Конспект занятия для старших дошкольников "Внешний вид и быт казаков. Собери казака в дорогу"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Данный конспект занятия предназначен для старших дошкольников и включает в себя такие формы работы, как рассматривание и примерка на детей фрагментов казачьей одежды. а также раскраски и пазлы по теме "Казаки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20._kazaki.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка

http://www.moscowuniversityclub.ru/article/img/10550_46150723.jpg

        

                                                                                                             Разработала:

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                                    Белавина Вера Викторовна

г.Тихорецк

2017 год

Цель: формирование условий для развития у детей интереса к традиционной культуре казачества и его истории.

Задачи:

1.Познакомить детей с казачьим фольклором, казачьей сказкой, обобщить представления детей о казачестве.

2. Прививать любовь к устному народному творчеству.

3.Развивать интерес к истории и культуре казачества.

4.Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки и поддержки посредством казачьего творчества.

5.Обобщать и активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа: Знакомство детей с историей казачества, рассматривание иллюстраций, слушание казачьих песен.

Содержание: Рассказ педагога «Кто такие казаки». Знакомство с казачьей сказкой «Тройная благодарность» и её обсуждение.  Беседа с детьми о взаимовыручке и поддержке. Показ иллюстраций, использование пословиц и поговорок. Демонстрация элементов казачьей одежды. Использование раскрасок и пазлов на тему «Казаки».

        Ход занятия.

 «Ребята, мы с вами живём на Кубани, а народ, населяющий Кубань, называет себя «казаками». Когда говорят «казак», то сразу представляется человек «вольный, никому не подвластный, свободный.» Послушайте, что говорил о казаках казачий поэт, писатель Пивень Александр Ефимович: «Казак - удалая , отважная , неустрашимая голова. Казак – лихой, смелый, неутомимый  наездник. Это воин с головы до ног, от рождения до смерти. Но чем казак силён и крепок ?Он крепок своей дружбой с конём. Сильнее этой дружбы на всём свете дружбы нет».

Вот посмотрите ребята на картинку(показ иллюстрации).Здесь изображён казак на своём коне.

А сейчас послушайте ребята казачью сказку, которая называется «Тройная благодарность» (чтение сказки.)

Сказка "Тройная благодарность".

Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается - тонет. Пожалел его казак - соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.

- Спасибо тебе, казак, за помощь!

- Не стоит благодарности! - казак отвечает. - Велика ли помощь : соломинку подать.

- Для тебя соломинка, а для меня - жизнь! - говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.

Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел.

А на бекете его ждала беда. Ночью абреки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами скрепит, да ничего поделать не может - руки за спиною туго связаны.

Вдруг чувствует - веревка лопнула. И слышит голос муравья:

Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота - прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят - плавать не умеют, их кони воды боятся.

Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.

Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.

Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.

Лег казак на землю - помирать собрался.

Вдруг слышит голос муравья:

- Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.

Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.

Казак баланды наварил, поел, поспал - будто заново родился.

- Ну, спасибо, муравей, за помощь!

- Не стоит благодарности, муравей отвечает.

- Для тебя зернышко, а для меня - жизнь! - говорит казак.

- Ну что, - смеется муравей, - понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.

Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.

Дети отвечают на вопросы:

Как казак оценил помощь муравья? (не придал значения).

Почему сказка называется «Тройная благодарность»?(т.к. муравей помог 3 раза, отблагодарил казака).

назовите эти 3 случая, когда муравей помог казаку (перегрыз верёвку, укусил абрека за щёку, зёрнышко принёс)

Выскажите ваше личное отношение к героям? (хоть муравей и маленький, но большую помощь оказал – спас жизнь).

Ну вот ребята, помог казак муравью, не оставил его в беде. Да и муравей ответил тем же. Как гласит пословица: Помогай другу везде, не оставляй друга в беде. А какие пословицы о дружбе вы ещё  знаете?

Например:Человек без друга, что и дерево без корней.

 -Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

-Друг за дружку держаться, - ничего не бояться.

-Друзья познаются в беде.

Демонстрация элементов казачьей одежды: шаровары (штаны), черкеска (длинный кафтан в талию), папаха (головной убор), бешмет (рубаха), башлык (капюшон), бурка (накидка без рукавов из овчины), сабля, газыри (место хранения патронов).

Раскраска «Казачья удаль»

Пазлы «Казаки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:"Традиции казаков на Кубани"

Конспект заняти по ознакомлению детей с традициями и бытом кубанского казачества...

Конспект занятия в старшей группе "Жизнь и труд казаков"

Цель занятия: -продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом казаков в старину; - познакомить с орудиями труда казаков; -расширить знания детей; о жизни и быте первых поселе...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Конспект занятия в старших группах по теме: «Обычаи, традиции казаков»

Звучит кубанская народная песня.Под музыку дети входят в зал.-Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?Дети: казаки.СЛАЙД 1.-Правильно, песню эту...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Традиции, быт и культура Кубанских казаков»

Познакомить детей с прошлым Кубани, её традициями, жизнью и культурными ценностями казачества....

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»

Дать детям знания о дороге, о правилах дорожного движения....

Конспект занятий по развитию речи на тему: «Конь – верный друг казака на войне и в жизни ». В разновозрастной группе 5-7 лет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Росинка»   Конспект занятий по развитию речи на тему:  «Конь – верный ...

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»...