Знаменитые земляки Рязанского края
презентация к уроку (подготовительная группа)

Карабаева Юлия Вячеславовна

Краеведы, этнографы, историки Рязанского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prentatsiya_znamenitye_zemlyaki_ryazanskogo_kraya.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24» Знаменитые земляки Подготовила воспитатель: Карабаева Ю.В. .

Слайд 2

С Рязанским краем связаны имена многих, известных всему миру, деятелей науки и культуры. Уроженцами Рязанской земли являются 500 георгиевских кавалеров, 300 Героев Советского Союза и Героев России, 42 полных кавалера ордена Славы. С Рязанью связаны имена Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Солженицына, гравера Ивана Пожалостина , филолога-слависта Измаила Срезневского. В Рязанской области родились следующие историки , краеведы , этнографы:

Слайд 3

Дашков В.А. Русский этнограф, меценат и коллекционер, директор Румянцевского и основатель Дашковского музеев, председатель Общества любителей древнерусского искусства Василий Андреевич Дашков родился в городе Рязани 14 мая 1819 года . Родился в семье подполковника конной артиллерии Андрея Васильевича Дашкова и Анастасии Николаевны Дмитриевой-Мамоновой. В 1836–1840 году жил в Петрозаводске, где собирал материалы по географии, истории и этнографии Олонецкой губернии, которые собрал в 1842 году в книгу «Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях». В 1839 году окончил Олонецкую мужскую гимназию, после чего поступил на юридический факультет Московского университета. В 1841 году получил аттестат на право причисления к первому разряду чиновников государственной службы. С 1841 года служил в канцелярии секретного отделения при московском военном генерал-губернаторе князе Щербатове. В июле 1842 года получил первый классный чин, в апреле 1843 стал членом Московского губернаторского статистического комитета. 25 апреля 1843 года получил орден Святого Станислава 3-й степени за труд по Олонецкой губернии. С 1842 года следил за всеми периодическими изданиями, которые выпускались в Москве. В апреле 1867 года Александр II наградил этнографа орденом Св. Станислава 1-й степени. 14 мая 1868 года стал директором Московского Публичного и Румянцевского музеев. 21 декабря 1868 года стал служить Опекунскому совету. 28 июля 1892 года получил орден Св. Владимира 1-й степени.

Слайд 4

Надеждин Н.И. Р усский этнограф и лингвист, историк, литературный критик, один из основоположников русской философской эстетики (наряду с Д.В.Веневитиновым , И.В.Киреевским и В.Ф.Одоевским ) Николай Иванович Надеждин р одился 5 (17) октября 1804 в с. Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губ. в семье потомственных священнослужителей. В 1815 окончил Рязанскую семинарию (выдающимся учебным успехам в которой, по некоторым сведениям, обязан своей фамилией – предки Надеждина именовались по месту жительства Белоомутскими или Беловодскими ), в 1824 – Московскую духовную академию. В 1824–1826 – профессор словесности и немецкого (позже и латинского) языка в Рязанской семинарии, после чего, уволившись из духовного звания, стал домашним учителем в московской семье Самариных. С первыми стихами, эстетическими статьями и переводами выступал с 1828 в журнале «Вестник Европы»

Слайд 5

Лебедева Н.И. Лебедева Наталья Ивановна (1894 -1978) - выдающейся этнограф .Она родилась и большую часть жизни прожила в Рязани. Наталия Ивановна с золотой медалью окончила гимназию В.П. Екимецкой и высшие Бестужевские курсы с отличием. Работала несколько лет учителем русского языка и истории в Рязани, местном краеведческом музее, где создала отдел этнографии. С середины 20-х годов в Москве, в Музее народоведения. Была активной участницей и организатором многих этнографических экспедиций. Опубликовала ряд уникальных материалов по истории народного костюма и быта. Репрессии 30-х годов на многие годы прервали её научную деятельность, которую Н.И. Лебедева возобновила только в 40-е годы. До конца жизни она работала в Рязани и занималась любимой наукой. Умерла в 1978 году, похоронена на Скорбященском кладбище в Рязани.

Слайд 6

Венюков М.И. Венюков Михаил Иванович - географ, путешественник и этнограф. Он был человеком удивительно разностороннего таланта, оставившим много ценных трудов в различных областях географических и естественных наук. Значителен его вклад в изучение Приамурья и Приморья. Дальний Восток был для него большой школой научного становления. М.И. Венюков родился 5 июля (23 июня) 1832 г. в мелкопоместной дворянской семье в селе Никитинском Рязанской губернии. В раннем возрасте воспитанием мальчика занималась бабушка, которая привила ему любовь к чтению и разносторонним знаниям. Тринадцати лет Мишу Венюкова приняли на "казенные хлеба" во второй класс кадетского корпуса, из которого в 1850 г. он вышел в чине артиллерийского прапорщика. Через два года был назначен репетитором физики в Петербургский кадетский корпус. Одновременно он вольнослушателем посещал университет, а через год поступил в Академию Генерального штаба, закончив ее в 1856 г.

Слайд 7

Тепловодская Е.С. Екатерина Степановна Тепловодская (1920-1999) — член Союза журналистов СССР, участница Великой Отечественной войны. Родилась в Кадоме 24 ноября 1920 г. в семье мещанина. После окончания Кадомской средней школы поступила в Рязанскую газетную школу, где проучилась два года. Трудовую деятельность начала в 1938 году в районной газете «Знамя Ленина». В годы Великой Отечественной войны Екатерина Степановна, в числе других девушек-комсомолок, добровольно пошла на фронт. Почти четыре года была на немецком и японском фронтах. Служила в войсках ПВО (г. Кашира Московской области, г. Косая гора Тульской области), закончила службу в Монголии. Награждена орденом Отечественной войны II степени и 14 медалями. По окончании службы в армии, Тепловодская Е.С. возвратилась в свой родной Кадом и снова стала работать в редакции местной газеты и на радиовещании. Более четверти века отдала она журналистике. Работать начинала литсотрудником в районной газете, работала в областной молодёжной газете, более двадцати лет вела радиопередачу «Говорит Кадом ...». Печаталась в областной газете « Приокская правда», в центральной «Рабочая трибуна», в журнале «Рязанский следопыт». Работала секретарём районной организации общества «Знание». Была делегатом III съезда общества «Знание» РСФСР. Член Союза журналистов СССР. Екатерина Степановна — одна из организаторов на общественных началах Кадомского музея и создателей мемориала памяти воинов — кадомчан .

Слайд 8

Яхонтов С.Д. С.Д. Яхонтов родился 31 (19 по старому стилю) декабря 1853 г. в селе Ухорь Пронского уезда Рязанской губернии (ныне Кораблинский район). В 1863 г. Яхонтов стал учеником Скопинского духовного училища, с 1870 г. Степан Дмитриевич учился в Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1876 г. вторым по успеваемости учеником. В 1880 г. окончил историческое отделение Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде). Вел курс истории в Рязанской духовной семинарии, преподавал в Мариинской женской гимназии, женском епархиальном училище, частных гимназиях г. Рязани. С 1884 г. Яхонтов входил в состав Рязанской ученой архивной комиссии, с 1893 г. являлся бессменным редактором ее «Трудов», в 1905–1918 гг. был председателем Комиссии. По его инициативе и его трудами в Рязани, во Дворце Олега в Рязанском кремле в 1914 г. открылся музей — Епархиальное Древлехранилище, где были собраны и представлены предметы церковной старины. После 1917 г. деятельность С.Д. Яхонтова была связана с губернским архивом и музеем. Яхонтов стоял у истоков создания нынешнего Государственного архива Рязанской области (ГАРО). При нем было сформировано и сохранено богатейшее собрание архива, насчитывавшее свыше миллиона дел. В те же годы он являлся хранителем фондов (1918–1923), а затем директором Рязанского исторического музея (1923–1929

Слайд 9

Любавский М.К . Матвей Кузьмич Любавский (1 [13] августа 1860, село Большие Можары, Рязанская губерния — 22 ноября 1936, Уфа) — российский и советский историк. Ректор Московского университета (1911–1917). Академик Академии наук СССР (1929, член-корреспондент РАН с 1917). Родился в семье сельского дьячка в селе Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Сапожковском духовном училище, Рязанской духовной семинарии. В 1878–1882 студент историко-филологического факультета Московского университета. Занимался в семинариях у профессоров В.О.Ключевского , В.И.Герье , Н.А.Попова . В 1894 защитил магистерскую (кандидатскую) диссертацию Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского Статута, в 1901 — докторскую диссертацию Литовско-Русский Сейм. Преподавал в Московском университете, где стал преемником В.О.Ключевского на кафедре русской истории. Подготовил и прочитал знаменитый курс Историческая география России в связи с колонизацией, вышедший в 1909 отдельной книгой. В 1911–1917 ректор Московского университета. Работал в структуре Главрахива ( Центрархива ), преподавал историко-архивные дисциплины сначала на курсах, затем в Московском университете. В 1929 опубликовал монографию Образование основной государственной территории великорусской народности. В связи с сфальсифицированным органами ОГПУ «делом Академии наук» (группу известных академиков и профессоров-обществоведов — С.Ф.Платонова , Н.П.Лихачева , Е.В.Тарле , Ю.В.Готье , С.В.Бахрушина и др. — объявили участниками контрреволюционной монархической организации

Слайд 10

Иловайский Д.И. Дмитрий Иванович Иловайский (11 февраля 1832, Раненбург , Рязанская губерния — 15 февраля 1920, Москва) — русский историк, публицист, педагог. Родился в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Учился в казённом раненбургском уездном училище и Рязанской мужской гимназии (1845 – 1850). Затем окончил историко - филологический факультет Московского университета, где учился в 1850 – 1854 гг. После окончания университета преподавал в гимназии в Раненбурге , потом в 3-й московской гимназии. В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме «История Рязанского княжества», за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. С 1862, выйдя в отставку, занялся научной и публицистической деятельностью.. 12 декабря 1870 года Совет Московского университета утвердил Д. И. Иловайского в степени доктора русской истории. После сложнейших и глубоких исследований относящихся к вопросу о происхождении Руси, выступил решительным противником Норманской теории. В марте 1881 года после убийства Александра II одним из первых сформулировал мысль об «инородческом» характере революционного движения в России, утверждая, что русские революционеры являются лишь слепым орудием в руках поляков и евреев. После выхода Манифеста 17 октября 1905 года и революционных событий 1905 – 1907 годов Иловайский перешел от умеренно - консервативных взглядам к радикально - консервативным, и вступил в ряд монархических организаций, таких как Русское собрание, Союз Русских Людей, Союз русского народа. В 1897 – 1916 Иловайский издавал газету «Кремль» право - консервативного направления, состоящую преимущественно из его собственных публикаций. Умер 15февраля 1920года.

Слайд 11

Добролюбов И.В. Будущий историк родился 19 мая 1837 года в Скопине [1 ] в семье священника. Мать, Анна Ивановна, скончалась 14 сентября 1841 года от простуды в возрасте 22 лет, когда Ивану было 4 года. В 1850 году он поступил в Скопинское духовное училище , где его отец, с 1845 года был инспектором. В 1854 году он получил право продолжить учёбу в Рязанской духовной семинарии . В это время отец, после принятия в Спасском монастыре пострига, с наречением имени Владимир был назначен инспектором Рязанского духовного училища. В списке учеников за 1854/1855 учебный год имя Ивана Добролюбова по успеваемости было вторым с оценкой «весьма хороших» способностей, «весьма усердного» прилежания и «весьма хороших» успехов; первым был Пётр Палицын. В фонде Рязанской духовной семинарии сохранились темы сочинений, которые давались учащимся: «Понятие молитва», «Понятие юность», «Понятие надежда», «Не презирай ничьего совета», «Не радуйся несчастию ближнего» и тому подобные. В списке учеников семинарии высшего отделения «Б» второго класса за 1858/59, 1859/60 годы у Ивана Добролюбова отмечались «очень хорошие» способности, «весьма ревностное» прилежание и «хорошая» успеваемость. В 1860 году И. Добролюбов окончил курс Рязанской духовной семинарии и 15 июля 1861 года был определён учителем 2-го Рязанского духовного училища низшего отделения, где служил до марта 1865 года . В это время его отец, уже игумен Владимир, был ещё инспектором Рязанского духовного училища: и 1-го, и 2-го. Некоторое время они вместе служили в одном духовном учебном заведении, оставив о себе хороший след в сердцах учителей и учеников. Иоанн Добролюбов женился на дочери вдовы протоиерея Зарайского соборного храма Софье, а вскоре, 26 марта 1865 г., архиепископом Рязанским Иринархом был назначен священником Спасской церкви села Клинска Михайловского уезда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Знаменитые земляки-яркие профессии". Автор: Долгалева И.В.

Мы живем в г. Смоленске, ходим по его улицам и часто не знаем в чью честь они названы, чем занимался и прославился тот или иной человек, за какие заслуги ему установили памятник....

Знаменитые земляки

Цель: Знакомить детей со знаменитыми земляками:М.В.Ломоносовым, М.С.Крюковой, С.Г. Писаховым, Ф.А.Абрамовым.Задачи: Формировать у детей представление о сенсорных эталонах цвета, длительности времени. ...

Проект "Знаменитые земляки Кубани"

Формирование патриотизма, чувства гордости за великих кубанских поэтов, спортсменов, композиторов....

Презентация по теме: "Знаменитые земляки-яркие профессии".

Познакомить дошкольников с известными земляками, их профессиональеной деятельностью и значением в жизни других людей....

Знаменитые земляки города Новосибирска

Краткая биография знаменитых земляков города Новосибирска для патриотического воспитания детей дошкольных учреждений....

презентация о знаменитых земляках "Богатства, отданные людям"

презентация о скульпторе Борисенко А. И....

Тематический контроль в СП "Детский сад " по теме «Организация работы в СП «Детский сад» по воспитанию уважения к людям труда, знаменитым землякам через приобщение дошкольников к истории родного края».

Методическая разработка содержит карты контроля, аналитическую стправку по итогам тематиечского контроля на тему: "Организация работы в СП "Детский сад" по воспитанию уважения к людям т...