Сладкий час "В гости к бабушке Варваре“
план-конспект занятия (средняя группа)

Фендеч Татьяна Александровна
 

Мероприятие предназначено для воспитанников средней группы дошкольного учреждения. Основная цель — формирование у детей представления о традиционном деревенском укладе жизни, предметах быта и культуре коренного населения Златоуста. Через игровые задания и инсценировки, погружая малышей в атмосферу крестьянской избы, расширяя кругозор и обогащая словарь новыми понятиями (изба, сруб, печь, чугунок, ухват, кочерга). Игра развивает координацию движений, мелкую моторику и способствует воспитанию уважения к трудолюбию старших поколений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие.

Сладкий час «В гости к бабушке Варваре»

Цель. Знакомство с предметами быта, одеждой коренных жителей Златоуста. Формирование у детей представлений о деревенском быте.

Задачи.

1. Познакомить детей с особенностями русской печи.

2. Пополнить словарный запас словами: изба, сруб, лавка, печь, чугунок, ухват, кочерга. Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями;

3. Воспитывать любовь и уважение к старинному быту, ценностное отношение к собственному труду.

Категория обучающихся: воспитанники средней группы.

Предварительная работа:

- знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, небылицами;

- рассматривание иллюстраций с домами, печкой, хлебобулочными изделиями;

- наблюдение за приготовлением соленого теста, лепка баранок, печений разной формы.

Материал, оборудование: интерьер крестьянской избы, костюмы для бабушки и инсценировки сказки «Курочка ряба», оборудование для лепки, соленое тесто, жарочный лист, баранки для угощения, музыкальное сопровождение.

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? К кому вы ходите? А к бабушкам и дедушкам?

А я хочу вас пригласить в гости к моей знакомой бабушке Варваре. Она живёт в своём деревянном доме и очень любит, когда к ней приходят гости. Согласны? Тогда давайте собираться в дорогу. Сейчас на улице зима, поэтому нужно тепло одеться.

Игра-массаж «Собираемся на прогулку»

С  помощью имитации:

- надеваем штаны, (легкое поглаживание ног);

- надеваем кофты (поглаживание рук);

- надеваем сапожки (поглаживание ног от пальцев до колена);

-надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания);

- надеваем куртки, застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота).

Ну, что ж отправляемся в путь!

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

По ровненькой дорожке бегут наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь по сугробам (высоко поднимаем ноги)

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. Вот мы и пришли.

Воспитатель: Но где же бабушка? Почему нас не встречает? Давайте

позвоним в колокольчик. Я думаю нужно, чтобы каждый из вас по очереди

позвонил и тогда бабушка откроет.

Ход.

Выходит бабушка (воспитатель)

Бабушка: Здравствуйте, дети.

Дети здороваются.

Бабушка: Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. А сейчас, садитесь удобнее, смотрите и слушайте внимательно.

Дети старшей группы показывают инсценировку.

Много-много лет назад жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Вот снесла курочка яичко непростое, а золотое. Захотели дед и баба яичко разбить. Дед бил-бил не разбил (имитация движения). Баба била-била не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам новое яичко, да не золотое, а простое».

Бабушка: Понравилась вам сказка? Поблагодарим наших гостей.

Я расскажу вам, как люди жили в крестьянских избах.

Деревянные избы называли срубами, потому что их рубили топорами из брёвен.

Наш край богат лесами и из дерева строили не только дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды.

Справа от входа помещалась печь. Печка-матушка так я её называю. А для чего печь?

Дети: Что бы тепло было.

Бабушка: Когда на улице зима, мороз, меня печка греет.

Что нужно, чтобы печь грела?

Дети: Дрова.

Бабушка: Да, только вот я печку не истопила, дрова кончились, напилить

их некому, дед на охоту ушёл. Мне самой не справиться, я уж старенькая. Спина у меня болит. Может, вы мне поможете?

Дети: Поможем!

Игра «Дрова»

Дети выставляют одну ногу и вытягивают вперёд руку.

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз, два, раз, два.

Будут бабушке дрова.

Раз, два, раз, два!

Бабушка: Теперь можно печь затопить. Спасибо ребятушки. Помогли вы мне. Вы и своим бабушкам, дедушкам помогаете? А как помогаете? А мамам, папам, а воспитателю?

(Ответы детей)

Бабушка: Печка своим теплом согревала избу, и в избе становилось тепло и уютно. В ней готовили еду. Посмотрите, вот в таких чугунках и горшках готовили кушать.

(Дети рассматривают утварь).

Бабушка: Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить - это делали с помощью ухвата. А кочерга нужна, чтобы ворошить угли. Рассмотрите предметы, а я вам загадаю загадки:

Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская (ПЕЧЬ)

Рогат да не бык,

Хватает да не сыт,

Людям отдает,

Сам на отдых идет. (УХВАТ).

Железный конь

Скачет в огонь. (КОЧЕРГА).

Физкультурная минутка.

В минуты отдыха люди веселились, играли в  игры. Ребята, а вы любите играть? Вот и мы с вами сейчас поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота».

Бабушка: В старину гостей всегда встречали с хлебом и солью, т.е. угощали. И я  хочу вас угостить вкусными баранками, только без вашей помощи мне не справится. Поможете  мне  испечь их?

(Дети лепят баранки)

Бабушка. Какие красивые, аппетитные баранки у вас получились. Сейчас я поставлю их в печь. Пока баранки пекутся, мы с вами поиграем еще в одну русскую народную игру «Ручеек».

Бабушка. Дети, наши баранки уже готовы. (Достает из печи. Незаметно для детей меняет баранки на настоящие съедобные). Какие красивые и аппетитные они получились. Приглашаю вас на чаепитие.

(Детей угощают баранками)

Бабушка. Вам понравилось у меня в гостях?  Что вы узнали нового и интересного для себя, что вам понравилось? С какими предметами крестьянского быта вы познакомились? Что с помощью них можно делать?

(Ответы детей)

Используемая литература.

Я – Златоустовец. Дошкольное образование: методическое пособие / Администрация ЗГО; МКУ Управления образования ЗГО. –Златоуст, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к бабушке Варваре

Занятие проводится в первой младшей группе по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой. Это занятие показала педагогам нашего города в рамках городского мероприят...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ«В ГОСТИ К БАБУШКЕ ВАРВАРЕ» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

приучать детей слушать народную потешку; сопровождать чтение игровыми действиями; развивать разговорную речь детей, внимание, память; активизировать словарь детей словами: печка, черпачок, мисочка, фа...

Конспект занятия познавательно-речевого цикла для детей раннего возраста " В гости к бабушке Варваре".

Занятия для детей раннего возраста по развитию речи. В ходе занятия воспитатель знакомит детей с различными видами транспорта во время путешествия к бабушке Варваре. В гостях у бабушки Варвары дети вс...

«В гости к бабушке Варваре»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитиеЦель: Закрепить знания детей о домашних животных (собаке, к...

« В гости к бабушке Варваре »

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по  речевому развитию во II-ой младшей группе...

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: В гостях у бабушки Варвары "

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. "В гостях у бабушки Варвары"...