Долгосрочный проект в области гражданского-патриотического воспитания «Мой город-герой Смоленск»
проект (средняя группа)

Михельсон Екатерина Николаевна

долгосрочный проект

паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx29.67 КБ
Файл pasport_proekta_gr_3.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №80 «Веснушка» города Смоленска

Проект в области гражданского- патриотического воспитания

«Мой город-герой Смоленск»

2023 г

Долгосрочный проект в области гражданского- патриотического воспитания

«Мой город-герой Смоленск».

                                                                                                        «Я узнал, что у меня

                                                                                                           Есть огромная семья:

                                                                                                        И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

                                                                                                    Речка, небо голубое

                                                                                                       Это все мое, родное!»

В. Орлов

Актуальность

РОДИНА — это место рождения человека, его происхождения; родная страна. Родину также называют ОТЕЧЕСТВОМ, так как это то место, где жили наши отцы и деды. Получается, что Родина и Отечество – это мама и папа, в более широком понимании – предки. Это страна, где жили и живут наши родители, и где мы появились на свет, росли и воспитывались. Малая и большая Родина. Часто разграничивают большую и малую Родину. На самом деле понятия практически тождественны, просто используются в широком и узком смысле.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Новизна

Новизна проекта заключается в разработке системы целенаправленной работы по ознакомлению детей с родным городом , его историей , прошлым, в которой определены  способы и формы реализации комплексной воспитательно-образовательной работы.

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Время проведения:  долгосрочный (Сентябрь-ноябрь).

Цель:

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения к Родине и чувства сопричастности к семье, к своему городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

Задачи:

1. Воспитательные:

- воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок;

- воспитывать доброжелательное отношение к родителям, внимательное отношение к родному городу, его красоте;

- воспитывать у детей чувство гордости, восхищения уникальностью родного края.

2. Образовательные:

- формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением;

-сформировать представления о понятиях «город», «район», «улица», «дом»;

-формировать и активизировать у детей эстетическое видение красоты окружающего мира в разнообразных ситуациях.

3. Развивающие:

  - развивать диалогическую речь и любознательность, умение слушать и слышать товарищей;

  - расширять представления об окружающем мире;

  - развивать мышление и память.

Работа с родителями:

- объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств к своему родному краю;

- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям;

- дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми;

-консультации: «Моя малая Родина», «Познакомьте детей с символикой и историей города Смоленска»;

-совместная родители-дети экскурсия по музеям города Смоленска;

-анкетирование «Я ведаю свой край родной!».

Ресурсное обеспечение:

- пополнение патриотического уголка Край мой Смоленский;

Предполагаемый результат:

Дети:

    После завершения проекта дети будут знать: символику России  и символику своего родного города (флаг, герб, гимн России и города         Смоленска); природу родных мест, научатся любоваться природой, бережно относиться к ней; владеть  расширенным словарным запасом по теме; иметь представление о памятных местах родного города;  пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине.

Родители:

  -повышение интереса к жизни ДОУ через активное участие в мероприятиях.  Заинтересованность в совместной деятельности;

   - чувство патриотизма и уважения к своей Родине;

   - помощь в создании выставок, музея, участие в тематических конкурсах.

Предварительная работа: 

-определение направления работы, выбор тематики, цели и форм проведения работы;

-подбор материалов, художественной литературы, иллюстраций, фотографий;

-беседы с детьми с целью определения уровня знаний по теме;

-составление плана работы;

-отбор музыкального, литературного, иллюстративного материала;

-подготовка консультативного материала для родителей;

-отбор фотоматериалов, видеороликов;

-подготовка презентации.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением флага и герба города Смоленска, изображение матрёшки и куклы в русско- народном костюме Смоленской области, иллюстрации с изображением г. Смоленска, презентация «Город-Герой Смоленск».

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный,

2 этап – основной,

3 этап – заключительный.

1 этап.


- Постановка цели;

-Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

- Предварительная работа с детьми и родителями;

-Составление перспективного плана мероприятия.

2 этап.

Перспективное планирование по образовательным областям.

Сентябрь

«Флаг и Герб нашего города», «25 сентября- День рождения нашего города Смоленска»,

-познакомить с флагом и гербом родного города;

- просмотр презентации «Смоленск – город-герой»;

- познакомить с растениями нашего края;

-продолжать формировать умение работать командой, распределять обязанности, договариваться для достижения хорошего результата в работе;

-совместная работа детей и родителей группы. Побуждать родителей принимать активное участие в проектной деятельности группы, воспитывать интерес к совместному творчеству;

-беседа  «Город наш родной – Смоленск!»;

-чтение художественной литературы: С. Михалков «Россия», сказки Смоленского края;

-закрепить полученные знания по теме;

-развивать творческие способности детей;

-совместное творчество родителей и детей «Герб нашей семьи»;

-выставка творческих работ «Генеалогическое дерево моей семьи»;

-оформление стенгазеты «Город- герой Смоленск»;

-сюжетно-ролевая игра «Наша улица», «Путешествие по городу»;

-продуктивная деятельность. Рисование «День города Смоленска»;

 -музыкальное мероприятие «С Днём рождения наш любимый город».

Октябрь

 «Музеи и достопримечательности г. Смоленска»

-познакомить детей с историей Смоленской крепости;

-познакомить детей с музеями нашего города, закрепить правила поведения в общественных местах. Формировать умение внимательно слушать рассказ работника музея;

-закрепить знание детьми достопримечательностей города, учить подбирать пару к картинке;

-развивать творческие способности детей средствами аппликативной деятельности, закрепить умение работать ножницами, соблюдая технику безопасности;

-познакомить детей с историческими названиями улиц, рассказать о людях в чью честь их так именовали;

 -привлечь родителей к участию в фотовыставке, посредством фотографии передать красоту города осенью;

-виртуальная экскурсия в музей «В мире сказки»;

-дидактическая игра «Найди пару», «Собери пазл и узнай что за памятник», «Где находится памятник»;

-продуктивная деятельность. Аппликация «Крепостная стена»;

-оформление альбома «Достопримечательности родного города»;

-беседа обсуждение на тему «Знаменитые улицы родного города»;

-фотовыставка «Осень в Смоленске. Любимые места Смоленска».

Ноябрь

«Я знаю свой город!»

-совершенствовать знания детей о родном городе, воспитывать патриотические чувства гордости и уважения к городу воинской славы;

-актуализация знаний о родном городе, обобщение всех знаний, полученных

в период изучения материала.

3 этап.

Заключительный.

Для формирования знаний у средних дошкольников о своём городе Смоленске, дети, совместно с родителями, посетили памятные места (музеи, памятники, парки) города,  составили альбом рисунков на тему «Мой любимый город Смоленск».

Используемая литература:

  1. Головкина А.В. «Край мой Смоленский.» – Смоленск, 1995 г.
  2. Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.» – М.: АРКТИ, 2007 г.
  3. Ластовский Г.А «История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века» Г. А. Ластовский. - Смоленск 2007.
  4. Мишин А. «Сказки Смоленского края» [Для детей] / Сост. А. Мишин; Худож. Н. Игнатенкова, В. Ляшенко. - Смоленск : Смядынь, 1991. - 175 с. : ил.; 22.
  5. Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005.

Источники:

Электронный ресурс

- Социальная сеть https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-gorod.html

- Социальная сеть http://детсад46-братск.рф/58-sovety-vospitatelya-dlya-vospitatelej/213-zritelnaya-gimnastika-po-leksicheskim-temam.html

- Социальная сеть https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/05/03/russkie-narodnye-igry-smolenskogo-kraya



Предварительный просмотр:

Форма

ПАСПОРТ

проекта в области гражданско-патриотического воспитания*

1. Наименование проекта

               «Мой город-герой Смоленск»

2. Сведения о руководителе проекта

Ф.И.О. руководителя проекта

Блощицина Ирина Михайловна,

Михельсон Екатерина Николаевна

адрес проживания с указанием индекса

г.Смоленск, ул. В. Гризодубовой, д.3, кв.109, 214039;

г.Смоленск, ул. Ударников, д.47, кв.40, 214039

мобильный телефон

8-904-365-77-90; 8-920-317-30-51

адрес электронной почты (обязательно)

ibloshchitsina@bk.ru; abrosimova.kn@yandex.ru

адреса социальных сетей

https://vk.com/id427975754;                             https://vk.com/id420242362

3. География проекта

(перечислить субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект)

Российская Федерация, Смоленская область, г.Смоленск

4. Срок реализации проекта

Три месяца

продолжительность проекта (в месяцах)

Сентябрь 2023г.

начало реализации проекта

Ноябрь 2023г.

окончание реализации проекта

5. Краткое содержание проекта

(не более 0,3 страницы)

Знакомство детей с родным краем Смоленщины: с историко-культурными, национальными, природными особенностями способствовало формированию и развитию у них таких черт характера, которые помогут им стать патриотами и достойными гражданами своей Родины.

6. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

(не более 1 страницы)

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

7. Основные целевые группы, на которые направлен проект

Средняя группа, возрастная категория 4-5 лет.

8. Основные цели

и задачи проекта

Цели:

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического отношения к Родине и чувства сопричастности к семье, к своему городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

Задачи:

1. Воспитательные:

- воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок;

- воспитывать доброжелательное отношение к родителям, внимательное отношение к родному городу, его красоте;

- воспитывать у детей чувство гордости, восхищения уникальностью родного края.

2. Образовательные:

- формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением;

-сформировать представления о понятиях «город», «район», «улица», «дом»;

-формировать и активизировать у детей эстетическое видение красоты окружающего мира в разнообразных ситуациях.

3. Развивающие:

  - развивать диалогическую речь и любознательность, умение слушать и слышать товарищей;

  - расширять представления об окружающем мире;

  - развивать мышление и память.

9. Календарный план реализации проекта (этапы)

(последовательно перечислить мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

п/п

Мероприятие

Сроки

(дата, месяц, год)

Консультация: «Моя малая Родина»

4.09.2023г.

Беседа  «Город наш родной – Смоленск!»

6.09.2023г.

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Россия»

7.09.2023г.

Совместное творчество родителей и детей «Герб нашей семьи»

10.09.202г.

Занятие «Знакомство с растениями нашего края»

14.09.2023г.

Знакомство с флагом и гербом родного города

15.09.2023г.

Консультация: «Познакомьте детей с символикой и историей города Смоленска»        

15.09.2023г.

Выставка творческих работ «Генеалогическое дерево моей семьи»

18.09.2023г. - 22.09.2023г.

Просмотр презентации «Смоленск – город-герой»

19.09.2023г.

Оформление стенгазеты «Город- герой Смоленск»

20.09.2023г.

Продуктивная деятельность. Рисование «День города Смоленска»

20.09.2023г.

Сюжетно-ролевая игра «Наша улица», «Путешествие по городу»

21.09.2023г.

Музыкальное мероприятие «С Днём рождения наш любимый город»

22.09.2023г.

Совместные родители-дети экскурсии по музеям города Смоленска

Выходные дни сентября 2023г.

Чтение  сказок Смоленского края

28.09.2023г.

Консультация и беседа на тему «История Смоленской крепости»

2.10.2023г.

Продуктивная деятельность. Аппликация «Крепостная стена»

4.10.2023г.

Ознакомительное занятие «Музеи нашего города». Беседа: «Правила поведения в общественных местах»

13.10.2023г.

Дидактическая игра «Где находится музей»

16.10.2023г.

Ознакомительное занятие «Исторические названия улиц»

16.10.2023г.

Виртуальная экскурсия в музей «В мире сказки»

19.10.2023г.

Дидактическая игра «Найди пару», «Собери пазл и узнай что за памятник»

23.10.2023.

Беседа «Знаменитые улицы родного города»

24.10.2023г.

Фотовыставка «Осень в Смоленске. Любимые места Смоленска»

25.10.2023г. – 31.10.2023г.

Совместные родители-дети экскурсии по музеям города Смоленска

Выходные дни октября 2023г.

Просмотр ознакомительной презентации «Великие люди Смоленского края»

1.11.2023г.

Экспериментариум «Из чего можно построить крепостную стену в игровой группы детского сада»

6.11.2023г.

Беседа «Что я люблю в своем городе»

9.11.2023г.

Дидактическая игра «Собери части крепостной стены»

14.11.2023г.

Консультация «Родина начинается с тебя»

15.11.2023г.

Беседа «Мой дом, моя улица, мой город»

16.11.2023г.

Анкетирование «Я ведаю свой край родной!»

21.11.2023г.

Занятие ознакомительное «Как я могу сделать свой город лучше»

23.11.2023г.

Беседа «Что я знаю, что мне нравится в моем городе»

27.11.2023г.

Совместные родители-дети экскурсии по музеям города Смоленска

Выходные дни ноября 2023г.

10. Результаты проекта

(описать позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта (по его завершении и в долгосрочной перспективе)

Родители с детьми познакомились и обогатили знания по формированию нравственно-патриотического отношения к Родине и чувства сопричастности к семье, к своему городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Укрепилось воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края укрепило позицию ответственного и любознательного гражданина.

Дети с большим интересом и радостью обсуждают полученные знания о родном городе, планируют совместные прогулки с родителями в театр, музей, парки города. Самостоятельно придумывают сюжетно-ролевые игры на тему путешествий по городу: экскурсии, прогулки по парку, посещение новых мест, поиск интересных растений и деревьев. Некоторые дети поделились мечтой придумать что-то новое и сделать наш город еще более известным и уникальным!

11. Количественные показатели проекта

(обосновать количественные показатели проекта)

Из 28 семей до начала проекта все вместе посещали детский кукольный театр – 12 семей, на момент завершения проекта таких семей стало 25.

Из 28 семей на начало проекта посещали музей в крепостной стене города – 8 семей, на момент завершения проекта количество семей увеличилось до 19 семей.

Из 28 семей до начала проекта знали про существование гимна города 9 семей,  на момент завершения проекта количество семей увеличилось до 28 семей.

Из 28 семей до начала проекта имели герб своей семьи – 2 семьи, на момент завершения проекта после проведения совместного творчества родителей и детей «Герб нашей семьи», количество семей возросло до 24 семей.

Из 28 семей до начала проекта гуляли по осеннему городу семьей и фотографировали любимые места Смоленска – 4 семьи. Во время проекта для фотовыставки «Осень в Смоленске. Любимые места Смоленска» 11 семей выбрались в город для прогулки и домашней фотосессии, поделившись после своими положительными эмоциями, открытиями нового взгляда на привычные места в городе, сказали благодарность за хорошую идею и возможность еще ближе сплотиться семьей в общих целях и интересах, изучая родной край.

*Оптимальный размер паспорта проекта – не более 15 страниц. Набор паспорта проекта должен осуществляться в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, кегель 14, интервал 1,            абзацный отступ 1,25 см, выравнивание по ширине, поля: нижнее и верхнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в области гражданско-патриотического воспитания "Сафоново - маленькая дверь в большой мир"

Проект направлен на формирование гражданских и патриотических чувств старших дошкольников, воспитание любви к малой родине через разнообразные виды детской деятельности. Проект был приурочен к 66 &nda...

Проект в области гражданско-патриотического воспитания «Печерск. Село, в котором я живу».

Авторская методическая разработка по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Печерск. Село, в котором я живу», представленная на Региональный конкур...

«Лучше нет родного края» областной конкурс проектов в области гражданско-патриотического воспитания

laquo;Лучше нет родного края» областной конкурс проектов в области гражданско-патриотического воспитания...

ПАСПОРТ проекта в области гражданско-патриотического воспитания

ПАСПОРТпроекта в области гражданско-патриотического воспитания Проект посвящен 65 – летнему юбилею  детского сада. Тема выбрана не случайно, т.к. ежегодно в ноябре месяце мы празднуем ...

Педагогический проект «Эффективные практики гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на тему: Быть здоровым здоровым - это модно!

Проект краткосрочный, возраст воспитанников 4-5 лет,внедрённый. Цель проекта: воспитать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его разными видами деятельности. Конечный продукт п...