Опыт работы по теме "Ознакомление с родным краем"
статья (старшая группа)
Национально-региональный компонент в образовании – один из эффективных факторов воспитания любви дошкольников к своей малой Родине, ее природе и культуре ее народов. Перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении, расширить круг представлений о родном крае.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.66 КБ | |
| 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»
Опыт работы по теме
«Ознакомление дошкольников с родным краем и родным городом»
Воспитатель
Менлимурзаева А.А.
2025
Слайд 1 Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У человека формируется чувство любви к своей родине прежде всего, через любовь к родному краю, месту, где родился и вырос.
Поэтому национально-региональный компонент в образовании – один из эффективных факторов воспитания любви дошкольников к своей малой Родине, ее природе и культуре ее народов. Перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении, расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди.
Слайд 2 Целью системной работы по знакомству детей со своей малой родиной является воспитание в детях нравственно-патриотических чувств к малой родине.
Слайд 3. Задачи работы:
- знакомство с историей, бытом, культурой и народными традициями коренных народов Ямала;
- ознакомление с историей города Надымом, его местоположением, историей, значимыми людьми, достопримечательностями, памятными местами;
- сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей через привлечение к участию в совместных образовательных и досуговых мероприятиях.
Для осуществления работы по выбранной теме в группе подобран иллюстративный материал, cделана подборка детской художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, подготовлены мультимедийные презентации к занятиям, виртуальным экскурсиям и беседам о народных традициях, промыслах жителей Ямала и о городе Надыме. Для родителей подготовлены буклеты «Расскажите детям о Ямале», «Праздники и традиции народов Севера», консультация «Учим детей любить и беречь родной город».
С детьми проводится ряд мероприятий: знакомство с символикой округа и района, c губернатором округа Дмитрием Викторовичем Артюховым и главой города Надыма Дмитрием Георгиевичем Жаромских.
Слайд 4 В ходе рассматривания фотографий улиц, зданий города, природы родного края в разное время года, в ходе бесед «Ямал - мой край», «Малая родина» воспитанники расширили свои знания о ЯНАО, узнали, какие малочисленные народы Севера здесь проживают (ненцы, селькупы, ханты), познакомились с их традициями, бытом, обрядами, одеждой и национальными украшениями, узнали, в какие игрушки играют дети северных народов.
С большим интересом ребят слушали ненецкие сказки «Олененок и мышонок», «Чей дом лучше», «Кукушка», нанайские сказки «Айога», «Почему рыбы живут в воде?». Для этого использовались аудио, видео-версии сказок. Дети отгадывали загадки, слушали художественные произведения скороговорки, пословицы по теме «Родной край».
Слайд 5 Также дети знакомились c народными промыслами, c национальными орнаментами ненцев, слушали ненецкие песни, а после посещения праздника в Надыме составляли творческие рассказы по теме «День оленевода».
С интересом дети играли в ненецкие народные игры «Охотники и олени», «Оленеводы», «Сова и мыши», подвижные игры «Важенка и оленята», «Перетяни палку» и др.
Чем раньше ребенок получит достоверное представление об особенностях своей малой родины, тем уважительнее он будет относиться к людям различной этнической принадлежности, к их культуре и самобытности.
Слайд 6 Для детей организована экскурсия в Музей истории и археологии, на которой они познакомились с экспозицией истории возникновения Надымских поселений, с артефактами «Надымского городища», историческими картами, документами, фотографиями Надыма.
Слайд 7. Воспитанники также посетили экскурсию в Доме природы, где познакомились с ненецкими национальными костюмами, чумом, нартами, а также флорой и фауной Ямала.
Слайд 8. Также ребята посетили детскую библиотеку, где закрепляли знания по краеведению в различных дидактических играх.
Слайд 9. Ребята вместе с воспитателями и родителями создавали мини-проекты «Я люблю свой родной город», в которых изобразили свой дом, улицу, детский сад, свои любимые места отдыха в Надыме, а также рисовали любимую местную ягоду и животное Севера.
Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. С удовольствием дети занимались художественно-продуктивной деятельностью - рисовали рисунки, делали аппликации и поделки на тему «Мой край - Ямал».
Слайд 18, 19, 20, 21 Особое место занимает работа с родителями по сбору альбома «Портфолио ребёнка». Через портфолио у ребенка:
- формируется уважительное, эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье, осознание чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- происходит уточнение представления о традициях семьи, формируется сопричастность к традиционным семейным праздникам - День пожилого человека, День отца, День матери, День защитника Отечества, Международный женский день;
- формируется история возникновения имени ребенка, генеалогическое древо .
Слайд 22, 23 Работа с родителями по теме краеведения носит системный характер.
Родители активно привлекаются к участию в мероприятиях с детьми:
– посещают городские праздники - приезд Ямальского Деда Мороза Ири, «День оленевода», открытие городской Ёлки, парад семей на празднике «День семьи любви и верности, День города;
-досуговые мероприятия в детском саду - семейный литературно-игровой час «Папа, мама, я – читающая семья», познавательно - игровой практикум «Вместе играем – речь развиваем», совместное развлечение «Международный женский день – 8 марта».
-творческие выставки, конкурсы совместных творческих работ;
- участие в убранстве детского сада - украшение окон, участка к Новому году, в летнем оформлении.
Также родителям даются рекомендации по совместным прогулкам вместе с детьми – обращать внимание и рассказывать о памятниках Надыма.
Слайд 24 В мае мы планируем работу по Программе воспитания – познакомим детей с темой «Богатства недр, отрасли производства и профессии жителей Ямала, а в конце месяца проведем обобщающую викторину «Знаешь ли ты Ямал?».
Также вместе с родителями планируем участвовать в мероприятиях по празднованию 80-летия Великой Победы.
Слайд 25. Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем и городом расширила кругозор воспитанников о своей малой Родине – городе Надыме и Ямало-Ненецком автономном округе
Знакомство детей с географическими, природными, историко-культурными, национальными, особенностями родного края формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином своей Родины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ознакомление дошкольников с округом и городом Цель: ознакомление дошкольников с родным городом Надымом , культурой и традициями коренных народов Ямала , совершенствование патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к своему округу и городу.
Задачи работы: Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его местоположением, достопримечательностями, культурой, традициями. Развивать интерес к народным традициям. Развивать творческие способности детей. Воспитывать в детях нравственно-патриотические чувства, чувство любви к родной природе, малой родине. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Работа с наглядным материалом
Экскурсия в музей истории и археологии г. Надыма
Экскурсия в Дом природы
Маршрут в детскую библиотеку
Игры по знакомству с родным городом , округом
Мини-проекты «Я люблю свой родной город»
Рисунки на тему «Мой Ямал»
Герб и флаг Надымского района
Объёмная аппликация «Белые медведи на льдине»
Творческая идея «Северный олень»
Работа «Белочка»
Ненецкие куклы-самоделки
Книжка- самоделка «Почему рыбы живут в воде?»
Пластилинография «Северные ягоды»
«Портфолио ребёнка»
Перспективы на май знакомство детей с темой «Богатства недр Ямала, основные отрасли производства на Ямале и профессии жителей современного Ямала». обобщающая викторина «Знаешь ли ты Ямал?» участие в мероприятиях по празднованию 80-летия Великой Победы
Итоги работы по теме Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем и городом расширила кругозор воспитанников о своей малой Родине – городе Надыме и Ямало-Ненецком автономном округе Знакомство детей с географическими, природными, историко-культурными, национальными, особенностями родного края формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»
Статья об опыте работы стажировочной площадки...
Опыт работы "Формирование любви к роднлму краю у детей через использования сказок"
Описание работы по воспитанию партиотических чувст у детей млладшего и среднего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...

Опыт работы по ознакомлению с родным краем
в данном материале представлен опыт работы по развитию у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем...
планирование воспитательно-образовательной работы Тема недели: «Мой родной край»
Планирование воспитательно-образовательной работы Тема недели: «Мой родной город.» Очень важно знакомить детей с родным краем....

Перспективный план кружковой работы по ознакомлению с родным краем старшая группа
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, спо...
