Сборник народных игр с диалогами
картотека

Горбунова Светлана Николаевна

Сборник народных игр с диалогами для музыкальных занятий, праздников и развлечений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_narodnyh_igr_s_dialogami.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник народных игр с диалогами

Цели:   

- формирование умения детей строить взаимоотношения со сверстниками в игре;

- развитие диалогической речи;

- повышение интереса детей к устному народному творчеству;

- воспитание уважительного отношения к членам семьи, пожилым людям.

Курочка-рябушечка

Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные-цыплята.

Цыплята встают кругом, Курочка-Рябушечка в центре.

- Курочка-Рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.

- Курочка -Рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.

- Курочка-Рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.

- Курочка-Рябушечка
Как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Цыплята пищат и разбегаются по всей группе.

Курочка-Рябушечка:         

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Куд-куда вас понесло?

Ну-ка, к маме под крыло!

Цыплята подбегают к Курочке, обнимают ее.

Игра повторяется с другой Курочкой.

Коршун и цыплята

Играющие  выбирают  коршуна  и наседку, остальные — цыплята, которые крепко держатся друг за друга.

.                 Коршун  роет  ямку, а наседка с цыплятами  ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Наседка:         Вокруг  коршуна хожу,                                                                                                                            

По три денежки ношу,                                                                                                                        По копеечке,                                                                                                                                                  По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?                                                                                                   - Ямку рою.                                                                                                                                          - На что тебе ямка?                                                                                                                    - Копеечку ищу.                                                                                                                                      - На что тебе копеечка?                                                                                                           - Иголочку куплю.                                                                                                                        - Зачем тебе иголочка?                                                                                                                 - Мешочек сшить.                                                                                                                                - Зачем мешочек?                                                                                                                    - Камешки класть.                                                                                                                                              - Зачем тебе камешки?                                                                                                                                - В твоих деток кидать.                                                                                                                          - За что?                                                                                                                                         - Ко мне в огород лазят!                                                                                                                         - Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их.

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего.

Подвижная игра с диалогом «Иван-косарь»

Дети выбирают Ивана-косаря, остальные – Звери.

Иван-косарь берет в руки палку (косу) и делает движения, как при косьбе. Звери переговариваются с ним: 

- Иван-косарь, что ты делаешь?

 - Траву кошу.

- А зачем косишь?

- Коров кормить.

 - А зачем коровы?

- Молочко давать.

- А зачем молочко?

- Сырцы делать.

- А зачем сырцы?

- Охотников кормить.

- А зачем охотников кормить?

- В лесу зверей ловить!

Дети быстро разбегаются кто куда, а Иван-косарь  ловит их.

Подвижная игра с диалогом «Гуси вы, гуси»

Дети распределяются на две группы (Дети и Гуси), выбирают Волка и Гусенка. Дети и Гуси стоят шеренгами на некотором расстоянии, Волк стоит между шеренгами.

Дети:                Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

Гуси:                Мы видели волка:

Ловил он гусёнка,

Вот с такими зубами!

Вот с такими когтями!

Дети:                 Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Бегите от волка,

Спасайте гусёнка!

Гуси стараются перебежать на сторону Детей, Волк их ловит. Затем выбирают нового Волка.

Подвижная игра с диалогом «Дедушко-медведушко»

Дети выбирают Дедушку-медведушку, который отходит в другой конец комнаты.

Дети постепенно подходят к Дедушке-медведушке,

проговаривая с просящей интонацией слова:

Дети: Дедушко-медведушко,

Пусти нас ночевать!

Дедушко-медведушко,

Пусти нас ночевать!

Дедушко-медведушко сердитым голосом отвечает:

Ладно, заходите,

Только не шумите.

Не долго, не долго, не до вечера!

Дети снова просят:

        Дедушко-медведушко,

         В баньку нас пусти!

Дедушко-медведушко,

         В баньку нас пусти!

Дедушко-медведушка сердитым голосом, грозя пальцем, отвечает:

        Хорошо, подите,

        Да баню не сожгите!

Дети кричат, причитая, слова:

Ой, горит! Ой, горит!

После этого дети разбегаются в разные стороны.

Дедушко-медведушко догоняет и хватает одного из них,

который и становится новым Дедушкой-медведушкой.

Подвижная игра с диалогом «Гуськи»

Дети встают в круг. Выбирается Дедка и встает посередине круга,

в руках у него бумажка и платок.

Дедка машет платком, а дети говорят:

Сошлись гуси - гусаки

Вокруг Дедки у реки,

Стали гоготати,

Дедке кричати:

«Дедка, дедка пощади,

Нас гусяток, не щипли,

Дай нам платочек, денег мешочек.

Дедка дает одному ребенку бумажку и говорит:

На сумочку, подержи,

Денежки не оброни.

Другому ребенку он дает платок:

На, платочек подержи,

Мне головку завяжи,

Раз пятнадцать поверни.

Получивший платок завязывает Дедке глаза, а потом раскручивает его.

В это время дети передают друг другу бумажку. Дети кричат Дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!»

 «Дедка» старается угадать у кого бумажка.

Если отгадал, Дедкой становится тот, у кого была бумажка.

Игра-диалог «Кисонька-Мурысонька»

Дети выбирают Кисоньку-Мурысоньку. Кисонька встает перед детьми. Дети спрашивают Кисоньку, выразительно проговаривая вопросительные предложения. Кисонька отвечает, показывая руками действия, о которых говорит.

- Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                   Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                                  Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                                 Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                               С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!                
Говорят строго, грозя пальчиком.

Подвижная игра с диалогом «Дедушка Сысой»

Дети выбирают Дедушку Сысоя, он встает у противоположной стены. Дети идут к дедушке, проговаривая слова:

Дети:                Здравствуй, седой

Дедушка Сысой,

Не тряси бородой, словно веничком,

Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,

А послушай, что мы скажем

Посмотри, что мы покажем.

Дедушка:         Здравствуйте, детушки-малолетушки, где вы бывали?

Дети:         Во сыром борочке!

Дедушка:         А что вы там делали?

Дети:         Что мы делали – не скажем,

                Что мы делали – покажем!

Дети имитируют задуманные движения, дедушка Сысой отгадывает

и ловит детей.

Подвижная игра с диалогом «Редя»

Дети выбирают «Бабку» и «Редю» (редька). Ставится стул, на стул садится Бабка, ей на колени садится Редя. Дети встают вокруг них в круг и водят хоровод:

Дети:                Редя, редя, кто тебя сажал?

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

Дети останавливаются и спрашивают Бабку:

Бабка, бабка, поспела ли редька?

Бабка:        Нет, не поспела, тяпайте дальше!

Хоровод может повторяться любое количество раз, в определенный момент Бабка отвечает «Поспела!». В этот момент Редя пытается убежать, а Бабка ее удерживает. Если Редя смогла убежать и встать в хоровод, то дети поднимают руки и кричат: «Вытащили редьку!»

Подвижная игра с диалогом «Шкракобушка»

 

Двое детей ведут диалог,

остальные стоят стайкой в стороне и слушают.

- Где ты был?

- На мельнице.

- Что делал?

 - Муку молол.

- Что вымолол?

 - Копеечку.

- Что купил?

- Калачик.

- С кем съел?

- С тобой.

- Кто подбирал?

Спрашиваемый отвечает: «Он», указывая при этом на кого-нибудь из детей. Все разбегаются со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!» Шкракобушка старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему,

то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

Подвижная игра с диалогом «Горшки»

Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится Горшками и присаживается на корточки в кружок. Другая команда — Хозяева. Они становятся за Горшками. Считалкой выбирают Покупателя. Он подходит к одному из Хозяев и спрашивает:

 - Почём горшок?

- По денежке.

- А он не с трещиной?

- Попробуй.

Покупатель легко ударяет по Горшку пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

Хозяин и Покупатель протягивают друг другу руки, напевая:

- Чичары, чичары,

  Собирайтесь, гончары!

  По кусту, по насту,

  По лебедю горазду!

  Вон!

Со словом «вон» и Хозяин и Покупатель бегут в разные стороны вокруг Горшков. Кто первым прибежит к купленному Горшку, тот становится Хозяином, а опоздавший — Покупателем.

Подвижная игра с диалогом «Хлибчик»

Дети (нечетное количество участников игры) выбирают водящего – Хлибчика (хлебец), встают парами врассыпную.

Хлибчик стоит отдельно и громко говорит:

 - Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- Выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

После этого все бегают по комнате врассыпную.

 По команде воспитателя «Пара!» дети должны быстро найти пару и взяться за руки.

Кому не досталось пары - становится Хлибчиком.

.

Подвижная игра с диалогом «Лень»

 Дети выбирают Лень, который садится на пол или стульчик.

Дети стоят врассыпную поодаль от него.

Дети:         Тепло ли тебе, Лень?

Холодно ли молодому?

Лень:         Не тепло.

Дети:         Не одеть ли нам его,

Не обуть ли нам его?

 Как с молодца кафтан,         дети изображают, как одевают

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

Дети:         Что ты, Лень, сидишь?

Лень:         Пить, есть хочу.

Дети:         Что же тебе надобно?

Лень:         Яства боярские,

Питья государские.

Дети:         Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина,

Тому рожь густа и колосиста,

Колосиста, ядрениста.

С зерна-то пирог,

С колоска весь мешок.

Лень вскакивает с места и догоняет детей. Пойманный ребенок становится Ленью.

Подвижная игра с диалогом «Просо»

Дети выбирают Водящего и встают в шеренгу.

Водящие подходит к любому ребенку и спрашивает:

- Приходи к нам просо полоть.

- Не хочу!

- А кашу есть?

- Хоть сейчас!

- Ах, ты ж, Лодырь!

После этих слов Водящий и Лодырь обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Чтобы ведущий и Лодырь не мешали друг другу во время бега, Водящий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а Людырь - за их спинами. Тот, кто остался, становится Водящим.

Подвижная  игра с диалогом «Лиски»

Дети выбирают Лиса, встают в круг и кладут рядом с собой «лиску» (любой предмет - ленточку, игрушку, кубик и т.д.).

Лис подходит к одному из играющих и заводит диалог:

- Где был?

- В лесу.

- Кого поймал?

- Лиску.

- Верни лиску мою.

- За так не отдаю.

- За что отдашь - скажи сам.

- Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по внешней стороне круга и стараются быстрее схватить «лиску». Кто быстрее – тот  становится хозяином «лиски», а игрок, который остался – Лисом.

Ловля рыб

Дети делятся на две команды – Рыбаки и Рыбы. Встают в две шеренги друг напротив друга на небольшом расстоянии. Рыбаки имитируют движения вязания сети, Рыбы спрашивают:

- Рыбаки, Рыбаки, что вы вяжете? 

- Невод, 

- Что вы будете ловить?

- Рыбу.

- Какую?

- Щуку.

- Ловите!

Рыбы поворачиваются спиной и бегут до установленной черты. Рыбаки стараются их поймать.

Игра повторяется, но называется другая рыба.

Подвижная игра с диалогом «Кошка и мышка»

Дети выбирают Кошку, остальные – Мышки. Мышки стоят шеренгой, Кошка – перед ними. Кошка начинает диалог:

- Мышки, мышки, где вы были?

- В кладовой.

- Что там делали?

- Масло ели.

- А мне оставили?

- Не оставили.

- А где ложечки положили?

- Под бочку сунули.

- А куда кувшин поставили?

- Шла по камешкам,

  Напала злая собака -

  Кувшин упал и разбился.

- Тогда я буду вас ловить!

Мышки перебегают на другую сторону, Кошка пытается кого-нибудь поймать. Если она до кого-нибудь дотрагивается, тот становится Кошкой.

 

Кот

Дети выбирают Покупателя, встают парами (друг за другом – сзади Кот, а спереди Продавец) по кругу, как в игре «Третий лишний». Покупатель подходит к любой паре и обращается к Продавцу:

- Куда едешь?

- В Москву!         (Продавец может придумать другой город)

- Кого везешь?

- Кота.

- Продай мне!

- Что дашь?

- Пять копеек, ложку меда (Покупатель может придумывать свою плату).

Кот бежит за кругом в одну сторону, а покупатель – в другую, стараясь занять место освободившегося продавца.

Гусиный мост

Дети выбирают Волка, Медведя и Гусака. Остальные – Гуси.

Волк и Медведь берутся за руки, а Гуси с Гусаком выстраиваются перед ними. Медведь и Волк спрашивают, а Гусак отвечает:

- Куда летите, Гуси?

- Через моря в теплые края.

- Не перелетите.

- Положим соломинку и перейдем.

- Она сломается.

- Положим доски.

- Их вода смоет.

- Мой отец - мастер.

- Он сделает железный мост, и мы пройдем.

После этих слов Волк и Медведь поднимают руки, и Гуси проходят через эти ворота. Волк с Медведем, опустив руки вниз, ловят последнего Гуся. Если это удается, спрашивают, к кому он хочет идти - к Волку или к Медведю. Выбрав одного из них, Гусь становится за его спиной. Таким образом  образуются две группы - команда Волка и команда Медведя.

Потом обе группы выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего, а Волк с Медведем сцепляются руками. Каждая цепь тянет в свою сторону. Выигрывает команда, цепь которой не обрывается или первый игрок не переходит отмеченную линию.

Подвижная игра с диалогом «Здравствуй, сосед!»

Цель: формирование умения быстро реагировать на происходящее, развитие умения быстро передвигаться, прыгая на одной ноге.

Играющие проводят две параллельные черты в пять шагов расстояния между ними. Два ряда играющих располагаются на этих чертах один ряд против другого, на расстоянии вытянутой руки между отдельными игроками. Зачинщик скачет на одной ноге как можно скорее между рядами и, не останавливаясь, говорит кому-нибудь по своему выбору: «Здравствуй, сосед!». Тот быстро отвечает: «Здорово, соседушка!» - и скачет за ним.

У конца рядов, если первый повернет налево (за первый ряд), то второй - направо, в противоположную сторону, и скачет позади второго ряда, чтобы повстречаться с первым у другого конца.

Там первый, не останавливаясь, спрашивает: «Как поживаешь, сосед?» - и скачет посреди рядов; а второй, следуя за ним, отвечает: «Помаленьку, соседушка!».

Оба, прыгая, продолжают путь, и каждый выбирает нового соседа, с которым разменивается теми же вопросами и ответами.

Когда новые соседи ответят: «Помаленьку, соседушка!» - они также имеют право выбирать соседей.

Кто стал скакать, уже не имеет права останавливаться, пока не кончится игра, - а она кончается, когда все играющие ответили на оба вопроса и прискакали на свои первоначальные места.

Можно, по согласию, скакать и на правой ноге, и на левой, попеременно.

        Более простой вариант игры (из книги М. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»):

Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки - ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.

  1. Дети должны повторять движения ведущего. 2. Тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры.

Подвижная игра с диалогом «Гуси, где летали?»

Цель: воспитание чувства команды.

Дети делятся на две команды. Можно использовать атрибуты. Первая команда – «гуси», вторая – «сторожа». Команды выстраиваются вдоль двух линий, в середине – «горы», сначала ведут диалог:

Сторожа:                Гуси, гуси, где летали?

Белокрылы, где летали?

Гуси:                        Мы летали высоко!

Поднимают руки вверх

Мы летали далеко!

Поворачиваются вокруг себя, вытянув руки вперед.

Сторожа:                Гуси, гуси, что видали?

Белокрылы, что видали?

Гуси:                        За горою поле есть.

Круговыми движениями рук показывают «поле»

Там гороха - нам не счесть.

«Грозят» указательным пальцем

Сторожа:                Гуси, за гору летите,

Нам гороха принесите!

Гуси:                        Нет, туда не полетим,

Вам гороха не дадим.

Выполняют отрицательный жест головой и руками

                        Сторож поле охраняет,

                        Белокрылых догоняет!

Ритмично хлопают в ладоши, затем «гуси» пытаются «перелететь» горы, а «сторожа» их ловят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник народных сказок, чистоговорок, стихов и загадок о хлебе

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей...

Картотека народных игр с диалогами для детей старшего дошкольного возраста

Картотека народных игр с диалогами для детей старшего дошкольного возраста ...

Сборник народных игр.

Сборник "Народных игр" составлен для детей старшего дошкольного возраста ....

сборник "Народный календарь в стихах и поговорках"

сборник "Народный календарь в стихах и поговорках"...

Сборник народных игр – забав для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) «Кубанские забавы»

Сборник разработан с целью воспитания  интереса к народным играм, а также уважительного отношения к культуре родного края....

Сборник народных игр

Народные игры для разных возрастных групп...

Сборник народных подвижных игр для физического развития дошкольников

quot;Игры - путь детей к познанию мира, в котором они живут и призваны изменить" М.ГорькийНародные игры актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количеств...