Методическая разработка занятия в старшей группе "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа)

Цель: расширять представления детей о блокаде Ленинграда

Задачи: -развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время блокады.

               -расширять знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду.

              -воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство      благодарности и уважения к его защитникам.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»   «Коммуникация»  «Социализация»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в старшей группе

«Блокада Ленинграда»

Составила воспитатель первой категории

Лисякова М.В. январь 2022г.

Цель: расширять представления детей о блокаде Ленинграда

Задачи:

-развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время блокады.

-расширять знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду.

-воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство      благодарности и уважения к его защитникам.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»   «Коммуникация»  «Социализация»

Предварительная работа

  1. Чтение художественной литературы по теме, В.Н.Семенцова «Лист фикуса. Рассказы о войне».
  2. Рассматривание картинок  о войне.
  3. Рисование на тему «Блокада».
  4. Оформление диорамы посвящённой блокаде Ленинграда.

Материалы и оборудование:

1.Иллюстрации с изображением блокадного Ленинграда.

2.Маленькие картинки с изображением военных предметов(фляга, металлическая кружка и ложка, планшет, граната, бинокль, кортик, автомат, пулемёт, противогаз).

3.Настоящий военный планшет (полевая сумка), нарисованная карта с маршрутом, письмо, сложенное в виде фронтового треугольника.

4.Ноутбук, звуковая запись «Воздушная тревога», звуковая запись воздушного налёта.

Ход занятия (дети сидят полукругом).

-Ребята сегодня наше занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, который отмечается 27 января.

Это очень памятная дата для нашего города.

-А кто знает, как раньше назывался наш город ?

-Молодцы, правильно город назывался Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду, перекрыли все входы и выхода, окружили его, взяли в кольцо, заблокировали. Это называется блокада (показ иллюстраций).

Днём и ночью немецкая артиллерия обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. По радио звучала сирена и объявляли: « Воздушная тревога!»

Вот послушайте, как это было (звучит запись воздушной тревоги).

Все люди прятались в подвалы или специальные бомбоубежища до отбоя воздушной тревоги. Но это не всегда спасало. Было много убитых и раненых (показ иллюстраций).

Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами  городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть по талончикам.

Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась, 200 граммов  для рабочих и 125 граммов хлеба для всех остальных. Это норма была на один день и больше ничего, только кипяток (показ иллюстраций).

В город не поступало продовольствие, отключили свет, отопление и воду….

Наступила холодная зима 1941года.

Люди стали умирать от голода и холода. Ленинград постоянно бомбили (запись воздушного налёта).

Жизнь в городе с каждым днём становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стала «Дорога Жизни», которая была проложена по льду Ладожского озера. По этой дороге, под обстрелом

вражеских самолётов в Ленинград перевозили продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из города вывозили обессиленных от голода и холода людей. Поэтому этот  путь назвали «Дорога Жизни». Все жители блокадного Ленинграда встали на защиту своего родного города.

Весной 1942 года на заводы пришли тысячи детей и подростков. В12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулемёты, артиллерийские снаряды (показ иллюстраций).

900 дней продлилась блокада Ленинграда, это почти 2,5 года.

27 января 1944 года наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только Ленинградцев, но и всех солдат защищавших нашу страну от врага!

          Физминутка.

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза).

В январском снегу (Обнять себя руками).

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши).

На морском берегу (Плавные движения руками, как волны).

С дворцами и парками  (Отводят руки влево и вправо).

Строг и красив (Руки вперёд).

Как будто вплывает (Движение руками «плывут»).

В широкий залив .

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу.

Не сдался, не сдался (Повороты головы влево вправо).

Наш город врагу (наклон вперёд).

         -Ребята у  нас на столе разложены разные картинки, подумайте и     назовите предметы, которые нужны в военное время солдатам (рассматривают картинки и называют военные вещи) отвечают на вопрос: - « Почему этот предмет нужен военным»? Последняя картинка с изображением планшета.

Сюрпризный момент - показать детям настоящий планшет (полевая сумка). Планшет служит настоящим сейфом в полевых условиях, в нём хранят документы и карты. Командиры подписывали приказы, подкладывая полевую сумку.

- Смотрите ,здесь тоже лежит карта и на ней нанесён  маршрут, посмотрите внимательно, знакомо вам это место? (это план группы). Давайте вместе пройдём по этому маршруту и посмотрим, куда он нас приведёт. Дети вместе с воспитателем  продвигаются по группе, при этом считают вслух шаги и указывают направление (два шага влево, 3 шага вправо и т.д.).

На карте место обозначено крестиком, дети  находят письмо, сложенное в виде треугольника.

-Это треугольник  называется «фронтовое письмо». Во время войны конвертов не было, и солдаты складывали письма в такие треугольники. Письма писали чаще всего карандашом, ручки в окопах не было, на тетрадных листочках, иногда даже на газете. В минуты затишья между боями, солдаты писали письма своим родным и близким, написанное письмо складывали «солдатский треугольник»,писали адрес назначения, а вместо обратного адреса – номер полевой почты.

Рефлексия.

Детям задаются вопросы.

1)На какую тему мы с вами сегодня говорили?

2)Как раньше назывался наш город?

3)Где проходила дорога жизни?

4)Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

5)Что вам запомнилось из моего рассказа?

6)Какие новые слова вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация.

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация....

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация.

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация....

Методическая разработка занятия для старших дошкольников на тему: «Чудо-птица!»

Информация для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста...

Кожуунный конкурс «Лучшая методическая разработка» Занятие в старшей группе «По страничкам интернета»

Кожуунный конкурс «Лучшая методическая разработка» Занятие в старшей группе «По страничкам интернета»...

Методическая разработка занятия в старшей группе на тему "Моя Родина- Россия"

Занятие в старшей группе «Моя Родина -Россия».Цель: Углубить и уточнить знания детей о родине.ЗадачиОбразовательные: продолжать закреплять знания детей о России, о ее столице- Мо...

Методическая разработка занятия в старшей группе по развитию речи "Домашние животные"

Методическая разработка Развитие речи "Домашние животные" ...

Методическая разработка занятия в старшей группе на тему "Блокада Ленинграда. Чтение отрывка из повести "Последний кот в сапогах" О.Батлер".

Занятие посвящено памятной дате- 27 января 1944 года. В этот день 78 лет назад Блокада Ленинграда была полностью снята. Для детей была подготовлена беседа с использованием фотографий того времени...