СЦЕНАРИЙ НОД «Быт коренных жителей севера» («Познавательное развитие», ФЦКМ) использование Смарт- доски Старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
1. Дать представление о том, где и как живут коренные жители севера.
2 Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте), « Лакомбой!» (До свиданья ).
3.Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)
СЦЕНАРИЙ
НОД «Быт коренных жителей севера»
(«Познавательное развитие», ФЦКМ)
использование Смарт- доски
Старший дошкольный возраст.
Разработчик:
Назарова Марина Александровна,
воспитатель
г. Надым,
2025г
Тема:
«Быт коренных жителей севера».
Программное содержание:
1. Дать представление о том, где и как живут коренные жители севера.
2 Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте), « Лакомбой!» (До свиданья ).
3.Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.
Материалы: презентация «Я люблю тебя, Ямал»
Ход мероприятия:
Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на севере живём!
Воспитатель: – Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут.
Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле? (ответы детей).
Национальности народов Севера - Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.
И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт.
Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы? (ответы детей)
Воспитатель: Живут ненцы - в тундре. Ненцы при встрече приветствуют друг друга – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки).
Мы с вами живём в домах, а что им служит домом? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Чум по ненецкий – «Мя». Повторите ребята «МЯ».
Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме? (ответы детей).
Воспитатель: Они часто переезжают с места на место, а чум легко собирается и разбирается.
Давайте заглянем в чум, посмотрим, из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.
Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.
Покрытие, по ненецки «нюк» (повторите ребята).
В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? (ответы детей).
Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер). Зимний чум покрывают оленьей шкурой.
Воспитатель: А что служит полом в чуме? (ответы детей).
Воспитатель: Кладут доски, оленьи шкуры.
Согревают чум – железной печкой, она стоит в середине чума. Чум без окон, только на верху есть отверстие, через которое проходит свет.
А как вы думаете, а какая-нибудь мебель есть в чуме? (ответы детей).
- Кроватей , диванов , шкафов, стульев в чуме нет. На пол стелется циновка (подстилка из плетённой соломы), сверху настилают шкуры, так они спят, во время еды они сидят на них.
Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Посуда у ненцов крупная, потому что большая семья, раньше делали посуду из дерева.
– А почему посуда именно деревянная? (ответы детей)
– Ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.
– Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок.
Ну, вот и закончилось наше путешествие.
Когда ненцы прощаются, они говорят « Лакомбой!» (До свиданья по-ненецки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и музыке для детей старшего дошкольного возраста "Обитатели морей"
Задачами данной интегрированной НОД являются: активизация познавательной деятельности; совершенствование естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста; развитие творческих спос...

Конспект непосредственно -образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказочная математика » с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие о закреплении порядкового счета,развитии мелкой моторики,ориентировки в пространстве....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст) тема "Соблюдай правила дорожного движения"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст).Тема "Соблюдай правил дорожного движения"...

Сценарий конспект по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Братья Деда Мороза из разных стран».
Данный материал можно использовать при тематическом планировании по неделе "Новый год!" На занятии дети узнают как называют Деда Мороза в разных странах мира....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) Для детей старшего дошкольного возраста старшая группа Тема: «Розыск Невидимки».
Цель: Формирование у детей первичных представлений о свойствах воздуха. Задачи.Обучающие:1.Закреплять умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.2. Совершенствовать ум...

Занятие по познавательному развитию «Окружающему миру» для воспитанников старшего дошкольного возраста «ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА»
Цель:- Рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища,одежда, труд);- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.Оборудование: физическая карта...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»(окружающий мир) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие на ферму»
Образовательня область: " Познавательное развитие"...
