Конспект Непосредственной образовательной деятельности по области познавательное развитие для детей старшей группы на тему : «Путешествие дно Онежского озера» .
план-конспект занятия (старшая группа)
Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.
Задачи:
Образовательные :
- уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах Онежского озера;
- учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём сравнения;
- совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы, правильно строить предложения;
- активировать и обогатить словарный запас (глобус, карта, батискаф, названия рыб Онежского озера);
Развивающие :
- развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно образное мышление, целостность восприятия;
Воспитательные :
- воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 267 КБ | |
| 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по области познавательное развитие для детей старшей группы на тему : «Путешествие дно Онежского озера» .
Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.
Задачи:
Образовательные :
- уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах Онежского озера;
- учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём сравнения;
- совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы, правильно строить предложения;
- активировать и обогатить словарный запас (глобус, карта, батискаф, названия рыб Онежского озера);
Развивающие :
- развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно образное мышление, целостность восприятия;
Воспитательные :
- воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Актуальность :Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми .Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» дошкольника в интересную для них тему. В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться ,изучать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, дидактические игры («Парочки», «Обитатели морей, рек, озёр, океанов»), сюжетно-ролевая игра «Подводники», индивидуальное разучивание с детьми стихов и подготовка коротких рассказов о рыбах.
Методы и приёмы:
- Словесные – чтение стихотворений и загадок, беседа, рассказы детей о рыбах;
- Наглядные – глобус, презентация, картинки разрезные, иллюстрации;
- Информационно-коммуникативный метод – диск с записью голоса Царицы Воды, диск с шумом воды, презентация;
- Здоровье сберегающий метод – прослушивание звуков природы; разминка.
Оборудование и материалы: глобус, проектор, презентация, картинка с изображением подводной лодки (батискафа) разрезанная на 10 частей с цифрами от 1 до 10, разрезные картинки рыб (туловище, хвост, голова, плавники), ракушки, водоросли из цветной бумаги, музыкальный центр, диск с записью шума воды, диск с голосом Царицы Воды.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
1.Вводная часть
Воспитатель загадывает загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус )
- Правильно, это глобус, а что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)
- Ребята, а как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
- Ребята, а что на глобусе обозначено синим цветом? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- А что обозначает зеленый цвет? (лес, трава – степи)
- А жёлтый и коричневый? (Песок - пустыни, горы)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля и что на ней находится. А находятся на ней водные просторы (океаны, моря) и материки (суша - земля).
- Посмотрите: этот материк называется Австралия, этот Африка, это Южная и Северная Америка. А это самый большой материк – Евразия.
- Ребята, а кто знает, на каком материке мы живём? (Евразия, на самом большом материке)
- Молодцы. Вы все отлично знаете.
- Кто мне скажет, как называется наша страна? (Россия) А как называется наш край, где мы живём? (Карелия)
2.Основная часть
- Ребята, давайте посмотрим на глобус и найдем наш край Карелию. (Воспитатель на глобусе показывает отметку г.Петрозаводска и обращает внимание детей на слайд, где территория Карелии показана более крупно)
Показ слайда №1-4
-В Карелии у нас тоже много озёр и рек. Какие самые большие озёра в Карелии вы знаете? (Ладожское озеро и Онежское озеро) показ слайда№5
Ребёнок 1 читает стихотворение:
Мне озёрная вода
Рада по утрам всегда
Я из озера ладошкой
Зачерпну воды немножко
Свежею своей водицей
Озеро всегда гордится
Приглашает понырять –
Невозможно отказать.
- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила на столе диск. Хотите его послушать? (Воспитатель вставляет диск с записью - музыка природы и голос царицы онежского озера):
«Дорогие, ребята, я Царица Воды Онежского озера, приглашаю, вас в своё царство, чтобы вы смогли увидеть многообразие и красоту подводного мира Онежского озера».
- Хотите отправиться в путешествие? (Да)
- Ребята, а на чём можно туда добраться? (Подводная лодка, батискаф, комета, резиновая лодка…)
- Верно, но лучше всего в такое путешествие отправится всем вместе в подводной лодке.
- Ой, подводная лодка то у меня разобрана. Поможете мне собрать её? (Дети собирают картинку подводной лодки с цифрами от 10 до 1)
- Устраивайтесь в лодке поудобнее по удобнее. (Дети выстраиваются друг за другом по номерам частей подводной лодки) Мы с вами отправляемся в подводное путешествие.
- Ребята, мы погружаемся всё ниже и ниже. Закройте глаза и послушайте звуки воды. (Звучит плеск волн , шум прибоя) Показ слайда под водой №6, затем №7.
Показ слайда Царицы воды №8
Царица Воды - Ребята, я рада вас приветствовать в своём царстве. Я покажу вам свои богатства и познакомлю с подводными обитателями.
А для этого мы пройдём через волшебный тоннель. (Дети проходят через цветные обручи и идут на ковёр «подводное царство», на ковре ракушки, растения)
Царица Воды - Посмотрите, как красиво в нашем царстве. Показ слайда с рыбами.№9
- Что вы видите?
Воспитатель
- Здесь много рыб. А что общего у всех рыб? (Рыбы живут в воде, есть плавники, хвосты, чешуя)
- Чем отличаются рыбы между собой? (Окраской, размером ,формой тела и плавников)
- Как передвигаются рыбы? (Плывут с помощью плавников и хвоста).
-Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.
- А почему рыбы могут жить только в воде? (Они не могут дышать обычным воздухом)
- Правильно, у рыб есть специальное приспособление для дыхания в воде - жабры.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а каких рыб называют хищными? (Едят других рыб)
- Да, хищные рыбы питаются другими мелкими рыбками.
- А не хищные рыбы - чем питаются? (Водораслями, стеблями подводных растений)
- Каких только удивительных рыб не водится в озёрах. Недаром говорят «Рыбы-дети воды».
Дидактическая игра «Расскажи об обитателе озера»
Воспитатель
- Ребята вы наверное устали ходить по дну озера, давайте присядем на эти разноцветные камушки (Мягкие кубики или массажные коврики).
- Сейчас я вам загадаю загадки о рыбах, а некоторые ребята из вас расскажут вам о них.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это ….(Щука)
Показ слайда № 10
Рассказ ребёнка 2: У щуки огромная пасть и острые зубы. Они являются активными хищниками. Питаются не только рыбой, но и лягушками и головастиками, может даже напасть на уток и гусей.
Воспитатель
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак корней
Поймал трёх….(окуней)
Показ слайда№ 11
Рассказ ребёнка 3: Окуня ещё называют матросом, напоминающим тельняшку весь в тёмных полосках. Питается окунь только в тёмное время дня, он очень прожорлив.
Воспитатель
Колюч, да не ёж
Кто это….(Ёрш)
Показ слайда №12
Рассказ ребёнка 4: У ерша острые, колючие плавники, которые защищают его от врагов. Ерша ещё называют морским ежом.
Воспитатель
С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это... (Лещ)
Показ слайда №13
Рассказ ребёнка 5: У леща маленькая голова по сравнению с телом. Большую часть года лещ держится стаями, питается личинками насекомых, моллюсками, червями. Крупные лещи поедают и мелких рыбок.
Воспитатель
На рыбалку я пошёл
Место классное нашёл
Да, хороший я рыбак! Что в моём садке?
(Судак)
Показ слайда№14
Рассказ ребёнка 6: Судак – типичный хищник. Питается плотвой, окунями, ершами. В июле – августе ведёт ночной образ жизни. Судак проявляет заботу о своём потомстве, долго остаётся рядом с о своей икрой, отгоняя от неё рыбу.
Воспитатель
Эй, скорей сюда, братва,
Косяком прошла она.
Ловится на червяка,
Серебром горят бока. (Плотва)
Показ слайда №15
Рассказ ребёнка 7: Серебристые чешуйки украшают тельце этой рыбки. Обычно плавает косяками, питается водорослями. Из икринок появляются мальки – рыбёшки.
Воспитатель – Вот, умнички, так много онежских рыб знаете.
- Может вспомним, как рыбки в озере живут? Кто хочет провести разминку?
Физкультминутка «Рыбка в озере жила»
(Проводит ребёнок)
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(хлопаем в ладоши вверху)
Царица Воды - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери рыбку».
Дидактическая игра «Собери рыбку».
Дети подходят к камушку. Ребёнок 7 раздаёт разрезные картинки из частей рыбы каждому ребёнку (хвост, плавники, голова, туловище). Дети собирают каждый свою рыбку и называют её. (Ёрш, плотва, лещ, окунь, судак, щука – картинки у некоторых детей повторяются)
Царица Воды - Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.
Воспитатель - Ребята, вам понравилось в рыбьем царстве?
- Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство? (Не засорять реки, не бросать в них мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки) (Слайд №16)
Царица Воды - Ребята, мне я так рада, что вы много знаете об обитателях моего царства и знаете, как их защищать. Но вам наверное уже пора возвращаться в детский сад. Вернуться к вашей подводной лодке поможет волшебный туннель. До свидания.
Воспитатель - Прошу занять места в лодке. (Слайд №17)
Звучит сигнал с подводной лодки. Лодка всплывает, слышится шум озера. (Слайд №18)
Ребята садятся на стульчики.
3 .Заключительная часть
Воспитатель - Дети, вам понравилось путешествие? (Да)
- Что вы расскажете дома родителям?
- Каких мы сегодня видели рыб на дне Онежского озера?
- Как рыбы дышат в воде?
- Чем похожи между собой рыбы?
- А чем они отличаются?
- Пойдёмте теперь нарисуем рыб, которых мы сегодня видели.
И в заключении ребёнок 8 прочтёт нам стихотворение:
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек – природе друг!
Литература:
- «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.». Волчкова В.Н., Степанова Н.В.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2008.
- «Ознакомление с природой в детском саду». Соломенникова О.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2015.
- «Природа Карелии: знай, люби, береги!». –Петрозаводск: Карелия,1992.
- «Рыболовный спорт в Карелии». Васильев В.М.; - Карелия, Петрозаводск.1973.
- «Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания». Лопатина А., Скребцова М.;-М.: (Серия «Образование и творчество»).2012.
- «Сборник домашних заданий в помощь логопедам, воспитателям и родителям. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2006.
- «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Бондаренко Т.М. – Воронеж.2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок» Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Путешествие в удивительный лес»
Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»
Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшей группы по теме «Бал русской матрешки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию по теме "Русская матрешка"...
Конспект непосредственно–образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста по теме: «Путешествие в страну Веселых овощей»
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Занятие направлено на расширение з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Путешествие в страну математических чудес»
Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.Задачи:Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.Раз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «Пришла весна – прилетели птицы».
Познавательное занятие по знакомству с окружающим миром, с приметами весны, птицами родного края....

