Методическая разработка "Проект "Ленинград.Блокада.Подвиг"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Проект: «Ленинград. Блокада. Подвиг»
Шукурова Камила Назимовна,
методист, ГБДОУ детский сад №20 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
«Надо знать, какой бывает война,
чтобы знать, какое это благо – мир…»
А.Адамович, Д. Гранин
В этом году, 9 мая мы будем отмечать восьмидесятую годовщину победы в Великой Отечественной Войне. Глава нашего государства Владимир Владимирович Путин заявил: «Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество в нашей стране, это не может быть не связано с попытками переписать историю».
Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Очень важно приобщать ребенка к истории и культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своей страны. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о справедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста. Ребенок по своей природе обладает чуткостью. Чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы, взрослые, должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, во время блокады Ленинграда. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Образовательные области по ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: информационно-познавательный
Продолжительность проекта: 5 месяцев.
Сроки реализации: январь - май
Консультант проекта: методист Шукурова К.Н.
Проблема: изучить историю блокады города-героя Ленинграда, подвиг людей во время Великой Отечественной войны.
Актуальность
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. 27 января – День снятия блокады Ленинграда. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
Данный проект – это дань уважения памяти погибших и людях, отстоявших город. Работа над проектом по теме необходима, так как память о войне священна.
Цель проекта: расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи проекта: познакомить детей с подвигом людей, защитниками города Ленинграда во время войны; показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады, воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Основные формы реализации проекта:
• Изучение и подбор научно-познавательной литературы, информационных официальных источников в сети Интернета для родителей, педагога.
• Чтение художественной литературы, заучивание с детьми стихотворений.
• Тематические беседы воспитателей с детьми.
• Тематические беседы родителей и других членов семей с детьми.
• Семейные экскурсии.
• Исследовательская и поисковая деятельность родителей, воспитателей.
• Демонстрация видеофильмов, презентаций о войне, блокаде Ленинграда.
• Совместное изготовление атрибутов к сюжетным и подвижным играм.
• Творческое оформление познавательного и дидактического материала.
• Игровая, продуктивная, физкультурно-оздоровительная деятельность.
• Консультирование педагогов, родителей.
Организация проекта:
• Изучение, анализ и подбор информационных источников по проблеме информационно познавательного проекта, понятных и доступных пониманию ребёнку-дошкольнику.
• Организация развивающей предметно-пространственной среды.
• Совместная разработка (методист, родители, воспитатели) программы проекта «Блокада Ленинграда».
• Организация детско-родительской информационной деятельности.
• Работа над этапами проекта, коррекция деятельности.
• Коллективная реализация проекта, праздничный утренник, презентация по итогам проекта.
Ожидаемые результата проекта:
Для детей |
|
Для педагогов |
|
Для родителей | - расширение знаний о блокаде Ленинграда; - сохранение памяти о суровых годах жизни своих соотечественников; - приобретение основ взаимодействия, теоретического и практического опыта в совместной эколого-исследовательской деятельности; - позитивное настроение от совместной деятельности. |
Продукт деятельности: торжественная акция «Салют Победе!». Проведение праздничных мероприятий -досуг «День снятия блокады Ленинграда»
Создание буклетов о блокадном Ленинграде
Оформление выставки творческих работ «Ленинград. Блокада. Подвиг». Оформление семейных альбомов Памяти.
Пополнение методической “копилки” тематическими конспектами ОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Создание презентации по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап | Сроки: январь-февраль
|
Основной этап | Сроки: февраль – апрель
|
Заключительный этап | Сроки: апрель-май
|
Программа реализации проекта
Этап | Срок | Содержание | Формы деятельности | Участники |
Подготовительный | Январь- февраль | Создание педагогических условий | Определение актуальности проблемы проекта исследовательского проекта Определение целей и задач проектной деятельности Составление программы проекта Изучение, анализ, подбор научно-познавательных, информационных источников Подбор наглядно-иллюстративного материала Подбор материала для продуктивной деятельности. Создание картотеки дидактических, подвижных игр Обновление атрибутов к с/ролевым играм Оформление РППС | Методист, педагоги |
Создание информационного поля | Информирование и вовлечение родителей в проектную деятельность. Консультирование родителей по проведению проектной деятельности, поиску дополнительных источников информации (энциклопедии, справочники, взрослые люди, собственные наблюдения, детские книги). Подбор информационно-наглядного материала для стендов | Педагоги, родители | ||
Основной | Февраль- апрель | Деятельность по реализации проекта через различные формы и методы | Беседы ребёнка с родителями «Что такое война, блокада»; «Когда была Великая Отечественная война и блокада города Ленинграда» «Что было с моей семьей во время войны» «Какие воспоминания, истории, семейные реликвии хранятся в нашей семье» Беседы с пожилыми людьми о военных годах Создание иллюстрированного словаря блокадного Ленинграда Создание буклетов о блокадном Ленинграде Рассматривание фотографий, иллюстраций о военном времени. Знакомство с картой блокады Ленинграда Просмотр видеофильмов и презентаций на тему «Детям о Победе в Великой Отечественной войне» «Блокада Ленинграда», «Военная хроника» Чтение произведений художественной литературы для детей о блокаде Ленинграда Л.Кассиль «Твои защитники», «Был город-фронт, была блокада», составители Д.Колпакова и В.Суслов, «Дорога жизни», Н.Ходза, «Была война, была блокада» В.К. Дмитриев, В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы Крестинский А.А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А.И. “В осажденном городе”; Миксон И.Л. “Жила- была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н.Алексеевой "Дети Ленинграда Разучивание стихов о героической обороне города Ленинграда, о прорыве блокадного кольца Творческая деятельность детей «Блокадная ласточка», «Салют Победе!», «Военная техника, сделанная своими руками», «Фронтовой треугольник», «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка», «Памятник герою», «Самолеты». Аппликация «Разорванное кольцо», рисование «Жизнь Блокадного города Ленинграда» Тематическая организованная образовательная деятельность на темы «Почему ты шинель бережешь?», «Подвиг солдата», «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни», «Прорыв блокады Ленинграда». Составление рассказа по иллюстрациям «Дорога жизни», комплексное занятие «Детям о блокаде | Педагоги, родители, дети |
Ленинграда». Музыкальное развитие: разучивание песни «Эх Ладога, родная Ладога» муз.Л.Шенберга, П.Крауберга, слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской» Д.Шостаковича. Разучивание песен и танцев к утреннику. Проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества: утренники, спортивные соревнования Дидактические игры по теме Великой Отечественной войны «Чья форма», «Ордена и медали», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Подбери картинку». Сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «В разведку», «Моряки»; «Медицинский батальон», «Лётный полк», «Военный транспорт». Подвижные игры «Разведчики», «Штурм крепости», «Доставь донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Самолеты в небе». | ||||
Заключительный | Апрель-май | Рефлексия исследовательской деятельности по проекту | Оформление выставки творческих работ «Ленинград. Блокада. Подвиг» Оформление семейных альбомов Памяти Распространение буклетов о блокадном Ленинграде Оформление «Стены Памяти» Экскурсии родителей с детьми, педагогов в музеи Великой Отечественной войны. Вручение подарков ветеранам-блокадникам и всем ветеранам, проживающим Литературно-музыкальная композиция «Победе в Великой Отечественной войне посвящается» Выявление проблемы для разработки нового информационно-познавательного проекта. | Методист, педагоги, родители |
Оценка результативности реализации проекта | Анализ, оценка взаимодействия всех участников проектной деятельности | Методист | ||
Передача положительного опыта | Создание и демонстрация презентации по итогам реализации проекта | Педагоги, родители |
Учебно– методическое обеспечение:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2015. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.:ТЦ Сфера, 2012.- 192с
- Туйчиева И.Л., Аверин С.А. «Детям о Победе». Методическое описание серии информационно-дидактических игровых комплектов. – М.:ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012. – 104 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...

4.1.4 Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку: - методические разработки, методические рекомендации для пе
Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку:- метод...

4.1.4. Наличие собственных (самостоятельно разработанных) методических продуктов по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, получивших экспертную оценку: - методические разработки, методические рекомендации для п
Наличие собственных методических продуктовДатаНазвание методической разработкиФорма методического продуктаЭкспертная оценкаПодтверждающий документ12.05.2024Дидактическое игровое пособие «Ёжики и...