Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сердце семьи"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Чухрай Мария Константиновна

    Програмное содержание

    • Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
    • Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
    • Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
    • Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
    • Закреплять умение работать в коллективе.
    • Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
    • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
    • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx37.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сердце семьи"

    Программное содержание:

    • Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
    • Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
    • Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
    • Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
    • Закреплять умение работать в коллективе.
    • Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
    • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
    • Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

    Материалы и оборудование: «Чудо-дерево» с семейными фотографиями детей; большое сердце – макет сердца семьи; набор сердец «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», «Хорошо-плохо»; набор предметов в чемодане для игры «Новоселье»; кувшин с водой для игры «Кувшин доброты»; музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов.
    • Беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Семейные ценности», «Что такое счастье?», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».
    • Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов «Грипп», «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.
    • Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.
    • Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
    • Рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».
    • Оформление выставок: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».

    Ход занятия

     Если в чудо веришь ты,
    Мы о нём расскажем.
    Если в чудо веришь ты,
    Мы его покажем.
    Чудеса повсюду есть – 
    Их не перечесть,
    Но для вас особое Чудо из Чудес!

    Открывается занавес, появляется Чудо-дерево

    Его растила вся семья
    Не месяц и не два,
    Ему шептали мы всегда
    Добрые слова.
    И наше деревце росло
    И выросло большим,
    И стало крепкое оно
    И мы его храним.
    В листочке каждом нежность тут 
    И счастье для детей.
    В них вера и любовь живут,
    Надежда всех семей!

    – Ребята, каждый найдите листочек со своей семьёй и встаньте рядом с ним. На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

    Семья должна учить любить,
    Жалеть и вежливыми быть.
    Когда семья такою станет,
    Другая сразу жизнь настанет!

    – А кто ещё знает стихи о семье?

    – Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье.Модель «Радость» устанавливается на сердце.

    Радость – это свет в окошке,
    Радость – ягоды в лукошке,
    Радость – тысяча улыбок,
    Радость – стая мелких рыбок.
    Радость в сердце жить должна.
    Очень нам она нужна.

    – Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

    – Радость в одиночку в семье не живёт, 
    С ней всегда за ручку Доброта идёт.

    Модель «Доброта» устанавливается на сердце.

     Чья доброта в семье нам помогает? Чтобы в нашей семье поселилось добро, оно должно быть в наших сердцах, мы сами должны быть добрыми. Кто помнит пословицу про добро? «Доброе дело, что дождь в засуху». Сейчас я превращу вас в дождинки, а себя в тучку. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам делать добрые дела. Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»

    – Пока мы играли,
    В наши двери стучали.

    Воспитатель поёт под музыку:

     В доме слёзы, в доме драма.
    Заболела гриппом мама.
    Я в аптеку побегу, 
    Маме бедной помогу.
    Я куплю таблеток кучу,
    Двадцать носовых платков,
    Десять штук больших шприцов,
    Просто так, на всякий случай.
    Если маме станет хуже,
    Ей укол от гриппа нужен.
    Я теперь за всё в ответе – 
    Грипп лечить умеют дети.

    – Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых?Модель «Заботливость» устанавливается на сердце.

    Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье. Что это значит? Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи. Дидактическая игра «Новоселье». Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их: очки, помада, газета, журналы, галстук и т.д.

    – Сразу стал уютным дом,
    Нежность поселилась в нём.
    Она во всех наших делах,
    В глазах, улыбках и словах. 
    Она звенит, она поёт,
    Она тепло и свет несёт.
    Растопит лёд она любой,

    Чтоб нас порадовать с тобой. Модель «Нежность» устанавливается на сердце.

     Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.

    – Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать! А Уважение в семье – это тоже очень важно! «И старость не страшна, коль молодые уважают». Про кого эта пословица? Модель «Уважение» устанавливается на сердце.

    Рассмотрим картинки и попытаемся разобраться, за какие поступки детей надо уважать, а какие недостойны уважения. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

    Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

    Кто всегда со всеми ладит,
    Шьёт, пирог готовит, гладит,
    Никогда не отдыхает,
    Ни о чём не забывает.
    Поцелует, приласкает,
    За плохое поругает,
    А потом сто раз простит.
    Когда болеет ты, не спит? 
    Мамочка

    Он за меня готов сразиться
    С драконом огненным, большим.
    И если надо будет биться
    С морским чудовищем самим.
    Я так ценю его заботу,
    Я с ним как будто в ярком сне,
    Жаль, в понедельник на работу
    Пора ему, и в садик мне. 
    Папа

    У неё уже с утра
    Очень сложная пора:
    Внуков в садик разбудить,
    Завтрак приготовить,
    И прибраться не забыть,
    И не хмурить брови! 
    Бабушка

    Он такой заводной,
    И совсем не старый.
    Он гуляет со мной
    Утром по бульвару.
    Он приходит за мной 
    В садик вечерами.
    Он такой озорной
    С белыми усами. 
    Дедушка

    Это что за девочка?
    С нею я играю.
    Перед сном ей сказочку
    Я всегда читаю.
    Я её на улице
    Зорко охраняю
    Я её братишка – 
    Всем я объясняю! 
    Сестрёнка

    Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.

    Мы сами можем сделать себя счастливыми!
    Хорошим поведением, заботой, уважением
    Мы радуем родителей и бабушек своих,
    За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
    И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
    И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
    Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
    Семья наша огромная и очень-очень дружная,
    Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

    – Сердечко нашей семьи заполнилось. В нём собрались вместе Доброта, Радость, Счастье, Уважение, Заботливость, Нежность.

    Но бывает, что и радость не в радость,
    И заботушка только в тягость,
    Да и нежность никому не нужна,
    Доброта совсем не важна.
    Уважать совершенно не хочется,
    Да и счастье на улицу просится.
    Ведь сердечко в семье охладело,
    Всех теплом согревать расхотело.
    А чтоб сердце забилось вновь
    Нужно в нём поселить … Любовь!

    Модель «Любовь» устанавливается на сердце.

    Любви всегда в семье есть место!
    С ней никогда не будет тесно!
    Любовь людей соединяет,
    Руками нежно обнимает
    И молодых и стариков,
    Всем на земле даёт свой кров.

    Сердце поднимается к потолку, с потолка летит дождь и воздушные шары.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

    КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

    Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

    Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «Моя семья»

    Задачи:Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном х...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Моя семья"

    Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботя...