Познавательно-исследовательский проект на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями татарского народа»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Азигуловская средняя общеобразовательная школа”
Познавательно-исследовательский проект на тему:
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями татарского народа»
Проект выполнили
воспитатель и музыкальный руководитель
Азигулово, 2022
ПЛАН ПРОЕКТА
1. Актуальность темы.
2. Цели и задачи.
3. Формы методы работ по реализации проекта.
4. Ожидаемые результаты проекта.
5. Тематический план.
6. Прогнозируемый результат.
7.Литература.
Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, культуру, традиции семьи.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май)
Актуальность проекта: Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения с ранних лет. Поэтому, задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живёшь необходимо. Перед педагогами всегда стоят вопросы такие как : «Что ждёт детей впереди?», «Какое духовное наследие мы им оставим?», «Какие обычаи и традиции воспитаем?» И наш долг помнить культуру своего народа, вызвать интерес у детей к своей семьи наследии, истории её возникновения и становления.
Проблема: Низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях татарского народа.
Цель проекта: Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать познавательные интересы у детей в изучении истории, культуры, традиции, обычаев, татарского народа.
- познакомить со старинными предметами, расширять и закреплять знания детей о духовном наследии татарского народа.
Развивающие:
-обогащать интеллектуальную информационную сторону ребёнка;
- развивать наблюдательность, обогащать и развивать связную речь, через устное народное творчество;
- развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные:
- пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры;
- воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям татарского народа.
- формировать чувства патриотизма, к истории своего народа.
Формы и методы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
-взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети получат знания об истории и культуры татарского народа;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- приобщаются к истокам традиционной культуры, понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции;
- повысится познавательный интерес детей;
- пополнится словарь детей через татарский фольклор.
Подготовительный этап
Подбор и подготовка материала, технического обеспечения, и имеющейся литературы по декоративно - прикладному творчеству, жизнь и быта татарского народа.
Воспитатель:
- изучения литературы, информации интернет - ресурсов;
-подготовка цикла бесед для детей о татарском быте, семейных традициях; «История бабушкина сундука», «Игрушки наших бабушек и мам»
- оформление наглядного материала и дидактических игр для детей;
- составление картотек народных игр;
-консультации для родителей: «Предметы быта дедушек и бабушек»
«Народные традиции и их роль в семейном воспитании»
- изготовление наглядных пособий на темы: «Мой край родной», «Милли татар киемнәре», «Татар халык ашлары»
- анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре» (Приложение №1)
Родители:
-участие в организации и оформлении уголка предметно-развивающей среды НРК.
- выпуск семейный газеты: «Генеалогическая древа моей семьи», - фотовыставка «Красота родного края»
- конкурсы рисунков на темы: «Моя Родина»
- конкурс кукол в национальных костюмах;
- Выставка "Татар халык ашлары".
Основной этап
Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.
Работа с детьми:
- сбор предметов быта и рукоделия;
-беседы с детьми, занятии, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях;
- сюжетно-ролевые игры: «Моя семья»
- выставка рисунков «Татарский сапожок»
- мультимедийная презентация о предметах рукоделия;
- развлечение «Аулак өй»
- развлечение «Детский Сабантуй»
- развлечение «Карга боткасы»
Заключительный этап
-выставка предметов быта и обихода татарского народа;
- выставка работ выполненных родителями: куклы в национальных костюмах;
- участие в оформлении мини-музея в детском саду;
- презентация: « Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи);
Тематический план
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Люби свой край и воспевай | Познакомить с историей и культурой родного края. Рассматривание фотографий достопримечательности своего края. Изучение пословиц и поговорок татарского народа. Рассматривание иллюстраций: «Мой край родной» Фотовыставка «Красота родного края» |
Октябрь | Мир старинных вещей | Ознакомительная беседа об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (күлмәк, калфак,чулпы, читек) костюмов, украшений. Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук» Осмотр содержимого сундука. Фольклор (загадки) Игра «Түбәтәй» Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно". Чеканка «Беләзегем йөзегем» (украшение чеканкой элементы национального узора) Экскурсия в музей школы. |
Ноябрь | Вышивки моей бабушки | Ознакомление детей с татарскими национальными орнаментами. Рисование. Украшение сапожки-ичиги с татарским национальным орнаментом. Выставка детских работ «Татарский сапожок» Аппликация «Тюбетей без затей» Разукрашивание татарским орнаментом«Алъяпкыч» Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров» |
Декабрь | Традиции и ценности моей семьи | Знакомство с понятием «Семья- Гаилә» Закрепить представление детей о семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» Развлечение «Аулак өй» Рассматривание и знакомство с генеалогическим древом семьи Презентация: « Что мы знаем о своих предках?» |
Январь | История татарской национальной кухни | Ознакомление с традициями татарского гостеприимства, разновидностями татарских лакомств и национальных блюд: чәк-чәк, бәлеш, кош теле, гүбәдия, кыстыбый, өчпочмак и др. Пословицы, загадки. Лепка из соленого теста: «Чәк-чәк – национальное татарское блюдо» Выставка "Татар халык ашлары". Познавательное занятие «Традиции татарского чаепития» |
Февраль | Мелодии моего народа | Знакомства детей с татарскими музыкальными инструментами; баян, курай, гармун, кубыз, мандолин, сорнай. Слушание татарских мелодий на татарские песни; Разучивание колыбельных песен. Презентация «Татарские музыкальные инструменты» |
Март | Сквозь века – игры наших бабушек | Знакомство детей с народными обычаями, обрядами и хороводными играми татарского народа. Познакомить с пословицами, как формой выражения народной мудрости. Проведение праздника «Воронья каша – Карга боткасы» через обыгрывание и объяснений народных поверий. Загадки, беседа. Разучить татарские народные подвижные игры: «Алтын капка», «Кәрия-Зәкәрия», «Хәйләкәр төлке» «Соры бүре» День татарских народных игр. |
Апрель | Творческая наследия Габдуллы Тукая. | Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая. Чтение сказки «Шурале» (Леший), «Су анасы» Разучивание стихотворения Г. Тукая «Бала белән күбәләк - Ребёнок и мотылёк». Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Акбай» Мультимедийная презентация «Путешествие в сказочный мир Тукая» |
Май | «Краски Сабантуя» | Познакомить с татарским праздником «Сабантуй» и его происхождением, с историей культуры татарского праздника, традициями. Чтение стихов. Аппликация «Укрась полотенце - Сөлге»( коллективная работа) Татарская народная игра «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк,гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия », «Чума үрдәк,чума каз » Проведение праздника «Детский Сабантуй» |
Прогнозируемый результат
В результате реализации проекта у детей формируются:
- нравственно-патриотические чувства;
- основы национального самосознания;
- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
- эмоционально- положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.
Приложение №1
Анкета для родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре»
- Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие татарские народные праздники Вы отмечаете в Вашей семьи?____________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли дома, у Вас старинные утвари? Знает ли об этом ребёнок?__________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?__________________________________________________________________________________________________________________
- Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребёнком?____________________________________________________
- Надо ли знать народные сказки и былины?_________________________
- Как часто Вы читаете ребёнку татарские народные сказки?__________
- Поёте ли Вы ребёнку татарские колыбельные песни?________________
- Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях татарского народа?______________________________________________________
- Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи, по приобщению детей к народной традициям и культуре РТ?__________________________________________________
Спасибо за ваше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Бытом и традициями башкирского народа"
Программное содержание: познакомить детей с бытом, основными традициями и культурой башкирского народа; воспитывать уважение к людям различных национальностей....

Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»
Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»...

Познавательный, творческий, долгосрочный проект в старшей группе «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями чувашского народа»
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...














