Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вергунова Любовь Юрьевна

содержание занятия прикреплено к файлу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_malchikov_i_devochek_beseda.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»

Цель: создать условия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и обычаями казачьих семей

Задачи:

• Продолжать развивать у детей интерес к обычаям и укладу казачьей семьи.

• Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

• Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Материал: фото станицы Семикаракорской, обручи, кегли, клубки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вос-ль: Мудрые люди сказывали: «Нет будущего у того народа, который историю свою не знает, предков не чтит, вековых обычаев не помнит».

Над станицей моей - солнце яркое,

Над станицей моей - солнце жаркое,

А вокруг, как ковер – зеленеют поля.

Это – Родина моя!

Дети: Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон, ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Казачьей любимой станице

Во все для нее времена

По праву собою гордиться-

В России такая одна.

Отчизна ты наша родная,

С рожденья люблю я тебя.

Но лучше казачьего края,

Признаюсь, не встретила я.

Вос-ль: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу родную область?

Дети: Ростовская область.

Вос-ль: А станицу нашу?

Дети: Станицей Семикаракорской

Вос-ль: Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Знакомые места».

(На столе разложены цветные фото, изображающие уголки нашей станицы. Дети по очереди переворачивают фото и отвечают, куда они попали) .

Вос-ль: Ребята, как вы понимаете пословицу: «Когда семья вместе и сердце на месте».

(Ответы детей) .

Вос-ль: Вспомните, чем занимались казачьи семьи?

Дети: Вели хозяйство, ухаживали за скотом, выращивали хлеб.

Вос-ль: Большая часть жизни казака проходила в дальних походах,

учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака

было делом чести не только отца с матерью, но и всей станицы, всего

Войска Донского.

В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды,

которым строго следовали.

Рождение ребенка всегда радостное событие для родных и близких. С

особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а

девочка – убыток, разорительница.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Годовалого

казачонка на женской половине усаживали на кошму, и крестная

срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей

жизни сохраняли.

Подстриженного мальчонку, женщины передавали мужчинам, и те

несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка

сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок и гадали,

как он будет себя вести. Если ухватится за гриву – быть казаком,

расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту

весть крестный держал в тайне

Посвящали мальчика в казаки в 3-4 года. Собиралась вся родня. Отец

сажал мальчонку на коня и даже давал ему в руки шашку.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с

очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С 5 лет

мальчишки работали в поле, погоняли волов на пахоте, пасли овец и

другой скот.

В 7 лет мальчика стригли во второй раз. В этом возрасте он собирал

свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих

братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя,

а полказака».

На первый взгляд может показаться, что малым казачатам некогда

было играть, но время для игр у них оставалось. Особенно юные

казачата любили играть в «бабки» и сейчас мы вами в нее поиграем.

Игра: «Бабки».

Вос-ль: При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в

поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и

птиц на значительном расстоянии.

Вос-ль: Рождение девочки не праздновалось так широко, как

мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло,

доброту и ласку.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь

«хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах:

стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет

учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела

каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на

всю жизнь.

Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла

нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

Девочки тоже любили играть в игры. Одна из таких игр называется:

«Поможем бабушке смотать пряжу»

Вос-ль: Дальше будут поговорки.

Разрешите мне начать,

Казаки без поговорки

Не умеют отдыхать.

«Казак без коня, что солдат без ружья».

Дети: «Казак в беде не плачет».

«Казак сам голодает, а коня накормит».

«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой».

«Тот не казак, кто боится собак»

«Где враг, там и казак».

«Терпи казак – атаманом будешь».

«Казак сам себя веселит».

Вос-ль: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. Интересно ли вам было узнать, как воспитывали мальчиков и девочек в семье казака?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сердце семьи"

Програмное содержаниеЗакрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.Учить детей мыслит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «Моя семья»

Задачи:Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном х...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Моя семья"

Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботя...