Конспект познавательной игры «По историческим местам родного города»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Усынина Марина Викторовна

Цель: Приобщать детей к историческому и культурному настоящему и прошлому города Шадринска, воспитывать любовь и привязанность к  родному городу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательной игры

        «По историческим местам родного города»

Возрастная группа:  подготовительная к школе

Цель:  приобщать детей к историческому и культурному настоящему и прошлому города Шадринска, воспитывать любовь и привязанность к  родному городу.

Задачи:

- обобщить и закрепить знания детей о родном городе, его историческом и культурном прошлом, формировать потребность его изучать;

- воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе родного города, способность любоваться ее красотой, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

- обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками, поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, формировать грамматическую правильность речи в тесной связи с усвоением способов построения связной речи;

- развивать чуткость к художественному слову, учить эмоционально воспринимать содержание небольших прозаических текстов;

- поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик на неё, формировать умение слышать мелодию и ориентироваться на неё при определении настроении музыкального произведения.

Оборудование: мультипроектор, презентация «История возникновения города Шадринска»  карточки с изображением государственных символов (герб, флаг) г. Шадринска, г. Кургана, г. Екатеринбурга, г. Челябинска и др. городов, ленточки для игры «Карусель»;), фотографии старого города, изделия народных промыслов

дипломы для награждения участников игры.

Предварительная работа:  Прогулки по родному городу, просмотр фотографий и иллюстраций о городе, беседа о знаменитых людях г. Шадринска, дидактические игры, экскурсия в музей, визитная карточка команд (эмблема, название команды, девиз).

Оформление: Музыкальный зал оформлен в стиле корабля: на центральной стене с двух сторон 2 паруса, в середине — экран для проектора, впереди экрана — штурвал «колесо истории», по бокам столы и стулья для 2-х команд.

Ход игры:

 Ведущая: Ребята, давайте представим себе, что нас пригласили в телестудию на передачу «Колесо истории». Вы согласны стать участниками этой передачи? Давайте войдём в телестудию и займём свои места. Приготовились, начали!

Звучат фанфары

Ведущая: Добрый день дорогие друзья! Слайд 1.  Мы рады приветствовать Вас на нашей познавательной развлекательной игре-телепередаче «Знатоки истории города Шадринска». Сегодня наша телепередача посвящена родному городу – Шадринску.
Мы надеемся и верим, что сегодня здесь собрались настоящие знатоки и ценители истории своего города и родного края. И самые-самые из них будут представлять группу №7 и группу №9, «Детского сада №24». Игроков прошу занять свои места. (
в команде родители и дети).

Слово для приветствия предоставляется командам.

1 команда. Наша команда: «Почемучки»

Наш девиз: «Отчего да почему, хотим учиться мы всему»

2 команда. Наша команда: «Умники и умницы»

Наш девиз: «Историю родного города знать мы хотим,

Пожелайте удачи, мы победим»

Ведущая: Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашей малой Родине. А что такое малая родина?

Дети. Это место, где человек родился, где прошло его детство.

Ведущая: А где родились вы? Как называют жителей нашего города? (Шадринцы). А вы любите свой город?

Ребенок. Город мой любимый, город мой родной,

                 Ты зеленый летом, сенью цветной.

                 Чистый, белоснежный ты стоишь зимой,

                 А весной ты нежный… Я горжусь тобой!

                 Пусть ты не столица, но люблю тебя,

                 И знакомых лица радуют меня.

                 На большой планете городов не счесть,

                 За седым Уралом самый лучший есть!

Ведущая: Ребята сколько вам лет? А сколько лет вашей маме, папе, бабушке и дедушке? У всех людей разный возраст.  Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? А сколько лет нашему городу? Наш город имеет свою историю. 

Чтоб познать историю, поможет — «Колесо истории».

Как же жили в старину, чем же славили страну

Колесо мы покрутим, что же было — поглядим.

Итак, наши команды отправляются в путь по «реке времени», крутите «Колесо истории».

Слайд 2.

Ведущая: Где же мы очутились, что это за места такие, узнаете? Вот здесь, на левом берегу Исети давным-давно и поставили поселенцы свои первые дома.

Здесь в начале матушки Сибири

Вековой шумел сосновый бор,

До  Исети- реки манили шири,

Заливных лугов ее простор.

И вокруг той Шадринской заимки

По обоим берегам реки,

Избы украшая, как картинки,

Вольные селились мужики

Задание 1 «Блиц-опрос».

- Почему именно на этом месте решили поселиться люди?

-  Кто основатель нашего города?

-  Как был назван город? Почему?

 - От какого слова происходит слово «слобода»?

-  Как называется река, на берегах которой был основан наш город?

-  Как называются жители нашего города? (подведение итогов)

Ведущая: Крутится «Колесо истории». В город-крепость стали сходиться и съезжаться люди. Город ширился, разрастался. Строились церкви, каменные дома.

Задание 3. «Достопримечательности города».

Угадайте, что за здание на экране? Какая история с ним связана? На какой улице находится?

Слайд 3. Шадринский краеведческий музей

Слайд 4. Шадринский государственный педагогический институт.

Слайд 5. Спасо-Преображенский собор.

 Слайд 6. Шадринский драматический театр.

 Слайд 7. Первый каменный дом в городе – дом купца Фетисова.

Задание 3 «Герб и флаг города Шадринска»

Ведущая: Отгадайте загадку:

Этот знак есть у любого.

И у города большого,

У района и страны,

Знать его вы все должны.

Формой он похож на щит,

И цвета здесь яркие.

Символ этот так речист,

Многое узнал бы ты:

Чем гордится город наш,

Чем он прославляется.

Как же этот символ – знак

Ребята, называется?

Дети. Герб.

Ведущая: А у вашего города есть герб. Чем он отличается от других? На этом  стенде вы видите несколько гербов. Кто мне скажет, какой из них относится к городу Шадринску?

Дети: (Дети находят на стенде герб города и объясняют его отличия)

Ведущая: Именно этот герб нашего города. «Герб города Шадринска представляет собой в серебряном поле золотую бегущую куницу, означающая изобилие их промысла. Серебряное поле в гербе города Шадринска изображается в виде геральдического щита.

 -  А что означают цвета?

Дети: (Ответ ребят)

Ведущий: Цветовая палитра герба города: желтый (золотой) и белый (серебряный) цвета в европейской и русской геральдике являются цветами святого Архангела Михаила.

Ведущая: На следующем стенде мы видим разные флаги. Какой флаг относится к нашему городу. (картинки разных флагов)

Дети: (Ответ ребят)

Ведущая:  Наш  флаг представляет собой прямоугольное полотнище, окрашеное в небесно-голубой цвет, выступающем интерпретациейсеребра (металла, из которого исполнен щит герба города Шадринска), и несет на себе гербовую эмблему – золотую куницу. Голубой, золотой и серебряный цвета являются геральдическими цветами Святого Архистратига Михаила, который издавна почитается как небесный покровитель Шадринска.

 

Ведущая: Крутится «Колесо истории»

Ведущая: Чем занимались люди в городе Шадринске в те времена?

Дети. Торговали.

Ведущая: А как называли торговых людей?

Дети. Купцы.

Ведущая: Правильно, постепенно город – крепость Шадринск превратился в купеческий город. Слайд 8. Как и во всех русских городах была в нем ярмарка, на которой купцы продавали свои товары.

Какие ярмарки проходили в городе Шадринске? (В Шадринске ежегодно проходили Петровская, Михайловская и Афанасьевская ярмарки).

 Игра-инсценировка «Веселая ярмарка»

Купец. У дядюшки Якова товара хватит всякого

Тары – бары, растабары

Расторговываем товары:

Булавки, иголки, стальные приколки

За один пучок плати пятачок.

Ведущая: Вот идет Назар. Он идет на базар. Давайте сядем, посмотри, что он будет покупать на базаре. (Девочка ведет мальчика. У нее корзинка.)

Девочка. Ты Назар, ты Назар,

Поди – ка на базар.

Купи мне сарафан

Ни долог, ни короток.

Ни в лес ходить

Ни зайцев ловить.

(Назар подходит к прилавочку, берет сарафан, подносит девочке. Она прикладывает его к себе.)

Девочка. Такой красивый сарафан всегда пригодится.

Ведущая: (приглашает детей подойти к прилавку, рассмотреть товары)

- Чем торговали на ярмарках? (Купцы торговали хлебом, крупой, мясом, маслом, салом, холстом. На эти ярмарки купцы  с Урала, Нижнего Новгорода, Киргизии, Бухары везли ткани, ковры, изделия  из металла).

Задание 4.  «Народные промыслы родного края»

Ведущая: Выберите из предложенных изделия народного промысла нашего города и расскажите о них.

Ведущая: Крутится «Колесо истории»

Ведущая: А еще на ярмарке была карусель, на которой любили кататься и стар и млад.

Подвижная игра. «Карусель».

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели

А потом кругом, кругом –

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз и два, раз и два

Вот и кончилась игра. (2 раза)

Задание 5 «Пословицы и поговорки о родном крае»

– Какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?

  • Где родной край, там и рай.
  • Дома и стены помогают.
  • Земля наша мать, всех кормит.
  • На родной стороне и камушек знаком.
  • Каждой птице своё гнездо нравится.

Ведущая: Вот пришло время остановить колесо истории.

Чтоб его остановить, нужно дружно говорить

Волшебное слово — “Да”, ну-ка слушайте друзья.

Наш город красивый и чистый всегда (Да)

Ночью сверкает, как в небе звезда (Да)

Будем любить мы наш город всегда (Да)

Здесь останемся жить навсегда. (Да)

Будем учиться, пройдут года (Да)

Вырастем, взрослыми станем тогда (Да)

Нужными городу будем всегда (Да)

Своими делами украсим года (Да)

Историю города напишем сами.(Да)

Чтоб наши дети гордились нами.(Да)

Ведущая: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся в наш любимый детский сад. Наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленький кусочек нашей огромной страны, нашей малой родины, и мы должны его любить и беречь.

Ребенок.

Мы в саду почти живем,

Здесь играем и поем,

Здесь друзей себе находим,

На прогулку с ними ходим.

Вместе спорим и мечтаем,

Незаметно подрастаем.

Детский сад второй наш дом,

Как тепло, уютно в нем!

Воспитатель. Самый лучший дом на свете

Мир игрушек расписной

Очень яркий, интересный,

Разноцветный, вот какой!

Ведущая: Для подведения итога викторины слово предоставляется жюри.

Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по культурным местам родного города»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе....

Конспект НОД для детей подготовительной группы по патриотическому воспитанию «Памятные места родного города».

Закрепить знания детей о символике, достопримечательностях родного города....

Конспект"Знакомство с исторической архитектурой родного города"

Конспект  для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область "Познание"...

Конспект квест – игры на тему: «Знатоки родного города» 6-7 лет

Конспект квест – игры на тему: «Знатоки родного города»6-7 лет...

Конспект познавательной прогулки "Памятные места родного города"

Экскурсия "Памятные места родного города" организованна с целью развития познавательных интересов у старших дошкольников к истории родного края, формирования патриотических чувств, через озн...

Культурные и исторические места в городе Воронеже

Культурные и исторические места в городе Воронеже: Адмиралтейская площадь и памятник И. С. Никитину...