Картотека подвижных игр народов, населяющих Свердловскую область+Считалки.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

               Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях. Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр народов, населяющих Свердловскую область.

               Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях. Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

               Использование народных игр способствует интернациональному воспитанию детей, их ознакомлению с обычаями и особенностями мировоззрения и жизненного уклада народов, населяющих Свердловскую область. Это очень важно в условиях многонационального государства, каким является Россия.  Уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к культуре своего народа.

             У народов, населяющих Свердловскую область, как и у других народов России и мира, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

              Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.

               Данные игры рекомендованы для детей, начиная со второй младшей группы дошкольного возраста. Они содержат в себе многовековой опыт народов, населяющих Свердловску область, их культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

                Подвижные игры несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народов, соответствуют детской природе, удовлетворяет потребности ребёнка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Цель: знакомить детей с подвижными играми народов, населяющих Свердловску область — развитие двигательных умений и навыков.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с играми народов, населяющих Свердловскую область, обобщить и расширить их знания о красоте и разнообразии игр различных народов; обучить использовать в самостоятельной деятельности народные подвижные игры, действовать согласно правилам.

Развивающая: повысить двигательную активность детей, их физические качества и общую работоспособность, сформировать у детей двигательные умения и навыки.

Воспитывающая: воспитать чувство общности, дружбы и единства с людьми различных народов, живущих в Свердловской области, уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, уважать и оказывать помощь друг к другу в процессе игры.

Татарская народная игра «Пустое место» (Буш урын).

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу- Беги!

Сказав «Беги», водящий касается плеча одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого коснулся водящий, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Круг должен сразу остановиться при слове «Беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Башкирская народная игра «Энә менән еп» (Иголка и нитка).

Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется 9берётся за руку) следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми. Играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

 

Марийская народная игра «Биляша».

Дети делятся на две команды. На земле чертится две параллельные линии на расстоянии 4-5 метров. За ними лицом друг к другу становятся игроки. Один из участников с криком «Биляша!» бежит к линии противников, каждый из которых вытягивал вперед правую руку. Он хватает одного из игроков за руку и пытается перетянуть через площадку за свою линию. Если ему это удаётся, перетянутый игрок считался его «пленником» и встаёт сзади него. Если выбежавший участник сам оказывается за чертой другой команды, то как «пленник» становится за спину победителя. Перетягивать соперника можно только одной рукой. Затем к противникам выбегает игрок другой команды. Действия повторяются. Если игрок перетягивает игрока соперника, имеющего «пленника», то освобождал и «пленник».

Побеждает та команда, которая перетянет на свою сторону всех соперников.

Чувашская народная игра «Пустая изба» (Пушă пуртлĕ)

Игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

Мордовская народная игра «Круговой» (Топонянь кунцема)

Чертится большой круг. Игроки делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто — за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Игрок, в которого попадают мячом, выходят из круга. Если кому-либо из игроков, находящемуся в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока, находящегося за кругом. Если ему это удаётся, то ему записывается дополнительное очко (жизнь), если промахнётся, то он тоже выходит из круга. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли — не считается.  Когда мяч запятнает всех детей в кругу, играющие меняются местами.

Удмуртская народная игра «Игра с полотенцем» (Чушкон шудон).

Дети делятся на две команды. Берётся длинное полотенце, расшитое удмуртскими узорами. От каждой команды выходят по одному игроку, берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребёнка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце (закрепляет прищепку), где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Потом выходит следующая пара игроков и действие повторяется. Выигрывает та команда, у детей которой длина края больше.

Ханты-мансийская народная игра «Горячие оладьи» (кэврәм вӫйәӈ њаньәт).

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч. Передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках и бегать с ним.

Считалочки

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть,

Но не знаем, как нам быть,

Не хотел никто водить!

На тебя укажем мы:

И водящим будешь ты!

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем — водишь ты!

Тили-тели, птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнёзда вить,

Кто не вьёт, тому водить!

Сидел портной на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз, два, три, четыре, пять

Водящим будешь ты опять!

В даль бежит река лесная,

Вдоль неё растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем - водишь ты!

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.

Дело было в сентябре,

Мы собрались во дворе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!

Говорят, на заре

Собирались на горе:

Голубь, гусь и галка -

Вот и вся считалка.

Дети, на которых приходятся последние слова считалок, оказываются водящими, ловишками или первыми начинают игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов Урала . часть 1

Игры народов Урала: башкирцев (юрта, медный пень, палка-кидалка), татарских народов (продаем горшки, хлопушки, серы волк),  коми-пермятские народы (сокол и лиса,пятнашки) и другие игры....

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.

Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них....

Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.

"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...

Картотека подвижных игр народов России

В картотеке представлены подвижные игры народов России...

Картотека подвижных игр народов мира

В картотеке представлены игры народов мира....

Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста

Игры коренных народов Севера являются важнейшей частью национальной культуры....