Выступление на конференции
материал

Веселова Евгения Анатольевна

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                 детский сад «Золотой ключик» п.г.т. Лесной Верхнекамского района                               Кировской области

Выступление на конференции  

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Веселова Евгения Анатольевна

воспитатель

МКДОУ «Золотой ключик»

п.г.т. Лесной

Верхнекамский район

Кировская область

п.г.т.Лесной

2022 г.

1 слайд. Уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляю свою работу на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

2 слайд. На сегодняшний день, правильная, богатая синонимами, дополнениями и объяснениями речь  у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Уровень развития речи у детей в дошкольном возрасте различен.

3 слайд. В развитии речи детей существует множество проблем: например, дети не способны грамотно сформировать вопрос, построить грамотный и полный ответ. Речь детей чаще односложная, словарный запас беден. Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, иногда, изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

4 слайд. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе и используются как:

- обогащение словарного запаса;

- при обучении составлению рассказа;

- при пересказах;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

5 слайд. Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающая эффективное запоминание и воспроизведении информации и конечно развитие речи.

Использовать мнемотехнику в настоящее время считаю более актуальным. С помощью мнемотехники развивается речь, мышление, воображение, память.

6 слайд. Есть несколько факторов облегчающих становление связной речи. Одним из таких факторов по мнению Л.В.Эльконина - это наглядность. Когда дети рассматривают картины либо предметы, то это помогает им их охарактеризовать.

Вторым фактором является создание плана рассказывания на значимость которого указывал Л.С.Выготский, он выделял важность последовательного размещения в схеме всех элементов высказывания.

7 слайд. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: одни называют эту методику сенсорно-графическими схемами, другие – блоками-квадратами или схемой составления рассказов.

8 слайд. Как я уже говорила, особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал.

9 слайд. В своей работе я использую модели, которые  позволяют раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать наглядно-схематическое мышление.

10 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Для малышей – это рассматривание таблиц и разбор изображённых на ней символов; далее преобразование символов в образы; а там уже и пересказ при помощи символов.

11 слайд. Для детей младшего и среднего возраста желательно использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: солнышко – желтого цвета, ёжик – серый, лиса – оранжевая.

12слайд. Для старших дошкольников дается усложнение - делается графическая зарисовка мнемотаблицы; далее таблица воспроизводится ребенком при её показе ему.

Но хочу сказать, что каждое изображение необходимо сохранять на протяжении длительного времени. Так же вводятся условные изображения в виде геометрической формы, пропорциональной величины (лиса состоит из     и     , медведь – большой коричневый       и так далее). Однако каждое изображение необходимо сохранять на протяжении длительного времени. С переходом в другую группу можно усложнить эти условные знаки или заменить другими графическими заставками.

13 слайд. Данные пособия могут использоваться на всех видах занятий. Благодаря таким пособиям ребенок учится связывать все картинки, составлять сюжеты.

14 слайд. С данной методикой я проработала всего год. Свою работу проводила в виде игр, открытых занятий. Использовались схемы для заучивания стихов, составления описательного рассказа. И уже видно результат.

15 слайд. Таким образом, я считаю, что при обучении связной речи детей вполне обосновано использование приёмов мнемотехники, эффективность которых очевидна. Мнемотехника многофункциональна. С ее помощью можно создать разнообразные дидактические игры, но нужно подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию речи детей. Это прежде всего начальная и наиболее значимая работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринять зрительную информацию, сохранить и воспроизвести её.

16 слайд. Используемая литература

  1. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. 1990
  2. Шорыгина Т. А. Учимся ориентироваться в пространстве. Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. – М.:ТЦ»Сфера», 2009.
  3. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память. Ребёнок в детском саду; статья «Учим стихи – развиваем память», 2009, №2.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. М., 2008. - №4. – С. 102-115
  6. Большева Т. В. Учимся сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно – методическое пособие. СПб: Детство – Пресс, 2011.
  7. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная программа дошкольного образования./ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: Мозайка – Синтез, 2012.
  8. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – Москва, 2007.
  9. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб, 2009.

17 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции воспитателей на тему "Формирование экологической культуры дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ЛОГОПЕДА

О СЕКРЕТАХ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ РЕЧЬ МАЛЫША РАССКАЗЫВАЕТ ЛОГОПЕД ПЕНСКАЯ Н.А. ВЕДЬ ВСЁ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ЛОГОПЕДА

О СЕКРЕТАХ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ РЕЧЬ МАЛЫША РАССКАЗЫВАЕТ ЛОГОПЕД ПЕНСКАЯ Н.А. ВЕДЬ ВСЁ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ...

выступление на конференции. Тема"Образовательная область музыка в соответствии с ФГТ"

ВЫступление для круглого стола в сентябре 2012 года.Раскрывает содержание образовательной деятельности "Музыка" в свете новых трбований ....

"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников" - выступление на конференции

«Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его»К.Д.Ушинский Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, ...

Выступление на конференции. Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников или как повысить индекс здоровья".

На конференции представлен опыт работы по комплексной системе психосаморегуляции В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер....