КОНСПЕКТ занятия по экологическому воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

КОНСПЕКТ

занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

«Знакомство с Красной книгой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области

КОНСПЕКТ

занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

«Знакомство с Красной книгой»

Разработала - воспитатель высшей

квалификационной категории

Рачкова Е.А.

г. Райчихинск

2023г.

Цель: Познакомить детей с Красной книгой.

Задачи:

  • расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники, заказники);
  • рассказать детям о существовании Всемирного дня защиты животных;
  • способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;
  • воспитывать желание заботиться о животных.

Материалы и оборудование: интерактивная установка, гексы «Правила поведения в лесу, Красная книга Амурской области.

Ход занятия

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, в волшебную страну под названием «лес». (Показ слайда).

Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в лесу (демонстрирует гексы «Правила поведения в лесу).

Дети: ответы

Воспитатель: Не ломать ветки деревьев и кустарников.

Не рвать цветы!

Не разрушать муравейники!

Не ловить бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!

Не ловить животных и птиц, не уносить их домой!

Не трогать ядовитые растения руками, научиться различать их!

Не подходить близко к гнездам! Не разорять их!

Не оставлять после себя мусор. Никогда не выбрасывать его в водоем!

Не кричать!

Воспитатель. Кого можно встретить в лесу?

Дети: ответы (Можно встретить разных животных, птиц)

Воспитатель: Каких животных, обитающих в лесу вы знаете? Дети: ответы (медведи, волки, зайцы, лисы.) (Показ слайда).

Воспитатель: А вы боитесь этих животных?

Дети: ответы

Воспитатель: Как вы думаете, а они нас боятся?

Дети: ответы

Воспитатель: Оказывается, ребята, животные людей тоже очень боятся. Как вы думаете, почему?

Дети: ответы  (Люди могут обидеть животных.)

Воспитатель: Действительно, есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим.  Есть виды рыбы и виды птиц, полностью исчезнувшие с лица Земли.

Заводы и фабрики отравляют воду и воздух. (Показ слайда).

Леса вырубаются из-за добычи древесины. (Показ слайда).

А давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? 

Дети: ответы

Воспитатель: В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. На нашей планете обитают множество животных, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть только на картинках белых медведей, речных бобров и снежных барсов. Именно для контроля и защиты редких животных создана Красная книга. (Показ слайда)

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с Красной книгой природы.

Воспитатель: Красный цвет – это как сигнал светофора, он предупреждает об опасности, предупреждает людей, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать, цвет осторожности, тревоги, запрета. Книга эта необычная, в ней страницы не белые, а цветные.

Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых нужно спасать немедленно, без малейшего промедления. (Показ слайдов).

Воспитатель: Вот некоторые животные, которые занесены в Красную книгу (снежный барс, амурский леопард, красный волк, амурский тигр).В красной книге записаны птицы - чёрный аист, дрозд, беркут, орёл – могильник, рябчик; бабочки – павлиний глаз, махаон, аполлон и другие. К редким растениям относятся: ковыль, кувшинка белая, подснежник и другие.

(Беседа сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: Следующие страницы в книге жёлтые. Если на светофоре горит жёлтый свет, что он обозначает?

Дети: ответы (Нельзя спешить.)

Воспитатель: Жёлтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных мало, их надо спасать. (Показ слайдов)

Дальше идут зелёные страницы книги. Как вы думаете, что они обозначают?

Дети: ответы

Воспитатель: Да, можно порадоваться за эти растения и животных, их, пока ещё, много. Люди вовремя пришли им на помощь. Как вы думаете, как они это сделали?

Дети: ответы

Воспитатель:  Люди прекратили охотиться на них, создали заказники и заповедники. (Показ слайда).

Воспитатель: В них категорически запрещается рвать растения охотиться на животных. Заказник – это территория, где охраняются все виды животных и растений.

Кроме заказников есть ещё и заповедники. Заповедник – это участок земли или воды, на которых находятся природные объекты особой научной ценности, они находятся под особой охраной государства. В заповедниках хозяева – растения и животные, человек не имеет права там строить, прокладывать дороги, охотится. Все условия созданы для жизни животных. Самый крупный заповедник нашего края – Зейский заповедник.

Воспитатель: После зеленых страниц идут черные. Как вы думаете, что это означает?

Дети: ответы

Воспитатель: Черные страницы содержат список тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим. (Показ слайда)

Следующие идут белые страницы, они означают что животные и растения, которых всегда было мало.(Показ слайда)

Еще в Красной книги есть серые страницы. В серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.(Показ слайда)

Воспитатель: Вот мы и рассмотрели все страницы  Красной книги. Когда мы встретим названные растения или животных, то должны вспомнить о том, что их нужно охранять.

Воспитатель:

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть. 

Игра «Плавает, бегает, летает».

Если воспитатель называет рыбу, то дети показывают движения рыб, животное – бег на месте, птица – имитируют полёт птицы.

Воспитатель: Что можно сделать, чтобы животных не заносили в Красную книгу?

Дети: ответы (Защищать животных)

Воспитатель: Да, ребята, животные нуждаются в нашей защите. Именно поэтому осенью (4 октября) проводят День животных. В этот день много говорят о защите животных и о том, как им можно помочь. А что мы можем сделать для животных и птиц?

Дети: ответы (Сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.)

Воспитатель: Ни за какие деньги нельзя купить большое красивое дерево, чистую воду и свежий воздух. Как редко мы задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски не бережет ее лес, животных, растений, птиц.

Ведь дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Друзья мои, товарищи

Хочу я вам сказать:

«Давайте станем дружненько

Природу защищать!»

Не будем больше мусорить,

Следить будем всегда.

И будет благодарна

Нам матушка - земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО

Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

   Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Овощи и что мы о них знаем? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Цель: Формировать у детей умение называть овощи и различать их по внешнему виду и вкусу.Учить детей употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи», прилагательные «...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Экологическая тропа в здании детского сада"

Представлен материал по проведению экологической тропы в здании детского сада....