Открытое занятие "Птицы нашего края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Королёва Надежда Константиновна

Цель: Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Уточнить и систематизировать представление детей о жизни птиц нашего региона.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  • Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц.
  • Учить составлять паспорт для птицы.
  • Закреплять умение обобщать полученные ранее знания, делать на их основе выводы.
  • Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам), умение проявлять заботу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог:Королёва Надежда Константиновна                             г.Рубцовск, МБДОУ «Детский сад№48 «Ручеёк».

Образовательная область: «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное»,  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»

Возрастная группа подготовительная к школе 6-7 лет

Тема занятия :«Птицы нашего края».

Цель: Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Уточнить и систематизировать представление детей о жизни птиц нашего региона.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  • Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц.
  • Учить составлять паспорт для птицы.
  • Закреплять умение обобщать полученные ранее знания, делать на их основе выводы.
  • Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстникам), умение проявлять заботу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. 

Развивающие:

  • Развивать память , внимание, наблюдательность, мелкую моторику, память, внимание.
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми
  • Развивать разговорную,  диалогическую речь детей

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к жизни птиц и доброжелательное отношение к природе.
  • Воспитывать умение слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаться от темы беседы

Методы и приемы:

  • создание проблемной ситуации
  • сюрпризный момент
  • словесный (загадки , сравнение, беседа, вопросы, объяснение, уточнение, поощрение),

- игровые (упражнение - приветствие «Солнышко», игра «Сундучок загадок», игра «Какая птица лишняя», игра «Что поменялось?»,  игра «Накормим птиц»)

практический : гимнастика для глаз «Совушка-сова», физкультминутка «Бабочка», пальчиковая гимнастика «Воробьи воробышки», составление паспорта для птицы.

-наглядные (показ презентации, картинки с изображением птиц)

Предварительная работа: Подбор иллюстративного материала, дидактических игр, материалов для игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме.

Оформление карточек алгоритма заданий для паспорта птицы.

Оборудование: магнитные карточки с изображением птиц, картинки с изображением птиц ,презентация по теме, кормушка, материалы для игр, медали( по числу детей),подборка музыкальных композиций.

Описание совместной деятельности

        

Организационный момент, начало занятия (обеспечение переключения детей от одной деятельности к другой):

Приветствие «Солнышко»

Цель: Установление контакта, создание положительной мотивации на занятии, учить передавать радость, используя различные эмоциональные средства.

Задачи:

  1. Привлечь детей к совместной деятельности.
  2. Активизировать мыслительную деятельность детей.
  3. Поддерживать интерес к совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, поощрение), игровой (игра малой подвижности).

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг, улыбаются.

 Данное занятие начинаю с игрового упражнения   «Солнышко»

 Этот метод позволит создать в группе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность.

Выполняют упражнение с улыбкой соответствии с текстом.

 

Выполнять движения  с улыбкой в соответствии с текстом.

Дети и педагог приветствуют друг друга.

Утром Солнышко встает,             (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                     (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                       (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                      (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                       (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                         (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!             (Взять друг друга за руки).

 

Звучит утроЭ.Грига.

Подняла у детей настроение, доброжелательное отношение друг к другу, активизировала на совместную деятельность.

Предлагаю детям активно с хорошим настроением продолжить нашу встречу.

Дают ответ на загадку «птица».

О птицах.

Загадываю загадку:

«Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла.

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это…»  

     Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

- Верно, сегодня мы будем говорить о птицах, живущем в нашем крае.

Основная часть

Цель: Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида.

Задачи:

  1. Расширять познавательный интерес.
  2. Учить составлять паспорт для птицы.
  3. Развивать разговорную речь и диалогическую речь, (воспитывать умение слушать, не перебивая собеседника).

       

Методы и приемы:  сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, сравнение, вопросы,  словесные указания,  практические движения, игровые упражнения, использование  музыкального сопровождения.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проходят на стулья.

-Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, а у нас на столе посылка –письмо ,кормушка и коробочка! Давайте прочитаем письмо и узнаем от кого оно!

Читаю письмо от Буратино.

  Создаю проблемную ситуацию:

-Ребята, Буратино просит помощи, ему нужно узнать , каких птиц и чем можно кормить.

Ребята, давайте поможем Буратино разобраться каких птиц покормить? И походящий ли корм он нам прислал?

Сюрпризный момент: кормушка, коробочка с кормом для птиц.

 Дети отвечают на вопросы.:

-Перелетные и зимующие.

-Ласточка, цапля, грач, скворец.

- Проверяют старые гнезда, строят новые.

Дети: Сорока, голубь, воробей, синица, снегирь.

Птицы остаются зимовать. Перебираются поближе к людям.

Прошу детей ответить на вопросы:

-Ребята, скажите, какие птицы бывают?

 - Каких перелетных птиц вы знаете?

-Почему они называются перелетными? Чем они занимаются, когда возвращаются домой?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Почему они называются зимующими?

Ребята, а сейчас я предлагаю посмотреть птиц нашего края которые зимуют с нами  и улетают в дальние края .

        

Просмотр презентации  о зимующих и перелётных  птицах края.

Дети отгадывают загадку, выбирают из корзинки соответствующую картинку с птицей и отправляют на место.

Игра «Сундучок загадок»

- У меня в корзинке  находятся  картинки, на которых изображены птицы. Зимующую птичку нужно посадить на кормушку, а перелетную – на дерево.

Читаю загадки:

Озорной мальчишка

В сером пиджачишке

По двору шныряет,

Крошки собирает

(Воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Черный, проворный,

Кричит «крак» —

Червякам враг.

(Грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Скворец)

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но, вдруг, спорхнули яблоки

Ведь это…

(Снегири)

Ит.д

Игра «Сундучок загадок».

Цель: закрепление умения узнавать птицу по описанию, развивать умение разгадывать загадки.

Дидактический материал: изображение дерева и кормушки, карточки на магнитах с изображением птиц.

Дети выполняют гимнастику для глаз .

Гимнастика для глаз «Совушка –сова»

Совушка-сова, большая голова(движения глазами вправо-влево, не поворачивая головы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

(Вращение глазами по кругу- по часовой и против часовой стрелки)

   Днём спит,(закрывать глаза).

   Ночью глядит:(открывать глаза)

    ЛУП-ЛУП-ЛУП-ЛУП(широко открывать глаза)

 

Гимнастика для глаз «Совушка-сова».

Цель: профилактика нарушений зрения, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц.

Дети выполняют задания  :

1 задание: отгадывают лишнюю птицу прилетевшую к кормушке(из трёх птиц –одна лишняя(две зимующие, одна перелётная, и наоборот)

2 задание: «Что поменялось» Из ряда картинок показывают,  что изменилось(одной птицы не стало, поменялись местами, добавилась другая)

Раскладываю карточки с изображением птиц.

Наблюдаю за ходом игры, помогаю найти правильный вариант.

Игра «Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Игра «Что поменялось»

Цель: Развивать память, внимание.

Дидактический материал: картинки с изображением птиц.

Дети выполняют движения:

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

Совместно с детьми выполняем пальчиковую гимнастику «Воробьи воробышки»:

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Дети садятся к столам.

Дети : Да, потому что зимой птицам трудно найти себе пищу.

Дети: перелётные птицы в основном питаются насекомыми. Они не могут найти себе зимой пропитание, поэтому улетают.

 Зимующие птицы питаются нежареными семечками, хлебными крошками., зёрнами просо, оставшимися на ветках деревьях плодами(рябина, калина).

Дети: можем подкармливать их, оставляя еду для них в кормушках.

-Ребята, зимующих птиц мы с вами узнали.

Скажите как вы думаете трудно ли птицам живётся зимой ?

- Скажите, чем питаются перелётные и зимующие птицы?

-Правильно.

-Можем ли мы помочь птицам зимой?

 Молодцы! А ещё зимующим птицам можно давать овсяные хлопья, зёрна просо, орехи, пшеницу, несолёное сало. Но важно запомнить- птицам нельзя давать чёрный хлеб. Он может привести к гибели.

Дети называют цифру от 1до 10.

Дети говорят, какой корм для птиц подходит, а какой нет и убирают в нужное место.

Показываю коробочку с приготовленным кормом.

-Давайте поиграем с вами в игру «Накормим птичек».

-Вот в этой коробочке Буратино прислал нам  корм для птиц. Давайте посмотрим и выберем, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.

Вы называете цифру от 1 до 10, а я буду доставать предмет под этим номером.

Если корм нам подходит – складываем в кормушку. Если нет, то убираем в корзиночку.

Игра «Накормим птичек».

Цель: закрепить знания о пригодном для кормления птиц корме;

развивать память, мышление, внимание.

Дидактический материал: Коробочка с подобранным кормом для птиц(содержит как верные, так и не верные варианты), кормушка, корзинка.

Дети все вместе выполняют движения по показу педагога

Физкультминутка «Бабочка».

Показываю движения, координирую ритмический движения под музыку речью.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.  (Руки вверх, вправо ,влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Физкультминутка « Бабочка».

Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторика.

Дети : чтобы у Буратино была возможность посмотреть и вспомнить что нужно знать о птицах.

Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт(птицы могут повторяться).

 Дети слушают задание и обводят картинки, с правильными ответами.

Дети складывают паспорта в папку.

- Ребята, теперь я хочу предложить вам создать паспорт для птицы. Мы отправим их Буратино , чтобы он мог заглянуть в них и вспомнить все о птицах!

На стол раскладываю листы формата А4 с изображением птиц обитающих в нашей местности и схематичными картинками .

 Поочерёдно зачитываю задания.

  1. Указать к какой группе относится птица –зимующая или перелётная.
  2. Чем питается птица?
  3. Чем покрыто тело птицы?
  4. Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?
  5. Какие цвета есть в окраске птицы?

- Ребята, теперь у Буратино будут паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Он всегда сможем взять и посмотреть, если что -то забыл!

Составление паспорта птицы. Цель: развивать мышление, память, внимание. Учить выбирать подходящий ответ из нескольких.

Дидактический материал : листы А4 с изображением птиц и схематичными картинками ( на каждое задание(кроме 5) по три картинки) из которых дети выбирают правильный ответ; цветные карандаши; папка для паспортов птиц.

Дети: перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Дети: перелётные птицы питаются в основном насекомыми, поэтому они улетают на зиму(не могут найти пищу зимой)

Дети: нежареными семечками, хлебными крошками., зёрнами просо, оставшимися на ветках деревьях плодами(рябина, калина).

Дети: чтобы подкармливать птиц зимой.

Дети: зимой птицам трудно найти себе пищу, они могут погибнуть, поэтому мы должны помочь им.

Сегодня мы помогли Буратино; вспомнили и узнали новых зимующих и перелётных птиц нашего края.

-А чем отличаются перелётные и зимующие птицы?

-Скажите, чем питаются перелётные птицы?

-А чем питаются зимующие птицы?

-Для чего мы с вами делаем кормушки и развешиваем на деревьях?

-А почему мы должны подкармливать птиц зимой?

Картинки с изображением птиц , кормушек.

                                                                                              Заключительная часть

Цель: Подведение итогов занятия.

Задача: закреплять умение различать и называть своё эмоциональное состояние.

Методы: беседа , рефлексия.

Деятельность детей.

Деятельность педагога.

Примечание.

Дети садятся на ковёр.

Создаю атмосферу доброжелательности и взаимопонимания в общении друг с другом.

Задаю вопросы:

Что вам больше всего понравилось или запомнилось?

Какое у вас было настроение?

Раздача медалей «За добрые дела».

Мы сегодня о птицах много узнали и чуть-чуть добрее стали. Скажем спасибо друг другу , спасибо доброму , теплому кругу.

Сюрпризный момент: Раздача медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие не тему:"Насекомые нашего края"

Цели:- закрепить с детьми понятие "насекомые";- расширить знания и представления о насекомых: названия, внешний вид, строение, приспособление к окружающей среде, способах передвижения, их питании;- ра...

"Открытое занятие "Животные нашего края" , развлекательное занятие "Гимн тюльпанов".

Тема: « Животные нашего края»Интеграция образовательных областей. «Познавательное» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие» «Ху...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Дикие животные нашего края"

Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе ...

Открытое интегрированное занятие По теме «Зимующие птицы нашего края»

Открытое интегрированное занятиеПо теме: «Зимующие птицы нашего края»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»

     Программное содержание:         Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края....

Конспект открытого занятия по теме "Дикие животные и экология нашего края"

В представленном материале отражены этапы проведения открытого занятия объединяющего в себе тему о диких животных и экологическое воспитание детей. цель занятия обогащение знаний детей об окружающем н...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные нашего края»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания. Развивать активную речь детей, память и соо...