Конспект занятия по регионоведению в подготовительной группе. Тема занятия: «Алтайский край - моя Родина».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фесик Лилия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon altayskiy_kray.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 235

Конспект занятия по регионоведению в подготовительной группе.

Тема занятия: «Алтайский край - моя  Родина».

                                                                                        Разработала педагог:

                                                                                        Фесик Лилия

                                                                                        Александровна.

                                                г. Барнаул

Тема занятия: «Алтайский край - моя  Родина»

Цель:  познакомить детей  с их малой родиной - Алтайским краем, его расположением на карте, природными богатствами.

Задачи:

- расширить знания детей о родном крае;

- прививать интерес к истории родного края;

- познакомить с самой крупной рекой Алтайского края – Обь;

- конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Алтайского края.

Предварительная работа: беседы о российской символике, экскурсия по городу, разучивание стихотворений о малой Родине.

Оборудование: глобус, герб Алтайского края; иллюстрации Алтайского края

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель:  Ребята у нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Повторяйте за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям (руки в стороны)

Доброе утро родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? (Да)

Предлагаю вам отправиться в путешествие. А что нам поможет в этом, вы узнаете, отгадав загадку:

На ноге стоит одной,

крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

реки, горы, океаны.

Дети: глобус.

(Воспитатель обращает внимание детей на глобус)

Воспитатель: Правильно, это глобус. Посмотрите, как много разных стран на глобусе, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)

Воспитатель: Ребята, много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что это - наша Родина! Желающие могут прочесть стихотворение о Родине.

Если скажут слово "Родина",

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной родимый двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики,

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель: Мы гордимся нашей великой страной, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. Ребята, а как называется город, в котором мы с вами живем? 

Дети: (Барнаул) 

Воспитатель: Правильно, молодцы! Город Барнаул - наша малая Родина, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Знаете, почему он так называется?

Ответы детей.

Воспитатель: А называется он так потому что, когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – "Волчье озеро".

 (в этих местах водилось много волков)

Воспитатель: Давайте найдём город Барнаул на карте.

Дети работают с картой.

Воспитатель: А теперь поиграем.

Игра  «Столица Алтайского края»

Воспитатель: Вам нужно из букв собрать  столицу Алтайского края» Какое слово у вас получилось?

Воспитатель: Скажите ребята, как называется край, в котором мы с вами живём? 

Дети: (Алтайский край)

Воспитатель: Правильно, ребята. Алтайский край - это наше родное место. В нашем крае много городов и сёл. Назовите, какие вы знаете города и сёла?

Дети называют города и сёла.

Воспитатель: У каждого края есть свой герб. Предлагаю среди этих иллюстраций, выбрать герб Алтайского края.

Дети находят герб Алтайского края.

Воспитатель: Обратите внимание, герб имеет красно-синее поле. По кругу герба изображены колосья пшеницы. Как символ сельского хозяйства.

Воспитатель: Сейчас послушаем ещё стихотворение о Родине.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете,

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки,

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете,

Есть Родина своя!

Воспитатель: Ребята, а вы любите свою малую Родину? Как вы думаете, почему наш край назвали Алтайским? 

Ответы детей.

Воспитатель: Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай?

 Я расскажу вам легенду о том, почему наш край назвали Алтайским.

«Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сёл, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озёра, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые всё время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал своё название этому краю.

И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия.

"Алтай" – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. "Алтай" – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем».

 Много лет прошло с тех пор.

Физкультминутка.

Утром рано мы встаем, (поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном, (показать руками на окно)

Он проснулся, он живет, (руки на поясе, пружинка в обе стороны)

Нас на улицу зовет.(ходьба на месте)

Мы живем, мы растем в нашем городе родном! (постепенно подняться на носки с поднятыми руками)

Воспитатель: Послушайте стихотворение "Алтай"

Алтай … Что слышу в этом слове?

В нём мягкое журчание ручья,

И синева небес у изголовья

Где воздух, чистотой своей пьяня,

В предгорья рвется на простор.

Здесь люди разные, но больше доброты,

В глазах людей у нас увидишь ты.

Быть может, есть места и красивее,

Где горы выше и зима теплее,

Но для меня нет ближе и родней

Алтайских гор, лесов, озёр, полей.

Воспитатель: Что же означает слово Алтай? 

Ответы детей: Золото.

Воспитатель: Правильно. Золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

А давайте вспомним, чем же богат наш край? 

Дети перечисляют.

Воспитатель: Когда говоришь "Алтай" – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озёра, быстрые реки.

Рассматривание иллюстраций «Чем богат Алтайский край» 

Воспитатель: Карта Алтайского края разного цвета. Как вы думаете, что означает каждый цвет?

Дети: (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки)

Воспитатель: Что означают синие извилистые линии?

Дети: реки.

Воспитатель: Обратите внимание на реки Бия и Катунь. Они берут своё начало в горах, и сливаются в одну могучую реку Обь.

 А как называется река, которая протекаетв нашем городе?

Дети: Обь.

Воспитатель: Кто знает, какая рыба водится в реках Алтая?

Ответы детей: Налим, щука, окунь, лещ, плотва, карась.

Воспитатель: А еще в них водится ценная рыба таймень, хариус.

Что означает желтый цвет на карте?

Дети: Степи.

Воспитатель: В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские степи.

 Их название произошло от слова кулун – жеребёнок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

Что означает коричневый цвет на карте?

Дети: Горы.

Воспитатель: На Алтае есть горы – это Горный Алтай.

У нас на Алтае находятся прекраснейшие горы, богатые полезными ископаемыми, золотом, медью, рудой.

Здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро. Здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора.

Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера – камнерезы.

В горах растут деревья с длинной хвоей – это кедры. В каждой кедровой шишке пригоршня орешков. Они очень полезные.

Воспитатель: Каким цветом изображены леса на карте?

Дети: зелёным.

Воспитатель: Наш Алтайский край богат лесами. В лесу живёт много зверей: белки, соболи. Соболи - "пушистое золото Алтая", они обладают очень ценным мехом.

А каких вы зверей знаете?

Дети: Лисы, зайцы, волки, ежи, медведи, лоси, рыси.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на этих животных. Как вы думаете, кто это? Дети: Олени.

Воспитатель: Это не простые олени, они называются маралами. Их специально, разводят в Горном Алтае, потому, что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.

 Вот мы и рассмотрели богатства Алтайского края.

Итог беседы.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много беседовали о нашей Родине, читали стихи, рассматривали иллюстрации.

Что же такое для вас Родина?

Ответы детей: (Россия, Алтайский край, город Барнаул наш дом, наша улица, наш детский сад)

Вспомните, что означает слово Алтай?

Назовите столицу нашего края?

Ребята, кто запомнил какая река течёт в нашем крае?

Чем богат наш край?

Какие животные живут в лесах?

Что больше всего вам понравилось?

Вот и закончилось наше путешествие, но  не закончилось изучение нашей Родины.

Дорогие ребята! Любите свой город, свою малую Родину.

Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите природу, храните обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе, тема занятия «Путешествие на остров чудес»

Автор: Перепелкина Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №68 , г. Энгельс.Цели занятия:Обобщить знания, полученные в течение года.Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать учить детей составля...

Тема недели: «Животный мир зимой» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Белый медведь»

Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: 1. Учить детей использовать свои ...

Конспект занятия по ИЗО в средней группе Тема: «Мой любимый край» (Золотые подсолнушки) (Коллективная аппликация)

Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из цветной бумаги. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать  аппликативные умения в приложении к ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема занятия: «Загадочные фигуры»

Конспект занятия по математике в подготовительной группеТема занятия: «Загадочные  фигуры»Цель : закрепить названия геометрических фигурИнтеграция образовательных областей: худож...

Конспект занятия по математики в подготовительной группе. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Закрепить названия геометрических фигур, познакомить детей со способом рисования многоугольника в тетради, упражнять в счете в пределах 10, закрепить умение составлять геометрические фигуры из счетных...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Конспект занятия по математике в подготовительной группеТема занятия: «Геометрические фигуры»...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема занятия: «Загадочные фигуры»

Данное занятие помогает закрепить знания детей о геометрических фигурах ....