Музей в чемодане эвенкийского народа «Северное сияние»
проект (старшая группа)

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svernoe_siyanie.docx636.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №161 "Ёлочка" общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

Музей в чемодане эвенкийского народа

«Северное сияние»

Выполнили:

воспитатели

Мархаева Галина Иннокентьевна

Ухинова Валентина Валерьевна

г. Улан-Удэ

2021 г.

Актуальность. Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения, и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.

Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Постановка проблемы. Дети не знают культуру народов Севера, населяющую Республику Бурятия. Отсутствие предметно-пространственной среды, наглядных пособий для изучения и познания культуры и фольклора эвенкийского народа.

Цель. Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре эвенкийского народа, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи:

1. Расширить представление дошкольников о жизни эвенков.

2. Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи, познакомить с традиционными занятиями эвенков.

3. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

4. Учить доброжелательно относиться к окружающим людям, воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице.

5. Познакомить с различными источниками получения информации.

6.Формировать интеллектуальные и личностные качества дошкольников в ходе освоения всех образовательных областей («Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познания»).

7. Развивать память, мышление, творческое воображение, музыкальные способности.

8.Создание мини-музея в виде чемодана.

Срок проекта: долгосрочный.

Вид проекта: творческий.

Участники: воспитатели, дети старшей группы №7.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный:

- определение проблемы, темы, актуальности;

-составление плана работы по реализации данного проекта;

- довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы;

-  разработка модели и оформления музея;

- подбор литературы, наглядных и дидактических материалов; иллюстраций, альбомов, кукол в национальных костюмах;

- презентации и видеоматериалы по теме проекта;

- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, выполнения творческих работ;

- подготовка справочно-информационного материала для воспитателей и родителей;

- посещения детей с родителями музеев нашего города.

2 этап. Практический:

1.Беседа с родителями. Папки-передвижки «Предметы быта эвенков», «Чум», «Эвенкийский национальный костюм», «Эвенкийские орнаменты».

2.Беседы с детьми: «Кто такие эвенки», «Предметы быта эвенков», «Чум», «Эвенкийский национальный костюм», «Эвенкийские орнаменты», «Что такое музей», «Как необходимо вести себя при посещении музея».

3.Показ иллюстраций, картин быта, одежды, посуды эвенков.

4.Экскурсия в музей детского сада: «Знакомство с экспонатами музея»

5.Лепка из пластилина, из соленого теста традиционной пищи эвенкийского народа.

6.Изготовление из фетра кулонов

7.Рисование с детьми эвенкийских орнаментов.

8.Разукрашивание раскрасок на эвенкийскую тематику.

9. Изготовление из пряжи семейства оленей.

10.Изготовление с помощью родителей девушек в национальных костюмах, традиционного жилища и быта эвенков.

11.Создание панно в эвенкийском стиле.

12.Создание картотеки эвенкийских народных и традиционных игр.

        13.Сбор традиционных эвенкийских предметов с помощью родителей, дедушек, бабушек.

3 этап. Заключительный:

Оформление музея, разработка вместе с детьми содержания музея, проведение вместе с детьми экскурсии мини-музея эвенкийского народа «Северное сияние», подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение доступных знаний об истории эвенкийского народа.
  2. Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  3. Пополнение знаний о народах севера Бурятии.
  4. Представление о традициях, обычаях, праздниках народов севера.
  5. Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами эвенкийского народа.
  6. Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Особенности и этапы реализации проекта.

  1. Вариативная форма работы- мини-музей в чемодане.
  2. Активная работа с родителями- костюмы, украшения, предметы быта.
  3. Выставки, игровая площадка, мастер-классы, театральные композиции, развлечения, макет быта.
  4. Взаимодействия детского сада с другими садами района, города.
  5. Создание картотек народных и подвижных игр эвенкийского народа, наглядных пособий «Эвенкийский национальный костюм», «Традиционная культура эвенков», «Эвенкийские орнаменты», «Орнаменты и украшения эвенков», «Эвенкийские сказки», «Юктэ» и т.д.

Литература:

  1. Булаев В.М. Этно-социальные особенности формирования населения Восточного Забайкалья. Улан-Удэ,1984 г.
  2. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск,1984г
  3. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении
  4. Афанасьева Е.Д. Эвенкийские загадки, пословицы, поговорки.
  5. Бурыкин А.А. Шаманизм эвенков.
  6. Сафьянникова Т.М. Радуга красок Сонкана: издательский дом «Сибирские промыслы»
  7. Художественные изделия народов Севера Сибири: СССР Москва, Внешторгиздат.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-5a7d502aa93000670c12eccf90377f67-V.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-d90f13ad6591515a70055f7ce425ef8b-V.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-cc55eb2cf643787bfb1439d0c3045d50-V.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200303_153623.jpg

       C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20200227_161920.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации "Северное сияние"

Конспект занятия по аппликации  из крупы "Северное сияние"...

"Путешествие к северному сиянию"

этот досуг позволяет провести интересную зимнюю прогулку...

Путешествие в край Северного сияния

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (для детей с ТНР)...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект экскурсии в музее в чемодане «Мир музыки в чемодане»

Формировать у дошкольников первичное представление о музее;- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;- Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах.- Разв...

Музей в чемодане Экскурсия "Быт русского народа"

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

2.Программа дополнительного образования социально-гомунитарной направленности "Приобщение детей к элементам эвенкийского (родного) языка и культуре эвенкийского народа"

Программа направлена на формирование познавательного интереса дошкольников к изучению элементов родного языка и культуре эвенков, стремления получения новых знаний, формирование гармоничной личности, ...