осень».  https://disk.yandex.ru/i/IMqs3z9eNgeZIg 

3. Праздник «День матери».

II декабрь

1.Презентация «Происхождение казачьего костюма»

2. Беседа «Рождественские гулянья на Дону»

1.Слушание казачьих песен

2. Разучивание пословиц и поговорок

3. Мероприятие «Казачьи посиделки»

4. Ознакомление с художественной литературой «Донские казачьи сказки».

1. Д/и «В хате или в доме»

2. Казачьи народные подвижные игры: «Ястребы и ласточки», «Иголка, нитка, узелок».

1. Создание коллективного сборника «Казачьи пословицы и поговорки»

III январь

1.Презентация «Внутреннее убранство куреня и предметы быта казаков»

 2. Беседа «Воинская доблесть казаков». Знакомство детей с иллюстрацией портрета атамана Платова Матвея Ивановича.

1. Просмотр видео роликов «Быт казаков», «Казачья одежда»

2. Развлечение «Рождественские святки»

3. Ознакомление с художественной литературой «Донские казачьи сказки».

1. Декоративное рисование «Семикаракорская роспись посуды»

Семейный фото - челлендж: «Рождественские святки в нашей семье»

https://disk.yandex.ru/i/FG2kEniT1y5mZA 

Оформление экспозиции «Казаки – защитники Отечества» с кратким описанием биографии казаков.

Перспектива:

Создать условия для ознакомления детей с героизмом русского народа и казачества; сформировать у детей знания о казаках - защитниках отечества через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать интерес к знанию истории своей семьи, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

Заключительный этап.

Вывод.

В данной работе были теоретически и практически изучены традиции донского казачества, изучен состав и особенности понятия «исторические сюжеты в фольклоре донского казачества», а также выявлены уровни понимания данного материала в сознании дошкольников:

1) особенности названий предметов быта и предметов культуры;

2) одежда и вооружение казаков;

3) фольклорные песни и стихи донского казачества;

4) малые жанры устного народного творчества;

5) вера в Бога, как нравственно-этический аспект культуры казаков.

Следовательно, цель нашего проекта можно считать полностью достигнутой.

        По результатам работы возможно сделать следующие выводы. Изучение научной и художественной литературы по проблеме изучения культуры и традиций донского казачества показало, что вопрос изучения данной темы сейчас актуален. В соответствии с поставленной целью, в работе были решены все поставленные задачи.

        Очевидно, что изучение основ традиционной культуры донского казачества определяются целями воспитания, обучения, развития молодого поколения дончан и имеют исторический характер.

        В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация, не знающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций донских казаков, писателей, научных деятелей, изучались, внедрялись в нашу жизнь как необходимый элемент народной культуры.

Список используемой литературы.

1. Н.В. Корчаловская, Н.Ш. Лебедева, И.П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.

2. Т.И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.

3. М.П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.

4. Т.В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.

5. А.Н. Косарева «Задонская земля и люди», Ростов-на-Дону 2012г.-304с., илл.

6. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»

8. Князева О.Л., Михалева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской» народной культуры».

Приложение.

Сценарий досугового мероприятия «Казачьи посиделки» в группе «Непоседы».

Цель: создать условия для накопления и расширения знаний детей о культуре и истории казачества посредством использования различных видов деятельности; воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

           Задачи образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;                                  

 - формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

  - ознакомить с содержанием казачьих песен.

Развивающие:

- развивать интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.                          

- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

            Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;                                                                                                        

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;                                                                                        

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

           Предварительная работа:

- рассматривание кукол в казачьей одежде, иллюстраций с изображением жизни казаков;  

- беседы о быте казаков, традициях, о воспитании девочек и мальчиков, о традициях семейного воспитания;                                                          

- чтение донских рассказов и сказок «Коза и кумушка лиса», «Глупый барин и хитроумный казак», «Доброе сердце дороже красоты» П. Лебеденко;

- разучивание игры «Забытые слова»;

- рассматривание иллюстраций и картин донских художников о природе донского края, о взаимоотношении казаков с лошадью, о казачьем быте.

     

            Ход мероприятия:

Под казачью песню «Над родимой степью» дети входят в зал и садятся на стулья.

Ведущая (воспитатель): 

Независимый, свободный род казачий очень гордый.

И недаром на Руси всем знакомы казаки.


Каждый из нас, живущий на Донской земле, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую Родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.

Андрей П.: Средь донских степных полей
И высоких ковылей,
Где Тузла и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Антон М.: Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои 
Сохраняют на Руси.

Артем К. : Основную часть коренного населения донского края составляют казаки ― этносословная группа, в которой доминировали русские. Казачество на Дону существует со второй половины 16 века. Основой его жизни являлась ратная наука, поэтому фольклорные традиции донского казачества включают сотни баллад и песен, повествующих о суровой военной жизни и великих походах. Казак-воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар. Принимали казаки к себе всех, кто приходил к ним на Дон. Нужно было только одно непременное условие – вера в Христа. А если хозяева требовали вернуть своего работника, им отвечали: «С Дона выдачи нет».

Матвей Ч. (рассказ по картинке): Жилище казака называется казачий курень. Таких домов больше не было ни у кого на Руси, отличается он от других домов тем, что курень – дом двухэтажный. I этаж - низкий, его называли «низы», а второй – высокий «верхи». Про курень говорят: курень, куренёк, он не низок, не высок…«Низы» строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов. А верхний этаж был деревянным, в нем жили люди. Казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне». Вокруг дома шел балкон. Его называли «балясины». Во время разлива вода могла не уходить до лета. Казаки с балясины на лодках переправлялись от дома к дому.

Эвелина И: В куреньке стоит печь-грубка. В старой казачьей пословице говорится: «Печь – царица в доме», она является домашним очагом, символом благополучия. Часто вечерами у печки теплой были посиделки. А вот сейчас и у нас посиделки – начинаются.

(выходят дети- казачки и сидятся на лавочки возле печи)

Ведущая: Как уютно в вашей горнице:

Спозаранку печка топится,

Котик лапкой умывается,

Вам, ребята, здесь нравится?

Дети: отвечают, кивают головой.

Ника З.: Ну вот, не успели оглянуться, как осень прошла. Зима на дворе. Видите, сидим не просто так, а делом занимаемся: прядём, вяжем, вышиваем.

Дарья К.: Ой, стучат! Самое время гостей принимать. Входите, гости дорогие!    (входят казаки – дети)

Казаки: Здорово живёте! (кланяются)

Дарья К : Слава богу! (кланяются)

Ника З.: Отдых – это не безделье, время игр и новостей. Продолжаем посиделки для любезных для гостей.

Дарья К.: Просим в избу, красному Гостю – красное место!   (рассаживаются)

Ника З.: Гости на порог – хозяину радость. Будьте как дома. Для каждого найдется и словечко и местечко! Казаки ― щедрый и гостеприимный народ. Радушно встретить, угостить и приютить человека здесь считается почетной обязанностью. Основными блюдами казацкой кухни считаются рыбные: наваристая «двойная» уха, жареный сазан, стейк и шашлык из сома.

Надежда Д. : Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час.                                              Встречу теплую такую мы готовили для вас.                         

                          Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

                          Ведь всегда – то посиделки были праздником души.

Дети выходят и поют казачью песню «Провожают казаков»

Эвелина И.: Дорогие ребята, чтобы нам лучше понять друг – друга, мы хотим познакомить вас с особенными казачьими словами, которые в наше время немного подзабыли. (игра с детьми в зале)

        Игра «Забытые слова».  Дети под музыку идут по кругу, противоходом идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается – все стоят. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенка, который оказался напротив него.

Ребенок: Слово ты говори.

Надежда Д. : По - казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: Тютина.

Все дети: «Любо!»  (если ответ правильный) Игра продолжается.                                         

 Слова: Командир (атаман), Очень (дюже), Полотенце (рушник), Говорят (гутарят), Компот (узвар), Плетка (нагайка), Сапожки (гусарики), Ведро (цибарка), Сирень (Азовский цветок), Дом  (курень), Отец  (батяня), Мать (маманя)

Ведущая: Хорошо ребята вспомнили забытые слова Садитесь.

В казачьих семьях глава семьи - казак, а его жена - казачка, чем они занимались?

Родион Д. : Казак добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов.

Есения В.: Казачка ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб. Занималась воспитанием детей.

 Ведущий: Скажите, пожалуйста, какие главные заповеди должны знать казаки с детства?

Артем К. : С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. «От матери - ласка, от отца - защита», «Отец- храбрец - то и сын - молодец»

Миша Д.: Надо быть честным и скромным. Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.

Вероника К : «Казаку честь– родину беречь». «Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой!», «Надо казаком родиться, чтоб весь век судьбой гордиться!

Родион Д.:
Казаком родиться мало,
Казаками надо стать,
Десять заповедей предков
Надо знать и выполнять!
По твоим поступкам, помни,
Обо всех будут судить,
Потому быть надо честным
И правдивым надо быть!

Ведущая: У донских казаков были многодетные семьи. При появлении в семье казаков ребенка родители радовались и сыну, и дочке, но мальчикам оказывался особый почет: ему выделялась часть семейного земельного надела, дарился конь, на крестины дарили малышу шашку или ружье. Девочек с ранних лет обучали хозяйственным премудростям: женщина у казаков воспринималась как хранительница очага, на плечи которой ложилось приготовление пищи, воспитание детей, уход за скотиной.

Основные донские традиции и обычаи казаков живы до сих пор, казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков:

Религиозные традиции. Большинство основных традиций казаков связано с религией. С первого и до последнего дня жизнь казака сопровождалась религиозными обрядами. Самые крупные из имеющих общие лингвистические и религиозные корни ― русские донские и украинские запорожские казаки, практически все они православные христиане.  Менее многочисленные этнические группы исповедуют католицизм, ислам, буддизм. Такая многофакторность сформировала в казачьей среде исключительную взаимную терпимость религиозных традиций.

Казаки придерживались всех библейских праздников, работать в праздничные дни запрещалось. Жизненной необходимостью каждой казачьей семьи было соблюдение заповедей Господних. В каждом доме имелись иконы, помещенные в «красном углу». При входе в дом крестились на образа, поутру и перед сном перед ними творили молитву, прося у Всевышнего прощения за вольные и невольные грехи и помощи во всех праведных делах.   С молитвой казаки начинали и заканчивали любое дело, даже прием пищи.

Социальные традиции. Казаки - народ чрезвычайно честный и порядочный: ни хозяин дома, ни его гости не опасаются, что их обидят или ограбят, а уходя из дома, дверь можно смело оставлять незапертой.

Из семейных традиций казаков самыми важными считаются свадьба и крестины. Справляли свадьбы обычно осенью и зимой, когда окончены полевые работы. Огромное значение казаки придавали таинству крещения: считалось, что только после совершения этого обряда ребенок получает от Господа душу. Крестные мать и отец были восприемниками родителей, и наравне с ними несли ответственность за судьбу крестника.  Рождение ребенка в казацкой семье было большой радостью, проявлением «Благословления Господня». В свою очередь, выросшие дети, согласно религиозным канонам, были обязаны содержать своих престарелых родителей.

Народные промыслы. Народные ремесла ― важная часть традиционной культуры. Казаки всегда славились своими мастерами, которые могли подковать коня, отладить бричку, изготовить или починить оружие. Резчики по дереву, ювелиры, вышивальщицы и кружевницы создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. В казачьей семье девочки с малолетства приучались к ткачеству, прядению, и до совершеннолетия успевали приготовить для себя необходимое приданое.

Казаки любили окружать себя красивыми вещами: жилища они украшали нарядными рушниками, еду готовили и подавали в расписной керамической посуде. Из камыша, лозы, тростника делали табуретки, этажерки, корзины, лукошки, хлебницы. Каждый из регионов отличался своим промыслом: были станицы чеботарей, бондарей, кожевников, колесников, кузнецов, оружейников.

Ведущий: Придерживаясь традиций посиделок, закончим наше мероприятие веселым танцем «Варенька».

Танец «Варенька».

Ведущая: 
И хорошо, что в наши дни традиции мы с вами бережем.

В чудном крае, где живем мы у Дон реки.

Где жили здесь, когда – то наши предки – казаки.

Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передается народная мудрость. Знайте, ребята, и помните – ваши родители, бабушки, дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите, пока они живы, узнать от них, кто вы и где ваши корни. А пока у нас с вами есть одно общее, что объединяет и роднит… Все мы живем на Донской земле!

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего!».

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.

Забирая детей из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по селу в парке, обращайте внимание на красоту села, на красоту его архитектуры. Придя домой, попросите ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать что понравилось, что запомнилось.

Закрепляйте знания детей о донских куренях, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.

Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Дону, к сожалению, не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные культурой казачества. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край Ямал». (обобщение опыта)

Актуальность проекта: Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с рождения. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную ро...

проект по патриотическому воспитанию "Мой край"

проект по патриотическому воспитанию "Мой край"...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Мой родной уголок России - Лобня»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»,...