«По Югорским тропинкам» Практико-ориентированный, групповой, краткосрочный проект для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
проект (средняя группа)

Сиденко Юлия Викторовна

Краткая аннотация проекта.

Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике.

Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников. Проект носит комплексный характер: включает в себя исследовательски-творческую, познавательную деятельность.

Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

Структурной особенностью педагогического опыта является его реализация в форме проектной деятельности.

 Проект разработан для работы c детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет при участии родителей.

В ходе проекта его участники познакомятся с животным и растительным миром Югры, с родным краем, с малой Родиной.

Данный проект формирует экологическую грамотность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_yugorskim_tropinkam_zateyniki.docx210.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

«По Югорским тропинкам»

Практико-ориентированный, групповой, краткосрочный проект для детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Воспитатели: Сиденко Ю.В.,  

Киселева О.В.                                                                                                                                              

Пыть-Ях

 2025г.

Название проекта

  «По Югорским тропинкам»

Тип проекта

По категории участников – совместный (детско-взрослый)

По количеству участников – коллективный

По срокам реализации – краткосрочный

По целям - практико-ориентированный

Основания для разработки проекта

-  Конституция РФ;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.212 № 273-ФЗ;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020гг., принята постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),

- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года.

Актуальность

Проект разработан в связи с тем, по результатам мониторинга у воспитанников недостаточно знаний о Ханты – Мансийском автономном округе, отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера. Современные требования к системе дошкольного образования подчеркивают необходимость создания условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста патриотического воспитания, экологической культуры, развития познавательной и речевой активности, его позитивной социализации. Проект определяет конкретную образовательную ситуацию, на основе которой строится взаимодействие с родителями воспитанников – включение в образовательный процесс, возможность участия, получение удовлетворения от совместного взаимодействия.  

Цели

 - создание единого образовательного пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народов ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.

- организация методической работы по созданию условий взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, с учетом этнокультурных особенностей детей и их родителей.

Задачи

- Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа.

-  Развивать познавательную и речевую активность дошкольников в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера.

- Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, национальной культуры народов ханты, манси.

- Создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

- Повысить педагогическую компетентность родителей, для включения их в деятельность ДОУ.

Автор-составитель проекта

Сиденко Юлия Викторовна, Киселева Ольга Викторовна – воспитатели МДОАУ д/с «Белочка».

Участники проекта

 Воспитанники дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность

проектной

деятельности

Январь-февраль 2025

Этапы реализации

I этап: подготовительный

II этап: основной.

III этап: заключительный

Ожидаемые результаты

Дети:

- расширят знания о Югре, о промыслах и ремеслах, повышение интереса к окружающему миру своего края.

- расширят и обогатят словарь, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи. Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, край.

Родители:

- познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по ознакомлению с окружающим;

- родители станут активными участниками в воспитательно – образовательном процессе;

- повысят свой уровень знаний о родном крае.

Воспитатели: - создадут единое образовательное пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.

- организуют сотрудничество с семьями воспитанников;

- создадут наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установят тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьей и детским садом;

- создадут условия для исследовательской деятельности;

- повысят свой уровень знаний о родном крае;

- пополнят и разнообразят развивающую среду.

Пояснительная записка

ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, а также, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление конструктивного взаимодействия образовательной организации с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОО.

Реализация проекта «По Югорским тропинкам» предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а также делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Проект направлен:

  1. на создание единого образовательного пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.
  2. на организацию взаимодействия педагогов, родителей и детей в ходе реализации проекта,
  3. на улучшение психологического климата в группе. Это повлияет на повышение качества образовательного процесса в целом и социализацию детей на этапе завершения ими дошкольного образования.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование взаимодействия по просвещению родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников.

Краткая аннотация проекта.

Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике.

Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников. Проект носит комплексный характер: включает в себя исследовательски-творческую, познавательную деятельность.

Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

Структурной особенностью педагогического опыта является его реализация в форме проектной деятельности.

 Проект разработан для работы c детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет при участии родителей.

В ходе проекта его участники познакомятся с животным и растительным миром Югры, с родным краем, с малой Родиной.

Данный проект формирует экологическую грамотность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.

Основная часть

Актуальность

Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, людях, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

В последние годы мы столкнулись с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной и включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю своего края, познакомятся с ремеслами и промыслами народов Югры, а также с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Данный проект определяет конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями воспитанников – включение в образовательный процесс, возможность участия, получение удовлетворения от совместного взаимодействия.  Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Проблема: в процессе диагностики детей по патриотическому воспитанию   и анализа перспективного планирования по реализации регионального компонента выяснилось: - у воспитанников недостаточно знаний о Ханты – Мансийском автономном округе;

 -отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера;

- недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды и художественно - методической литературой по теме.

Гипотеза проекта: предполагается, что, познакомившись с историей нашего края, его культурой и традициями, дети с большим интересом и уважением будут относиться ко всему, что их окружает. Это позволит дошкольникам стать настоящими патриотами нашей Родины.

Цели проекта: - создание единого образовательного пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.

- организация методической работы по созданию условий взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, с учетом этнокультурных особенностей детей и их родителей.

Задачи проекта: - сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа;

- развивать познавательную и речевую активность дошкольников в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера;

- расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, национальной культуры народов ханты, манси;

- создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- повышение педагогической компетентности родителей, способствующее включению их в деятельность ДОУ.

Принципы работы по проекту:

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование навыков общения, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • Принцип вариативности – использование различных организованных форм работы с учетом предпочтения детей и особенностей развивающей среды группы.
  • Принцип индивидуализации – предполагает индивидуальный подход к ребенку, с учетом его потребностей, индивидуальных возможностей, а также с учетом его этнокультурных особенностей.
  • Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации, используемой в работе.
  • Принцип партнерства - преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, вовлечении родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Формы работы с детьми: Работа с детьми проводится   по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. Система работы по проекту построена на основе взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) с детьми и ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка, поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Основные направления работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность ребенка.

Вид проекта: информационно – творческий, групповой. 

Срок реализации проекта: январь-февраль 2025г.

Партнеры проекта: воспитатели, дети, родители.

Целевая аудитория – проект предназначен для детей дошкольного возраста (4-5 лет) и может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Основное содержание проекта. Вид проекта: информационно – творческий, групповой, краткосрочный. 

Срок реализации проекта: январь – февраль 2025г.

Партнеры проекта: воспитатели, дети, родители группы «Затейники».

Целевая аудитория – проект предназначен для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Методы и приемы:

-Наглядный:

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея.

Практический:

• Чтение сказок;

• Рассматривание картинок, мультфильмов, иллюстраций;

• Подвижные игры;

• Обсуждение ситуаций;

• Подвижные игры;

• Дидактические игры;

• Просмотр мультимедийных презентаций;

• Экскурсии в музей.

Все вышеперечисленные формы работы и методы и приемы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.

Этапы реализации проекта

Срок реализации проекта: январь-февраль 2025г.

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

  1. Постановка цели и задач проекта, определение актуальности и значимости проекта;
  2. Разработка перспективного плана реализации проекта;
  3. Подбор методической литературы для реализации проекта;
  4. Определение уровня знаний детей по теме проекта;
  5. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин;
  6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

2 этап – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Форма организации:

  1. Рассматривание картин о Югре и беседы по их содержанию;
  2. Ознакомление детей с художественной литературой;
  3. Организация с детьми сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме проекта;
  4. Организация с детьми дидактических, словесных, настольно-печатных игр по закреплению полученных знаний о Югре;
  5. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  6. Проведение мероприятий с детьми (ООД, беседы);
  7. Беседы с детьми с использованием мультимедийных средств обучения;
  8. Художественная деятельность с детьми на заданную тему;
  9. Организация совместной деятельности детей и родителей (развлечения, «Клубные часы», мастер-классы, семинары-практикумы;
  10. Консультирование родителей: «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси», словарь терминов «Азбука Югры»;
  11. Организация развивающей среды для самостоятельной игровой и художественной деятельности. Оформление мини музея «Куклы Севера».

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

 Форма организации:

  1. Подготовка презентации: «Реализация проекта «По Югорским тропинкам»;
  2. Представление продуктов деятельности проекта (детское творчество «По Югорским тропинкам», проекты семей, Мини-музей «Куклы народов Севера», картотека игр народов Севера).
  3. Анализ и сравнение уровня сформированности полученных знаний и умений детей по теме проекта. (Приложение 2)
  4. Анкетирование родителей. (Приложение 1)
  5. Итоговое мероприятие «Традиции и культура народов ханты и манси». (Приложение 3)
  6. Мастер -класс куклы ханты. (Приложение 4)

Перспективный план мероприятий по проекту

«По Югорским тропинкам»

М-ц

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

- беседа с детьми «Кто заботится о нашей природе?»;

- просмотр презентации «Моя Югра»;

- подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат»;

- чтение рассказов     В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника»);

- опыт «Медведь – сладкоежка»;

- игры «Нумас-Юнт»

-оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

- консультация: «Мы живем в Югре»;

- подбор литературы для детей и родителей по ознакомлению с народным фольклором, бытом традициями;

- привлечение родителей к изготовлению мини проектов о промыслах и ремеслах народов ханты и манси.

- развлечение «Медвежьи игрища». Цель: расширение знания родителей и детей о Югре, повышение интереса к национальной культуре коренных народов, через знакомство с главным охотничьим праздником (совместное мероприятие)

- мастер-класс «Изготовление куклы - дерева, ягодки» (совместное мероприятие)

 - беседа «Растительный мир тайги»;

- дидактическая игра «Чьи следы»;

- разучивание подвижных игр ханты и манси;

- аппликация «Дары Югры»;

- просмотр презентации «Промыслы Ханты и Манси»;

- чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ»;

- Заучивание пословиц и поговорок.

- привлечение родителей к пополнению центра «Мой край – Югра»;

- консультация «Мир зверей и птиц Югорского края»;

- изготовление атрибутов к подвижным играм;

- «Семинар – практикум - изготовление лэпбука» (родители делятся опытом и знаниями);

- привлечение родителей к изготовлению лэпбука «Мой край – Югра».

- ООД «Я – югорчанин»;

- беседа «Жизнь и быт коренных народов»;

- рисование животных, ягод, грибов по трафаретам;

- раскраски «Национальные костюмы наших народов»;

- опыт «Как устроены перья у птиц»;

-дидактическая игра «Назови ласково»;

- рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края»;

- опыт «Почему заяц зимой белый?»

- сюжетно-ролевая игра «На рыбалке»;

- раскраски промыслы Югры;

- подвижная игра «Рыбаки и рыбки»;

- ознакомление детей с речными обитателями озёр и рек ХМАО.

- Проведение регионального урока «Водно-болотные угодья», который состоится на территории регионов Обь-Иртышского бассейна с 10 по 28 февраля 2025 года.

Организатор:

Региональное молодежное общественное экологическое движение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Третья планета от Солнца» при поддержке Фонда Президентских грантов.

Цель урока: Изучение болотного ландшафта как гидрологического объекта.

Задачи:

1. Расширить представления о болотах как природном комплексе.

2. Сформировать знания учащихся о типах болот и причинах их образования.

3. Выяснить особенности размещения болот на территории Обь-Иртышья.

- привлечение родителей к изготовлению лэпбука «Россия»;

- составление рассказов, «Мои родители работают в Югре»;

- консультация «Орнаменты ханты и манси»;

- изготовление атрибутов к подвижным играм и создание мини музея «куклы Севера».

- беседы с детьми «Я - житель севера»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО;

- чтение хантыйской сказки «Мышка»;

- конструирование чума из счетных палочек;

- сюжетно-ролевая игра «Стойбище оленеводов»;

- подвижная игра «Перетяни канат»;

 - опыт «Почему белка меняет шубку зимой?»

-привлечение родителей к изготовлению энциклопедии «Речные обитатели озёр и рек ХМАО»;

- привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- консультация «Праздники народов ханты и манси»;

- собрание (представление опыта родителей по изготовлению лэпбука).

- итоговое мероприятие «Традиции и культура народов ханты и манси» (совместное мероприятие).

Ресурсы проекта:

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- наборы предметных картинок: «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.

Ожидаемые результаты. Дети:

Образовательная область «Познание»: дети познакомятся ближе с краем Югра, с культурой местного населения ханты и манси, профессиями взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, узнают о промыслах и ремеслах народов Севера, повысят интерес к окружающему миру своего края.

- вовлечение родителей в воспитательное - образовательный процесс; Образовательная область «Коммуникация»: расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, край.

Родители: - родители станут активными участниками в воспитательно – образовательном процессе;

- познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по ознакомлению с окружающим;

- повысят свой уровень знаний о родном крае.

Воспитатели: - создадут единое образовательное пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.

- организуют сотрудничество с семьями воспитанников;

- создадут наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установят тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьей и детским садом;

- создадут условия для исследовательской деятельности;

- повысят свой уровень знаний о родном крае;

- пополнят и разнообразят развивающую среду.

Продукты проекта

  • создание мини-музея «Куклы народов Севера» (Гусейнов Т. – кукла в наряде ханты, Оруджев Эмин – кукла Акынь, чум, куклы дерево, ягоды);
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера;
  • Консультации для родителей;
  • Мини проекты «Промыслы и ремёсла народов Ханты и Манси», «Ягоды нашего края», «Птицы нашего края» (Акбиева Д., Пшеничная Н, Чаущак В.);
  • Павлинова М. - энциклопедия «Речные обитатели озёр и рек ХМАО»;
  • Шкуратова А.– лэпбук «Мой край – Югра»
  • Альбом «Моя Югра»
  • альбом «Я живу в Югре»;
  • выставки детского творчества;

Внедрение результатов проекта:

  • трансляция опыта работы по проекту среди коллег;
  • мультимедийная презентация результатов проектной деятельности;
  • публикация в методических журналах, на образовательных сайтах в сети интернет;
  • внедрение проекта в работу ДОУ на муниципальном уровне и выше.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Работа над реализацией проекта длилась с января по февраль учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Мониторинг

С целью выявления уровня развития детей по нравственно-патриотическому воспитанию, проводился мониторинг по методике Сакавичене О.В., в начале проекта и конце проекта. Методы мониторинга: наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни, анализ продуктов детской деятельности, беседы, игровые ситуации, что соответствует требованиям ФГОС ДО. (Приложение 2)

По данным мониторинга, прослеживается положительная динамика уровня развития детей группы «Затейники» (4-5 лет) по нравственно-патриотическому воспитанию.  

Заключение

На основе полученных положительных результатов диагностики детей можно утверждать, что гипотеза данного проекта подтверждена.

В ходе реализации проекта воспитанники, имеют представление о животном и растительном мире родного края, знают об их образе жизни. Познакомились с культурой и образам жизни ханты и манси. Дети применяют полученные знания, умения, навыки во всех видах деятельности. Проект заинтересовал детей и родителей, пробудил уважение и любовь к родному краю, интерес к культуре коренных народов ХМАО – Югры ханты и манси.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
  2. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  4. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  5. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  6. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  7. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  8. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010

Приложение 1

Анкета для родителей «Что такое патриотическое воспитание»

  1. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гражданин», «патриотическое воспитание?»
  2. Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать патриотическое воспитание с дошкольного возраста?
  3. Достаточно ли хорошо Вы знаете историю города, края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
  4. Интересуетесь ли Вы культурой и историей родного города, края?
  5. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки города Пыть-Ях? Если нет, то почему?
  6. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры?
  7. Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к истории родного города, края?

Приложение 2

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников по методике Сакавичене О.В., группа «Затейники» (4-5 лет)

Фамилия, имя ребенка

Мир природы

Мир человека

Начало проекта

Конец проекта

Называет растения, умеет определять их по листьям (4-5)

Знает растения, произрастающие на Севере (5-6)

Знает и называет диких и домашних животных (5-6)

Знает об условиях жизни диких животных в разных природных условиях

Знает животных, обитающих на Севере (5-6)

Определяет целостности (лес, озеро, болото)

Имеет представление о детенышах диких и домашних животных

Имеет конкретные представления о сезонных явлениях природы

Имеет представления об окружающем мире (распорядок дня, смена частей суток, времен года)

Знает карту и умеет показать на ней столицу, родной город

Знает название страны

Знает название округа

Называет главный город - Москва

Называет символы государства

Показывает символы России

Показывает символы родного города

Называет планеты солнечной системы

Знает профессии (5-6).  Имеет представление о трудовых действиях

Имеет представление о профессиях нефтяника и газовика

Имеет представление о жизни и быте коренных народов Севера (одежда, жилище, труд)

Знает виды транспорта (5-6)

Сводная таблица мониторинга нравственно-патриотического воспитания дошкольников по методике Сакавичене О.В., группа «Затейники» (4-5 лет)

Начало проекта

Конец проекта

В-2-8%

С-10-42%

Н-12-50%

В-11-46%

С-13-54%

Н-0

        Диаграмма мониторинга нравственно-патриотического воспитания дошкольников по методике Сакавичене О.В., группа «Затейники» (4-5 лет)

____________________                                      _________________

        подпись                                                                                            расшифровка подписи

 

                                                                                                             «_____»__

Приложение 3

Итоговое мероприятие «Традиции и культура народов ханты и манси».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. Национальные поэты. Их произведения.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.
Предварительная работа: знакомство с праздниками народов ханты и манси: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода".

Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание танца охотники. Чтение сказок Таисии Чучелиной «Сказки Югры».        
Материал: хантыйские костюмы, лук, маска медведя, хантыйские узоры палка, фотографии национальной одежды, чума, священного медведя в юрте, упряжки северных олений.        
Оборудование: цветная бумага, силуэт хантыйской девочки и мальчика, пластилин фломастеры.
Участники: группа детей.        

Ход ООД


Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?        
Дети: мы живем в России.        
Воспитатель: В каком городе?        
Дети: В городе Пыть-Ях.        
Воспитатель: где находиться наш город?        
Дети: В ХАНТЫМАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА.
Воспитатель: Кто коренные жители ХМАО - Югра?        
Дети: Ханты и манси.        
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами вспомним традиции народов ханты и манси. Вспомним праздники, которые являются традиционными. Как и у всех народов, у хантов и манси свои традиции.  И конечно же есть священное животное. Какое это животное?
Дети: Медведь.        
Воспитатель: как называется праздник, посвященный этому животному?        
Дети: "Медвежий праздник".        
Воспитатель: В какое время года его празднуют?        
Дети: Осенью.        
Воспитатель: после, какого события ханты устраивают праздник?        
Дети: после охоты на медведя.        
Воспитатель: где устраивают праздник?        
Дети: Охотник который добыл медведя в своем чуме устраивает праздник.
Воспитатель: С головой и шкурой медведя, что делает охотник?
Дети: для неё предназначается самое почётное место в юрте. Голову медведя украшают лентами бисером, даже вешают серёжки, а на глаза кладут монеты.

Воспитатель: А что ещё делают ханты?        
Дети: они кладут перед головой медведя угощения. Конфеты, печенье, мясо, рыбу.

Воспитатель: что делают гости прежде, чем занять свое место?        
Дети: подходят к медведю и кланяются ему.

Воспитатель: часто показывают кукольные представления или театрализованное.

В театрализованном охотники надевают маски из бересты и начинается представление. В котором рассказывается какая -нибудь история. А дети покажут вам танец охотников. В этом танце танцующие передают ловкость охотников. Их внимательность. Как они выслеживаю добычу и добывают её.

Танец охотников.        
Воспитатель:
 Этот праздник празднуют несколько дней. Он проходит очень весело. А мясо медведя съедают в последний день. Вы все знаете, что весна у нас бурная. Началом весны считается время, когда начинают прилетать птицы.  Ну и, конечно, солнце начинает греть сильнее.  Вот как об этом написал известный северный поэт.         
Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Даруй нам свет и тепло,

Красное солнце наше

Весна, весна – Ворнэ

Приди весна с радостью,

С доброй радостью, с великой милостью.


Воспитатель: ребята, а какая птица по мнению ханты и манси пробуждает природу после долгой зимы?        
Дети: Ворона.        
Воспитатель: Правильно. Своим криком она пробуждает природу. А вы знаете, что ворона является покровительницей женщин и детей. И конечно же в честь этой птицы тоже есть праздник. Как Он называется?        
Дети: "Вороний день"        .
Воспитатель: в этот день женщины на священном месте в стойбище – арашкан (место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?        
Дети: у сосны.        
Воспитатель: для чего они там собирались?        
Дети: на сосну привязывали цветные тряпочки, ленточки.        
Воспитатель: зачем они это делали?        
Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.
Воспитатель: чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?
Дети: пели и плясали.        
Воспитатель: мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.        
П/и "Хейро".        
Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?

Дети: "День оленевода".

Воспитатель: правильно, этот праздник отмечают недавно — это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Воспитатель: А как они это определяют? Дети: они устраивают соревнования. Воспитатель: Какие? Дети: Самое главное соревнование — это гонки на оленьих упряжках. Воспитатель: как называется человек, который управляет оленями. Дети: Каюр.

Воспитатель: Какой приз получает победитель? Дети: Буран.

Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике? Дети: Прыжки через нарты.        
Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание — это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.
"
Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.        
А сейчас устоим еще одно соревнование — это "
Хват без перехвата".
Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.
Воспитатель: вот так весело и задорно отмечают праздники, отмечают ханты и манси.
на праздник все одевают самые лучшие одежды.  Как называется одежда мужчин?

Дети: «Малица»

Восп-ль: А женская одежда?

Дети: «Ягушка».

Воспитатель: чем отличается малица от ягушки?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.
Воспитатель: чем украшали ягушку?

Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты на одежде народов ханты и манси не только для красоты. Она может рассказать о тайге о животных тайги. У каждого орнамента есть своё название.  Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам.


Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать ворону, которая прилетела на праздник «Вороний день», и не просто ворону, а в хантыйском наряде.

Приложение 4

Мастер -класс куклы ханты.

- Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром

-Сегодня мы с вами поздоровались на хантыйском языке, так как наш мастер-класс будет связан с хантыйской культурой, что является частью нашего проекта по патриотическому воспитанию - «По Югорским тропинкам».

- Сегодня, в рамках нашего проекта, мы бы хотели познакомить вас с традиционной хантыйской куклой.

- Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом, куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой.

По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются - одежда остаётся.

- Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими-либо элементами человеческой одежды, например платком.

- Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты – «куклы-люди», к которым относится всем известная кукла Акань, а также «куклы – растения», о которых мы и хотели бы сегодня рассказать.

- К «куклам-растениям» относятся «куклы-шишки». Они изготавливаются из сосновых или кедровых шишек. Они представляются духами-покровителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей. 

- Так же существует «кукла-дерево».

 Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол - наличие длинных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.        
        В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

- Еще одна категория «кукол-растений» — это «куклы-ягоды».

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.
      Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки. 

- «Куклы-растения» служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком, стоит какой - то дух, который может повлиять на его судьбу.

-Мы предлагаем вам изготовить куклу-березку.

Для этого нам понадобится:

1)квадрат белой ткани;

2)иголка;

3)нитки – черная и зеленая;

4)прямоугольную картонку;

5) ножницы.

Ход работы:

  1. Начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине.
  2. Свернули, теперь сгибаем пополам.
  3. Затем сшиваем иглой с черной ниткой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.
  4. Оставшейся чёрной ниткой добавить текстуру, делаем стежки по стволу.
  5. Теперь наматываем нитки зеленого цвета на картонку вдоль.
  6. С одной стороны, запускаем иглу и продеваем нитку.
  7. Затем завязываем нитку так, чтобы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.
  8. Обрезаем нитки с противоположной стороны.
  9. Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой, которой связывали их, к макушке деревца

 И куколка-берёзка готова!

-Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен. 

Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.

-Спасибо за внимание!        





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект для детей дошкольного возраста "Герб семьи"

Название проекта «Герб семьи»База проекта:  МАДОУ «Детский сад № 216«Кораблик детства» г. КраснодарАвтор проекта : Крапивкина Оксана Анатольевна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: творчес...

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

Презентация краткосрочного проекта для старшего дошкольного возраста " Добро и зло в русских народных сказках".

       Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, пос...

Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы№12 по теме ««Дети за мир на земле!»».

Актуальность проекта: Мы все знаем , что война приносит горе и разрушения .В этот день 21 сентября все страны должны приостановить войну. Люди должны помнить о том , что надо жить без конфликтов...

Групповая консультация "Методы воспитания детей дошкольного возраста"

Многие родители задаются вопросом: «Как правильно воспитать своего ребёнка?». В данной консультации родители найдут ответ на этот вопрос....

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет «Наши пернатые друзья»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет«Наши пернатые друзья»Актуальность: в современных условиях проблема экологического в...

Краткосрочный познавательно- творческий проект для детей дошкольного возраста «Чехов –детям»

Краткосрочный познавательно- творческий проект для детей дошкольного возраста «Чехов –детям»Цель: Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова.Задачи:-Расширить и уто...