ТЕМА: МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЖИВАЯ СТЕНА»
методическая разработка

Пукиш Наталья Нугзаровна

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы пришли к выводу: дети с проблемами в речевом и познавательном развитии нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которая должна быть основана на современных методах и приемах. Эти дети часто сталкиваются с трудностями в усвоении информации, выражении своих мыслей и взаимодействии с окружающим миром.

Поэтому наша задача — найти эффективные способы, которые помогут им развивать умственные способности, познавательную активность и мыслительные процессы.

Одним из перспективных и инновационных подходов на наш взгляд является кинезиология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пукиш Наталья Нугзаровна, учитель-дефектолог

Павлюченко Светлана Юрьевна, педагог-психолог

МАДОУ № 44, г. Канска

ТЕМА: МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЖИВАЯ СТЕНА»

Ключевые слова: познавательная активность, технология, нейроигры, нейроупражнения, кинезиология.

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы пришли к выводу: дети с проблемами в речевом и познавательном развитии нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которая должна быть основана на современных методах и приемах. Эти дети часто сталкиваются с трудностями в усвоении информации, выражении своих мыслей и взаимодействии с окружающим миром.

Поэтому наша задача — найти эффективные способы, которые помогут им развивать умственные способности, познавательную активность и мыслительные процессы.

Одним из перспективных и инновационных подходов на наш взгляд является кинезиология.

В рамках нашей работы мы активно используем технологию «Живая стена», которая стала ключевым инструментом в развитии мыслительных способностей детей.

Основной целью данной технологии является развитие познавательной активности у дошкольников через использование нейроигр и кинезиологических упражнений. Мы понимаем, что в дошкольном возрасте особенно важно привлекать детей к активным формам познания, поэтому наши занятия строятся на принципах игры и занимательности. Это позволяет детям не только получать новые знания, но и делать это с удовольствием.

Для достижения поставленной цели мы определили несколько задач. Во-первых, мы стремимся приобщить детей к активным формам познания, что способствует более глубокому усвоению материала. Во-вторых, мы акцентируем внимание на развитии познавательных способностей, таких как память, внимание, мышление и логика. Так же используем разнообразные упражнения, которые помогают развивать слуховое и зрительное внимание, что является важным аспектом в обучении.

 «Живая стена» расположена перед кабинетом специалистов с разными зонами нейросенсорного развития, способствуя повышению мотивации перед занятием. Ребенок проходит по коридору выполняя ряд заданий, которые периодически обновляются и усложняются.

 «Лабиринт» - предназначен для развития внимания, моторики рук, логического и пространственного мышления. Задания в лабиринте меняются в зависимости от темы недели («Кто что ест?», «Чей хвост?», «Найди тень», «Чей след?» и т.д).

«Ладошки» - это увлекательное и полезное занятие, направленное на улучшение координации движений, развитие моторики пальцев рук и укрепление эмоционально-волевой сферы. Основная цель игры — развить точность и согласованность движений рук, что особенно важно для формирования навыков письма, рисования и выполнения других мелких манипуляций. (ладошки меняются ежеквартально).

«Продолжи ряд» - направлен на развитие умения мысленно устанавливать связи между предметами или фигурами и расположением их в определённой последовательности, самостоятельно объяснять связи между предметами (картинками), внимания, зрительного и слухового восприятия, развития мелкой моторики.

«Нейродорожки» - это уникальный инструмент, направленный на развитие зрительно-двигательной моторики, концентрации внимания и мелкой моторики. Одной из ключевых задач является развитие межполушарного взаимодействия. Это достигается за счет выполнения заданий, которые требуют синхронной работы обеих половин мозга. Таким образом, нейродорожка является эффективным средством для комплексного развития ребенка, способствуя улучшению его физических и когнитивных навыков, а также повышению уровня концентрации и внимания.

 «Стена оценивания» - направлена на оценивание знаний, умений и навыков, приобретенных на занятии. Ребенок самостоятельно оценивает свой результат работы на занятии.

«Нейроплакат» - упражнения с нейроплакатом не только способствуют укреплению мышц рук, но и развивают координацию движений. Эти занятия помогают детям осваивать различные манипуляции, что в дальнейшем положительно сказывается на их способности выполнять более сложные задачи.

«Выставка детских работ» - демонстрация своих умений и навыков, приобретенных на занятиях.

«Тактильная доска» - кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности, так как она играет ключевую роль в восприятии окружающего мира через тактильные ощущения и движение. Этот вид чувствительности позволяет нам не только ощущать текстуру, температуру и форму предметов, но и координировать свои движения, что особенно важно в процессе обучения и развития.

 «Приветствие» - играет важную роль в формировании позитивного настроя и доброжелательных отношений между детьми и педагогом. Она помогает создать тёплую и дружескую атмосферу, что особенно важно для комфортного проведения занятий.

«Разноцветные круги и ладошки» - игра способствует моторному планированию. Дети учатся координировать свои движения, чтобы правильно сопоставить ладошки с цветными кругами. Это развивает мелкую моторику и улучшает общую координацию движений, что является важным аспектом физического развития.

«Соотношение» - (форма, цвет) игра развивает зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь, обогащает детский словарь.

Занятия у специалистов — это ежедневный труд для детей. Ребенок не всегда с желанием идет заниматься и не всегда с интересом включается в учебный процесс. Используя двигательный комплекс игр и упражнений, дети стали ждать занятий и с удовольствием в ожидании новых заданий идут заниматься. Дети не замечают, что в процессе двигательных игр выполняют все необходимые образовательные задачи. Процесс обучения проходит горазда проще и продуктивнее. Упражнения хорошо работают со всеми детьми, можно включать в занятия как мотивационный аспект и так же можно разбавить занятия, благодаря методикам преодолевая дефициты, с которыми пришел ребенок.

С помощью нейроигр и нейроупражнений решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело
  2. Развивает зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формирует правильное взаимодействие ног и рук
  4. Развивает слуховое и зрительное внимание
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия
  6. После четырех месяцев регулярного использования технологии «Живая стена» с помощью нейроигр уровень познавательной активности детей значительно возрос.

Это подтверждается как качественными, так и количественными показателями, которые были зафиксированы в ходе диагностики. Дети стали более активными участниками образовательного процесса, проявляя инициативу и желание заниматься.

Таким образом, кинезиология способствует развитию познавательных процессов, необходимых для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проведя мониторинг сформированности познавательной активности, мы видим:

Эмоциональная вовлеченность в деятельность: младший возраст на начало года 20%, на середину года 47%; средний возраст на начало года 25%, на середину года 47%; старший возраст на начало года 31%, на середину года 60%.

Удерживает интерес в течении всего занятия: младший возраст на начало года 12%, на середину года 39%; средний возраст на начало года 37%, на середину года 53%; старший возраст на начало года 38%, на середину года 57%.

Проявляет эмоциональную отзывчивость к различным видам деятельности: младший возраст на начало года 10%, на середину года 22%; средний возраст на начало года 26%, на середину года 44%; старший возраст на начало года 29%, на середину года 48%.

Проявляет активность и самостоятельность в течении занятия: младший возраст на начало года 19%, на середину года 25%; средний возраст на начало года 22%, на середину года 47%; старший возраст на начало года 25%, на середину года 58%.

Проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками: младший возраст на начало года 13%, на середину года 45%; средний возраст на начало года 15%, на середину года 48%; старший возраст на начало года 47%, на середину года 74%.

По результатам мониторинга видна стабильная положительная динамика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация познавательной активности у дошкольников с ОВЗ через использование технологии «Живая стена» Учитель-дефектолог Пукиш Н. Н. Педагог-психолог Павлюченко С. Ю МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 44 «ДЮЙМОВОЧКА»

Слайд 2

Актуальность: Недостаточная познавательная активность может привести к снижению интереса к обучению, трудностям в усвоении нового материала и социальной дезадаптации . Поэтому, целенаправленное использование подвижных игр для повышения познавательной активности дошкольников является актуальной и значимой задачей современного образования.

Слайд 3

Задачи: приобщать к активным формам познания; приобщать к получению знаний в игровой и занимательной форме; развивать познавательные способности (память, внимание, мышление, логика) ; развивать слуховое, зрительное внимание; воспитывать устойчивый познавательный интерес.

Слайд 4

Кинезиология наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. р егулярные кинезиологические упражнения способствуют развитию высших психических функций, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления.

Слайд 5

«Живая стена»

Слайд 6

«Лабиринт»

Слайд 7

«Ладошки»

Слайд 8

«Продолжи ряд»

Слайд 9

« Нейродорожки »

Слайд 10

« Нейроплакат »

Слайд 11

«Выставка детских работ»

Слайд 12

«Тактильная доска»

Слайд 13

«Разноцветные круги и ладошки»

Слайд 14

«Соотношение»

Слайд 15

«Повтори жест»

Слайд 16

«Приветствие»

Слайд 17

«Стена оценивания»

Слайд 18

Мониторинг Эмоциональная вовлеченность в деятельность: младший возраст на начало года 20%, на середину года 47%; средний возраст на начало года 25%, на середину года 47%; старший возраст на начало года 31%, на середину года 60 %. Удерживает интерес в течении всего занятия: младший возраст на начало года 12%, на середину года 39%; средний возраст на начало года 37%, на середину года 53%; старший возраст на начало года 38%, на середину года 57 %. Проявляет эмоциональную отзывчивость к различным видам деятельности: младший возраст на начало года 10%, на середину года 22%; средний возраст на начало года 26%, на середину года 44%; старший возраст на начало года 29%, на середину года 48 %.

Слайд 19

Мониторинг Проявляет активность и самостоятельность в течении занятия: младший возраст на начало года 19%, на середину года 25%; средний возраст на начало года 22%, на середину года 47%; старший возраст на начало года 25%, на середину года 58 %. Проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками: младший возраст на начало года 13%, на середину года 45%; средний возраст на начало года 15%, на середину года 48%; старший возраст на начало года 47%, на середину года 74%.

Слайд 20

Подвижные игры и упражнения в кабинете специалистов

Слайд 22

2 младшая группа «Ладушки»

Слайд 23

Перспективы развития

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Родительское собрание на тему " Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность. С использованием интерактивных технологий как средство вовлечения семей (старшей группы) в образовательную деятельность ДОУ».

В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам....

«Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использования познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда»

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности....

Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала

Осинина Татьяна Сергеевна  воспитатель детского сада № 229 Сормовского района города Нижнего Новгорода. «Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста ...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок, являясь участником образовательного процесса, получает море впечатлений, ведь он общается, получает новые знания, умения и навыки и применя...

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЖИВАЯ СТЕНА»

Павлюченко С. Ю., педагог-психологПукиш Н. Н, учитель-дефектологМАДОУ № 44, г. КанскаНаблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы пришли к выводу: дети с проблемами в речевом и познавательном...