Долгосрочный проект "Города Югры"
проект (подготовительная группа)

Жижина Ксения Александровна

Проект адаптирован на подготовительную к школе группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Долгосрочный проект31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Мой Округ. Города Югры»

Автор: Жижина К.А.

Мегион,2025г.

Аннотация проекта.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: планирование взаимодействия с родителями, конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Актуальность. 

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

 Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

 В Конвенции ООН о правах ребенка в ст.29 подчеркивается «…необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям…»

 В законе РФ «Об образовании» (ст.29 ч.5 и ст.14 ч.4) указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этической принадлежности.

 В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

 В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

 Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края связаны с восприятия мира предметов (О.А. Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

 Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

 Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.

 Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края - Югры, г. Мегиона, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Мегионе, его достопримечательностях и близлежайших городов..

Задачи проекта:

1.Образовательные: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о традициях народов «ханты и манси», культуре и природе родного края.

2.. Развивающие: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе ; воспитывать уважение к людям, к их труду; вызвать желание работать сообща, видеть результаты своего туда.

Прогнозируемый результат.

У ребенка развивается интерес к родному городу, жизни народов севера, их традициям и обычаям, природе Югорского края. Формируются знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Основное содержание проекта.

Срок реализации проекта: октябрь – февраль 2025 г

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

  • Уголки краеведения «Наш край – Югра»
  • Перспективный план мероприятий по проекту
  • Фонотека музыкальных произведений
  • Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
  • Словарь терминов «Азбука Югры»

Работа с детьми перед началом проекта:

  • Беседа на тему: « Мегион - город, в котором я живу»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе? Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
  • Просмотр слайд-презентации «Города Югры и их достопримечательности».

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

  • Фотовыставка: «Наш город Мегион »
  • Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»
  • Конкурс рисунков «Мой край – Югра».
  • Макет «Наш край - Югра»
  • Экологическая сказка «Лесная история»
  • КВН «Что мы знаем о городах Югры»
  • Досуг «Вороний день»
  • Встреча с интересными людьми.

 

План реализации проекта

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Октябрь

Беседа на тему: «Мегион - город, в котором я живу»

Встреча с Бабушкой – Загадушкой»

( знакомство с загадками народов Севера)

Дидактическая игра «Животные и растения нашего края».

Физминутки «В тундру за ягодой», «Собери листочки к своему дереву».

Художественное творчество. Аппликация «Хантыйский орнамент «Солнце».

Консультация «История города Мегиона»

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения

Ноябрь

НОД «Ознакомление с культурой и бытом народов Севера (ханты и манси)

Художественное творчество.

 Рисование «Достопримечательности нашего города»

Мастер – класс « Игрушка детей народов «ханты и манси» - «Кукла Акань» (совместно с детьми)

Разучивание подвижных игр «Ловля оленей», «Важенки и оленята», «Олени и пастухи».

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Рассматривание фотографий, слайд-презентация

«Мой город», « Города ХМАО»

Художественное творчество. Аппликация «Мой любимый город».

Участие родителей в подборке фотографий города и фото детей на фоне достопримечательностей Мегиона.

Декабрь

НОД «Животные Югры»

Д.и.«Отгадай по описанию животных», «Следы животных».

Семейные экскурсии по любимым местам г.Мегиона. (посещение Музея).

Чтение рассказа Е.Пермяка «Смородинка»

Игры: «Животные нашего края» с блоками

Дьеныша и палочками Кюизенера.

Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на тему: «Мой город».

Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река», «Путешествие в страну нефти».

Дидактическая игра «Узнай профессию».

Сюжетно – ролевая игра «Нефтяники»

Художественное творчество. Лепка «Северный олень»

Пригласить родителей на «Игротеку»

Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре»

Дидактическая игра «Орнаменты Югры»

Пальчиковая гимнастика: «За ягодами», «Здравствуй, солнце золотое!».

Январь

 Беседа «Профессии взрослых Югры»

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Встреча в литературной гостиной. Встреча с Л.Такташевой. Театрализованное представление: экологическая сказка «Лесная история».

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Оформление фотовыставки «г.Мегион»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Февраль

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Беседа «Природа родного края»

Д.игры :«Сбор ягод», «Лесная лужайка», «В тундру мы, друзья, пойдём»..

 Чтение мансийских народных сказок «Гордый олень», «Зайчик»

Просмотр слад-презентации «Города Югры»

Беседа «Назови достопримечательности городов Югры, которые ты запомнил»

Создание макета «Наш край» 

Аппликация «Приглашения на КВН «Что мы знаем о Югре?» .

Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Мой край - Югра»

Консультация «О любви к родному краю»

Март

Слайдовая презентация «Прошлое и настоящее города Мегиона»

Художественно творчество. Аппликация «Девочка в малице и кисах»

ИЗО «Украшение хантыйской утвари орнаментом»

Разучивание п. и.«Ручейки и озера», «Солнце (Хейро)»

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городам Югры» Аппликация «Наш город» /коллективная работа/

Консультация «Писатели народов «ханты и манси».

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми.

Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры»

 КВН – «Что мы знаем о Югре?»

Презентация проекта педагогам

« Югра – мой край родной»

 Заключительный этап: КВН «Что мы знаем о Югре?», подведение итогов конкурса детских рисунков «Югра –наш край родной», выставка фотоальбомов «Прошлое и настоящее города Мегиона», презентация «Югра – наш край родной».

Ресурсы проекта:

Информационные - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией об Югре.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группах «Наш край – Югра»;

- изобразительные материалы

 - наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.

Партнеры проекта: Детская библиотека

Ожидаемые результаты

Результат деятельности детей:

Образовательная область «Познание»: Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть памятные места поселка, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.

Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой город, Югорский край.

Продукты деятельности детей:

  • Макет «Наш город Мегион»
  • Выставки детского творчества

Результат деятельности педагогов:

  • Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем – Югрой.
  • Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. 

Продукты деятельности педагогов и родителей:

  • Словарь терминов «Азбука Югры»
  • Обновление уголков краеведения «Наш край – Югра»
  • План реализации проекта
  • Конспекты НОД
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей

Социальный эффект:

 Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотекой города, организация совместных выставок позволит повысить социальную активность детей и их родителей.

 Проект даёт возможность воспитателям: развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.

 Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

 Работа над реализацией проекта длилась с февраля по апрель учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии с родителями..

 В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Литература:

  1. Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
  2. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
  3. Журнал «Стерх», № 1, 1993
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  5. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  6. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  8. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  9. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  10. Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
  11. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
  12. Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
  13. Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...