«Дымковская игрушка»
проект (младшая группа)

Цель проекта – приобщение детей к истории и культуре своего народа посредством ознакомления с народным промыслом «Дымковской игрушкой».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dymkovskaya_igrushka.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа имени Маргариты Калининой

Дошкольное отделение

Проект во второй младшей группе на тему:

«Дымковская игрушка».

Выполнила воспитатель:

Максимова А.С.

Введение.

Главная цель дошкольного образования – это воспитание гармонично-развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Приобщение детей к национальной культуре позволит ребенку почувствовать себя частью русского народа, ценить общероссийское наследие, воспитать в нем любовь к своей Родине.

Все многообразие духовных, культурных традиций нашего народа отражается в русских промыслах. Поэтому темой проекта во второй младшей группе стало ознакомление с таким видом промысла как «Дымковская игрушка».

Л.Н. Толстой утверждал следующее: «Страна, забывшая культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». И с этим сложно не согласиться. Поэтому так важно приобщать детей к родной культуре, традициям, важно, чтобы дети знали свою историю, т.к. все это объединяет людей, способствует народному развитию, сплочению.

Цель проекта – приобщение детей к истории и культуре своего народа посредством ознакомления с народным промыслом «Дымковской игрушкой».

Задачи проекта.

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, ее средствами выразительности; вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту игрушки.
  2. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты вырезанных игрушек.
  3. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования и аппликации.
  4. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть своеобразие росписи, поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности.
  5. Воспитывать уважение к работе мастеров, бережное отношение к предметам народно-прикладного искусства.
  6. Привлечь родителей к созданию предметно-развивающей среды по теме проекта.

Ожидаемый результат.

  1. Дети знают, что такое дымковская игрушка, отличают от других видов промыслов, умеют выделять элементы дымковской росписи.
  2. Дети положительно откликаются на проявление красоты в искусстве.
  3. Дошкольники приобрели изобразительно-выразительные умения в соответствии с возрастом (передача формы, композиции).
  4. Дети бережно относятся к предметам декоративно-прикладного искусства.
  5. Повышена компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
  6. Пополнена развивающая предметно пространственная среда по теме проекта.

Вид проекта: информационный, творческий, краткосрочный (7 дней).

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.

Продукт проекта: совместная выставка работ родителей с детьми на тему «Дымковская игрушка».

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • Выбор темы проекта, планирование его содержания, разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности.
  • Привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс через участие в создании выставки совместно с детьми (рисунки).
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды (дидактические, интерактивные и настольно-печатные игры).
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по теме проекта.
  • Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной этап.

1 день. НОД. «Путешествие в мастеров».

Чтение Н. Агошкова «Дымковские игрушки».

2 день. Рассматривание иллюстраций на тему «Дымковская игрушка»

НОД «Дымковская игрушка».

3 день. НОД. Лепка «Украсим дымковскую игрушку».

4 день. Совместная деятельность. Рассматривание дымковских игрушек.

5 день. НОД. Рисование «Украсим дымковскую уточку.

Совместное рисование детей и родителей на тему: «Нарядная Дымка». Выставка работ.

Ход проекта.

В нашей группе проект проходил на подражательно-исполнительском уровне (инициатива исходила от воспитателя), в силу возрастных особенностей детей. В уголке народной культуры у нас появились новые дымковские игрушки, которые я заранее приготовила. Обратив внимание детей на игрушки; дети заинтересовались: из чего они сделаны? Можно ли в них играть? Как называются эти игрушки? Кто их изготовил? Можем ли мы такие же рисовать узоры? Так возник проект «Дымковская игрушка».

Работа над проектом включала разные формы и методы.

К проекту были привлечены родители. Для них была оформлена наглядная агитация в родительском уголке «Приобщение ребенка к народной культуре», проводились беседы «Влияние народного искусства на духовно-нравственное воспитание детей изготовили игрушки по теме проекта. Созданная нами ППС способствовала устойчивому интересу детей к некоторым народным промыслам.

На занятии «Путешествие в страну мастеров» дети, рассматривая игрушки и составляя с помощью воспитателя рассказ: «Кто самый нарядный», учились видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, выделять узоры и называть его элементы (колечки, круги, точки, линии). Такое занятие способствовало развитию эмоциональной отзывчивости. Наряду с речевыми задачами (развитие диалогической речи, умение строить грамматически правильное предложение), решались задачи воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважать труд народных мастеров. Рассказ о значении каждого элемента дал представления о том, что было важным для наших предков: круг – солнце, прямые и волнистые линии – земля и вода, точки – семена, скрещенные линии – колодец или сруб дома.

Дети слушали стихи, которые прославляли мастеров и их промысел, подчеркивали неповторимость орнамента, самобытность игрушки.

Из пластилина ребята смогли вылепить уточку (по мотивам дымковской игрушки). Дети учились анализировать готовое изделие, лепить по образцу из отдельных кусков пластилина, соединять их с помощью примазывания (новый прием), упражнялись в приемах скатывания и раскатывания, прищипывания. На этом этапе обращали внимание на бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Собирая разрезные картинки (из 4-6 частей), у детей складывался целостный образ игрушки, закреплялось многообразие ее форм. Переживалась ситуация успеха, что способствовало развитию интереса к данному проекту.

Учили детей видеть и яркость узора, и находить знакомые элементы. Закреплялась цветовая гамма, присущая данному виду промысла.

Поощряли доработку образа: раскрасить остальное изображение.

У детей возникло желание отобразить полученные впечатления в художественном творчестве. Прежде чем приступить к росписи «игрушек», мы решили с детьми сначала потренироваться, научиться рисовать отдельно элементы узора. Ребята учились ритмичному нанесению линий, пятен, точек, упражнялись в рисовании прямых и волнистых линий в разных направлениях, учились перекрещивать их, самостоятельно выбирать цвета для узора, развивалась инициативность.

Заключительный этап.

Роспись вырезанных силуэтов игрушек детей совместно с родителями формировало умение создавать узор по собственному замыслу, сочетание цветов. Декоративная деятельность дала возможность детям раскрыть их творческий потенциал, почувствовать себя в роли художника, отразить в своей работе эстетическое видение красоты окружающего мира, вызвать чувство гордости и удовлетворения от красиво выполненной работы. А совместная изобразительная деятельность детей и родителей помогла закрепить освоенные элементы росписи и сближение детей и родителей.

В процессе реализации данного проекта.

  • у детей расширился кругозор, они получили представления о данном промысле, о разнообразии дымковских игрушек, усвоили цвета росписи, элементы;
  • они знают о бережном отношении к работе мастеров, к предметам народных промыслов;
  • дети получили эстетическое наслаждение и удовольствие;
  • родители получили возможность стать полноправными участниками воспитательно – образовательной работы, расширили свои знания в области народной культуры;

В свободной деятельности мы будем продолжать закреплять полученные знания о дымковской росписи, в дальнейшем расширять представления о других видах декоративно-прикладного искусства.

Диагностика.

Для определения уровня знаний детей о дымковской игрушке мною были разработаны вопросы:

  1. Имеют представления о дымковской игрушке.
  2. Знают характерные элементы (кружки, кольца, полоски, змейки).
  3. Умеют изображать узоры на листе бумаги.

В ходе мониторинга на начальном этапе мною было выяснено, что дети не только не знают характерных элементов, но и никогда не слышали о таком ремесле как дымковская игрушка. Я сделала вывод, что русские народные промыслы постепенно уходят из повседневной жизни русских семей. Родители сами не охотно интересуются различного рода ремеслами и не знакомят с ними своих детей. Я надеюсь, что в рамках данного проекта, не только мы научимся чему -то новому, но и родители совместно с детьми окунуться в атмосферу русского быта и традиций русского народа с его богатой историей.

Фамилия, имя

Имеют представления о дымковской игрушке.

Знают характерные элементы

Умеют изображать узоры

Астахова М.

0

+

0

+

0

+

Березина Н.

0

+

0

+

0

+

Викулина У.

0

+

0

+

0

0

Грязнов П.

0

+

0

+

0

+

Захаров И.

0

+

0

0

0

0

Каштанова К.

0

+

0

+

0

+

Клементьева М.

0

+

0

+

0

+

Кручинина А.

0

+

0

+

0

+

Мазунов З.

0

+

0

0

0

+

Малхасян Л.

0

+

0

+

0

+

Манучарян А.

0

+

0

+

0

+

Никитина Д.

0

+

0

+

0

+

Овчинин М.

0

+

0

+

0

+

Петрунько М.

0

+

0

+

0

+

Петров С.

0

+

0

+

0

+

Симака М.

0

-

0

0

0

0

Турсунова Н.

0

+

0

+

0

+

Тухманова К.

0

+

0

0

0

+

Холинов С.

0

+

0

0

0

+

Черкезова М.

0

+

0

+

0

+

Шувалов Д.

0

+

0

0

0

0

Дымковская игрушка начало проекта


Дымковская игрушка конец проекта

Приложения.

Конспект беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ход

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.

Рассматривание игрушек.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

- Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Конспект беседы: «Где родилась дымковская игрушка?»

Цель: ознакомление детей с местом происхождения дымковской игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Сформировать представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями.
  3. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
  4. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка; Презентация «Дымковская игрушка».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята посмотрите какая у меня красивая коробочка. Ой, что-то там лежит! Кто же это? (показывает детям открытую коробку, достает игрушку - лошадку)

Дети: Лошадка.

Воспитатель: Это дымковская лошадка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская» ...

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это - настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные,

Белоснежны, как берёзки,

кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор,

но отвести не в силах взор.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская).

Стихи о Дымковской игрушке.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

– Простой казалось бы, узор .

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Конь бежит

Земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

Водоноска.

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт

. Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил

. Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

– Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя

, Как корона у царя

. Индюк сказочно красив

, И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Весёлая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

*** Возле Вятки самой Дымково-посёлок

, Окаймлён лесами уголок весёлый.

Лет ему за двести, Триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали – Пели, не скучали… ***

Как-то вятичи-дружки Сели в праздник у реки.

Под руками глина – Слой на три аршина

. Стали шарики катать, Как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять – Жирная, как сало! ***

В Дымкове, за Вяткою-рекою

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут

Кто-то сделал индюка

– Распушённые бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу

– Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

Живут в Дымкове – селе!

*** Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток

На груди – цветок.

*** Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

*** Ах! Чуть жив от восхищенья!

Чудо всем на удивленье:

Расписные медвежата,

Барыни, коньки, утята

Расписные даже хрюшки

– Царство дымковской игрушки!

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

*** Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах

Сияйте охра с суриком.

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

В.Фофанов

*** Это что за хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек

И на белом материале

Узор дети расписали.

Постарались от души,

Ах! Плясуньи хороши!

*** Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает!

*** Модница-нарядница,

Вы куда идёте?

С зонтиком и сумочкой

Глиняная тётя.

*** Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит, не дыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци...

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...