Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием народного фольклора».
материал по развитию речи

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием народного фольклора».

Цель мастер-класса: создание условий для обмена опытом с коллегами по вопросу развития речи воспитанников посредством внедрения в воспитательно – образовательный процесс  элементов народной педагогики.

Задачи:

  1. расширить представление коллег о вариантах использования фольклорных форм при организации режимных моментах с детьми дошкольного возраста;
  2. способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм;
  3. способствовать сплочению коллектива педагогов.

Продолжительность мероприятия: 30 минут

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать фольклор в развитии речи детей своей группы.

Участники мастер-класса: воспитатели ДОУ.

1 Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня у нас мастер- класс, посвященный использованию народного фольклора, в  развитии речи детей дошкольного возраста.

Мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

2 Практическая часть.

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни.

Колыбельные песни

Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

«Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки…». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, мурлыкающий кот,говорится о тишине, покое.

Пестушки

Пестушки, от слова «пестовать» - воспитывать.

Не знали в прошлом наши бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали под разные песенки, шуточки – прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта, они складные, красивые, и еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ручки, где ножки.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогают игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь я куплю тебе калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну.

Во время умывания:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Деткам улыбаемся.

Во время кормления:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

***

Супчик надо есть всегда,

Это вкусная еда

Собирая детей на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Колыбельные песни

Баю- бай, баю- бай

Ты, собачка, не лай

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Во время одевания после сончаса:

Прилетели пташечки

Принесли рубашечки,

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговки пришили.

Причесывая:

Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

***

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша при падении:

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

При плаче:

Веселее всех игрушка

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

В игре «Помогите вспомнить» предлагаю детям следующую ситуацию:

Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка?

Кого из действующих лиц я не назвала? И что же они вытащили?

Спасибо, я сразу вспомнила, что это сказка «Репка». Как вы мне помогли.

Для активизации речевой активности предлагаю детям в игре «Угадайка» ответить на следующие вопросы:

Детям необходимо ответить на такие вопросы:

1. Какую песенку пел Колобок? «дети» поют песенку Колобока.

2. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? «дети»

3. Нужно похвастаться как Заяц-Хваста «Дети» хвастаются.

Умницы, вы настоящие зайцы, сколько эмоций, мимики, спасибо вам за импровизацию. Вы так здорово изображали героев, эмоционально, что хочется играть и играть с вами дальше.

Заключение.

А теперь проведём небольшую викторину.

1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете? Перечислите (сказки, прибаутки, потешки, заклички)

2. Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми,

для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

3. Назовите форму фольклора:

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кармашки,

Кармашки – у рубашки,

Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)

4. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

5. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

6.Как называют следующие выражения:

«Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз»;

«Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

7. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.

Хороводы:

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться, присесть.

«Матрешки»

Ходим, ходим хороводом,

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали.

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали, (топаем)

В ладошки мы похлопали (хлопаем)

Использование народного фольклора представляют собой прекрасный речевой материал, который позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!!!

На этом наша встреча подошла к концу. 

Спасибо за внимание!