Паспорт мини-музея "Достопримечательности города Усолье-Сибирское"
материал

Коренева Ирина Гаврииловна

В наши дни мини-музеи уверенно набирают популярность в организации предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций. Для того, чтобы организовать такой музей требуется провести много подготовительной работы как в пополнении его экспонатами, так и в подготовке документации. Представляю вам, уважаемые педагоги, паспорт нашего мини-музея, который оформлен с учетом последних требований к нему. Здесь вы так же найдете конспекты занятий, экскурсии, картотеку дидактических игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya_dostoprimechatelnosti_goroda.docx60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28» г. Усолье - Сибирское

Паспорт

мини-музея ДОУ

«Достопримечательности города»

                                                                               

г. Усолье- Сибирское, 2025 год

Тип музея: мини-музей.

Профиль музея: комплексный (история, культура, архитектура)

Название: «Достопримечательности города Усолье - Сибирское».

Авторский коллектив: авторская работа мини – музея «Достопримечательности города» осуществляется коллективом педагогов ДОУ, родителями воспитанников.

Местоположения, условия: мини-музей расположен в холле МБДОУ

«Детский сад № 28» г. Усолье – Сибирское.

Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, воспитанников других образовательных организаций города, где проводится ООД по образовательным областям («Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество») с детьми дошкольного возраста, с использованием экспонатов музея.

Виды экспонатов: макеты достопримечательностей города, сувениры, познавательная  и художественная литература о г. Усолье - Сибирское, фотографии, информационный стенд о достопримечательностях города, карта  города с символикой.

Материальное обеспечение: поступление экспонатов от сотрудников детского сада (воспитателей и прочего персонала), родителей воспитанников, жителей г. Усолье - Сибирское.

Цели создания музея: 

  • Расширять представления о достопримечательностях родного города.
  • Приобщать к истории и культуре малой Родины.
  • Воспитывать нравственные, трудовые и патриотические чувства на основе ознакомления с историей, культурой родного города.

        

Задачи создания музея:

1.Знать символику, основоположников, историю и культуру, достопримечательности родного города;

2. Широкое использование художественной и познавательной литературы: песен, стихов, рассказов,  исторических справок;

3. Расширение кругозора с помощью информационной, экскурсионной и продуктивной деятельности;

4.Воспитание чувства гордости за своих земляков, свой родной город;

5. Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Актуальность:

Цель современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность. Человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать и творить. В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. В дошкольном возрасте должно происходить начало формирования элементов музейной культуры, и целью является изучение, обогащение опыта, связанного с освоением детьми объекта в условиях музея и музея как нового пространства.

     Мини – музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный и удивительный для него мир. Здесь он впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям, доставшимся нам по наследству. Мини - музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее. Перед педагогами и родителями стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие окружающего мира.

Направления работы мини-музея:

          - Знакомство с достопримечательностями города Усолье-Сибирское (памятники  усольчанам, павшим  в боях за Родину; исторические и культурные объекты; архитектурные здания и скульптурные композиции);

- Знакомство с историей родного города, его культурным наследием.

Наглядность:

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал.      

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию о значении  истории для родного города; связи поколений, людей и событий, прославивших малую Родину; связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность:

В музее создана доступная обстановка как для взрослых, так и для детей.

 

Содержанием работы музея русского быта является:

- проведение тематических ООД для дошкольников;

- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

- организация экскурсий для детей и их родителей.

Музейные разделы (экспозиции):

- Стенд «Карта г. Усолье – Сибирское. Символика города»

- Информационный  стенд - книжка «Достопримечательности города» ( на данном стенде можно ознакомиться с  краткой исторической справкой о той или иной достопримечательности города).

- Стеллажи с макетами достопримечательностей города:

  • «Мемориал памяти Усольчанам, погибшим в годы ВОВ»;
  • «Памятник 16 красногвардейцам, зверски зарубленным белыми»;
  • «Памятник Ватутину Н. Ф.»
  • «Курорт «Усолье»;
  •  «Соляной источник»;
  • «Арт-объект «Соляная градирня»;
  • «Новое здание железнодорожного вокзала»;
  • «Старое здание железнодорожного вокзала»;
  • «Стадион «Химик»;
  • Дом культуры «Мир»;
  • «Озеро «Молодежное».

Каждому макету присвоен QR –код, пройдя по которому можно ознакомиться с подробной исторической справкой данного объекта достопримечательности города Усолье – Сибирское.

     -  Альбом с фотографиями и информацией об истории города и его достопримечательностях;

    -   Сборник лирических произведений для детей дошкольного возраста, посвященных празднованию 345-летию г. Усолье – Сибирское;

    -  Литература о истории города, его промышленности, известных людях:

1. «Усолье – Сибирское – город исторический», составители: В. А. Костомахина, В.Ф. Шаманский, А.И. Безродных, Ж. А. Власенко, 1992г.

2. «Хранитель истории Усолья-Сибирского», инициативная группа по созданию книги: В. А. Костомахина, Л. А. Лис, Л. А. Волошина, Ж. А. Власенко, 2006г;

3. Учебное пособие  «Очерки истории Усолье – Сибирское», С. В. Шаманский, 2020г.

    - Сувениры о городе: магниты, наборы открыток, соль, курортная вода, шариковые ручки и карандаши, спички.

   - Картотека бесед, экскурсий, НОД о городе. (Приложение 1)

  - Картотека дидактических игр. (Приложение 2)

Макеты используются во время экскурсий по мини – музею, а так же как демонстрационный материал во время продуктивной, творческой деятельности, конструирования  в группах среднего и старшего  возраста.

Приложение 1

Конспект занятия «Мой любимый город» (старший возраст)

Цель: формирование патриотических чувств

Задачи:

- Формировать первоначальные представления о родном городе, его дне рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках

- Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах.

- Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: иллюстрации с изображением родного города, альбом фотографий, посвящённый родному городу, карточки символы, схематично изображённые достопримечательности города.

*******

Воспитатель: Ребята, ко мне в гости из другого города приезжала племянница Оля. Она никогда не была в наших местах, поэтому хотела все посмотреть, взяла с собой фотоаппарат, чтобы сделать снимки и показать друзьям. Но внезапно она заболела и срочно уехала домой, так и не увидев нашего красивого города, наших живописных мест. Вчера я получила от неё письмо. Адресовано оно детям средней группы. Оля пишет, что вы хорошо знаете свой город и просит сделать фотографии самых красивых и памятных мест, достопримечательностей и прислать ей с рассказами о них. Расскажем Оле о нашем городе? Мы с вами часто гуляли по его улицам, наблюдали за трудом и отдыхом горожан. Подумайте, не торопитесь с ответом, и скажите, что мы будем фотографировать.

Дети перечисляют достопримечательности города, а воспитатель выставляет карточки – символы, которые они нарисовали раньше.

Внимательно посмотрите и скажите, мы ничего не забыли?

Воспитатель в разбивку показывает карточки, а дети называют, что на них изображено: Дом культуры, памятник героям войны, здание администрации города, кинотеатр, музей, автостанция, здание почты, церковь и т.д.  

Мы с вами договорились, что будем фотографировать, но Оля прости ещё и рассказать об этих местах. Кто хочет рассказать о нашем городе. Я запишу ваши рассказы.

Игра «Угадай, где я нахожусь»

Дети выбирают какую-то достопримечательность и по очереди рассказывают о ней, не называя её. Остальные должны догадаться, о каком месте родного города идёт речь.

Воспитатель: Молодцы ребята. Я думаю, что Оле будет интересно прочитать ваши рассказы. А теперь очень трудное задание: нужно движениями изобразит («рассказать») об интересных местах нашего города, его окрестностях.

Дети изображают Дом культуры (танцуют), труд взрослых и т.д..

Молодцы! Ребята, вы помните, как называется наш город? Какое интересное название. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети отвечают.

Ребята, а почему мы называем свой город родным?

Дети: Мы здесь родились, здесь живут наши родные.

Воспитатель: у каждого человека есть свой день рождения. Как вы думаете, у нашего города он тоже есть?

Дети отвечают.

В день рождения города собираются все его жители, они празднуют и веселятся, потому что все те, кто живёт в нём, очень любят его. В этот день празднично украшают улицы, поют песни, приходят с цветами к памятным местам, слушают выступления людей, много сделавших для своего города. Ребята, а какие места в нашем городе считаются памятными?

Дети отвечают.

Вот мы с вами и ответили на письмо Оли: выбрали места, которые сфотографируем, рассказали о них и о том, почему так называется наш город. Я думаю, что Оля и её друзья обязательно захотят увидеть наши родные места. А сейчас мы пойдём на прогулку и посмотрим, что моно сфотографировать у нас на участке, наведём порядок около построек, чтобы фотографии были красивыми.

НОД «Мы заботимся о родном городе»

Цель: формирование патриотических чувств

Задачи:

- Формировать первоначальные представления о необходимости поддержания чистоты и порядка в родном городе;

- Побуждать потребность в поддержании красоты родного города;

-стимулировать использование полученной информации в игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: фотовыставка на тему «Улицы нашего города», настольно-печатная игра «Кому что нужно для работы?», бумага для рисования, краски, цветные карандаши.

*   *  *

Воспитатель: Ребята, вы помните мою племянницу Олю, для которой мы фотографировали красивые места нашего города и придумывали о них рассказы? От неё снова пришло письмо. Оля благодарит вас за интересные рассказы, красивые фотографии. Она пишет, что ей и её друзьям очень понравились улицы, достопримечательности, памятные места, дома нашего города. «Очень красивый город! – пишет Оля. –А кто же его таким сделал?» Она просит написать ей, кто заботится о нашем родном городе.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий «Улицы родного города».

Посмотрите, как много улиц в нашем городе, каждая из них имеет своё название. Какие названия улиц вы знаете?

Ответы детей.

Как называется улица, на которой вы живёте?

Ответы детей.

Ребята, кто заботится о том, чтобы родной город долго оставался красивым? Что для этого делают?

Дети: Дворники убирают улицы, строители строят новые дома, электрики следят за освещением улиц, водители перевозят людей.

Воспитатель: чтобы лучше запомнить, что нужно этим людям для поддержания красоты и чистоты в нашем городе, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Кому что нужно для работы?»

Дети подбирают картинки с изображениями орудий труда и предметов, необходимых людям, которые заботятся о красоте нашего города: дворник, строитель, электрик, водитель.

Конспект экскурсии «К мемориальному комплексу»

«Нам нужно, чтобы дети об этом знали»

Задачи: Познакомить жизнью людей во время великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать представления о героизме; рассказ воспитателя, о Параде Победы, о наградах той войны. 

Предварительная работа: продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки военных лет в грамзаписи. 

Активизация словаря: Отечество, патриотизм, ветеран, бой, сражение, знамя, парад войск. 

Ход экскурсии:

Воспитатель и дети останавливаются у главного входа.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: К памятнику войнам погибшим.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. Дети, кому посвящен этот памятник?

Дети: Солдатам

******* 

Летней ночью на рассвете,

Когда мирн6о спали дети,

Гитлер дал войскам приказ!

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит - против нас!

( С. Михалков)

 *******

Вставай, народ!

Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны.

 В.Губарец)
 

Рассказ воспитателя.

Воспитатель.22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забывать. В тот далекий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в « дочки – матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. 22 июня напоминает нам о всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.

Художественное слово

Стелются темные тучи,

Молнии с неба снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).

- Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.

Воспитатель: Как он о них помнит?

(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)

Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?

Дети: Ветераны.

Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать. 

Дети читают стихотворения:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег. ( М. Исаковский)

 Заключительная часть

Воспитатель. Сегодня ребята мы с вами узнали о том, когда началась война, какой ценой досталась нашему народу Победа. Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Поговорите на эту тему со взрослыми дома. Дети задают вопросы, возлагают цветы, делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад.

Конспект познавательно-развлекательного мероприятия в подготовительной группе

 «Город у соли – Усолье – Сибирское»

Целисоздать условия для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с его историей.

Задачи: Систематизировать и закреплять знания детей об истории родного города, о символике Усолья-Сибирского.

Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией «Город у соли – Усолье – Сибирское»; музыкальный центр, аудиозапись песен, модели флага и герба Усолье-Сибирского; пазлы с объектами города, карта путешествия, костюмы казаков, макет ладьи. Зал украшен детскими рисунками и рисунками, выполненными совместно с родителями на тему «Улицы родного города».

Подготовительная работа: совместное творчество детей         и родителей «Улицы родного города»; поиск пословиц о соли, разучивание стихотворений, песен Усольских поэтов, разучивание инсценировки.

Ход мероприятия

Педагог читает стихотворение Марии Белой под музыку.

Над рекою прозрачной,

Над рекой Ангарой.

За широкою падью,

За высокой горой.

Город мой молодой,

Город милый, родной.

Этот город у соли

Вырос очень давно.

Это наше Усолье –

Посмотри за окно.

Город мой молодой.

Город милый, родной.

О чём говорится в стихотворении?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе. Как называется наш город?

Мы с вами его жители, называемся как? (усольчане).

Игра «Закончи предложение»

Мой город очень….

Я люблю свой город, потому что….

Какие красивые и верные слова вы сказали.

Сегодня мы с вами поговорим поподробнее о нашем маленьком, славном и красивом городке, о нашей малой Родине – городе Усолье-Сибирское.

Что такое малая Родина? (ответы детей)

Это то место, где мы родились, росли. Это самое прекрасное место, где всегда будут любить и ждать. Неважно, что это – маленький поселок или большой город – оно всегда будет самым лучшим, самым любимым и дорогим.

Я предлагаю отправиться в путешествие по Усолью – прошлому и настоящему.

Как же появился наш город? Кто знает? (ответы детей)

1 остановка «История появления города»

Усолье стоит на берегу прекрасной реки Ангары. Вот она величавая красавица Ангара, единственная дочь могучего Байкала.

Несет свои воды красавица Ангара, виднеются вдали Бархатовские горы, бьют с неудержимой силой соляные источники, чист и свеж воздух на Варничном острове.

Остановимся на острове Варничный.  Когда-то, давным-давно в Сибири появились русские переселенцы. Отряд енисейских казаков во главе с пятидесятником Анисимом Михалевым двигался вверх по реке Ангаре, остановился на ночлег на левом берегу Ангары, где сейчас находится курорт «Усолье».

Инсценировка «Братья Михалевы»  по стихотворению Н.Скрыпника

Скользит по ангарской воде голубой ладья со тремя молодцами.

Кафтаны дырявы, но ус завитой – вот каковы они сами.

Эх, ладно гребут. Эх, дружно гребут. Эх, весело гребут братья Михалевы.

Пристали на остров, попили воды: - Мать ты моя, ядрена!

Это ведь надо заехать куды – вода-то она солена!

Эх, славно тут жить. Эх, сладко тут жить.

Эх, солоно тут братьям Михалевым.       

Построили варницу, баню и дом. Не жизнь, а одно приволье.

-А как мы жилище свое назовем?

Крутнули усом – УСОЛЬЕ!

Недалеко от места ночлега казаки обнаружили солевой источник. В то время соль в Сибири практически нигде не добывалась, и люди вынуждены были завозить её из-за Урала, это делало соль очень дорогим продуктом. Соль считалась дороже золота и серебра.

Один из казаков, очень предприимчивый Анисим Михалёв вместе со своим братом Гавриилом решил построить на месте обнаруженного источника соляную варницу. Братья Михалёвы поставили избу, завели хозяйство. Выварка соли требовала большого труда, а рабочих рук не хватало. Братья пригласили работать с ними ещё людей. Так рядом с избой Михалёвых появились ещё дома, и со временем образовался крупный посёлок с названием «У соли». Годом основания Усолья считается 1669 год.

Усолье-Сибирское считается «сибирской солонкой». Соль дала ему жизнь.

На Руси всегда к соли относились с величайшим почтением. Много пословиц и поговорок придумали люди о соли.

2 остановка.

И следующая остановка нашего путешествия называется «Соль в пословицах и поговорках»

А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки о соли. Я скажу первую часть пословицы, а вы должны будете закончить.

  • Без соли не проживешь
  • Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко
  • Соль не жалей, так есть веселей
  • Без соли, без хлеба – худая беседа

Молодцы, задание выполнили правильно

3 остановка «Символика города»

Как и у каждого города у Усолье-Сибирского тоже есть свой флаг и герб. Сейчас мы разделимся на две команды. У вас на стульчиках приклеены геометрические фигуры. У кого круг – это 1 команда, вы будете собирать герб нашего города, а у кого квадрат -  это 2 команда – собирает флаг (дается 2 минуты. После этого, задание проверяется командами - взаимопроверка). Потом командам по очереди задаются вопросы.

Ребята, что означает белая полоса? Что означает лазоревая полоса? Что символизируют башни и ворота? А серебряный квадрат?  Что обозначает золотой квадрат? Зубчатое колесо – это символ…?

(На флаге и гербе изображено лазоревое поле, отделенное от оконечности белой каймой. Это аллегорическое отображение реки Ангары и острова Красного, где был основан поселок солеваров, выросший в современный город. Башни и ворота -  атрибуты знаменитой здравницы, курорта «Усолье», они символизируют охрану здоровья. Зубчатое колесо в изображении герба символизирует машиностроение. Серебряный квадрат указывает на название города, и аллегорически - на предприятия, связанные с добычей и переработкой соли, а золотой квадрат символизирует предприятия, занимающиеся лесопереработкой).

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

4 остановка «Заколдованный город»

Ребята смотрите, что у меня есть, как вы думаете, что это? (пазлы)

Что нам надо будет сделать, как вы думаете? (собрать этот пазлы)

Правильно, но это необычные пазлы. Мы будем их собирать и путешествовать по нашему городу.

Давайте попутешествуем по улицам нашего города, посмотрим на его достопримечательности. Наш город имеет древнюю, богатую историю. И проходя по улицам города, мы часто встречаемся с ожившей историей. И в современной части города можно увидеть много интересного. И в этих пазлах, заколдованы, спрятаны, наиболее интересные объекты нашего города Усолье-Сибирского.

№ 1

Что это? (ответы детей)

Курорт - один из самых старых курортов Сибири «Усолье».

Что вы знаете о курорте «Усолье»? Чем знаменит наш курорт? (ответы детей)

(Широко известен в России курорт Усолье, славящийся лечебными свойствами соляно-серных вод и грязей. Впервые упоминание о курорте встречается в путевых заметках путешественника В. Паршина в 1848 г. «Устроена особое заведение с вонами из соленой воды, которыми пользуются как местные жители, так и приезжие. 

В годы первой мировой войны и во время Великой Отечественной войны на территории курорта работал госпиталь, в который прибывали раненые солдаты с фронтов. Природные рассолы спасли жизни многих раненых солдат.

И в мирное время целебные свойства минеральных источников, богатых хлором, натрием, йодом, сероводородом и другими микроэлементами, помогают больным с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Больные выписываются с улучшениями здоровья). 

Дети читают стихотворение Валерия Шипицына.

1. Нет красивей местечка на крутом берегу.

Убегает вдаль речка, неся воду свою.

Две старинные башни у ворот встречи ждут,

По аллее центральной к Ангаре нас ведут.

2. И войны лихолетье не прошло стороной.

Ты в суровые годы возвращал бойцов в строй

Шли на подвиг солдаты, в своём сердце храня,

Людей в белых халатах, что спасали тебя.

3. Ты второе столетье несешь людям добро.

И в России все знают про твое волшебство.

Твои грязи и воды исцеляют недуг.

Медицинские руки вам на помощь придут.

На восточной окраине, там, где солнце встает,

Расположен прославленный,

Наш Усольский курорт.

№ 2

Что вы видите на изображении? (городские парки)

Что есть в городских парках? Нужны ли они нам? Почему?

В городских парках люди могут отдохнуть, погулять, позаниматься спортом.

 

«Игра с мячом»

Предлагаю вам одну интересную игру

В ровный круг скорей вставайте

И со мною поиграйте

К кому мячик попадет, быстро нам ответ дает

Жителей Усолья называют москвичами? (нет, усольчанами)

Город Усолье - Сибирское стоит на берегу реки Ангары?  (да)

Желтые квадраты на гербе нашего города означают производство фанеры в нашем городе? (да)

Предприятие «Сользавод» выпускает мебель? (нет, пищевую соль)

В городе нет ни одного вида транспорта? (нет, есть автобусы…)

Основатели нашего города Братья Михалевы? (да)

Белая полоса на флаге нашего города обозначает снег? (нет, производство соли)

Наш детский сад находится на улице Серегина? (нет, на улице Стопани)

№3

Продолжаем. Что вы видите? (ответы детей)

Правильно это вечный огонь, обелиск и мемориальная доска.

Кому поставлен этот памятник?  (усольчанам, воинам-защитникам, погибшим во время Великой Отечественной войны).

Дети читают стихотворение М. Исаковского «Здесь похоронен красноармеец».

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А родину сберег.

№4  Отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет, белого найдет.
(Заяц и лиса)

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.

(Дятел)

Чуф-чуф-чуф, шипящий звук,

Это знают все вокруг,

На току собралась стая,

Как же птиц тех называют?

(Тетерева)

Что за рыбка невеличка,

 Меньше вашей рукавички.

Бледно-розова, нежна ~

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает.

 Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка,

Эта рыбка -...

(голомянка)

Как вы думаете, почему я загадала вам эти загадки. О каком здании в нашем городе идет речь? (о «Музее природы»).

Верно, это музей природы, где представлены экспонаты животного мира Прибайкалья: животные, птицы, рыбы Байкала и Ангары.

Что вы можете сказать об этом здании? (ответы детей).

Действительно, это историческая ценность нашего города - дом купца Гаврила Егоровича Варваричева, где в данное время расположен «Музей природы». Он сохранился с давнего времени, интересен самобытной архитектурой.

А какой музей еще есть в нашем городе? (краеведческий)

Что мы видели и узнали в краеведческом музее? (узнали, как жили в старину, обустройство русской избы, кости мамонта, нам рассказывали о ВОВ и многое другое).

№5

Что здесь изображено (паровоз Яшка)

Что это за Яшка, зачем этот паровоз был нужен? (ответы детей)

Раньше своеобразным трамваем служил паровоз, ласково называемый всеми усольчанами «Яшкой». По городу были проложены железнодорожные пути, по которым паровозы перевозили не только грузы, но и горожан – на работу, на копку картошки...

№6

Что здесь изображено? (дворцы культуры)

Что там делают? (занимаются в кружках, поют, танцуют, играют в театрах и др.)

Я вам тоже предлагаю спеть песню «Любимый город», слова Н.Масловой, муз.А.Серебренников.

Вот наше путешествие и подошло к концу. И именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днём всё лучше и лучше, то сможем сказать:

Ты по- прежнему светел и молод,

Я кварталы твои узнаю.

Ты прекрасен, мой солнечный город!

Эту песню тебе я пою!

Над тобою пылают рассветы,

День лазурный встаёт над тобой,

Весь ты соткан из солнца и света.

Стал навеки моею судьбой.

Интегрированное мероприятие

«Путешествие по родному Усолью»

(старший дошкольный возраст)

Учебно-методическое  обеспечение: презентация «Хайтинский фарфор», видеоролик «Путешествие по городу Усолье-Сибирское»

Время мероприятия: 35минут

Цель: воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, ценностное отношение к природе родного края, интерес к русской песне, уважение к культурному  наследию своего народа.

Задачи:

Познавательное  развитие: расширять представления детей  о достопримечательных местах родного края, закреплять названия элементов росписей и народных промыслов.

Речевое развитие: активизировать и обогащать словарь детей названиями  зданий, росписей, народных промыслов, формировать грамматический строй речи: правильно согласовывать существительные с прилагательными,  развивать связную диалогическую речь  в умении  поддерживать диалог.

Словарь: хайтинский фарфоровый завод, машиностроительный завод, завод химической промышленности, Комсомольская площадь, здание администрации, мемориал памяти. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;

Художественно-эстетическое развитие:

совершенствовать  у детей умение передавать веселый, шуточный, игровой характер, точно выполнять ритмический рисунок  песни: «Где был Иванушка?». Способствовать развитию танцевально-игрового творчества у детей.

Формировать у детей творческие способности через применение элементов росписей, знаний народных промыслов русского народа и их использование в оформлении посуды хайтинского фарфора.

Социально-коммуникативное: вызывать положительные эмоции от встречи с прекрасным через просмотр презентации  :«Хайтинсский фарфор» видеоролика  «Путешествие по городу  «Усолье-Сибирское»  , использование дидактической  игры  «Угадай узор».

Воспитывать  у детей любовь к родному краю, патриотические чувства и гордость за  своих соотечественников, их труд.

Номинация- занятие, ориентированное  на сохранение духовного, нравственного здоровья  

Ход занятий

Дети входят в зал звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина!» музыка В.Баснера.

Воспитатель: Ребята, вы послушали песню  композитора Баснера  «С чего начинается Родина?» Что мы называем Родиной?   (Место, где мы родились, живём, ходим в детский сад. Место, где живут наши родные наши мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья).А как называется город в котором мы живём, где вы родились? (Усолье-Сибирское) Почему он так называется? (потому что братья Михайловы обнаружили соленой источник, и стали добывать соль с 1669 году). Сколько лет нашему городу (345) Вы знаете, что изображено на гербе Усолья?    

(Герб представляет из себя щит и  разделяет по горизонтали на две части. На верхнем голубом фоне башни и ворота курорта «Усолье», другая часть отделенная белой каймой, - олицетворяет волны Ангары, на берегу которой вырос город. Под волнами на красном фоне зубчатое колесо-символ машиностроения, по левую и правую сторону по два квадрата - серебряный квадрат (символичный знак соли)- указывает на название города и предприятие, связанное с добычей и переработкой соли. Золотой квадрат аллегорически показывает предприятие, занимающиеся лесоперерабатывающим производством.

Задание: соберите  картинку в целое изображение, так, чтобы получился герб (дети выполняют задание).

Ребята сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному городу, по родному краю. По нашей малой Родине. На каком транспорте можно путешествовать? ( ответы детей :автобус, электричка).  Воспитатель обобщает ответы детей и сообщает , что поедут в путешествие на автобусе) (Под музыку «Веселые путешественники» музыка М. Старокадомского)

Первая остановка «Поэтическая»

(Дети пересаживаются на остановке в кружок.) Наша Россия издревле славилась поэтами, которые воспевали в стихах Родину, свой родной  край. Каких русских поэтов вы знаете? (А.Пушкин, С. Есенин)

А у нас на нашей малой  Родине тоже есть поэты это Н.Баженов, С.Ермолин, В. Горчаков, Юрьева. Дети читают стихи усольских поэтов (приложение 2)

Один из наших поэтов, Юрий Просвирнин, написал стихи и музыку о нашем городе и получился «Вальс об Усолье» (приложение 1). Послушайте его. (Звучит «Вальс»)

Мы почитали стихи, познакомились с усольскими поэтами, а теперь отправляемся дальше, занимайте места в автобусе. (Музыка «Веселые путешественники»)

Вторая остановка «Веселая ярмарка»

(Звучит веселая плясовая.) Ребята мы попали на ярмарку. Родина  у каждого человека своя. Она называется малая Родина. Она может быть в городе, а может быть на селе, поселке.

-Скажите, а у кого бабушка живет в деревне или поселке? (Ответы детей) Воспитатель: любили в деревне отдохнуть, да позабавиться после работы. Осенью после сбора урожая, а весной перед посевом, в городах устраивались ярмарки. На ярмарках продавали все, что нужно было крестьянам и горожанам в хозяйстве, в быту.  А вот мы сейчас узнаем ,что же покупали люди  на ярмарке. (Инсценировка «Где был, Иванушка?» русская народная песня , обработка М.Иорданского)

Воспитатель:

-Что еще ты видел, Иванушка, на ярмарке?

Иванушка:

 -Посуду расписную!

Воспитатель:

-Какую посуду?

Иванушка:

-Фарфоровую, расписную.

Воспитатель:

- А кто ее расписывает?

Иванушка:

-Мастера  из Хайты.

Воспитатель: Что это  за Хайта?

Иванушка:

-Поселок, в котором   есть фарфоровый завод, где работают мастера и  расписывают посуду. (Дети рассматривают посуду Хайтинского фарфорового  завода,   презентация «Хайтинский  фарфор»). Воспитатель обращает внимание детей на  элементы узора.

Воспитатель предлагает поиграть в игру , которая называется «Угадай узор»

Дети  определяют название каждой росписи  : хохлома, гжель, дымка.

Воспитатель: мастера хайтинского завода использовании в украшении посуды элементы разных росписей: гжель, дымка. хохлома.

Ребята, а вы хотите стать мастерами-художниками, и расписывать элементами узора  кружки?  (Ответы детей). Ну тогда я вам предлагаю  украсить кружки  элементами росписей по своему желанию.

Работы детей.  Индивидуальная помощь в оформлении кружек.

Воспитатель:

Воспитатель предлагает принять участие детям в оформлении узора  кружек.

(Дети расписывают кружки под веселую народную музыку)

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные кружки у вас  получились! А какие узоры,  цветы.…Но, к сожалению, нам пора возвращаться, в родной город. Занимайте места в автобусе. (Музыка «Веселые путешественники»)

Последняя остановка «Городская»

Вот мы и вернулись в родной  город. Вашему вниманию предлагается фотографии-загадки.  Задание: Вам нужно отгадать, какие достопримечательные места  вы узнали на фотографии . ( Вниманию детей предлагается видеоролик (Путешествие по городу Усолье- Сибирское)

Приложение 1. «Вальс об Усолье» (музыка и слова Юрия Просвирнина)

Над рекой прозрачной, над рекой Ангарой.

За широкой падью, за высокой горой.

Город мой, город мой, город милый,  родной.

Город мой, город мой, город милый,  родной.

Этот  город у соли

Вырос очень давно.

Это наше Усолье,

Посмотрите за окно.

Там у яблонь цветущих

Песня тихо звучит.

На кварталах растущих

Детство смехом звенит.

Пусть тебе уж за триста,

Не позволим стареть

Ты не стар, ты плечистый,

Так и хочется петь.

Сценарий игры - викторины

"Родное Усолье - Сибирское"

Интеграция образовательных областей: 
познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Усолье – Сибирское через игровую мотивацию.
Задачи:
- способствовать развитию речи и обогащению словаря детей по теме «Моя малая Родина» определениями, глаголами;
- упражнять в преобразовании существительных во множественном числе.
- развивать навыки речевого общения, формировать умение выразительно читать стихи; 
- корригировать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение воспитанников;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- убедить воспитанников в том, что для каждого человека малая Родина - это место, где он родился, где прошло детство; 
- продолжать знакомить с достопримечательностями родного города Усолье - Сибирское.
Активизация словаря:, малая Родина, герб, музеи, стадион,
Материалы и оборудование:  презентация «Узнай и назови?», ватман с изображением плана – схемы микрорайона, фото и силуэты архитектурных строений, аудиозапись песни «Усолье», фишки - человечки, эмблемы «городской эрудит», кубик с числами.
Предварительная работа:
Беседы: «Братья Михалевы - история создания города»,

Рассматривание иллюстраций о городе Усолье - Сибирское,

Знакомство с символами города - гербом и флагом города Усолье – Сибирское

Целевая прогулка по микрорайону и составление схемы - плана прогулки.

Экскурсии: к соляному источнику, на курорт, к памятнику основателям города – братьям Михалевым, в краеведческий музей на экспозицию «Основание города»

Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи.
Рисунки детей на тему: «Мой город», изготовление атрибутов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в выборе заготовок силуэтов архитектурных строений

Ход занятия:

1часть.

Заветный мой берег…

Родные огни

Родного Усолья

Родного порога.

Любовью и верностью

Светят они,

Как малая Родина

Нежно и строго.

Куда б ни уехать,

Куда б не уплыть,

Куда б ни манило

Чужое приволье,

Не в силах я, город,

Тебя позабыть

Родное Усолье    (В. Свирко)

- Ребята, а как вы понимаете слова «малая родина» (ответы детей)

- Да, все ваши ответы верны. Названия разные, но обозначают они одно и тоже. Это наша с вами малая Родина, где мы с вами родились и живём. И где бы мы с вами не были мы с тоской вспоминаем наш город, реку Ангару, городской пруд – нашу малую Родину.

- У каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет

(в Москве).

-иркутяне живут….(в Иркутске.)

-в Ангарске живут….(ангарчане)

-братчане живут.….(в Братске.)

-а в как же можно назвать нас, тех, кто живёт в нашем городе?

(усольчане)

-Конечно же, мы усольчане!

А теперь послушайте русскую народную пословицу «Всякому мила своя сторона» как вы её понимаете

-Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

За морем теплее, а у нас светлее.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Всякому мила своя сторона.

Кто где родился, там и пригодился.
Тот герой, кто за Родину горой
Родная земля и в горсти мила
Родная сторона мать, чужая – мачеха
Родная сторона – колыбель, чужая – дырявое корыто
На родной стороне и камушек знаком
Жить – Родине служить
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей

– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

Я знаю, что вы любите играть. Сегодня мы с вами проведем игру –

викторину «Мой любимый город»

2часть

Кидаем кубик с названиями игр

Игра «Кто быстрее?».

Детям предлагался

- план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона ( детский сад, магазин, ЗАГС, аптека, кинотеатр, церковь, АЗС, вокзал)

- кубик с числовыми фигурами от 0 до 6,

- фишки в виде человечков.

Я предлагаю посмотреть схему, которую мы составили после экскурсии по нашему микрорайону.

Сегодня мы будем двигаться по схеме от детского сада до железнодорожного вокзала и обратно от вокзала до детского сада.

Мы по очереди бросаем кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования.

Причём, если вы остановились напротив какого-то объекта, то должны рассказать, для чего нужен этот объект.

Например: «Я зашёл в аптеку, чтобы купить лекарства»

Игра «Заколдованный город».

- Сейчас мы посмотрим фильм о нашем городе

Вы должны посмотреть и запомнить памятные места нашего города, а потом назвать их. Кто запомнит и назовет больше памятных мест, тот и будет первым экскурсоводом.

Возьмите контурные изображения зданий и сооружений, вы должны их «расколдовать», то есть найти фотографии, на которых видны эти здания и сооружения, и рассказать о них.

Мне понятно, что вы любите свой город,

 знаете интересные уголки родного города,

Игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу»

В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели.

Например : «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр»

Или: «Мы с ребятами …

Игра с мячом

Предлагаю вам одну интересную игру 
В ровный круг скорей вставайте и со мною поиграйте
К кому мячик попадет, быстро нам ответ дает 

– Усолье – Сибирское можно назвать нашей малой родиной? (да) 

- Жителей Усолья называют москвичами? (нет, усольчанами) 

- Город Усолье - Сибирское стоит на берегу реки Ангары? (да) 

- Мемориал Победы построен в честь тружеников Химпрома? (нет, в честь солдат, которые погибли на войне) 

- Желтые квадраты на гербе нашего города означают производство фанеры в нашем городе? (да)

- Предприятие «Сользавод» выпускает мебель? (нет, пищевую соль) 

- Город Усолье один из городов сибирского края? (да) 

- В городе нет ни одного вида транспорта? (нет, есть автобусы…) 

- Основатели нашего города Братья Михалевы ? (да) 

- Белая полоса на флаге нашего города обозначает снег? (нет, производство соли)

- Самая длинная улица в городе Комсомольский проспект? (да) 

- Наш детский сад находится в Приморском районе?(нет, в Привокзальном) 

- В детских садах Усолья - Сибирского воспитываются бабушки и дедушки? (нет) 

- Молодцы! Вы показали хорошие знания о своём городе.

Домашнее задание

Сегодня мы с вами узнали, как много, оказывается, вы знаете о своем родном городе, как любите его. А давайте подумаем, помечтаем о том, чем вы будете полезны своему городу, когда вырастете?

(Рассказы детей.)

 – Мы все должны гордиться, что живем в таком городе, как наш. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

Обойди хоть сто дорог,

Обогни планету,

Невелик наш городок,

А дороже нету!

Приложение 2

Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель: упражнять детей в составлении картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о гербе и достопримечательностях города, воспитывать любовь к малой родине.

Материал: наборы разрезных картинок «Герб», «Флаг», различные памятники и достопримечательности города.

Игровые правила: за определенное время из частей собрать целую картинку

Игровые действия:

Поиск, складывание из частей картинки.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Дидактическая игра «Знакомые здания»

Цель: Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.

Игровые правила. Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.

Игровые действия. Поиск одинаковых картинок. Вращение стрелки.

Ход игры.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10 – 12), все они разные, но среди них есть и одинаковые. По указанию стрелки ребёнок к цветной фотографии отыскивает чёрно-белую фотографию, выполненную несколько лет назад с изображением одного и того же здания. Дети называют здания.

Дидактическая игра «Парные перевертыши»

Тема "Мой город"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря, знакомство детей с родным городом.

Материал: 2 набора карточек по 9 штук (одинаковые)

Ход игры.

На столе выкладывают вперемешку ровными рядами карточки (нечетное количество пар) изображение вниз. Первый игрок открывает последовательно две любые карточки и называет их в слух. Если пара совпадает, игрок забирает ее себе, если нет, переворачивает и оставляет на том же месте, при совпадении игрок имеет право еще на один ход, в обратном случае переход хода.

Выигрывает тот, у кого больше пар.

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи:

Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Тот, кто ответит верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Дидактическая игра «Кто подберет больше слов»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города

Ход игры: Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Очер (красивый, большой, уютный, любимый, и т.д.)

Дидактическая игра «Так бывает»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодное Усолье - Сибирское(город зимой), сиреневое Усолье - Сибирское (город весной, когда цветет сирень), веселое Усолье - Сибирское (город в праздник), мокрое Усолье - Сибирсоке (город во время дождя)

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Дидактическая игра «Знатоки города Усолье - Сибирское»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города развивать зрительное внимание, память и воображение.

Материал: разрезные картинки с видами города, фишки.

Ход игры: воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

Дидактическая игра «Почини здание»

Цели:  Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии; развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство; воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактическая игра «Где находится памятник»?

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города; воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение, ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Дидактическая игра «Времена года в городе»

Цели: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года; развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года; развивать наблюдательность, зрительное внимание, память; воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.  

Дидактическое упражнение «Скажи со словом «городской»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

 Задачи: формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам; развивать память, речь; воспитывать уверенность в себе.

Ход упражнения:Педагог просит детей называть слова со словом «городской»: транспорт  - городской транспорт,  квартира – городская  квартира (дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители).            

Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях  города Усолье-Сибирское; воспитывать уверенность в себе.

Ход упражнения: педагог начинает фразу, дети заканчивают:

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

Наш город славится заводом по изготовлению …

Завод называется …

В нашем городе есть памятники …

В нашем городе много….

Дидактическая игра «Рассели гостей в городе»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: умение находить столбики и строчки;  развивать умение соотносить часть изображения с целым; развивать связную речь и речь – доказательство; развивать внимание, память; воспитывать интерес к родному краю.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание.

Дидактическая игра «Времена года в городе»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;  развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;

Ход игры: игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

Дидактическая игра «Найди свой дом»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи:  сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий; развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких;  развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство; воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры: детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Тот, кто ответит верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить представления о достопримечательностях города Мосты, развивать внимание, память, речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход игры: педагог предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.  

Дидактическая игра «Дверная скважина»

Цели: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе, развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста, воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры: играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед игроками. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.

Дидактическое упражнение «Кто подберет больше слов»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

 Задачи: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города; воспитывать любовь к родному городу.

Ход упражнения: педагог называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например,  (красивый, большой, уютный, любимый).

Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить знания о родном городе, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства; воспитывать уверенность в себе.

Ход упражнения: педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Усолье - Сибирское - это город.

Город  Усолье - Сибирское  больше, чем город Ангарск.

Река Ангара течет только в городе Усолье - Сибирское.

В городе  Усолье - Сибирское стоит памятник  погибшим воинам.

Дидактическая игра «Что напутал художник»

Цели: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;  развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память; воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры: на предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Дидактическое упражнение «Один – много»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; развивать воображение, память, речь; воспитывать  интерес к познанию окружающего мира.

Ход упражнения: педагог называет существительные в единственном числе, а дети во множественном числе в именительном и родительном падежах.

 Город – города – городов,   улица,  вокзал, площадь, театр, магазин, проспект, бульвар, сквер.

Дидактическая игра «Контуры и тени».

Цели: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе; развивать зрительное внимание и усидчивость; воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры: детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны - его контурное изображение).

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»

Цели:  Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.

 развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;  развивать речь-доказательство;

Ход игры: детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например: в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»

Цель: Формирование патриотических чувств и любви к родному городу

Задачи: закрепить знания о городе, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Презентация "Символика России, Иркутской области, города Усолье-Сибирское"

Данная презентация знакомит дошкольников с символикой нашей страны, а также гербом и флагом малой Родины  - Иркутской области и родного города Усолья-Сибирского...

Экскурсия на главную площадь предпраздничного города Усолье - Сибирское

Формируя знания у детей о родном городе, мы прививаем им уважение и любовь к традициям и обычаем своей малой родине, воспитываем патриотические чувства (гордость за свой город, желание сделать его луч...

Методическая разработка, Проект "Мой город - Усолье-Сибирское"

Проект направлен на расширение представлений о родном городе и формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и повышение уровня родительской компетентности в вопросах патрио...

Квест-игра по патриотическому воспитанию «Мой город – Усолье-Сибирское»

Квест-игра по патриотическому воспитанию  для сраршего дошкольнго возраста....

Интерактивная игра "Моя малая Родина - город Усолье - Сибирское"

закрепить с детьми зания о родном городе....

Календарно-тематическое планирование "Мой родной город Усолье-Сибирское. Скульптуры города"

Уважаемые коллеги, продолжаю делиться календарно-тематическим планированием по региональному компоненту. В этом году в нашем городе вышла парциальная  программа "Это мой город родной-имя его...