"Казаки "
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Григорьевна Крюкова

Конспект

Организованной образовательной деятельности

«КАЗАКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Крюкова О.Г

 

 

 

Ход деятельности

 

Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
  2. Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать  представление об особенностях донского казачьего костюма и вооружения.
  3. Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
  2. Способствовать развитию логического  и творческого мышления.
  3. Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.
  2. Закреплять заповеди  казачества – «Служи верно своему народу, а не вождям», «Погибай, а товарища выручай».

Словарная работа: Ввести в активный  словарь детей  слова: башлык, фуражка, папаха, шаровары, лампасы, кушак, нагайка экспонат, экскурсовод

 Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:художественный альбом « На казаке и рогожа пригожа», казачья одежда( рубашка, штаны с лампасами, кушак , фуражка, башлык, . папаха ), казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

 

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с  донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).

 

Предварительная работа: рассматривание с детьми Лепбука "Донские казаки" , репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.

 

Методы  и приемы:

-Рассматривание предметов казачьего быта в  групповом мини – музее.

-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,

- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.

- Повторное проговаривание

- Посещение музея "Казачьи Истоки"

Содержание образовательной деятельности

Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем  (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:

- «Здорово дневали!»

Гости отвечают – «Слава богу!»

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада  видеть вас в нашем музее. Экспозиция, которого , рассказывает о казаках – защитниках Родины. Я дуду вашим экскурсоводом.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?

 Предполагаемые ответы детей:

– « Люди, которые защищают свою Родину»

- Вы правы , ребята.

Славится земля  донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?

Предполагаемые ответы детей:

-  Казак – это значит вольный человек, удалой.

Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее  лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Какая  главная заповедь казака -  какая?( ответы детей)

Дети:  - «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Воспитатель: А  какие вы еще знаете казачьи заповеди?

Предполагаемые ответы детей:

- уважай женщину, мать

- почитай старших

Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью,  свою землю и свою Родину.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, картинку

 – вот такой маленькой была  Россия вначале.

Когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.

Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга  казаков – защитников Родины

- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )

Воспитатель: ПравильноСмелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята,  в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)

 - А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков

Предполагаемые ответы детей:

  - секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики  уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик  сажали на коня  в первый раз!

Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?

Предполагаемые ответы детей:

 - Сам погибай, а друга выручай.

- Нет уз святее товарищества.

 

Воспитатель:

Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить,  собирали свою команду, а называлась она как,  ребята?

Предполагаемые ответы детей:

 - Ватага.

   С10 лет мальчики оправлялись в ночное.

Ребята, а расскажите, что такое  «Ночное?» (ответы детей)

- А кого из вас мама отпустила бы в ночное?

Воспитатель:  - чем казачата занимались в ночном

Предполагаемые ответы детей: пасли коней, играли в игры

Воспитатель:  давайте и мы пиграем в казачью игру, которая называется «Шапка»

Игра «Шапка»

Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.

 Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».

Воспитатель:  А вы знаете еще поговорки про казака и его коня?

Предполагаемые ответы детей:  

  • -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
  • -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
  • Без коня казак – кругом сирота!
  • Казак голоден, но конь сыт.
  • Казак без коня, что солдат без ружья.
  • Казак сам голодает, но коня накормит!
  • Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.

Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется  - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.       (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки                      (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду.                 (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком.                  (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять.             (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

 

Воспитатель: Сейчас мы с вами переходим к следующей экспозиции, наверное самой интересной для вас, которая посвящена оружию Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие,  владеть которым   казаков учили с самого детства .

 

- Какое самое главное оружие у казаков? 

Предполагаемые ответы детей:

- шашка, даже есть такая поговорка  – шашка подруга казака

Воспитатель:  давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, - какая она?

Предполагаемые ответы детей:

 -холодная

- железная

- тяжелая

Воспитатель:   Несмотря на то, что шашка тяжелаяказаки мастерски владели шашкой, т.  к.учились этому с детства.  Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.

Наши старшие ребята уже владеют искусством фланкировки и пришли к нам, чтоб его продемонстрировать. 

Воспитатель:  А какое вы еще знаете оружие казаков ?

 Предполагаемые ответы детей:  - нанайка, - это  конская плеть —  холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою

- пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.

Воспитатель: вот мы и подошли к последней экспозиции нашего музея, а посвящена она донскому казачьему костюму. О  нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)

Воспитатель:  ребята, вот мы и подошли к следующей экспозици, которая посвящена одежде казака, защитника. Я хочу спросить у ребят ,  папы и дедушки  которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?

Предполагаемые ответы детей:  всё это он получал непосредственно по месту службы.

Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.

Предполагаемые ответы детей:  На войну казака  собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.

Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда  казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.

Воспитатель: Ребята, вот мы подошли к заключительной экспозиции нашего музея, которая посвящена знаменитым донским атаманам - героическим  защитникам Родины.

Ребята, А как вы считаете, почему  еще казаки были непобедимы?

Предполагаемые ответы детей:

- потому что у них были хорошие командиры

 

Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?

Предполагаемые ответы детей:

- атаман, его выбирали на казачьем круге.

 

Итог :

- Атамана выбирали из самых смелых и достойных  казаков. Ведь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»

Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», перебрасывая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.

Игра «Фуражка».

Воспитатель:

Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был

знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»

Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, и  в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.

Итог :

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.

Так какое же главное призвание казака?

 Предполагаемые ответы детей:

- Защищать Родину.

Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и  с первых дней возникновения казачества , главным делом  жизни казака  была  защита Родины.  Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.

Какие новые слова вы узнали? О чем вы хотели бы спросить? (фланкировка, джигитовка)

И как говорят на Дону :  «Слава богу – мы казаки! »

 Мы с вами – донские казаки  и тоже будем жить по казачьим заповедям :

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Браво казаки, любо казаки".

На развлечении дети закрепляют полученные знания о традициях, обычаях, фольклоре казаков. В развлечение входят песни, пословицы, танцы, казачьи заповеди, казачьи игры....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

Деловая игра для родителей "Казак без службы не казак"

Деловая игра одна из форм повышения  педагогической культуры родителей. Представляю деловую игру "Кузак без службы не казак"....

Конспект занятия для старших дошкольников "Внешний вид и быт казаков. Собери казака в дорогу"

Данный конспект занятия предназначен для старших дошкольников и включает в себя такие формы работы, как рассматривание и примерка на детей фрагментов казачьей одежды. а также раскраски и пазлы по теме...

Статья в газету "Браво казаки, любо казаки"

Данный материал поможет воспитателю, решившему написать статью в газету на тему о патриотическом воспитании дошкольников....