Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА! »
проект (подготовительная группа)

Гильфанова Альфия Гасмановна

ЦЕЛЬ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ . ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ РОДИНЫ !

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Я родилась в России. Это моя родина и моей семьи. Это прекрасная страна, которая богата своей природой: лесами и полями, реками и озерами. В России много красивых сел, деревень, городов. Но самое главное богатство — это трудолюбивые, гостеприимные, добрые люди, которые проживают в России.

Моя страна большая, многонациональная, свободная и миролюбивая. В нашей стране мир – это самое главное.

У государства один закон – Конституция РФ. У каждого субъекта есть свои полномочия и права. Законы, которые принимают в субъектах, подчиняются Конституции.

Еще один объединяющий признак – язык государства. Русский язык изучается на всей территории России. На нем пишутся документы. Это не значит, что другие языки не могут существовать. Русский – общий язык, который используется всеми.

Что же такое Родина? Все говорят об этом, но что, же подразумевается под этим словом? Место, где ты появился на свет? Страна, где прошло твоё детство? Или, быть может, где ты встретишь старость? Нет, Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения. Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране. Познавая мир от взрослых, ребёнок приучается к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. В этом периоде жизни, он «впитывает всё как губка», запоминая даже малейшие детали.

Актуальность разработки и реализации проекта.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.

Длительность работы над проектом – 9  месяцев.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

3. Цель проекта:

Формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
  • Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
  • Закрепить знания детей о государственных символах России;

Развивающие:

  • Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
  • Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • Развивать самостоятельность, ответственность;
  • Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родителям, близким.

Продукт деятельности

Для детей:

  • Изготовление коллажа «Россия – Родина моя».
  • Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта

Для родителей:

  • Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта
  • Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
  • Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
  • Фотоотчеты о проведенных мероприятиях с детьми

Для педагогов:

  • Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине»;
  • Оформление ширмы-раскладушки «Наша-родина Россия»
  • Разработка конспектов НОД; мероприятий в соответствии с планом проекта
  • Родительское собрание

Формы работы с детьми:

  • занятия;
  • презентации;
  • календарные праздники;
  • развлечения, досуги;
  • экскурсии;
  • пополнение развивающей среды,
  • чтение художественной литературы
  • беседы, ситуативные разговоры
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • слушание музыки
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Моя родословная»

Тема: «Урал – жемчужина России »

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Рассматривание иллюстраций о родном городе . «Троицк»

Просмотр видеофильмов о нашем крае,  истории и культуре.

Изготовление альбома.

Консультация для родителей: « Воспитываем патриотов с детства»

Краеведческий час: «Урал – любуюсь тобой!»

Праздник «День рождения родного края»

Октябрь

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты.  «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада и высаживанию деревьев.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте». 

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности родного  края».

Тема: «Природа родного города»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения города
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками города.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному города, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности родного города»

Фотовыставка «Осень в нашем городе»

 Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий. 

Конструирование: «Улицы моего города ».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в нашем городе»

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Мой любимый детский сад».

Тема: «Спорт, культура и отдых в нашем городе».

Задачи:

  • Познакомить детей с историей и зданием детского сада, совершенствовать представления о профессиях коллектива детского сад, о важности их труда.
  • Познакомить со спортивными учреждениями города.
  • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Экскурсия по детскому саду.

Заучивание стихотворений о профессиях детского сада.

Беседа о детском саде, о профессиях сотрудников.

Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Презентация: «Спорт в родном городе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Январь

Тема: «Мой родной солнечный город –Троицк »

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить детей с символикой нашего города;

• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

• Познакомить детей с реками «Уй» и «Увелька»; её расположением на карте,

Формы проведения:

Выставка фотографий исторических зданий города.

Онлайн экскурсия на железнодорожный вокзал, на почту, в библиотеку
Беседа «Что такое парк»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения)

Февраль

Тема: «Народные промыслы на Руси»

Тема: «Защитники Родины»

Задачи:

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
  • Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Беседа «Традиции народа»

Лепка «Праздничный хоровод».

Рисование «Мальчик и девочка пляшут».

Рисование «Кукла в национальном костюме».

Русские народные игры «Лапта», «Золотые ворота», «Ручеёк» Малоподвижная игра «Колечко».

Рассматривание альбома «Золотая хохлома».

Выставка рисунков «Народные промысла»

Открытое занятие «Народные промыслы на Руси»

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: «Наша Родина-Россия»

Тема: «Москва – столица России»

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о России,
  • формировать уважительное отношение к государственным символам,
  • закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов,
  • воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
  • дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • познакомить детей с географическим положением и историей Москвы, главных достопримечательностей, обратить внимание на соседние города и области;

Формы проведения:

Беседы «Как началось Русское государство»,

«Ознакомление с историческим прошлым России»,

Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России»

Познавательно-спортивная игра-путешествие «На далёкий север»

Презентация «Москва-столица моей родины»

Чтение «Мой Кремль»

Совместный досуг с родителями

«Ты живи моя Россия, славься русская земля!»

Апрель

Тема: «Природные богатства Урала »

Задачи:

  • Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
  • Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край;
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах края;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
  • Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах;
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Семейный проект: «Мы – таланты».

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

КВН «Знатоки родного края»,

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь»

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Оформление выставки «Память поколений»;

Участие в параде «День победы!»

9. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, бережному отношению к Родине, нравственно–патриотическому воспитанию и развитию игровой деятельности.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только создать методические материалы, дидактические игры как продукт реализации, но и дает толчок для дальнейшего развития и преобразования в ходе самостоятельной игры

Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» «С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем д...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»        «С чего начинается Родина?С картинки в твоем бук...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..»  С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...