"Береза - символ России!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Синицына Татьяна Валерьевна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия:
«Береза — символ России!»

Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Формировать у дошкольников представления о характерных особенностях березы.

Задачи:

Обучающие:

- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к родной природе.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: разучивание стихотворений Т. Шоргина «Берёзка», «В гостях у осени, С. Есенина «Белая берёза»,А. Прокофьева «Люблю берёзку белую», рассматривание картин разных художников о временах года, прослушивание песен.

- Наша Россия – большое и красивое государство. Как и у любого государства у нас есть свои отличительные знаки – символы. Что это за символы? Назовите. (Флаг, герб, гимн).

- Правильно, это флаг, герб и гимн. Они являются главными, официальными символами страны.

- Но помимо главных, официальных символов в России есть ещё символы – неофициальные, народные. Эти символы придумал народ. Береза тоже символ России.

Березки вошли в нашу жизнь очень давно. Народ любит её за красоту и пользу, слагает стихи и песни. Послушаем стихотворение .

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится!

Ребята, мне рассказывали, что с давних пор, когда Россия называлась Русью, весной добры молодцы и красны девицы радовались ожившей берёзе, водили вокруг нее хороводы. Предлагаю вам пройти в хоровод.

А, ну честной народ, становись-ка в хоровод.

Игра «Берёза» (Координация речи с движением, развитие речевого дыхания)

Береза моя, березонька. (Дети идут хороводом, взявшись за руки.)

Береза моя белая,

Береза кудрявая. (Меняет направление движения.)

Стоишь ты, березонька, (Встали, подъем рук вверх, вдох.)

Посреди долинушки (Опустили руки, выдох.)

На тебе, березонька, (Подъем рук, вдох.)

Листья зеленые (Опустили руки, выдох.)

Под тобой, березонька (Подъем рук, вдох.)

Трава шелковая. (Опустили руки, выдох.)

(Хоровод под фонограмму)

Воспитатель: Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Каждый называет слово и вешает на дерево зеленый листик. Береза какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)

Воспитатель: Ребята, дерево живой или неживой объект? Почему вы так думаете? Дети отвечают, что дерево живое, потому что оно растет.

Воспитатель: Правильно, дерево - это живой организм, а значит его главная задача, подскажите мне (расти и размножаться). Молодцы. Давайте посмотрим, как меняется березка в течение своей жизни.

Просмотр фото: росток, молодая береза, старая береза.

Сравните кору молодой и старой берёзы. Заметили, что кора старой берёзы груба и морщиниста, а кора молодой берёзы нежна и бела. Чем старше дерево, тем больше тёмных трещин. Ребята, а из каких частей состоит береза? Ответы детей (корни, ствол, ветки, листья) .

Воспитатель: - Ребята, подумайте и скажите, зачем дереву корни?

Корень – самая важная часть растения, через него поступают питательные вещества из почвы, необходимые для роста и развития. Ствол – это опора растения, на нем располагаются ветви.

Воспитатель: - А вы знаете, зачем листья дереву? Листья очищают воздух, которым мы дышим, они поглощают вредные вещества, а выделяют кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

Как мы можем помочь деревьям? Дети отвечают, что нужно бережно относиться к деревьям, не ломать ветки, не обрывать листья.

Воспитатель: - У всех деревьев есть кора. Кора березы называется береста. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит. Давайте все вместе повторим название березовой коры – берест

Есть старая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы.

Первая польза – больным на здоровье.

Вторая – от тьмы свет.

Третья – людям колодец.

Кто -нибудь знает отгадку?

Отгадки вот какие. Первая польза – это берёзовый веник, в бане париться.

Вторая – это лучина, ею в старину избы освещали.

Третья – «людям колодец» — берёзовый сок.

Воспитатель: Вот какая у нас береза!

Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах. Проходите в демонстрационный зал, я вам покажу эти картины.

Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина, называется «Березовая роща»

Воспитатель: А что такое березовая роща? В какое время года изобразил художник березовую рощу? Почему так думаете?

Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту своей Родины.

Воспитатель: А вот картина, которая называется «Иней», написал ее Игорь Эммануилович Грабарь. В какое время года изображены березы? Как вы догадались?

Чем покрыты ветки березы?

Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.

Воспитатель: В березовом лесу всегда светло, чисто, прохладно, в нем легко дышится. Скажите, а кого можно встретить в роще? Ответы детей (дети перечисляют животных, птиц, насекомых) .

Физминутка

Мы берёзку посадили,

Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд).

И берёзка подросла,

К солнцу руки подняла, (Потянуть руки вверх)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая).

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть)

Воспитатель: Сегодня вы многое узнали о русской красавице - березе, и теперь я вам предлагаю вспомнить всё что вы узнали - давайте поиграем? !

Д/игра «правда или не правда?»

Детям раздаются смайлики, если они согласны с высказыванием, поднимают улыбку, если нет – грустинку.

У березы лекарственные почки.

Береза – это трава.

Зимой береза спит.

Березовый сок полезен.

Береза колючее дерево.

Береза – символ России.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами разговаривали о березе, теперь я предлагаю вам ее нарисовать.

Но сначала вспомним приемы рисования березы. Нужно набрать краску черного цвета и нарисовать ствол сверху вниз. Затем рисуем толстые и тонкие веточки. Затем набираем краску желтого цвета и рисуем листья (если вы рисуете березку поздней осенью). Когда краска подсохнет набираем краску черного цвета и рисуем черточки –отдушины (чечевички).

Воспитатель: Посмотрите какие красивые березки у вас получились. Что вам больше всего понравилось? Какие вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»

Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...

Презентация "Береза - символ России"

Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: -расширять знания детей о русской    березе –как символе России; развивать познавательный интерес. ...

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"

В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....

Проект "Русская береза - символ России"

Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....