образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Башкортостан"
проект (подготовительная группа)

Валиуллина Аделина Сергеевна

образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Башкортостан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx818.8 КБ
Файл prilozhenie_6_k_proektu.docx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №220 городского округа город Уфа Республики Башкортостан 450068, Российская Федерация, Республика  Башкортостан, город Уфа,

улица Черниковская, дом 65, корпус 1.

Телефон: 8 (347) 263-10-64. E-mail: madou220@yandex.ru

Сайт: madou220.edu-rb.ru

Утверждаю:

И.о заведуюшего

МАДОУ Детский сад №220 г.Уфа

____________/Г.М. Изикаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

На присуждение гранта Главы Республики Башкортостан

Молодым педагогам, работающим в образовательных организациях

Республики Башкортостан, реализующих образовательные

программы дошкольного образования

ТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА:

 «Моя Родина-Башкортостан»

Разработчик проекта:

Воспитатель

МАДОУ Детский сад №220 г.Уфа

А.С. Валиуллина

Уфа, 2024

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….......…3

Основная часть ……………………………………………………………........…6

1.Теоретическая часть……………………………………………………….........6

2. Практическая часть……………………………………………………............7

2.1.Тематическое планирование по реализации проекта………………............8

2.2.Взаимодействие с родителями (законными представителями)..................13

2.3.Рекомендации по использованию образовательного проекта

в практике дошкольного образования…………………………………….........15

2.4 Заключительная часть………………………………………………….....…15

Методические источники..................................................................................17

Приложение  1………………………………………………………………........18

Приложение 2……………………………………………………………….........24

Приложение 3…………………………………………………………….........…25

Приложение 4…………………………………………………………….........…29

Приложение 5……………………………………………………………….........30

Приложение 6……………………………………………………………………35

Введение

Наименование проекта:

«Моя Родина- Башкортостан»

Вид проекта:

Развивающий, информационно-познавательный, игровой, исследовательский.

Место реализации проекта:

 МАДОУ д.с №220 г.УФа

Сроки реализации проекта:

1 сентября 2024-30 мая 2025г.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, родители.

Интеграция образовательных областей:

1.Социально-коммуникативное.

2.Познавательное развитие.

3.Речевое развитие.

4.Речевое развитие.

Актуальность работы

         Актуальность исследования заключается в том, что важной задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является приобщение к отечественным ценностям своей Родины и нравственно-патриотическому воспитанию. Согласно задачам Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО) в области познавательного развития, у дошкольников должны быть сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Область  познавательного развития включает в себя  развитие детей дошкольного возраста, а именно знакомить их с историей родного края, его культуре, традициях, обычаях местных жителей и с деятельностью знаменитых людей нашей страны.

         Проблемы

        Недостаточное знание детей о своей родине и культуре места, где они живут. Проживая в Республике Башкортостан, на территории уникальных мест, мы мало знаем о них, и не можем всей сущности передать их своим детям. В ходе реализации проекта дети получат патриотическое воспитание и знания о выдающих людях и Героях Республики Башкортостан и познакомятся с прекрасными местами, известных всему миру.

Цель проекта:

        Развить  патриотические чувства у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

 Образовательные:

  • Формирование любви к Родине, городу.

Развивающие:

Развивать интерес к изучению истории родного города, его культурным ценностям.

Воспитательные:

  • Воспитывать у ребёнка и их родителей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

        Объект проектной деятельности: Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        Предмет проектной деятельности: Изучение родного края и культуры Башкортостана, помощь бойцам СВО.

          Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, образовательной деятельности, по познанию окружающего мира, культурно-массовых мероприятиях. Предположим, что наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. Не следует ждать от детей,  взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации  проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

        Практическая значимость  данного проекта заключается в возможности применения представленного опыта работы для внедрения его в других дошкольных учреждениях, в повседневной жизни семьи детей.

         Ожидаемый результат

  • наличие у детей знаний об истории своей родины, города  её природных богатствах; социально-экономической значимости;
  • возникновение стойкого интереса к Башкирской  народной культуре,  традициям и обычаям.
  • формирование представлений детей о Великой Отечественной войне;
  • наличие знаний о  подвигах защитников нашей Родины, понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны;

        Сформированность нравственно-патриотического воспитания, чувства гордости за свой город и людей, живущих в ней, желание прославить свою Родину в будущем.

  • осознание ребенком собственной индивидуальности и значимости для Родины.
  • сформировано желание поддержки военнослужащих РФ, участвующих в зоне СВО.
  • повышение компетентности сотрудников ДОУ по представленной теме. Разработка других образовательных проектов по истории и культуре нашего города.
  • повышение родительской компетентности по представленной теме. Участие семей воспитанников в образовательном процессе.

        Материально–технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
  • дидактические игры;
  • подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;
  • выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
  • презентация к проекту.
  • Организация культурно-массовых и спортивных мероприятий приобщенных к патриотическому воспитанию детей.

Методы и приемы:

  • игровые: викторины, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры;
  • наглядные: рассматривание портретов великих людей и Героев  Республики Башкирии , рассматривание картин художников Уфы; просмотр архивных документальных фильмов про Уфу;
  • словесные: индивидуальные и групповые беседы о знаменитых людях нашей страны, ситуативный разговор, вопросы, чтение произведений, биографических рассказов;
  • практические: оформление выставок работ дошкольников по теме, посещение выставок, театров, библиотеки, музеев, культурно-массовые и спортивные мероприятия.

Необходимые условия для реализации проекта:

  • заинтересованность родителей и детей;
  •  оснащение предметно-развивающей среды

Принципы проекта

  • Последовательность
  • Наглядность
  • Деятельность
  • Интеграция всех видов детской деятельности

Этапы проекта

1 этап- подготовительный

Формулирование цели и задач проекта. Подготовка материала.

2 этап- диагностический

Выявление уровня знаний у детей и родителей о родном крае, городе.

3 этап- основной

Реализация проекта на основе  календарно-тематического планирования.

4 этап- итоговый

Подведение итогов: диагностика, сравнение, анализ  результатов проекта.

Основная часть

1. Теоретическая часть

        Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных

эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе

с детьми 3-7 лет - воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям». Наша программа — это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

        Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

2. Практическая часть

1 этап- подготовительный

        В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, селе, приобщение к миру его культуры. Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе.

      Так на первом этапе был поставлен вопрос: «что делать, чтобы вызвать интерес, желание у детей к познанию истории своей Родине, любви к ней, изучать ее традиции , применять их. На этом же этапе были поставлены цели, задачи и пути их решения.

2 этап – диагностический.

        Для диагностики уровня знаний детей и родителей я использую  анкетирование состоящий из 8 вопросов, и викторину (приложение 1).  Далее провожу диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре города Уфы. Диагностика проводится в форме беседы, вопрос-ответ, игра (приложение 2, 3)

        Организация мероприятий, имеет очень важный момент, так как детей нужно заинтересовать, для достижения высоких результатов, поэтому, к составлению  КТП я подошла очень трепетно, продумала каждое занятие.

3 этап - основной.

        С детьми, родителями подготовительной группы реализуется план мероприятий для выполнения поставленных целей и задач. В процессе реализации основного этапа составляются  презентации, поход в музей, в парк, принимаются участие в культурно массовых и спортивных мероприятиях.  Составлена  картотека «Достопримечательности РБ»,  консультация для родителей «список рекомендуемой детской литературы для родителей», составлены краткие биографии выдающихся земляков, список фильмов для ознакомления с историй города Уфы. 

        Список рекомендуемых произведений детских писателей Уфы для дошкольников, они хорошо известны и в самой Башкирии, и за её пределами.

4 – этап итоговый.

        На последнем этапе проводится  итоговая  диагностика с детьми и родителями, для выявления уровня знаний, вовлеченности, заинтересованности в познании, изучении Родного края.

2.1.Тематическое планирование по реализации проекта:

Форма работы с детьми

                   Цель/ задачи

Сроки

реализации

Тема: Государственные

символы России, РБ и г.Уфы.

(Презентация, видеофильм,

Беседа, игра)

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Родины  – герб, флаг, гимн, столица.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Воспитывать патриотические чувства.

Сентябрь

 2024

Тема: Моя Родина, за что мы

Любим свой город?

(Презентация, видеофильм, картотека

 достопримечательностей)

Уточнить знания детей о родном городе.

Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Сентябрь

 2024

Тема: Флора и фауна родного

 края.

(Беседы о животных и

 растениях родного края,

просмотр фильма,

 посещение краеведческого

музея, целевые прогулки.

Уточнить представления детей о животном

 и растительном мире родного края.

Сентябрь

2024

Тема: Я, моя семья и друзья.

(экскурсия по д.с.

 изготовление поделок другу,

рассматривание семейных фотоальбомов, изготовление генеалогического дерева

Познакомить с понятиями «предки»,

«семья»; вызвать интерес и

эмоциональный отклик, чувство и

уважение к нашим предкам. Воспитывать

интерес к прошлому.

Закрепить понятие «друзья», учить

понимание значение слов «знакомые».

Учить ценить дружбу; воспитывать

чувство взаимопомощи, желание общаться,

налаживать новые контакты.

Сентябрь

2024

Тема: знакомство с городами

мой Республики

Башкортостан.

(презентация, просмотр фотографий, видеофильмов)

- формировать первичные представления детей о малой родине;

- способствовать формированию знаний воспитанников о государственной символике;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми, музыкальными инструментами;

- продолжать формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре.

0ктябрь

 2024

Тема: «Путешествие по Башкортостану)

Приложение 6 (Презентация, просмотр фотографий, видеофильмов)

-знакомство с достопримечательностями

РБ.

-Расширить знания детей о Башкортостане и его достопримечательностях.

Октябрь

2024

Тема: День Республики Башкортостан.

(Тематический утренник)

  1. -Воспитывать интерес и желание узнавать о родном крае.
  1. -Дать общие знания о столице — городе Уфе, о многонациональной республике.
  1. Расширить знания детей об образе жизни и быте древних башкир.

Октябрь

2024

Тема: День народного

 Единства.

(презентация, просмотр видеофильмов, выставка

Рисунков)

Расширение представлений детей о государственных праздниках,

создание условий для формирования

 и воспитания у детей чувства

дружбы, патриотизма, гордости за

 свою страну, уважительного

отношения к народам, проживающим

в РБ и России.

Ноябрь

2024

Тема: «Экскурсия в музей»

Развитие познавательной

 активности детей в процессе

 формирования у дошкольников

представлений о музее и его коллекциях.

Ноябрь

2024

Тема: «Изготовление подел-

ки, подарков для ветерана

 ВОВ»

(Изготовить поздравитель-

ную открытку ветерану

ВОВ)

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам; желание дарить радость людям, которые защищали Родину.

Ноябрь

2024

Тема: «Встреча с ветеранами

Великой отечественной

Войны, беседа, вручение

открыток)

1.Познакомить детей с героическим прошлым нашего народа; судьбами детей, переживших войну.

2. Воспитывать чувства единения с людьми в борьбе за мир.

Ноябрь

2024

Тема: «Письмо солдату»

(сюжетно-ролевая игра «Почтальон», беседа о

военных профессиях,

составление рассказа по

картинке

«Пограничник»

-ознакомить детей с понятиями солдат, армия, письмо.

-Учить составлять рассказ в виде письма.

-Воспитывать у детей чувство гордости за Российскую армию.

-Активизировать словарный запас по теме.

-Стимулировать речевую активность детей.

-Учить сопереживать и передавать свои мысли в письме.

Декабрь

2024

Тема: «Подарок солдату сво»

(Изготовление поделки из

Цветной бумаги

«Бравый солдат»

воспитывать патриотические чувства, чувства сопричастности к судьбе страны, уважительного отношения к защитникам Родины

Декабрь

2024

Тема: «Встреча с

военнослужащим СВО,

Вручение поздравительных

Поделок, изготовленных

ранее)

-расширить представления дошкольников об армии РФ, ее структуре и деятельности, о военных профессиях посредством общения с приглашенным героем СВО.

-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей Родине, желание в будущем ее защищать.

Декабрь

2024

Тема: «Известные люди

Республики Башкортостана»

(приложение 5)

Вызвать интерес детей к людям, живущим рядом, к ознакомлению с родным городом; осуществлять нравственно-патриотического воспитание через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим.

Январь

2025

Тема: Физкультурный

Досуг «Мы Гагаринцы».

Образовательно-

патриотическая олимпиада

на кубок им.Ю. А.Гагарина.

Формировать устойчивый интерес к спорту, желание подражать героям.

Совершенствовать и закреплять двигательные умения и навыки дошкольников в различных видах соревнований

Январь

2025

Тема: «День снятия блокады Ленинграда»

(Презентация, беседа,

просмотр видеофильма)

расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ

Январь

2025

Тема: Квест-игра

 «Родина моя-Башкирия»

 между подготовительными

группами.

 обобщить и систематизировать знания детей о РБ.

Февраль

2025

Тема: Рисование, аппликация «подарок

ко дню защитника отечества»

 воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию.

Февраль

2025

Тема: «День защитника

Отечества»

военно-спортивный

праздник совместно с

Папами.

 

-Расширять представления детей о празднике, посвящённом Дню

Защитника Отечества; Создавать праздничное настроение у детей и взрослы

-  Воспитывать чувство патриотизма, любовь и

уважение к защитникам Родины.

Февраль

2025

Тема «Целевая прогулка в

Парк первомайский ,

к мемориалу Защитникам Отечества, павшим при выполнении своего воинского долга.»

( Рассказ о подвигах, героях павших в годы ВОВ».

-Способствовать формированию представления дошкольников о военном прошлом страны, героях Великой Отечественной войны.

- Воспитывать чувство благодарности и гордости за великий подвиг нашего народа.

Февраль

2025

Тема: «Поэты Республики Башкортостан»

(Знакомство с известными

Поэтами республики, чтение, пересказ произведений,

просмотр презентации)

(приложение 4)

Способствовать развитию интереса к истории и культуре своего родного края.

Март

2025

Тема: Праздник посвященный

Международному женскому

 Дню.

(открытый утренник,

Совместно с мамами)

-Развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье

-Расширять представление детей о государственном празднике «международный женский день»

Март

2025

Тема: Праздник «Масленица»

(Совместный праздник детей

 и родителей,

прослушивание русской

народной музыки,

подвижные

народные  игры, хоровод,

чаепитие с блинами.

-формирование представлений детей о традициях празднования русским

народом Масленицы.

-воспитывать интерес к народным праздникам, традициям, культуре,

истории своего народа.

Март

2025

Тема: «Мой Башкортостан»

(Презентация, фотографии, просмотр видеофильмов.)

-Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

- Знакомство с многонациональностью Республики.

Март

2025

Тема: Викторина «С чего начинается Родина»

-Закрепить знания детей о государственных символах 

- Закрепить названия народных промыслов;

- Обобщить представления о РБ, и его достопримечательностях;

- Воспитывать чувство любви к своей Родине

-Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

Апрель

2025

Тема: дидактические игры

по патриотическому

воспитанию.

(приложение 3)

Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Апрель

2025

Тема: Беседа «что значит быть

Гражданином?»

Уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить понятие «Гражданство», воспитывать гражданско-патриотические чувства».

Апрель

2025

Тема: Изготовление

блиндажных свечей для

 бойцов СВО,

совместно с родителями.

ознакомить с историей возникновения «Блиндажной сечи»;

- сплочение коллектива;

- воспитание патриотического отношения к своей стране, вооруженным силам России, РБ.

Апрель

2025

Тема «Праздник весны

 и труда»

(история праздника «мир,

труд, май», подвижные игры, уборка, облагораживание

 участка»

-Формировать уважение к труду и людям труда.

-Показать важность труда.

Май

2025

Тема: «подарок герою»

(изготовление поздрави-

тельной открытки ветерану

 ВОВ)

-Развивать творческие  способности в разработке дизайна изделия, эстетический вкус  в подборке цветовой гаммы модели.

-Воспитывать патриотические чувства к своей стране,  к вооруженным силам РОССИИ.

Май

2025

Тема: «День защитника

 Отечества»

1 Парад дошкольных войск

у здания детского сада.

2.Прохождение бессмерт-

ного полка совместно с

родителями,  в парке машиностроителей.

3.Поздравление ветеранов

ВОВ поздравительными,

 памятными открытками и

цветами.

Воспитывать чувство гордости за героизм русского народа, чувства патриотизма и уважение к Родине.

-Развивать двигательную активность, физические качества: скорость, силу, ловкость. Учить детей выражать чувство...

Май

2025

Тема: Военно-патриотическая

 игра «Зарница».

-Познакомить детей с патриотической игрой«Зарница».
-Развивать психофизические качества (выносливость, скорость, силу, сноровку, быстроту, координацию движений).
-Воспитывать нравственные качества: патриотизм, инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, взаимопомощь, дружбу.

Май

2025

Тема: Итоговое занятие.

Диагностика.

Обобщить и систематизировать полученные знания.

Май

2025

2.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках реализации образовательного проекта.

        Главная задача взаимодействия с родителями - это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей.

               Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей  и детей в различных формах  совместной деятельности: открытие просмотры ООД, совместные досуги, и праздники, тематические вечера, выставки совместного творчества и т.д.

Форма работы

                   Цель/ задачи

Сроки

 Реализац

ии

Родительское собрание.

Диагностика уровня

 Знаний.(приложение1)

-формировать представление

родителей в вопросах воспитания  патриотизма.

-Выявить уровень знаний родном крае, и

умении заинтересовать  младшее поколение

в желании быть патриотом своей Родины.

Сентябрь

 2024

Открытое занятие.

Теме: Государственные

символы России, РБ и

г.Уфы.

-формировать детско-взрослые отношения

в процессе общения и совместной деятельности.

-привлекать родителей к активному

участию в развитии детей.

Сентябрь

 2024

Изготовление

 генеалогического дерева совместно с детьми.

  1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
  1. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности

Сентябрь

2024

Индивидуальные

консультации с

 родителями.

-Повышение педагогической грамотности  

по вопросам  обучения ребенка.

- активизация педагогических умений

Родителей.

-помощь родителям в умении

 заинтересовать ребенка к изучению чего то нового.

В течении

 реализации

проекта

 «День защитника

Отечества»

 военно-спортивный

праздник совместно с

 Папами.

  1. -Воспитывать патриотические чувства.
  1. -Содействовать эмоциональному сближению папы с ребенком.

Февраль

2025

Праздник посвященный

Международному

Женскому Дню.

(открытый утренник,

Совместно с мамами

Способствовать установлению теплой эмоциональной атмосферы между мамами и детьми. Закрепить  семейные устои и традиции

трепетного отношения к матери.

Март

2025

 Праздник «Масленица»

(Совместный праздник

 детей

 и родителей,

прослушивание русской народной

музыки, подвижные

народные  игры,

хоровод,

чаепитие с блинами.

приобщать  родителей к русским народным традициям, к совместному творчеству родителей с детьми.

Март

2025

Изготовление

блиндажных свечей для

 бойцов СВО, совместно с родителями.

установление и развитие отношений

 партнерства и сотрудничества родителей с

 ребенком; развитие чувства

сопереживания, милосердия, формирование

умения понимать состояния и интересы друг

друга, научится совершать добрые дела во

благо других и во благо мира.

Апрель

2025

Прохождение бессмерт-

ного полка совместно с

родителями,  в парке машиностроителей.

3.Поздравление

 ветеранов

ВОВ поздравительными,

 памятными открытками и

цветами.

Воспитывать чувство гордости за героизм русского народа, чувства патриотизма и уважение к Родине.

Май

2025

2.3.Рекомендации по использованию образовательного проекта в практике дошкольного образования.

          Данную картотеку могут использовать общеразвивающие и комбинированные группы детского сада старшего дошкольного возраста,  для воспитания гражданских чувств детей, и их родителей, чувства любви к Родине, родному краю.

2.4 Заключительная часть

        На протяжении пяти месяцев работы с сентября 2024 года по январь 2025 года воспитанники подготовительной группы,  совместно с родителями, под моим руководством реализовывали проект согласно  тематическому планированию. Трудность заключалась в том, что не все дети присутствовали на всех этапах реализации. Несмотря на это у всех детей есть положительная динамика, дети с удовольствием  ждут следующего занятия, появился интерес к изучению родного края. Особенно детям понравилось делать подарки для солдат СВО и дарить их.

        Ниже предоставлена  диагностика входного и промежуточного контроля   детей, где предоставлено количество детей с высоким, средним, и низким уровнем  знаний на входной диагностике и промежуточной. Тест проходили 30 детей подготовительной группы.

Промежуточный результат

Задание

                     уровень     знаний

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

В

    С

      Н

       В

      С

     Н

1

Название города, области

   5

     12

   13

     10

      14

     6

2

Особенности расположения г.Уфы

   2

   11

   17

      10

    15

     5

3

Домашний адрес

  15

    3

   2

     24

   3

    3

4

Название достопримечательностей РБ.

  13

    7

   10

     19

   9

    2

5

Символика города.

   17

     9

   4

    24

    4

    2

6

Знаменитые земляки, народные промыслы

0

14

16

9

17

4

7

Народные праздники

7

12

11

16

9

5

8

Растения нашего края

9

8

13

17

7

6

9

Животные нашего края

12

10

8

23

6

1

10

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в районе

4

8

18

16

5

9

ИТОГИ

29%

35%

36%

56%

30%

14%

             

Высокий уровень (В) – Отвечает уверенно, не нужна помощь воспитателя.

Средний уровень (С) – Затрудняется ответить самостоятельно, нужна помощь воспитателя.

Низкий уровень (Н) –  Не может ответить самостоятельно, и при помощи воспитателя.

        Исходя из данной диагностики, можно сказать, что реализация проекта положительно влияет на детей, повысился уровень знаний о родном крае, дети охотно идут на занятия, им нравится процесс реализации проекта.         Считаю, процесс реализации проходит успешно, в связи с этим планирую создать методическую литературу для воспитателей по данной тематике

Методические источники

        1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М.: «Издательство Скрипторий 2003»  стр.3              

         2. Ветохина Асия ЯкуповнаДмитренко З. С.Жигналь Е. Н «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Издательство    Детство-Пресс, 2020.

         3.Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова и др. - М.: Учитель, 2007. - 208 c.

        4.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: [Текст]:   учебная хрестоматия / Р.Л Агишева., Ф.Х.  ГубайдуллинаУфа, 2006.

        5.Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. [Текст] / В.И. Баймурзина Уфа, 1996г.

Список Интернет ресурсов

https://живаяистория-россии.рф/doshkolnoe-obuchenie.html

https://sch1394uv.mskobr.ru/files/patrioticheskoe_vospitanie_po_fgos.pdf

https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

1. Знаете ли Вы, откуда появилось название нашего города? (легенда о городе)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сколько лет нашему городу?___________________________________________________________

3. Какие старые названия улиц нашего города Вы знаете?______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каких великих людей, прославивших наш город, край, Вы знаете?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что вы знаете о героическом прошлом нашего города, крае, в годы Великой Отечественной Войны____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?____________________________________________________________

7. Что интересного Вы показали бы гостям нашего города?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.___________________________________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Викторина для родителей (круглый стол)

«История родного города»

1. В каком году был основан город Уфа

а) 1845 г.

б) 1574 г.

в) 1547 г.

г) 1956 г.

2. Как назвалась главная улица города?

а) Большая Казанская

б) Центральная

в) Усольская

г) Губернаторская

3. Что произошло 23 мая 1759 г.

а) Пожар

б) Наводнение

в) Землетрясение

г) Крестьянская война

4. На какой улице во время Крестьянской войны 1773-1775 г.г. происходило сражение?

а) Богородская (ныне Революционная)

б) Успенская (ныне Коммунистическая)

в) Усольская (ныне Сочинская)

г) Фроловская (ныне Тукаева)

5. На скольких холмах стоит Уфа?

а) 3

б) 7

в) 5

г) 1

6. Где первоначально находился первый Уфимский аэропорт

а) Район Южного автовокзала

б) Район Северного автовокзала

в) Район парка им. М. Гафури

г) Район парка им. И. Якутова

7. На какой улице было открыто первое пожарное управление

а) Центральная (ныне Ленина) д. 67

б) Большая Казанская (ныне Октябрьской Революции) д. 14

в) Большая Казанская (ныне Октябрьской Революции) д. 69

г) Центральная (ныне Ленина) д. 114

8. Как назывались ворота, построенные в 1881 г. при выезде с железнодорожного вокзала

а) Триумфальные ворота

б) Царские ворота

в) Уфимские ворота

г) Городские ворота

9. Сколько зданий было у Уфимского железнодорожного вокзала

а) 4

б) 3

в) 5

C:\Users\Foor\Desktop\загруженное.pngг) 2

10.На картинке изображен:

а) Воскресенский собор

б) Троицкая церковь

в) Александровская церковь

г) Ильинская церковь

11. Этот храм разрушили в 1957 г.

а) Крестовоздвиженская церковь

загруженное (1).pngб) Смоленский собор

в) Александровская церковь

г) Воскресенский собор

12. На картинке изображена:

а) Первая соборная мечеть

б) Шестая соборная мечеть 

в) Пятая соборная мечеть

г) Четвертая соборная мечеть

13. При какой мечети действует медресе «Усмания»

а) Пятая соборная мечеть

б) Первая соборная мечеть

в) Мечеть «Ихлас»

г) Четвертая соборная мечеть

14. На этом месте сейчас находится Юридический институт РБ, а раньше:

а) Благовещенский женский монастырь

б) Синагога

в) Успенский мужской монастырь

г) Вторая соборная мечеть

15. Этот парк был открыт, как Парк народной трезвости

а) Ленина

б) Якутова

в) Аксакова

г) Салавата Юлаева

16. Сейчас этот парк считается «придворцовым», а раньше он назывался:

а) Ушаковским

б) Случевским

в) Блохинским

г) Народной трезвости

17. Первый ипподром находился на улице:

а) Сочинская

б) Менделеева

в) 50 лет Октября

г) Цурюпа

18. Гостиный двор строился:

а) 5 лет

б) 2 года

в) 40 лет

г) 25 лет

19. Это самый старейший парк города

а) Парк. Им. Ленина

б) Сад. Им. Аксакова

в) Парк им. И. Якутова

г) Сад им. Салавата Юлаева

20. Сколько в Уфе было слобод

а) 15

б) 8

в) 13

г) 10

21. Если бы мы жили в прошлом веке, то Микрорайон «Молодежный» располагался в:

а) Северной слободе

б) Новой слободе

в) Восточной слободе

г) Сафроновской слободе

22. Самые первые слободы в городе:

а) «Черкалиха»

б) Московская

в) Репные слободы

г) «Архиерейка»

23. В честь этого оврага была названа слобода:

а) «Архиерейка»

б) «Золотуха»

в) «Черкалиха»

г) Сафроновская

24. Это слобода возникла как рабочая

а) Московская

б) Новая

в) Солдатская

г) Северная

25. Сколько в Уфе районов

а) 10

б) 7

в) 5

г) 9

26. Самый молодой район города

а) Советский

б) Ленинский

в) Октябрьский

г) Калининский

27. До того, как стать городом Черниковск, этот район назывался:

а) Ленинский

б) Ждановский

в) Молотовский

г) Сталинский

28. Город Черниковск стал одним целом с городом Уфа в:

а) 1956

б) 1945

в) 1986

г) 1938

29.Этот район был основан в 1938 г.

а) Советский

б) Демский

в) Орджоникидзевский

г) Кировский

д) Калининский

30.С какого года Уфа является столицей Республики Башкортостан?

а) 1932 г.

б) 1922 г.

в) 1912 г.

д) 1942 г.

31. Кто из перечисленных русских писателей жил и работал в г. Уфе?

а) А.С.Пушкин,

б) А.П.Чехов,

в) С.Т.Аксаков,

д) Л.Н.Толстой.

32. Кто из перечисленных русских художников жил и работал в г. Уфе?

а) И.И.Шишкин,

в) А.К.Саврасов,

г) В.Г.Перов.

д) М.В.Нестеров,

33.Чье имя носит Башкирский государственный академический драматический театр?

а) М.Гафури,

б) Ш.Бабич,

г)  Г.Тукай,

д)  М.Карим.

1

Название города, области

2

Особенности расположения г.Уфы

3

Домашний адрес

4

Название достопримечательностей РБ.

5

Символика города.

6

Знаменитые земляки, народные промыслы

7

Народные праздники

8

Растения нашего края

9

Животные нашего края

10

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в районе

Приложение 2

Мониторинг контроля детей подготовительной группы.

Приложение 3

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

(подготовительная группа)

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Флаг Республики Башкортостан»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей республики  (города, области, района, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета, зеленого, голубого.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, РБ убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

«Герб РБ»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей Республики, (района, области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: воспитатель показывает детям герб Республики Башкортостан, и предлагает детям составить герб из частей картинки.

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ и малой Родины (Путин,  Хабиров, Цивилев, Кузнецов).

Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 «Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.

«Моих родителей зовут…»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…

«Наш детский сад».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

«Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

 «С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

 «Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 «Какие праздники ты знаешь?»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Список рекомендуемых произведений детских писателей Уфы для дошкольников.

Они хорошо известны и в самой Башкирии, и за её пределами.

  1. Аксаков Сергей Тимофеевич - «Аленький цветочек», "Детские годы Багрова-внука".
  2. Асхаль Абуталипович Ахметкужин — "Ягненок", "Пеструшка-коровушка", "Азамат и зайчонок", "Детский сад", "Цветник".
  3. Гариф Муртазич Гумеров — «Сосчитайка», "История одного красного галстука", "Рассказы деда Юлсуры"
  4. Зайнаб Абдулловна Биишева — "Будем друзьями" "Золотое яичко", "Любовь и Ненависть"
  5. Исангулов Фарит Ахмадуллович  "Потомки Яубасара" "Лестница", "Мост Хамита", "Кудрявый и пестрый", "Алтынбика" , "Лебедушка моя", детские произведения основе народных легенд к сказаний.
  6. Киреев Ахнаф Нуреевич  «Алдар и шайтан», Рассказы для детей", "Башкирские народные загадки"
  7. Михаил Яковлевич Воловик — "Вот- завод", "Волшебное кольцо", "Бай и Сэсэн", "Лес чудес",  "Бай и Сэсэн", "Стрелы сатиры"
  8. Мустай Карим Сафич   "Радость нашего дома", "Таганок", "Рассказы Альфии", "Долго-долгое детство"
  9. Рашит Нигматуллович Нигматуллин — "Ответы на вопросы моей дочери", "Первое сентября"
  10. Сафуан Афтахович Алибаев — "Подсолнухи", "Школьная дорога", "Кто привел весну?", "Таинственный родник", "Волшебный шар"
  11. Сагит Ишмухаметович Агишев  "Гнедой", "Петька Якушин и Петька Байрамгулов", "Мои три месяца".
  12. Тимерханова Илдуса Хамитовича — "Ворчливая печная труба", "Спичка на солнцепеке", "Огненный глаз"
  13. Фаузия Абдулловна Рахимгулова — "Мартовское солнце", "Добро пожаловать", "Ильгизар", "Салим-батыр", "Пчела и бабочка", "Йоз Юл"  "Мчится голубой автобус
  14.  Юнусова Гульфия Азнагуловна — "Мне только три", "Волшебный            подарок", "Одуванчик".

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

        Выдающиеся земляки.

        Аскар Амирович Абдразаков – Народный артист Башкортостана, лауреат Всесоюзного конкурса им.Глинки, лауреат Первой премии Международного Конкурса им.Ф.Шаляпина, лауреат Первой премии и Золотой медали Международного конкурса Unisa Trensnet в Претории (ЮАР), обладатель Гран-при Международного конкурса.

        Абдразаков Ильдар Амирович родился 26 сентября 1976 года в Уфе. Является российским оперным певцом, солист Мариинского театра, народный артист Республики Башкортостан. Учился в 35-й школе города Уфы. Ильдар Абдразаков является младшим братом народного артиста Республики Башкортостан.

        Аксаков Сергей Тимофеевич – известный русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов.

        Расих Хасипович Ахметвалиев – всемирно известный живописец, член союзахудожников Башкортостана (с 1992 г.), лауреат I премии Международного независимого фонда «Туран» (1994 г.), член творческой группы «Инзер» (1989 1993 гг.), член творческого объединения «Чингисхан» (с 1990 г.), заслуженный художник.

        Валериан Иванович Альбанов – русский мореплаватель, полярный исследователь, штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна». В популярнейшем романе Вениамина Каверина «Два капитана»

        Тагир Галлямович Баишев (1886—1974) — башкирский ученый-лингвист, активно изучавший тюркскую культуру, кандидат филологических наук, специалист в области диалектологии, лексикологии и терминологии тюркских языков.

        Рима Акбердиновна Баталова – 18-кратная чемпионка мира, 43-кратная чемпионка Европы, 18-кратная рекордсменка мира по беговым дисциплинам среди спортсменов-инвалидов по зрению, многократная чемпионка СССР, России, Башкортостана. В ее активе 13 золотых, 2 серебряных, 2 бронзовых медали Паралимпийских игр.

        Бикчентаев Анвер Гадеевич – советский писатель. Заслуженный работник культуры РСФСР. Родился 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1913 года в Уфе.

        Бухов Аркадий Сергеевич – русский советский писатель, сатирик, фельетонист, поэт, прозаик, драматург. Имя писателя вошло в историю советской литературы как автора талантливых юмористических рассказов, сатирических фельетонов, острых газетных статей.

        Викторов Борис Михайлович (первоначальная фамилия Друкер) – русский поэт. Борис Михайлович родился 16 января 1947 году в городе Уфе в семье сапожника и швеи.

        Муса Гайсинович Гареев – советский военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза. Муса Гареев родился 9 июня 1922 года в деревне Илякшиды Уфимской губернии (ныне в Илишевском районе Башкортостана) в бедной крестьянской семье.

        Светлана Алексеевна Гладышева – российская горнолыжница, одна из последних кавалеров ордена Дружбы народов, президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, родилась и выросла в Уфе. Многократная чемпионка России в слаломе (1996), в слаломе-гиганте (1995, 1996, 1998).

        Андрей Викторович Губин – известный российский эстрадный исполнитель. Родился 30 апреля 1974 года в городе Уфа. Детство провел в родном городе, в районе «Черниковка».

        Касим Салиаскарович Девлеткильдеев (11.04.1887 – 19.01.1947) – башкирский график, живописец. Один из основоположников  изобразительного искусства в Башкортостане. Член Союза художников СССР с 1937 года.

        Сергей Донатович Довлатов, известный русский писатель-прозаик, журналист, яркий представитель третьей волны русской эмиграции, один из наиболее читаемых современных русских писателей в мире.

        Борис Федорович Домашников – советский живописец, «Народный художник СССР» (1975), «Народный художник РСФСР» (1982), член-корреспондент РАХ (1997), почетный гражданин города Уфы.

        Загир Гарипович Исмагилов – выдающийся башкирский композитор, педагог, государственный и общественный деятель. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Михаила Глинки, государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева.

        Кадыров Габдрахман Файзурахманович – советский спортсмен (мотоспорт,спидвей), единственный в СССР шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971-1973), чемпион Европы (1964), СССР (1964-67, 1969-70), трехкратный чемпион СССР в командных гонках (1967-69).

        Николай Яковлевич Киселёв – командир партизанского отряда «Мститель» в Белоруссии, советский политрук, спасший жизнь 218 еврейским жителям деревни Долгиново, выведя их за линию фронта в августе-октябре 1942 года.

        Александр Степанович Ключарёв – уфимский губернатор в 1905-1911 годах, известный государственный деятель России начала XX века. Родился Александр Ключарёв 23 июня 1853 года. После окончания Московского университета, имея степень кандидата права, поступил на государственную службу.

        Ковшова Наталья Венедиктовна – Герой Советского Союза, снайпер 528-гострелкового полка 130-й стрелковой дивизии 1-й ударной армии Северо-Западного фронта. Наталья Ковшова родилась 26 ноября 1920 года в городе Уфе.

        Игорь Александрович Кравчук – уроженец Уфы, воспитанник уфимской хоккейной школы, советский и российский хоккеист, защитник, двукратный олимпийский чемпион, первый российский участник финала Кубка Стэнли. Чемпион мира среди молодежи (1986 г.), чемпион мира и Европы (1990 г.).

        Раиль Гумерович Кузеев, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, академик Академии наук Республики Башкортостан. Почетный гражданин города Уфы.

        Мубарякова Гюлли Арслановна, выдающаяся башкирская актриса, театральный режиссер, педагог. Народная артистка СССР, народная артистка РСФСР, заслуженная артистка РСФСР, заслуженная артистка Башкирской АССР. Лауреат Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева. Кавалер орденов Почета.

        Мулдашев Эрнст Рифгатович – крупный российский ученый с мировым именем. Доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии Минздрава России «Аллоплант». Заслуженный врач Российской Федерации, хирург высшей категории.

        Даян Баянович Мурзин – обладатель 86 орденов и медалей. Кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны (двух степеней), Герой Чехословацкой Республики; кавалер чехословацких орденов: «Военный крест 1-ой степени» и «Золотая звезда за свободу Чехословацкой ССР», Партизанской войны.

        Эльвира Сахипзадовна Набиуллина – известный экономист, государственный деятель, помощник Президента Российской Федерации. Родилась 29 октября 1963 года в Уфе.

        Зайтуна Агзамовна Насретдинова – выдающаяся башкирская балерина, народная артистка СССР. Родилась 14 августа 1923 года в Уфе в семье железнодорожного рабочего. В 1931 - 1934 гг. училась в Уфимской школе №20, ныне это – Уфимская городская башкирская гимназия № 20 им. Ф.Мустафиной.

        Спиваков, Владимир Теодорович – советский и российский скрипач и дирижёр, основатель и руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России, президент Московского международного Дома музыкантов.

        Валерий Геннадиевич Степанов – выдающийся танцор, балетмейстер, хореограф, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан, художественный руководитель Фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас».

        Вера Викторовна Тиманова – пианистка и преподавательница, внесшая немалый вклад в развитие музыкальной культуры России и Европы конца XIX – начала XX вв, популяризатор русской музыки за рубежом. Любимая ученица Ференца Листа, который называл ее звездою первой величины.

        Ферин Михаил Алексеевич – организатор авиационного производства, Герой Социалистического Труда, в 1947-1977 годах директор Уфимского дважды орденов Ленина и ордена Красного Знамени моторостроительного завода Министерства авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик.

        Андрей Геннадьевич Черкасов – известный теннисист, представлявший Советский Союз и Россию на престижных международных соревнованиях, член сборных команд СССР, СНГ и России в Кубке Дэвиса на протяжении 12 лет (1988–2000). Двукратный победитель Кубка Кремля в одиночном разряде (1990 и 1991)

        Максим Александрович Чудов – трехкратный чемпион мира по зимнему биатлону, трехкратный чемпион мира по летнему биатлону, бронзовый призер Олимпийских игр 2010 года, заслуженный мастер спорта России, прозванный болельщиками «Русская Ракета».

«

C:\Users\1\Desktop\РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ\1738437953420.jpgC:\Users\1\Desktop\РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ\1738437953464.jpg

«Подарок солдату СВО»                                 «Целевая  прогулка в парк Первомайский»

C:\Users\1\Desktop\РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ\1738437953484.jpgC:\Users\1\Desktop\РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ\1738437953547.jpg

  «День Республики Башкортостан»                Образовательно-патриотическая                    

 Тематический утренник                                 олимпиада на кубок им. Ю.Гагарина.      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно – образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Гражданин России»

Разработка проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Воспитываем патриотов"

Воспитывать патриотов своей Родины - это одна из главных задач педагогов, а начинать воспитание надо с раннего возраста - с детского сада....

Педагогический образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай».

Актуальность темы:Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ...

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Урок Мужества» Преемственность поколений, школы и детского сада

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответс...

Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Мы помним! Мы гордимся"

Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во...

Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Этих дней не смолкнет слава».

Проблема патриотического воспитания детей сегодня является одной из актуальнейших в свете последних событий, происходящих в стране и за ее пределами. Мы не должны принижать значение Великой Отечествен...

Реализация образовательного проекта по нравственно-патриотическому вос-питанию детей 6-7 лет с нарушением зрения «Россия – Родина моя!», 2023 год

Реализация образовательного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет с нарушением зрения«Россия – Родина моя!», 2023 год Презентация "Россия - Родина...