Статья «Содействие амплификации развития и саморазвития дошкольника как лидера через знакомство с великими людьми России»
статья

Усынина Марина Викторовна

Работа по данному проекту развивает общую культуру ребенка, формирует образ героя, готовность к защите Родины, лидерские качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_usynina_mv.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Содействие амплификации развития и саморазвития дошкольника как лидера через знакомство с великими людьми России»

Марина Викторовна Усынина,  

методист МБДОУ «Д/с № 10» г. Шадринск, Курганская область,

Амплификация развития – это расширение возможностей развития психики ребёнка-дошкольника за счёт максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка.

Основоположником одной из самых распространенных отечественных дошкольных психологий является А. В. Запорожец. Он сформулировал главные принципы и обозначил, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Запорожец считал, что детская амплификация – это комплекс действий, направленных на развитие собственного потенциала ребенка. При этом он понимал, что ресурсы у малышей разной возрастной категории отличаются, а потому с ними нужно по-разному взаимодействовать. В его теории сформулирована мысль о том, что детей нельзя подгонять в их становлении, недопустимо форсировать их социализацию, взросление, умственный, эмоциональный и личностный рост. Нужно создавать условия, способствующие гармоничному развитию маленького человека. Идеальный метод амплификации – это изучение мира через игру, а также познание окружающей среды с помощью расширения культурного кругозора ребенка, поощрения его общения со сверстниками и взрослыми.

Согласно ФГОС ДО, амплификация подразумевает расширение кругозора детей, предоставление ему больших возможностей и перспектив для развития. Более того, нужно не отнимать у ребенка детство, а дать ему полноценно прожить каждый его этап, наслаждаясь всеми периодами. У ребенка каждого возраста есть свои базовые психологические потребности, которые необходимо удовлетворить, чтобы избежать проблем в будущем.

Согласно исследованиям ряда ученых (Г.К. Ашин, И.В. Волков, Е.С. Кузьмин, Б.П. Парыгин, Л.И. Уманский и др.), выделили лидерские качества, присущие детям дошкольного возраста. К ним относятся: инициативность, ответственность, самостоятельность, организаторские способности, упорство в достижении цели, умение вести сверстников за собой, за своей идеей, готовность быть первым во всем, умение устанавливать правила и др.

Лидерские качества начинают формироваться уже у дошкольников, наиболее ярко проявляются в старшем дошкольном возрасте. Лидерские качества играют большую роль в жизни ребенка, так как на формирование личности ребенка, его жизненных позиций влияет группа, в которой он находится. У детей шестого года жизни происходят изменения в развитие личности, а именно это заметно в значительном повешение уровня произвольности и свободы поведения.

В рамках работы Инновационной Площадки «Технология Содействия амплификации развития и саморазвития дошкольника как лидера на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей», реализуемой на базе АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», в детском саду реализуется проект «Великие люди России».

Невозможно оценить значение знакомства детей с подвигами героев русской истории, вкладом великих ученых и культурных деятелей в развитие России в патриотическом воспитании дошкольников. Работа по данному проекту не сводится только к знакомству дошкольников с жизнью великих людей, она развивает общую культуру ребенка, формирует образ героя, готовность к защите Родины, лидерские качества.

В процессе реализации проекта обращаем внимание на то, чтобы дети не просто узнали и запомнили имена великих людей, а поняли, как и для чего люди совершают открытия, подвиги, создают произведения искусства. Какими качествами должен обладать человек, чтобы оставить свой след в истории целой страны и даже в истории всего человечества, как например Юрий Гагарин - первый человек на планете, который полетел в космос. Какой путь он прошел, чтобы стать космонавтом? Какие качества проявил? И делаем вывод, что нужно воспитывать себя, не лениться, учиться, быть целеустремленным. Говоря о Суворове, рассказываем, как он из хилого, болезненного мальчика, вырос сильным, храбрым воином. Какую силу воли он проявлял занимаясь спортом, обливаясь холодной водой.

Ломоносов учит нас стремиться к занятиям, преодолевать трудности, идти к своей цели. Почему улицы города называют именами людей? Кто эти люди? Почему их запомнили? Рассказывая об этих людях, об их детстве, учебе, трудностях и радостях, стараемся показать детям пример жизни, служения людям, своему делу, своей Родине-России. И дети иногда забывают имена и фамилии, но помнят главные черты характера этих людей - смелость, ум, находчивость, желание творить добро для других, умение прийти на помощь, даже пожертвовать своей жизнью. И чтобы быть таким человеком нужно трудиться, учиться, развиваться, ставить цель и достигать ее, идти вперед, несмотря на трудности. И главное, чтобы дети захотели быть похожими на таких людей, как Юрий Гагарин, В. Терешкова, Валерий Чкалов, Александр Суворов. Поняли, что любой, кто проявит силу воли, характер, способен на подвиги, на славные дела.

Лидерские качества дошкольников формируются и развиваются в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной, поэтому в ходе реализации проектной деятельности педагоги детского сада используют разнообразные методы и приемы:

 рассматривание иллюстраций альбомов и книг, слайдов, репродукций картин и исторических фотографий с портретами известных людей, видами и достопримечательностями городов, портретами героев-земляков, прославивших город

 дидактические игры  «Что есть в нашем городе?», «Узнай по контуру», «Трафареты достопримечательностей», «Разрезные картинки», «Сложи картину», «Экскурсия по городу», «Кто чем знаменит» и т. д.

 составление рассказов по алгоритму «Расскажи о полководце/ художнике и т. д.», «Что сначала, что потом»

 презентации об известных людях и их достижениях

 видеоэкскурсии по родному городу и краю, по стране

 составление схем, карт, макетов улицы, квартала города, области;  решение ребусов и логических заданий

- «Литературные посиделки» с приглашенными гостями, которые знакомили их со стихотворениями о родном городе и литературном наследии края.

С использованием разнообразных форм к реализации проекта привлекаются и родители воспитанников: бесед с родителями, тематических консультаций «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Крепка семья — сильная Россия»; организуются совместные досуги и праздники, экскурсии по городу, оформление информационных листов и газет, оформление «Уголков для родителей». В детском саду широко практикуются «Дни открытых дверей» и открытые занятия для родителей.

Практика показывает, что такая планомерная систематическая работа по всестороннему развитию дошкольника как лидера через знакомство с великими людьми России дает положительные результаты. Данная форма работы с детьми имеет большое значение для развития познавательных интересов детей, развивает коммуникативные и нравственные качества, самостоятельность, активность. А использование и организация занятий по ознакомлению с творчеством знаменитых людей и развивающих культурно-тематических мероприятий в образовательном процессе воспитателя с детьми решает вопросы интеграции и реализации таких образовательных областей как социализация, коммуникация, познание, кругозор, безопасность и труд. И решает такие вопросы как преодоление трудностей, застенчивости, развивает речевые качества, умения подать материал, выступать, ведь реализация проекта проходит в форме презентации мини - библиотеки, галереи знаменитостей перед гостями. Также конкурсов, викторин, тематических и творческих недель, являясь итогом деятельности воспитанников, где в качестве гостей приглашаются родители и воспитанники из других групп.

Таким образом, формируя знания детей о России, приобщая их к культурному наследию и знакомя с великими людьми, прославившими Россию, мы способствуем развитию познавательной активности детей, формированию лидерских качеств, воспитанию патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с выдающимися людьми Поморского края

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любв...

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историческим прошлым России.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Патриотическ...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.

В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....

Доклад на педсовете «Знакомство с выдающимися людьми России, как средство нравственного воспитания».

Доклад на педсовете «Знакомство с выдающимися людьми России, как средство нравственного воспитания». ...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...