«Как воспитывали в казачьей семье»
консультация
В современном обществе существует острая необходимость возрождать и развивать традиции семейного воспитания, опираясь на опыт прошлых поколений. Родители должны своим личным примером воспитывать детей, чтобы их слово не расходилось с делом и по отношению к детям родители чувствовали не только долг, но и любовь с заботой. Поэтому, современному поколению есть чему поучиться у наших предков, они умели воспитывать своих детей ответственными, почтительными, умеющими любить свою Родину.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 294.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Как воспитывали в казачьей семье»
Терские мы казачата,
Мудрых прадедов внучата.
С острой шашкой и конём
Мы в бою не подведём!
Традиционное народное воспитание, основы которого закладывались веками в семье, сохранили свою самобытность, обычаи и обряды, исторические корни и родной язык. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Колоссальный опыт воспитания в семье бережно хранит и донское казачество.
Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, являясь транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, осуществляя связь индивида, общества и государства. На характер семейного воспитания изначально существенное влияние оказывали донские традиции и опыт народной жизни по формированию личности казачат.
В беседе, в рассказах, действиях родители передавали свой жизненный опыт, уклад всей казачьей жизни детям. Все секреты, от военных до бытовых, казаки передавали детям.
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения.
Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.
Родители должны были строго воспитывать детей, учить чтить старших, выполнять 10 Заповедей Господних, являющихся жизненным правилом православных казаков. Они разъясняли, толковали, показывали их значения детям. Родители постоянно напоминали детям, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок. В детстве и подростковом возрасте это было действенным способом нравственной школы, формировалось самосознание, социально-культурная адаптация. Семья, казацкая община являлись главными воспитателями, которые воспитывали характер воина, защитника, ответственного за свое доброе имя.
В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя. Казаки-ветераны были для детей идеалом личности, и всегда помогали войти им во взрослый мир во всех его проявлениях.
Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен. Он учил держаться в седле, ухаживать за лошадью. Но главной задачей отца было вырастить настоящего казака, готового к воинской службе. Народная мудрость сохранила об этом много пословиц: «Где саблей не возьмешь, пикой достанешь», «Казак без коня – как зима без снега», «Сабля казаку и славу принесет, и честь спасет».
Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчиков, потому что у них было другое предназначение:
стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина-казака. Девочки начинали работать с детства. Они участвовали во всех видах работы: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Была и особенная работа - нянчить младших. Пятилетних девочек уже отдавали в няньки людям.
Трудовая жизнь начиналась рано. Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девушка с одной мыслью, что она будущая хозяйка и мать – этому было подчинено все ее воспитание.
Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни, физической закалке, чистоте. Таким образом, семейное воспитание казаков проходило по таким направлениям:
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству: пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску, спутать и зануздать лошадь и т. д. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уходу за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дому. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки, и непременно рысью, намётом или в карьер, запрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первичную медицинскую помощь. 14 – 15 - летние подростки могли наряду со взрослыми джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть на него огонь.
2. Учение добру, благожелательности. Как только ребёнок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Все это делалось постоянно, в результате у детей в казачьих семьях вырабатывались собственная позиция восприятия жизненных проблем.
Одновременно с этим детей учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.
3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.
4. Учение послушанию. Из послушного ребёнка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик.
5. Учение жить своим умом и сочувствовать боли близких, идущих рядом. С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили, чтобы в каждом казачьем роду ребёнок не был заражён завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.
В современном обществе существует острая необходимость возрождать и развивать традиции семейного воспитания, опираясь на опыт прошлых поколений. Родители должны своим личным примером воспитывать детей, чтобы их слово не расходилось с делом и по отношению к детям родители чувствовали не только долг, но и любовь с заботой. Поэтому, современному поколению есть чему поучиться у наших предков, они умели воспитывать своих детей ответственными, почтительными, умеющими любить свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в подготовительной группе «Оберег казачьей семьи».
Задачи:-познакомить детей с казачьими оберегами;-приобщить детей к истокам казачьего фольклора;-учить детей приемам декора при изготовлении оберега....

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье
Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...
"Оберег казачьей семьи"
Комплексное занятие в подготовительной группе«Оберег казачьей семьи»....

НОД "Воспитание детей в казачьей семье"
НОД «Воспитание детей в казачьих семьях»Задачи : Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по познавательно – речевому развитию «Воспитание детей в казачьих семьях»
МБДОУ д/с № 51 «Красная шапочка» Конспектнепосредственно – образовательной деятельностидля детей 6 – 7 летпо познавательно – речевому развити...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
содержание занятия прикреплено к файлу...
Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье"
Знакомство с казачеством...

