Долгосрочный проект "Города Югры"
проект (подготовительная группа)
Проект адаптирован на подготовительную к школе группу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Мой Округ. Города Югры»
Автор: Жижина К.А.
Мегион,2025г.
Аннотация проекта.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: планирование взаимодействия с родителями, конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.
Актуальность.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
В Конвенции ООН о правах ребенка в ст.29 подчеркивается «…необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям…»
В законе РФ «Об образовании» (ст.29 ч.5 и ст.14 ч.4) указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этической принадлежности.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края связаны с восприятия мира предметов (О.А. Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.
Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.
Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края - Югры, г. Мегиона, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.
Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Мегионе, его достопримечательностях и близлежайших городов..
Задачи проекта:
1.Образовательные: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о традициях народов «ханты и манси», культуре и природе родного края.
2.. Развивающие: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе ; воспитывать уважение к людям, к их труду; вызвать желание работать сообща, видеть результаты своего туда.
Прогнозируемый результат.
У ребенка развивается интерес к родному городу, жизни народов севера, их традициям и обычаям, природе Югорского края. Формируются знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.
Основное содержание проекта.
Срок реализации проекта: октябрь – февраль 2025 г
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:
- Уголки краеведения «Наш край – Югра»
- Перспективный план мероприятий по проекту
- Фонотека музыкальных произведений
- Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
- Картотека подвижных игр коренных народов Севера
- Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
- Словарь терминов «Азбука Югры»
Работа с детьми перед началом проекта:
- Беседа на тему: « Мегион - город, в котором я живу»
Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе? Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта
Форма организации:
- Беседы с детьми.
- Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
- Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом.
- Слушание музыкальных и литературных произведений.
- Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
- Просмотр слайд-презентации «Города Югры и их достопримечательности».
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.
Форма организации:
- Фотовыставка: «Наш город Мегион »
- Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»
- Конкурс рисунков «Мой край – Югра».
- Макет «Наш край - Югра»
- Экологическая сказка «Лесная история»
- КВН «Что мы знаем о городах Югры»
- Досуг «Вороний день»
- Встреча с интересными людьми.
План реализации проекта
Срок реализации | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
Октябрь | Беседа на тему: «Мегион - город, в котором я живу» Встреча с Бабушкой – Загадушкой» ( знакомство с загадками народов Севера) Дидактическая игра «Животные и растения нашего края». Физминутки «В тундру за ягодой», «Собери листочки к своему дереву». Художественное творчество. Аппликация «Хантыйский орнамент «Солнце». | Консультация «История города Мегиона» Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения |
Ноябрь | НОД «Ознакомление с культурой и бытом народов Севера (ханты и манси) Художественное творчество. Рисование «Достопримечательности нашего города» | Мастер – класс « Игрушка детей народов «ханты и манси» - «Кукла Акань» (совместно с детьми) |
Разучивание подвижных игр «Ловля оленей», «Важенки и оленята», «Олени и пастухи». | Изготовление атрибутов к подвижным играм | |
Рассматривание фотографий, слайд-презентация «Мой город», « Города ХМАО» Художественное творчество. Аппликация «Мой любимый город». | Участие родителей в подборке фотографий города и фото детей на фоне достопримечательностей Мегиона. | |
Декабрь | НОД «Животные Югры» Д.и.«Отгадай по описанию животных», «Следы животных». | Семейные экскурсии по любимым местам г.Мегиона. (посещение Музея). |
Чтение рассказа Е.Пермяка «Смородинка» Игры: «Животные нашего края» с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера. Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на тему: «Мой город». Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река», «Путешествие в страну нефти». Дидактическая игра «Узнай профессию». Сюжетно – ролевая игра «Нефтяники» Художественное творчество. Лепка «Северный олень» | Пригласить родителей на «Игротеку» Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре» | |
Дидактическая игра «Орнаменты Югры» Пальчиковая гимнастика: «За ягодами», «Здравствуй, солнце золотое!». | ||
Январь | Беседа «Профессии взрослых Югры» Составление рассказа по картине «Северные олени» Встреча в литературной гостиной. Встреча с Л.Такташевой. Театрализованное представление: экологическая сказка «Лесная история». Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу». | Оформление фотовыставки «г.Мегион» Изготовление атрибутов к подвижным играм |
Февраль | Чтение хантыйской сказки «Мышка» Беседа «Природа родного края» Д.игры :«Сбор ягод», «Лесная лужайка», «В тундру мы, друзья, пойдём».. Чтение мансийских народных сказок «Гордый олень», «Зайчик» Просмотр слад-презентации «Города Югры» Беседа «Назови достопримечательности городов Югры, которые ты запомнил» Создание макета «Наш край» Аппликация «Приглашения на КВН «Что мы знаем о Югре?» . | Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Мой край - Югра» Консультация «О любви к родному краю» |
Март | Слайдовая презентация «Прошлое и настоящее города Мегиона» Художественно творчество. Аппликация «Девочка в малице и кисах» ИЗО «Украшение хантыйской утвари орнаментом» Разучивание п. и.«Ручейки и озера», «Солнце (Хейро)» Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городам Югры» Аппликация «Наш город» /коллективная работа/ | Консультация «Писатели народов «ханты и манси». Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми. Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры» |
КВН – «Что мы знаем о Югре?» Презентация проекта педагогам « Югра – мой край родной» |
Заключительный этап: КВН «Что мы знаем о Югре?», подведение итогов конкурса детских рисунков «Югра –наш край родной», выставка фотоальбомов «Прошлое и настоящее города Мегиона», презентация «Югра – наш край родной».
Ресурсы проекта:
Информационные - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.
Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией об Югре.
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
- фонотека музыкальных произведений;
- уголки краеведения в группах «Наш край – Югра»;
- изобразительные материалы
- наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.
- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.
Партнеры проекта: Детская библиотека
Ожидаемые результаты
Результат деятельности детей:
Образовательная область «Познание»: Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть памятные места поселка, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.
Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, свой город, Югорский край.
Продукты деятельности детей:
- Макет «Наш город Мегион»
- Выставки детского творчества
Результат деятельности педагогов:
- Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем – Югрой.
- Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Продукты деятельности педагогов и родителей:
- Словарь терминов «Азбука Югры»
- Обновление уголков краеведения «Наш край – Югра»
- План реализации проекта
- Конспекты НОД
- Картотека подвижных игр коренных народов Севера
- Консультации для родителей
Социальный эффект:
Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотекой города, организация совместных выставок позволит повысить социальную активность детей и их родителей.
Проект даёт возможность воспитателям: развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Работа над реализацией проекта длилась с февраля по апрель учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии с родителями..
В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.
Литература:
- Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
- Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
- Журнал «Стерх», № 1, 1993
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
- Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
- Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
- Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
- Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
- Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
- Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
- Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
нормативно - правовой документ...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"
Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)
Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»
Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...

