Главные вкладки

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Вергунова Любовь Юрьевна

    содержание занятия прикреплено к файлу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitanie_malchikov_i_devochek_beseda.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»

    Цель: создать условия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и обычаями казачьих семей

    Задачи:

    • Продолжать развивать у детей интерес к обычаям и укладу казачьей семьи.

    • Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

    • Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

    Материал: фото станицы Семикаракорской, обручи, кегли, клубки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Вос-ль: Мудрые люди сказывали: «Нет будущего у того народа, который историю свою не знает, предков не чтит, вековых обычаев не помнит».

    Над станицей моей - солнце яркое,

    Над станицей моей - солнце жаркое,

    А вокруг, как ковер – зеленеют поля.

    Это – Родина моя!

    Дети: Ой, ты, Дон, ты наша Родина

    Вековечный богатырь.

    Дон, ты вольный и раздольный,

    Разлился и вдаль, и вширь.

    Про тебя, Дон, вспоминали

    Наши деды и отцы.

    Про твои станицы вольны,

    Про любимый край родной.

    Казачьей любимой станице

    Во все для нее времена

    По праву собою гордиться-

    В России такая одна.

    Отчизна ты наша родная,

    С рожденья люблю я тебя.

    Но лучше казачьего края,

    Признаюсь, не встретила я.

    Вос-ль: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу родную область?

    Дети: Ростовская область.

    Вос-ль: А станицу нашу?

    Дети: Станицей Семикаракорской

    Вос-ль: Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Знакомые места».

    (На столе разложены цветные фото, изображающие уголки нашей станицы. Дети по очереди переворачивают фото и отвечают, куда они попали) .

    Вос-ль: Ребята, как вы понимаете пословицу: «Когда семья вместе и сердце на месте».

    (Ответы детей) .

    Вос-ль: Вспомните, чем занимались казачьи семьи?

    Дети: Вели хозяйство, ухаживали за скотом, выращивали хлеб.

    Вос-ль: Большая часть жизни казака проходила в дальних походах,

    учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака

    было делом чести не только отца с матерью, но и всей станицы, всего

    Войска Донского.

    В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды,

    которым строго следовали.

    Рождение ребенка всегда радостное событие для родных и близких. С

    особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

    Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а

    девочка – убыток, разорительница.

    Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Годовалого

    казачонка на женской половине усаживали на кошму, и крестная

    срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей

    жизни сохраняли.

    Подстриженного мальчонку, женщины передавали мужчинам, и те

    несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка

    сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок и гадали,

    как он будет себя вести. Если ухватится за гриву – быть казаком,

    расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту

    весть крестный держал в тайне

    Посвящали мальчика в казаки в 3-4 года. Собиралась вся родня. Отец

    сажал мальчонку на коня и даже давал ему в руки шашку.

    Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с

    очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С 5 лет

    мальчишки работали в поле, погоняли волов на пахоте, пасли овец и

    другой скот.

    В 7 лет мальчика стригли во второй раз. В этом возрасте он собирал

    свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих

    братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя,

    а полказака».

    На первый взгляд может показаться, что малым казачатам некогда

    было играть, но время для игр у них оставалось. Особенно юные

    казачата любили играть в «бабки» и сейчас мы вами в нее поиграем.

    Игра: «Бабки».

    Вос-ль: При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в

    поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и

    птиц на значительном расстоянии.

    Вос-ль: Рождение девочки не праздновалось так широко, как

    мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло,

    доброту и ласку.

    Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь

    «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах:

    стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет

    учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела

    каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на

    всю жизнь.

    Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла

    нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

    Девочки тоже любили играть в игры. Одна из таких игр называется:

    «Поможем бабушке смотать пряжу»

    Вос-ль: Дальше будут поговорки.

    Разрешите мне начать,

    Казаки без поговорки

    Не умеют отдыхать.

    «Казак без коня, что солдат без ружья».

    Дети: «Казак в беде не плачет».

    «Казак сам голодает, а коня накормит».

    «Казаку конь отец родной и товарищ дорогой».

    «Тот не казак, кто боится собак»

    «Где враг, там и казак».

    «Терпи казак – атаманом будешь».

    «Казак сам себя веселит».

    Вос-ль: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. Интересно ли вам было узнать, как воспитывали мальчиков и девочек в семье казака?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

    Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

    Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сердце семьи"

    Програмное содержаниеЗакрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.Учить детей мыслит...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «Моя семья»

    Задачи:Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном х...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Моя семья"

    Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботя...