Познавательно-исследовательский проект на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями татарского народа»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ахматянова Ляйля Финатовна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tatarskiy.docx395.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Азигуловская средняя общеобразовательная школа”

 Познавательно-исследовательский проект на тему:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями татарского народа»

Проект выполнили

воспитатель и музыкальный руководитель

Азигулово, 2022

ПЛАН ПРОЕКТА

1. Актуальность темы.

2. Цели и задачи.

3. Формы  методы работ по реализации проекта.

4. Ожидаемые результаты проекта.

5. Тематический план.

6. Прогнозируемый результат.

7.Литература.

                                         Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя,           свой народ, культуру, традиции семьи.

Участники проекта: дети  5-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий

Срок реализации: долгосрочный  (сентябрь – май)

Актуальность проекта: Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения с ранних лет. Поэтому, задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий  в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живёшь необходимо.  Перед педагогами всегда стоят вопросы такие как : «Что ждёт детей впереди?», «Какое духовное наследие мы им оставим?», «Какие  обычаи  и традиции воспитаем?» И наш долг помнить культуру своего народа, вызвать интерес у детей к своей семьи наследии, истории её возникновения и становления.

Проблема: Низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях татарского народа.

Цель проекта: Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать   познавательные  интересы у  детей  в изучении истории, культуры, традиции, обычаев, татарского народа.

- познакомить со  старинными предметами, расширять и закреплять знания детей о духовном наследии татарского народа.

Развивающие:

-обогащать интеллектуальную информационную сторону ребёнка;

- развивать наблюдательность,  обогащать и развивать связную  речь, через устное народное творчество;

- развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные:

- пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры;

- воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям татарского народа.

- формировать чувства патриотизма, к истории своего народа.        

Формы и методы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

-взаимодействие с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети получат знания об истории и культуры татарского народа;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- приобщаются к истокам традиционной культуры, понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции;

- повысится познавательный интерес  детей;

- пополнится словарь детей через татарский фольклор.

Подготовительный этап

Подбор и подготовка материала, технического обеспечения, и имеющейся литературы по декоративно - прикладному творчеству, жизнь и быта татарского народа.

 

Воспитатель:

- изучения литературы, информации интернет - ресурсов;

 -подготовка цикла бесед для детей о татарском быте, семейных традициях; «История бабушкина сундука», «Игрушки наших бабушек и мам»

- оформление наглядного материала и дидактических игр для детей;

- составление картотек народных игр;

-консультации для родителей: «Предметы быта дедушек и бабушек»

«Народные традиции и их роль в семейном воспитании»

- изготовление  наглядных пособий на темы: «Мой край родной», «Милли татар киемнәре», «Татар халык ашлары»

- анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре» (Приложение №1)

Родители:

-участие в организации и оформлении уголка предметно-развивающей среды НРК.

- выпуск семейный газеты: «Генеалогическая древа моей семьи»,                     - фотовыставка «Красота родного края»

- конкурсы рисунков на темы: «Моя Родина»

- конкурс кукол в национальных костюмах;

- Выставка "Татар халык ашлары".

Основной этап

Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.

Работа с детьми:

- сбор предметов быта и рукоделия;

-беседы с детьми, занятии, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях;

- сюжетно-ролевые игры: «Моя семья»

- выставка рисунков «Татарский сапожок»

- мультимедийная презентация о предметах рукоделия;

- развлечение «Аулак өй»

- развлечение «Детский Сабантуй»

- развлечение «Карга боткасы»

Заключительный этап        

-выставка предметов быта и обихода татарского народа;

- выставка работ выполненных родителями: куклы в национальных костюмах;

-  участие в оформлении  мини-музея в детском саду;

- презентация: « Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи);

                                          Тематический план

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

Люби свой край и воспевай

Познакомить с историей и культурой родного края.

Рассматривание фотографий достопримечательности своего края.

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Рассматривание иллюстраций: «Мой край родной»

Фотовыставка «Красота родного края»

Октябрь

Мир старинных вещей

Ознакомительная беседа об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (күлмәк, калфак,чулпы, читек) костюмов, украшений.

Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук»

Осмотр содержимого сундука.

Фольклор (загадки)

 Игра «Түбәтәй»

Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно".

Чеканка «Беләзегем йөзегем» (украшение чеканкой элементы национального узора)

Экскурсия в музей школы.

Ноябрь

Вышивки моей бабушки

 Ознакомление детей с татарскими национальными орнаментами.

Рисование. Украшение  сапожки-ичиги с татарским национальным орнаментом.

Выставка детских работ «Татарский сапожок»

Аппликация «Тюбетей без затей»

Разукрашивание татарским орнаментом«Алъяпкыч»

Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров»

Декабрь

Традиции и ценности моей семьи

Знакомство с понятием «Семья- Гаилә»

Закрепить представление детей о семье, семейных традициях.

 Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Развлечение «Аулак өй»

Рассматривание и знакомство с генеалогическим древом  семьи

Презентация: « Что мы знаем о своих предках?»

Январь

История татарской национальной кухни

Ознакомление  с традициями татарского гостеприимства, разновидностями татарских лакомств  и  национальных блюд: чәк-чәк, бәлеш, кош теле, гүбәдия, кыстыбый, өчпочмак и др.

Пословицы, загадки.

Лепка из соленого теста: «Чәк-чәк – национальное татарское блюдо»

Выставка "Татар халык ашлары".

Познавательное занятие «Традиции татарского чаепития»

Февраль

Мелодии моего народа

Знакомства детей с татарскими  музыкальными инструментами; баян, курай, гармун, кубыз, мандолин, сорнай.

Слушание татарских мелодий на татарские песни;

Разучивание колыбельных песен.

Презентация «Татарские музыкальные инструменты»

Март

Сквозь века – игры наших бабушек

Знакомство детей с народными обычаями, обрядами и хороводными играми татарского народа.

Познакомить с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Проведение праздника «Воронья каша – Карга боткасы» через обыгрывание и объяснений народных поверий.

Загадки, беседа.

Разучить татарские народные подвижные игры: «Алтын капка», «Кәрия-Зәкәрия», «Хәйләкәр төлке» «Соры бүре»

День татарских народных игр.

Апрель

Творческая наследия Габдуллы Тукая.

Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Чтение сказки «Шурале»  (Леший), «Су анасы»

Разучивание стихотворения  Г.  Тукая «Бала белән күбәләк - Ребёнок и мотылёк».

Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Акбай»

Мультимедийная презентация «Путешествие в сказочный мир Тукая»

Май

«Краски Сабантуя»

Познакомить с татарским праздником «Сабантуй» и его происхождением, с историей культуры татарского праздника, традициями.

Чтение стихов.

Аппликация «Укрась полотенце - Сөлге»( коллективная работа)

Татарская народная игра «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк,гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия », «Чума үрдәк,чума каз »

Проведение праздника «Детский Сабантуй»

Прогнозируемый результат

В результате реализации проекта у детей формируются:

- нравственно-патриотические чувства;

- основы национального самосознания;

- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;

- эмоционально- положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.

 Приложение №1

Анкета для  родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре»

  1. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие татарские народные праздники Вы отмечаете в Вашей семьи?____________________________________________________________________________________________________________________
  3. Есть ли дома, у Вас старинные утвари? Знает ли об этом ребёнок?__________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как Вы считаете, необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?__________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребёнком?____________________________________________________
  6. Надо ли знать народные сказки и былины?_________________________
  7. Как  часто Вы читаете ребёнку татарские народные сказки?__________
  8. Поёте ли Вы ребёнку татарские колыбельные песни?________________
  9. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях татарского народа?______________________________________________________
  10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи, по приобщению детей к народной  традициям и культуре РТ?__________________________________________________

Спасибо за ваше время.

C:\Users\Comp\Desktop\нац.куклы.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\лэпбук (2).jpg

C:\Users\Comp\Desktop\древо.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\лэпбук.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\нац.одежда.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\дид.игры.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\уголок (2).jpg

C:\Users\Comp\Desktop\IMG_20170131_153957.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\уголок.jpg

C:\Users\Comp\Desktop\конспекты по самообразованию\Комарова Г.Х. Познавательно-исследовательский проект на тему_ %U00ABОзнакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа%U00BB\IMG_9907.JPG

C:\Users\Comp\Desktop\конспекты по самообразованию\Комарова Г.Х. Познавательно-исследовательский проект на тему_ %U00ABОзнакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа%U00BB\IMG_9904.JPG

C:\Users\Comp\Desktop\конспекты по самообразованию\Комарова Г.Х. Познавательно-исследовательский проект на тему_ %U00ABОзнакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа%U00BB\IMG_9903.JPG

C:\Users\Comp\Desktop\конспекты по самообразованию\Комарова Г.Х. Познавательно-исследовательский проект на тему_ %U00ABОзнакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа%U00BB\IMG_9910.JPG

C:\Users\Comp\Desktop\конспекты по самообразованию\Комарова Г.Х. Познавательно-исследовательский проект на тему_ %U00ABОзнакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа%U00BB\IMG_9908.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.

ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Бытом и традициями башкирского народа"

Программное содержание: познакомить детей с бытом, основными традициями и культурой башкирского народа; воспитывать уважение к людям различных национальностей....

Проект «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»

Проект   «Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»...