Консультация для педагогов "Региональный компонент в условиях ДОУ"
консультация

Юшкова Наталья Викторовна

Региональный компонент в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»

 «У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна».                                    А. Твардовский

Актуальность темы: С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Основные законодательные и нормативно-правовые документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой Родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи: Расширять знания детей о родном крае;

Знакомить с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, прославляющих наш народ;

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему, формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

Развивать бережное отношение к селу и к району (достопримечательности, культура, природа);

Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому;

Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:

Принцип развивающего обучения – Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).

Принцип взаимодействия с социальными институтами – Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования.

Принцип личностно-ориентированного общения - Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми

Принцип тематического планирования материала – Подача изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям

Принцип наглядности – Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и т. д.

Принцип последовательности – Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)

Принцип занимательности – Увлекательность для детей

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ.

- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.

- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.

- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.

- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Реализация регионального компонентов детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность педагога с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Взаимодействие с родителями воспитанников;

Направления реализации регионального содержания образования:

Природно-климатические особенности родного края;

История и символика родного края;

Искусство и культура родного края;

Знаменитые люди родного края.

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного края, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность.

Перспективы в работе:

- Создание программы по краеведению;

- Пополнение картотеки конспектов ООД по краеведению;

- Пополнение уголков по краеведению в группах;

- Привлечение родителей к оказанию помощи при организации экскурсий, прогулок, организации музея и т. д.;

- Проведение семинаров по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания средствами краеведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».

Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО

Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11957314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"110","style":"float: left;","width":"170"}}]]...