Опыт работы по теме "Ознакомление с родным краем"
статья (старшая группа)

Менлимурзаева Алия Абдулаевна

Национально-региональный компонент в образовании – один из эффективных факторов воспитания любви дошкольников к своей малой Родине, ее природе и культуре ее народов. Перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении, расширить круг представлений о родном крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»

Опыт работы по теме

 «Ознакомление дошкольников с родным краем и родным городом»

Воспитатель

 Менлимурзаева А.А.

2025

Слайд 1 Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. У человека формируется чувство любви к своей родине прежде всего, через любовь к родному краю, месту, где родился и вырос.

Поэтому национально-региональный компонент в образовании – один из эффективных факторов воспитания любви дошкольников к своей малой Родине, ее природе и культуре ее народов. Перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении, расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди.

         Слайд 2 Целью системной работы по знакомству детей со своей малой родиной является воспитание в детях нравственно-патриотических чувств к малой родине.

          Слайд 3. Задачи работы: 

  • знакомство с историей, бытом, культурой и народными традициями коренных народов Ямала;
  • ознакомление с историей города Надымом, его местоположением, историей, значимыми людьми,  достопримечательностями, памятными местами;
  • сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей через привлечение к участию в совместных образовательных и досуговых мероприятиях.

  Для  осуществления работы по выбранной теме в группе подобран иллюстративный материал, cделана подборка детской художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, подготовлены мультимедийные презентации к занятиям, виртуальным экскурсиям и беседам о народных традициях, промыслах жителей Ямала и о городе Надыме. Для родителей подготовлены  буклеты  «Расскажите детям о Ямале», «Праздники и традиции народов Севера», консультация «Учим детей любить и беречь родной город».

С детьми проводится ряд мероприятий:  знакомство с символикой округа и района, c губернатором округа Дмитрием Викторовичем Артюховым и главой города Надыма Дмитрием Георгиевичем Жаромских.

Слайд 4 В ходе рассматривания фотографий улиц, зданий города, природы  родного края в разное время года, в ходе бесед «Ямал - мой край», «Малая родина» воспитанники расширили свои знания о ЯНАО, узнали, какие малочисленные народы Севера здесь проживают (ненцы, селькупы, ханты), познакомились с их традициями, бытом, обрядами, одеждой и национальными украшениями, узнали, в какие игрушки играют дети северных народов.

С большим интересом ребят слушали ненецкие сказки «Олененок и мышонок», «Чей дом лучше», «Кукушка», нанайские сказки «Айога», «Почему рыбы живут в воде?». Для этого использовались аудио, видео-версии сказок. Дети отгадывали загадки, слушали художественные произведения скороговорки, пословицы по теме «Родной край».

Слайд 5 Также дети знакомились c народными промыслами, c национальными орнаментами ненцев, слушали ненецкие песни, а после посещения  праздника в Надыме составляли творческие рассказы по теме «День оленевода».

С интересом дети играли в ненецкие народные игры «Охотники и олени», «Оленеводы», «Сова и мыши», подвижные игры «Важенка и оленята», «Перетяни палку» и др.

Чем раньше ребенок получит достоверное представление об особенностях своей малой родины, тем уважительнее он будет относиться к людям различной этнической принадлежности, к их культуре и самобытности.

Слайд 6  Для детей организована экскурсия в Музей истории и археологии, на которой они познакомились с экспозицией истории возникновения Надымских поселений, с артефактами «Надымского городища», историческими картами, документами, фотографиями Надыма.

Слайд 7. Воспитанники также посетили экскурсию в Доме природы, где познакомились с ненецкими национальными костюмами, чумом, нартами, а также флорой и фауной Ямала.

Слайд 8. Также ребята  посетили детскую библиотеку, где закрепляли знания по краеведению в различных дидактических играх.

Слайд 9. Ребята вместе с воспитателями и родителями создавали мини-проекты «Я люблю свой родной город», в которых изобразили свой дом, улицу, детский сад, свои любимые места отдыха в Надыме, а также рисовали любимую местную ягоду и животное Севера.

Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.  С удовольствием дети занимались художественно-продуктивной деятельностью  - рисовали рисунки, делали аппликации и поделки  на тему  «Мой край - Ямал».

Слайд 18, 19, 20, 21 Особое место занимает работа с родителями по сбору альбома «Портфолио ребёнка». Через портфолио у ребенка:

- формируется уважительное, эмоционально-ценностное отношение к родному дому, своей семье,  осознание чувства принадлежности  к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- происходит уточнение представления о традициях семьи, формируется сопричастность к традиционным семейным праздникам  - День пожилого человека, День отца, День матери, День защитника Отечества, Международный женский день;

        - формируется история возникновения имени ребенка, генеалогическое древо .

Слайд 22, 23 Работа с родителями по теме краеведения носит системный характер.

Родители  активно привлекаются к участию в мероприятиях с детьми:

 – посещают городские праздники - приезд Ямальского Деда Мороза Ири, «День оленевода», открытие городской Ёлки,  парад семей на празднике «День семьи любви и верности, День города;

-досуговые мероприятия в детском саду - семейный литературно-игровой час «Папа, мама, я – читающая семья», познавательно - игровой практикум «Вместе играем – речь развиваем»,  совместное развлечение «Международный женский день – 8 марта».

-творческие выставки, конкурсы совместных творческих работ;

- участие в убранстве детского сада - украшение окон, участка к Новому году, в летнем оформлении.

Также родителям даются рекомендации по совместным прогулкам вместе с детьми – обращать внимание и рассказывать о памятниках Надыма.

Слайд 24 В мае мы планируем работу по Программе воспитания – познакомим детей с темой «Богатства недр, отрасли производства и профессии жителей Ямала, а в конце месяца проведем обобщающую викторину «Знаешь ли ты Ямал?».

Также вместе с родителями планируем участвовать в мероприятиях по празднованию 80-летия Великой Победы.

Слайд 25. Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем и городом расширила кругозор воспитанников о своей малой Родине – городе Надыме и  Ямало-Ненецком автономном округе

Знакомство детей с географическими, природными, историко-культурными, национальными, особенностями родного края формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином своей Родины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма Менлимурзаева А.А. воспитатель МДОУ «Детский сад «Журавлёнок г.Надыма 2025 Обобщение опыта работы по теме «Ознакомление с родным краем и родным городом»

Слайд 2

Ознакомление дошкольников с округом и городом Цель: ознакомление дошкольников с родным городом Надымом , культурой и традициями коренных народов Ямала , совершенствование патриотического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к своему округу и городу.

Слайд 3

Задачи работы: Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его местоположением, достопримечательностями, культурой, традициями. Развивать интерес к народным традициям. Развивать творческие способности детей. Воспитывать в детях нравственно-патриотические чувства, чувство любви к родной природе, малой родине. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Слайд 4

Работа с наглядным материалом

Слайд 5

Экскурсия в музей истории и археологии г. Надыма

Слайд 6

Экскурсия в Дом природы

Слайд 7

Маршрут в детскую библиотеку

Слайд 8

Игры по знакомству с родным городом , округом

Слайд 9

Мини-проекты «Я люблю свой родной город»

Слайд 10

Рисунки на тему «Мой Ямал»

Слайд 11

Герб и флаг Надымского района

Слайд 12

Объёмная аппликация «Белые медведи на льдине»

Слайд 13

Творческая идея «Северный олень»

Слайд 14

Работа «Белочка»

Слайд 15

Ненецкие куклы-самоделки

Слайд 16

Книжка- самоделка «Почему рыбы живут в воде?»

Слайд 17

Пластилинография «Северные ягоды»

Слайд 18

«Портфолио ребёнка»

Слайд 19

Перспективы на май знакомство детей с темой «Богатства недр Ямала, основные отрасли производства на Ямале и профессии жителей современного Ямала». обобщающая викторина «Знаешь ли ты Ямал?» участие в мероприятиях по празднованию 80-летия Великой Победы

Слайд 20

Итоги работы по теме Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем и городом расширила кругозор воспитанников о своей малой Родине – городе Надыме и Ямало-Ненецком автономном округе Знакомство детей с географическими, природными, историко-культурными, национальными, особенностями родного края формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»

Статья об опыте работы стажировочной площадки...

Опыт работы "Формирование любви к роднлму краю у детей через использования сказок"

Описание работы по воспитанию партиотических чувст у детей млладшего и среднего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...

Опыт работы по ознакомлению с родным краем

в данном материале представлен опыт работы по развитию у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем...

планирование воспитательно-образовательной работы Тема недели: «Мой родной край»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема недели: «Мой родной город.» Очень важно знакомить детей с родным краем....

Перспективный план кружковой работы по ознакомлению с родным краем старшая группа

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, спо...