Беседа для старшей группы «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для старшей группы «Блокада Ленинграда»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города;
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
- Формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;
- Обогащать знания детей о героическом прошлом народа;
- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Оборудование и материалы:
Стенд с наглядным материалом о Блокаде. Хлеба, запись звуков метронома, сирены воздушной тревоги.
Ход беседы:
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.
Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый
дом.
«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш
народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за
право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города- героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами.
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому любимому и красивому городу, во время той страшной и беспощадной войны.
Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли., 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Это окружение ещё называют блокадой.
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать).
В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Дети слушают звук сирены.
Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в сои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома.
Дети слушают звук метронома.
В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.
От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов,
сам переживший блокаду (поэма «Память»). Стихотворение читает педагог.
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла. Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война – Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне, У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет. Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят, И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.
Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.
Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.
Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.
Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.
И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 75 года назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо.
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.
Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,
памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев,
Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады. Ребёнок читает стихотворение
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли, За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны. Кружился снег, а город наш бомбили, Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили, Чтоб мирной стала каждая зима.
За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.
И сегодня давайте все вместе помолчим, почтим героев Ленинграда, всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ
Спасибо тем, кто город отстоял, Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал. Спасибо вам, герои Ленинграда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект беседы с детьми старшей группы " Блокада Ленинграда"
Конспект беседы с детьми старшей группы о блокаде Ленинграда Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечест...

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»
- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,- развивать у детей интерес к истории своей страны,- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное отношен...

Конспект экскурсии в библиотеку в старшей группе «Блокада Ленинграда»
Расширять представления детей о блокаде Ленинграда....
Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»
Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,- развивать у детей интерес к истории своей страны,- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное ...

Тематическая беседа в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"
Тематическая беседа в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"...

Физкультурный досуг для старших групп "Блокада Ленинграда"
Физкультурный досуг для старшей группыТема: «Блокада Ленинграда» ...
Беседа в средней группе «Блокада Ленинграда»
Цель: расширять знания детей о ВОВ.Задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;Систематизировать знания о ВОВ;Расширять и активизировать словарь;Побуждать у детей чув...