Приобщение художественной литературе детей дошкольного возраста на материале народного фольклора
статья (средняя группа)

 Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_hudozhestvennaya_literatura.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение художественной литературе детей

дошкольного возраста на материале народного фольклора

Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с «Чечек» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. 

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение преподносит детям богатую пищу для мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте знакомят детей с художественной литературой: сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать о своих чувствах.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком.

Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?.. А не кажется ли вам, что сегодня таких детей становится все больше и больше!

Проблема

Родители перестали рассказывать своим детям сказки, заменив эту процедуру на телевизор и компьютер. Дети редко слышат из уст родителей сказки. Из-за этого приобщение к художественной литературе стало проблемой.

Еще одним препятствием на пути приобщения к художественной литературе – отсутствие переводов сказок на литературном родном тувинском языке. По программе рассказы, сказки даются на русском языке, чтобы дети смогли лучше понять основную мысль рассказа, воспитателям дошкольных образовательных учреждений приходится на ходу переводить на родной тувинский язык.

Мы думаем, что приобщение детей дошкольного возраста к чтению будет эффективным, если читать художественную литературу на понятных детях родном тувинском языке.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В данное время в своей работе мы руководствуемся методическими рекомендациями и пособиями Б.М. Монгуш, У.П. Допул, Н.Ч. Дамба, Л.С. Саая «Школа назыны четпээн уруглар албан черинге тыва чугаа сайзырадылгазынын программазы», А.Х. Алдын-оол, Г.Т. Назытпай по группам и кварталам разделены сказки, стихи рассказы.

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, мы составили примерное перспективное планирование для детей, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;

  • разработаны конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
  • подобраны и систематизированы дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру речи, развивающую связную речь, память, мышление, воображение.
  • для детей дошкольного возраста сделаны копилка рассказов, сказок «Волшебный сундучок» на тувинском и русском языке.
  • приобретены наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Расскажи сказку» с помощью родителей оформлены в группе книжный уголок, в которой находятся разнообразные по жанру книги.

Чтобы дети узнали еще больше интересного, проводим мини-театры на пальцах по книге «Сказки для самых маленьких». Дети с большим удовольствием смотрят, сами проигрывают полюбившиеся «Сороку-Белобоку», «Матпаадыр». А сами ребята участвуют с удовольствием в игровых ситуациях «Книжки в больнице», где сами лечат книги. Также, дети приносили свою любимую книгу из дому, рассказывали ее краткое содержание.

        Для того чтобы повысить интерес родителей в специальных уголках были составлены памятки «Как читать детям?», «Что читать ребенку дома?», были проведены родительские собрания на тему «Воспитываем будущего читателя».

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

         

Так как по программе в большинстве художественная литература дается только на русском языке, переводить на тувинский язык очень сложно, поэтому я некоторые русские рассказы и сказки стараемся переводить на родной тувинский язык и собираем в один сборник.

        Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

        

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

                   Список использованной литературы:

  1. А.С. Русакова. Ключи к детской душе. С-П.: Творческий центр, 2011г
  2. А.Х. Алдын-оол, Г.Т. Назытпай. Уруглар ясли-садтарынга тывачугаасайзырадылгазынынпрограммазы. К.: Тыванын ном ундурерчери 1991ч
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Под ред. Ушаковой О.С. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 368с.
  4. Максаков. А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1982г.
  5. Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96с.
  6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981г.
  7. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Учись говорить правильно. М.: Мозаика-синтез, 1993г.
  8. О.О. Сувакпит, Б.М. Монгуш, Ч.К. Кара-Куске. Тыва уруглар ясли садтарынганомчулга ному. К. 2001ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. Развитие речи через художественное слово Донского края.

Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литературы. Сегодня, многие педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Можно посоветовать ...

Консультация для педагогов по теме: «Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста».

Хорошо известно, что воспитание культурного человека начинается в годы дошкольного детства. Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литера...

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"

в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием народного фольклора».

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет....

Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)

Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности  детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью народного фольклора "

Некоторые направления народного фольклора для развития речи у детей дошкольного возраста....

Презентация проекта по приобщение к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста

Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духо...