Использование QR - кода в процессе организации духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой разных народов, живущих в России
статья (старшая, подготовительная группа)

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Очень распространён вывод о том, что использование телефонов и планшетов мешает и отвлекает ребенка. Но в современном мире тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Интеграция материала о народной культуре и информационно - коммуникационных технологий позволяет выстроить новый вариант модели развития дошкольника, наделенного отдельными компетенциями, необходимыми в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование QR - кода в процессе организации духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой разных народов, живущих в России

Дерябина Наталья Андреевна,

воспитатель,

МАДОУ № 9,

м.о. Красноуральск

Духовно - нравственное воспитание детей является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Не случайно стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». 

        В связи с обострением и антагонизмом межличностных отношений, социальных конфликтов культурно - языкового, социально - экономического, политического порядка, вызывающих противоречия во взаимодействии между носителями ценностей разных национальных культур, способствующих проявлениям интолерантности, враждебности, агрессивности особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. [2]

        В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

        Наблюдая за своими воспитанниками я заметила, что они проявляют интерес к различным видам гаджетов, приходя в детский сад с удовольствием рассказывают о том, как они играют в компьютерные игры: «стрелялки», гоняют в «гонки», прячутся от «зомби», бродят с «Хаги Ваги»  по заброшенным домам, полуразрушенным фабрикам.

        Полностью окунувшись в виртуальный мир, у детей отмечается искажение представления о доброте, милосердии и справедливости, они часто проявляют агрессивность и жестокость по отношению ко взрослым и сверстникам, не могут выразить свои мысли и чувства словами. [3]

        Передо мной встал вопрос о том, как пробудить у детей интерес, найти и внедрить в свою работу современные образовательные технологии, нетрадиционные подходы, инновационные методы, позволяющие приобщить детей к народной культуре посредством цифровой образовательной среды.

        Была поставлена цель: создать условия для духовно - нравственного воспитания и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России, культурой, обычаями и традициями наших предков посредством включения современных веяний цифровизации.

        Намечены задачи:

  1. Расширять кругозор детей через ознакомление с элементами материальной культуры народов России (жилище, предметы быта, орудия труда, национальный костюм и кухня).
  2. Развивать интерес к культуре народов России через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.
  3. Способствовать формированию эмоционально - положительных чувств к окружающему миру (уважение к культуре и традициям народов, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством, гордость за свою страну).
  4. Создать условия для развития инициативности детей, умения самостоятельно решать поставленные задачи (вариативность и гибкость мышления).
  5. Формировать навыки презентации результатов собственной и коллективной деятельности.

        Очень распространён вывод о том, что использование телефонов и планшетов мешает и отвлекает ребенка. Но в современном мире тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Интеграция материала о народной культуре и информационно - коммуникационных технологий позволяет выстроить новый вариант модели развития дошкольника, наделенного отдельными компетенциями, необходимыми в современной жизни [4].

        Использование QR - кодов для приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре стало в моей практике увлекательным и познавательным опытом.

QR - коды окружают нас абсолютно везде: на стендах любых учреждений и организаций, в рекламе, на обложках и страницах познавательных книг, на платёжных документах, на товарах в любом магазине и др.

        Идея использовать QR - коды в работе с детьми оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках, с интересом рассматривают необычные «черные квадратики", с большим удовольствием самостоятельно управляют мобильным устройством - наводят на QR - код, сканируют его и получают результат в виде картинок, предметов, заданий (ребусы, вопросы викторины, схемы и др.), смайликов, мультфильмов и т.д..

        Свою работу начала с преобразования предметной развивающей среды: в уголке патриотического воспитания была организована выставка кукол в разных национальных костюмах, подобрана литература о становлении и развитии России с прикрепленным на книгу QR – кодом, с помощью которого дети могут прослушать любимую аудиокнигу, рассматривая иллюстрации, собраны альбомы «Жилища разных народов», «Предметы быта», на страницах которых размещены QR - коды, чтобы дети могли сканировать и узнавать больше информации об изучаемых объектах и явлениях.

        Через организацию игровой деятельности были сформированы представления об особенностях быта народов России.

        Были организованы встречи с «интересными людьми», которые провели для детей мастер классы: «Пого» - женский оберег (работа детей с мамами: бисер, пуговицы, пайетки), «Этнографические особенности запряжки собак» (практическая работа – плетение узлов), «Плетение из шнурков» (плетение оберегов из белых и черных шнурков) и другие. Также  детям были предложены виртуальные экскурсии по музеям, выставкам или историческим местам через сканирование QR - кодов, чтобы они могли узнать больше о культурном наследии.

        Чтобы погрузить воспитанников в мир волшебства, сделать образовательную деятельность более интересной и привлекательной, а также познакомить детей с народами, живущими в России и с их национальными женскими и мужскими костюмами, были разработаны и внедрены в работу интерактивные игры «Какие народы живут в России?», «Сувенир из России», «Определи национальный костюм». Для того, чтобы пройти игру, достаточно навести на QR - код камеру мобильного телефона и на экране появится содержание игры. Дети самостоятельно открывают и с удовольствием выполняют задание.

Домовенок Кюарик, который поселился в комнате «Русского быта» является помощником при организации образовательной деятельности, связанной с народной культурой. Персонаж размещает в своем уголке QR - код с разными заданиями, интересной информацией: это фрагменты аудио, видео, стихи, песни, загадки, физ.минутки, пальчиковые гимнастики, фрагменты познавательных фильмов. Также дети дополняют имеющуюся информацию своими заданиями, которые они придумывают для своих сверстников и кодируют в QR - код с помощью родителей или педагогов.

        Духовно нравственное воспитание в детском саду сочетается с желанием родителей донести духовные ценности до детей, приобщить их к труду, заботе о близких, показать своим примером, как нужно вести себя в обществе, объяснить о культуре родной речи, о вежливых добрых словах. Поэтому установлена тесная связь с родителями в вопросах нравственности. В воспитании в своих детях доброты, отзывчивости, правил поведения в обществе, родители не остались в стороне.

        По моему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи, библиотеки, разговаривали с детьми об увиденном, научились выслушивать высказывания ребёнка, дополнять своим рассказом.

        Совместно с родителями была создана картотека QR - кодов для доступа к записям народных песен или танцев. Также создавались мастер - классы по народным ремеслам и живописи, где дети могли сканировать QR - коды, чтобы получить инструкции или вдохновение от народных мастеров.

На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Самый красивый национальный костюм», «Праздник в городе», «Народы нашего края», «Все мы разные, но все мы равные» и другие. Для того, чтобы дети видели свою продуктивную деятельность и свой рост создана картотека QR - кодов с их работами. Дети имеют возможность в любое время пересмотреть свои работы, вспомнить как и когда она была сделана.

        Ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа и гербы своих семей, которые потом презентовали и защищали. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других. Затем вся информация была закодирована и размещена на шкафчиках в раздевальной комнате.

        К праздникам дети создают поздравительные открытки, на которые добавляют QR - код с записанным стихотворением, которые рассказывают сами.

        Традицией группы стало создание стенгазет после проведенных мероприятий, на которых помимо фотографий и впечатлений о празднике, мы размещаем QR - коды, в которых зашифрованы ссылки на видео с выступлениями.

        Чтобы познакомиться с гастрономическими особенностями разных стран, попробовать их блюда и при желании включить в свой рацион была организована и проведена дегустация блюд разных народов, которые приготовили дети совместно с родителями, а рецепты блюд были зашифрованы в QR - коды для использования в домашних условиях.

        Работая по данной теме приходилось тесно взаимодействовать с узкими специалистами, а именно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно педагогами других групп. Ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т.е. развиваться как личность.

        Например, с инструктором по физической культуре знакомим детей и проводим подвижные игры разных народов нашей страны, спортивные развлечения «Путешествуем играя», «Эстафеты народов мира» и другие, в ходе которых детям были предложены QR - коды с загадками по теме и различными заданиями.

        Также была проведена работа с воспитателями других групп. При работе с педагогами использовались такие формы работы как: онлайн - консультация «Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов», игра – викторина «Знатоки родного края».

        Благодаря проведенной работе дети узнали о жизни людей, живущих в России, их обычаи, традиции, фольклор, народные игры, национальное творчество и художественную детскую литературу.

        В заключение можно подчеркнуть, что использование QR - кодов в образовательном процессе представляет собой инновационный и увлекательный подход, который способствует более глубокому пониманию и интересу к народной культуре среди детей дошкольного возраста. Эта технология открывает новые возможности для взаимодействия с культурным наследием, делая учебный процесс более интерактивным, доступным и запоминающимся.

        В перспективе планирую расширить спектр представлений детей о родном крае, а затем и о стране через разные направления образовательные области; показать взаимосвязь и интеграцию малой и большой Родины. Хочу отметить, что те живые представления, которые дети получают на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения истории.

        В перспективу дальнейшей работы включила углубленное изучение народно-прикладного творчества родного края. Я думаю, чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе и крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

        В работе с родителями планирую продолжить организацию совместных праздников, досугов, развлечений. Подготовить новые беседы, консультации, внедрить новые формы работы.

Список литературы:

  1. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.– М.: Детство-Пресс, 2014.
  2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. – М.: Учитель, 2007.
  3. Дмитриев Ю.А. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина, Т.В. Кротова. – М.: МПГУ, 2016. – 230 с.
  4. Литвинова С.Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста / С.Н. Литвинова, Ю.В. Челышева. – М.: Юрайт, 2024. – 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Науменко Светланы Васильевны по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой народов населяющих КРЫМ »

Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: наш...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

"Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, традициям, культуре своей большой и малой Родины"

quot;Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, традициям, культуре своей большой и малой Родины"...

Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...