Консультация для педагогов "Региональный компонент в условиях ДОУ"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация «Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна». А. Твардовский
Актуальность темы: С введением в дошкольное образование ФГОС ДОО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Основные законодательные и нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой Родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи: Расширять знания детей о родном крае;
Знакомить с творчеством писателей, поэтов, художников, композиторов, прославляющих наш народ;
Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему, формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
Развивать бережное отношение к селу и к району (достопримечательности, культура, природа);
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в селе, сопричастности к этому;
Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы:
Принцип развивающего обучения – Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский).
Принцип взаимодействия с социальными институтами – Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного образования.
Принцип личностно-ориентированного общения - Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми
Принцип тематического планирования материала – Подача изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям
Принцип наглядности – Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности – Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип занимательности – Увлекательность для детей
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ.
- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.
- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Реализация регионального компонентов детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность педагога с детьми;
Самостоятельная деятельность детей;
Взаимодействие с родителями воспитанников;
Направления реализации регионального содержания образования:
Природно-климатические особенности родного края;
История и символика родного края;
Искусство и культура родного края;
Знаменитые люди родного края.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного края, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность.
Перспективы в работе:
- Создание программы по краеведению;
- Пополнение картотеки конспектов ООД по краеведению;
- Пополнение уголков по краеведению в группах;
- Привлечение родителей к оказанию помощи при организации экскурсий, прогулок, организации музея и т. д.;
- Проведение семинаров по повышению профессиональной компетентности воспитателей по вопросу патриотического воспитания средствами краеведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС
Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...
Доклад на тему "Обновление содержания воспитательно — образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях реализации ФГОС"
Доклад для педагогического совета по теме: "ФГОС дошкольного образования"....
Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...
Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».
Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО
Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...
Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11957314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"110","style":"float: left;","width":"170"}}]]...