«По Югорским тропинкам» Практико-ориентированный, групповой, краткосрочный проект для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
проект (средняя группа)
Краткая аннотация проекта.
Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике.
Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников. Проект носит комплексный характер: включает в себя исследовательски-творческую, познавательную деятельность.
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
Структурной особенностью педагогического опыта является его реализация в форме проектной деятельности.
Проект разработан для работы c детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет при участии родителей.
В ходе проекта его участники познакомятся с животным и растительным миром Югры, с родным краем, с малой Родиной.
Данный проект формирует экологическую грамотность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 210.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
«По Югорским тропинкам»
Практико-ориентированный, групповой, краткосрочный проект для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Воспитатели: Сиденко Ю.В.,
Киселева О.В.
Пыть-Ях
2025г.
Название проекта | «По Югорским тропинкам» |
Тип проекта | По категории участников – совместный (детско-взрослый) По количеству участников – коллективный По срокам реализации – краткосрочный По целям - практико-ориентированный |
Основания для разработки проекта | - Конституция РФ; - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.212 № 273-ФЗ; - Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020гг., принята постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), - Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года. |
Актуальность | Проект разработан в связи с тем, по результатам мониторинга у воспитанников недостаточно знаний о Ханты – Мансийском автономном округе, отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера. Современные требования к системе дошкольного образования подчеркивают необходимость создания условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста патриотического воспитания, экологической культуры, развития познавательной и речевой активности, его позитивной социализации. Проект определяет конкретную образовательную ситуацию, на основе которой строится взаимодействие с родителями воспитанников – включение в образовательный процесс, возможность участия, получение удовлетворения от совместного взаимодействия. |
Цели | - создание единого образовательного пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народов ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей. - организация методической работы по созданию условий взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, с учетом этнокультурных особенностей детей и их родителей. |
Задачи | - Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа. - Развивать познавательную и речевую активность дошкольников в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера. - Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, национальной культуры народов ханты, манси. - Создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. - Повысить педагогическую компетентность родителей, для включения их в деятельность ДОУ. |
Автор-составитель проекта | Сиденко Юлия Викторовна, Киселева Ольга Викторовна – воспитатели МДОАУ д/с «Белочка». |
Участники проекта | Воспитанники дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников. |
Продолжительность проектной деятельности | Январь-февраль 2025 |
Этапы реализации | I этап: подготовительный II этап: основной. III этап: заключительный |
Ожидаемые результаты | Дети: - расширят знания о Югре, о промыслах и ремеслах, повышение интереса к окружающему миру своего края. - расширят и обогатят словарь, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи. Дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, край. Родители: - познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по ознакомлению с окружающим; - родители станут активными участниками в воспитательно – образовательном процессе; - повысят свой уровень знаний о родном крае. Воспитатели: - создадут единое образовательное пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей. - организуют сотрудничество с семьями воспитанников; - создадут наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установят тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьей и детским садом; - создадут условия для исследовательской деятельности; - повысят свой уровень знаний о родном крае; - пополнят и разнообразят развивающую среду. |
Пояснительная записка
ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, а также, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление конструктивного взаимодействия образовательной организации с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОО.
Реализация проекта «По Югорским тропинкам» предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а также делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.
Проект направлен:
- на создание единого образовательного пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.
- на организацию взаимодействия педагогов, родителей и детей в ходе реализации проекта,
- на улучшение психологического климата в группе. Это повлияет на повышение качества образовательного процесса в целом и социализацию детей на этапе завершения ими дошкольного образования.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование взаимодействия по просвещению родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников.
Краткая аннотация проекта.
Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике.
Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников. Проект носит комплексный характер: включает в себя исследовательски-творческую, познавательную деятельность.
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
Структурной особенностью педагогического опыта является его реализация в форме проектной деятельности.
Проект разработан для работы c детьми дошкольного возраста от 4 до 5 лет при участии родителей.
В ходе проекта его участники познакомятся с животным и растительным миром Югры, с родным краем, с малой Родиной.
Данный проект формирует экологическую грамотность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности.
Основная часть
Актуальность
Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, людях, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
В последние годы мы столкнулись с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной и включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю своего края, познакомятся с ремеслами и промыслами народов Югры, а также с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.
Данный проект определяет конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями воспитанников – включение в образовательный процесс, возможность участия, получение удовлетворения от совместного взаимодействия. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Проблема: в процессе диагностики детей по патриотическому воспитанию и анализа перспективного планирования по реализации регионального компонента выяснилось: - у воспитанников недостаточно знаний о Ханты – Мансийском автономном округе;
-отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера;
- недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды и художественно - методической литературой по теме.
Гипотеза проекта: предполагается, что, познакомившись с историей нашего края, его культурой и традициями, дети с большим интересом и уважением будут относиться ко всему, что их окружает. Это позволит дошкольникам стать настоящими патриотами нашей Родины.
Цели проекта: - создание единого образовательного пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.
- организация методической работы по созданию условий взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, с учетом этнокультурных особенностей детей и их родителей.
Задачи проекта: - сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу, культурному наследию своего округа;
- развивать познавательную и речевую активность дошкольников в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера;
- расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, национальной культуры народов ханты, манси;
- создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- повышение педагогической компетентности родителей, способствующее включению их в деятельность ДОУ.
Принципы работы по проекту:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование навыков общения, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- Принцип вариативности – использование различных организованных форм работы с учетом предпочтения детей и особенностей развивающей среды группы.
- Принцип индивидуализации – предполагает индивидуальный подход к ребенку, с учетом его потребностей, индивидуальных возможностей, а также с учетом его этнокультурных особенностей.
- Принцип доступности – предполагает оптимальный для усвоения объем информации, используемой в работе.
- Принцип партнерства - преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, вовлечении родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Формы работы с детьми: Работа с детьми проводится по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. Система работы по проекту построена на основе взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) с детьми и ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка, поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Основные направления работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность ребенка.
Вид проекта: информационно – творческий, групповой.
Срок реализации проекта: январь-февраль 2025г.
Партнеры проекта: воспитатели, дети, родители.
Целевая аудитория – проект предназначен для детей дошкольного возраста (4-5 лет) и может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.
Основное содержание проекта. Вид проекта: информационно – творческий, групповой, краткосрочный.
Срок реализации проекта: январь – февраль 2025г.
Партнеры проекта: воспитатели, дети, родители группы «Затейники».
Целевая аудитория – проект предназначен для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.
Методы и приемы:
-Наглядный:
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея.
Практический:
• Чтение сказок;
• Рассматривание картинок, мультфильмов, иллюстраций;
• Подвижные игры;
• Обсуждение ситуаций;
• Подвижные игры;
• Дидактические игры;
• Просмотр мультимедийных презентаций;
• Экскурсии в музей.
Все вышеперечисленные формы работы и методы и приемы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.
Этапы реализации проекта
Срок реализации проекта: январь-февраль 2025г.
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
- Постановка цели и задач проекта, определение актуальности и значимости проекта;
- Разработка перспективного плана реализации проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Определение уровня знаний детей по теме проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
2 этап – ОСНОВНОЙ
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Форма организации:
- Рассматривание картин о Югре и беседы по их содержанию;
- Ознакомление детей с художественной литературой;
- Организация с детьми сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме проекта;
- Организация с детьми дидактических, словесных, настольно-печатных игр по закреплению полученных знаний о Югре;
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- Проведение мероприятий с детьми (ООД, беседы);
- Беседы с детьми с использованием мультимедийных средств обучения;
- Художественная деятельность с детьми на заданную тему;
- Организация совместной деятельности детей и родителей (развлечения, «Клубные часы», мастер-классы, семинары-практикумы;
- Консультирование родителей: «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси», словарь терминов «Азбука Югры»;
- Организация развивающей среды для самостоятельной игровой и художественной деятельности. Оформление мини музея «Куклы Севера».
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: анализ результатов проектной деятельности.
Форма организации:
- Подготовка презентации: «Реализация проекта «По Югорским тропинкам»;
- Представление продуктов деятельности проекта (детское творчество «По Югорским тропинкам», проекты семей, Мини-музей «Куклы народов Севера», картотека игр народов Севера).
- Анализ и сравнение уровня сформированности полученных знаний и умений детей по теме проекта. (Приложение 2)
- Анкетирование родителей. (Приложение 1)
- Итоговое мероприятие «Традиции и культура народов ханты и манси». (Приложение 3)
- Мастер -класс куклы ханты. (Приложение 4)
Перспективный план мероприятий по проекту
«По Югорским тропинкам»
М-ц | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями |
- беседа с детьми «Кто заботится о нашей природе?»; - просмотр презентации «Моя Югра»; - подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат»; - чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника»); - опыт «Медведь – сладкоежка»; - игры «Нумас-Юнт» | -оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»; - консультация: «Мы живем в Югре»; - подбор литературы для детей и родителей по ознакомлению с народным фольклором, бытом традициями; - привлечение родителей к изготовлению мини проектов о промыслах и ремеслах народов ханты и манси. | |
- развлечение «Медвежьи игрища». Цель: расширение знания родителей и детей о Югре, повышение интереса к национальной культуре коренных народов, через знакомство с главным охотничьим праздником (совместное мероприятие) | ||
- мастер-класс «Изготовление куклы - дерева, ягодки» (совместное мероприятие) | ||
- беседа «Растительный мир тайги»; - дидактическая игра «Чьи следы»; - разучивание подвижных игр ханты и манси; - аппликация «Дары Югры»; - просмотр презентации «Промыслы Ханты и Манси»; - чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ»; - Заучивание пословиц и поговорок. | - привлечение родителей к пополнению центра «Мой край – Югра»; - консультация «Мир зверей и птиц Югорского края»; - изготовление атрибутов к подвижным играм; - «Семинар – практикум - изготовление лэпбука» (родители делятся опытом и знаниями); - привлечение родителей к изготовлению лэпбука «Мой край – Югра». | |
- ООД «Я – югорчанин»; - беседа «Жизнь и быт коренных народов»; - рисование животных, ягод, грибов по трафаретам; - раскраски «Национальные костюмы наших народов»; - опыт «Как устроены перья у птиц»; -дидактическая игра «Назови ласково»; - рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края»; - опыт «Почему заяц зимой белый?» - сюжетно-ролевая игра «На рыбалке»; - раскраски промыслы Югры; - подвижная игра «Рыбаки и рыбки»; - ознакомление детей с речными обитателями озёр и рек ХМАО. - Проведение регионального урока «Водно-болотные угодья», который состоится на территории регионов Обь-Иртышского бассейна с 10 по 28 февраля 2025 года. Организатор: Региональное молодежное общественное экологическое движение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Третья планета от Солнца» при поддержке Фонда Президентских грантов. Цель урока: Изучение болотного ландшафта как гидрологического объекта. Задачи: 1. Расширить представления о болотах как природном комплексе. 2. Сформировать знания учащихся о типах болот и причинах их образования. 3. Выяснить особенности размещения болот на территории Обь-Иртышья. | - привлечение родителей к изготовлению лэпбука «Россия»; - составление рассказов, «Мои родители работают в Югре»; - консультация «Орнаменты ханты и манси»; - изготовление атрибутов к подвижным играм и создание мини музея «куклы Севера». | |
- беседы с детьми «Я - житель севера»; - рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО; - чтение хантыйской сказки «Мышка»; - конструирование чума из счетных палочек; - сюжетно-ролевая игра «Стойбище оленеводов»; - подвижная игра «Перетяни канат»; - опыт «Почему белка меняет шубку зимой?» | -привлечение родителей к изготовлению энциклопедии «Речные обитатели озёр и рек ХМАО»; - привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр; - консультация «Праздники народов ханты и манси»; - собрание (представление опыта родителей по изготовлению лэпбука). | |
- итоговое мероприятие «Традиции и культура народов ханты и манси» (совместное мероприятие). | ||
Ресурсы проекта:
Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.
Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер.
- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.
- фонотека музыкальных произведений;
- наборы предметных картинок: «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.
- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.
Ожидаемые результаты. Дети:
Образовательная область «Познание»: дети познакомятся ближе с краем Югра, с культурой местного населения ханты и манси, профессиями взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира, узнают о промыслах и ремеслах народов Севера, повысят интерес к окружающему миру своего края.
- вовлечение родителей в воспитательное - образовательный процесс; Образовательная область «Коммуникация»: расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
Образовательная область «Художественное творчество»: дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Образовательная область «Социализация»: дети будут испытывать чувство гордости за своих родителей, край.
Родители: - родители станут активными участниками в воспитательно – образовательном процессе;
- познакомятся с разнообразными формами работы в детском саду по ознакомлению с окружающим;
- повысят свой уровень знаний о родном крае.
Воспитатели: - создадут единое образовательное пространства для формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, промыслах и ремеслах народа ХМАО – Югры, развития познавательной и речевой активности детей.
- организуют сотрудничество с семьями воспитанников;
- создадут наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установят тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьей и детским садом;
- создадут условия для исследовательской деятельности;
- повысят свой уровень знаний о родном крае;
- пополнят и разнообразят развивающую среду.
Продукты проекта
- создание мини-музея «Куклы народов Севера» (Гусейнов Т. – кукла в наряде ханты, Оруджев Эмин – кукла Акынь, чум, куклы дерево, ягоды);
- Картотека подвижных игр коренных народов Севера;
- Консультации для родителей;
- Мини проекты «Промыслы и ремёсла народов Ханты и Манси», «Ягоды нашего края», «Птицы нашего края» (Акбиева Д., Пшеничная Н, Чаущак В.);
- Павлинова М. - энциклопедия «Речные обитатели озёр и рек ХМАО»;
- Шкуратова А.– лэпбук «Мой край – Югра»
- Альбом «Моя Югра»
- альбом «Я живу в Югре»;
- выставки детского творчества;
Внедрение результатов проекта:
- трансляция опыта работы по проекту среди коллег;
- мультимедийная презентация результатов проектной деятельности;
- публикация в методических журналах, на образовательных сайтах в сети интернет;
- внедрение проекта в работу ДОУ на муниципальном уровне и выше.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Работа над реализацией проекта длилась с января по февраль учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.
Мониторинг
С целью выявления уровня развития детей по нравственно-патриотическому воспитанию, проводился мониторинг по методике Сакавичене О.В., в начале проекта и конце проекта. Методы мониторинга: наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни, анализ продуктов детской деятельности, беседы, игровые ситуации, что соответствует требованиям ФГОС ДО. (Приложение 2)
По данным мониторинга, прослеживается положительная динамика уровня развития детей группы «Затейники» (4-5 лет) по нравственно-патриотическому воспитанию.
Заключение
На основе полученных положительных результатов диагностики детей можно утверждать, что гипотеза данного проекта подтверждена.
В ходе реализации проекта воспитанники, имеют представление о животном и растительном мире родного края, знают об их образе жизни. Познакомились с культурой и образам жизни ханты и манси. Дети применяют полученные знания, умения, навыки во всех видах деятельности. Проект заинтересовал детей и родителей, пробудил уважение и любовь к родному краю, интерес к культуре коренных народов ХМАО – Югры ханты и манси.
Литература:
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
- Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
- Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
- Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
- Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
- Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
Приложение 1
Анкета для родителей «Что такое патриотическое воспитание»
- Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гражданин», «патриотическое воспитание?»
- Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать патриотическое воспитание с дошкольного возраста?
- Достаточно ли хорошо Вы знаете историю города, края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
- Интересуетесь ли Вы культурой и историей родного города, края?
- Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки города Пыть-Ях? Если нет, то почему?
- Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры?
- Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к истории родного города, края?
Приложение 2
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников по методике Сакавичене О.В., группа «Затейники» (4-5 лет)
№ | Фамилия, имя ребенка | Мир природы | Мир человека | Начало проекта | Конец проекта | |||||||||||||||||||
Называет растения, умеет определять их по листьям (4-5) | Знает растения, произрастающие на Севере (5-6) | Знает и называет диких и домашних животных (5-6) | Знает об условиях жизни диких животных в разных природных условиях | Знает животных, обитающих на Севере (5-6) | Определяет целостности (лес, озеро, болото) | Имеет представление о детенышах диких и домашних животных | Имеет конкретные представления о сезонных явлениях природы | Имеет представления об окружающем мире (распорядок дня, смена частей суток, времен года) | Знает карту и умеет показать на ней столицу, родной город | Знает название страны | Знает название округа | Называет главный город - Москва | Называет символы государства | Показывает символы России | Показывает символы родного города | Называет планеты солнечной системы | Знает профессии (5-6). Имеет представление о трудовых действиях | Имеет представление о профессиях нефтяника и газовика | Имеет представление о жизни и быте коренных народов Севера (одежда, жилище, труд) | Знает виды транспорта (5-6) | ||||
Сводная таблица мониторинга нравственно-патриотического воспитания дошкольников по методике Сакавичене О.В., группа «Затейники» (4-5 лет)
Начало проекта | Конец проекта |
В-2-8% С-10-42% Н-12-50% | В-11-46% С-13-54% Н-0 |
Диаграмма мониторинга нравственно-патриотического воспитания дошкольников по методике Сакавичене О.В., группа «Затейники» (4-5 лет)
____________________ _________________
подпись расшифровка подписи
«_____»__
Приложение 3
Итоговое мероприятие «Традиции и культура народов ханты и манси».
Программное содержание: продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. Национальные поэты. Их произведения.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.
Предварительная работа: знакомство с праздниками народов ханты и манси: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода".
Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание танца охотники. Чтение сказок Таисии Чучелиной «Сказки Югры».
Материал: хантыйские костюмы, лук, маска медведя, хантыйские узоры палка, фотографии национальной одежды, чума, священного медведя в юрте, упряжки северных олений.
Оборудование: цветная бумага, силуэт хантыйской девочки и мальчика, пластилин фломастеры.
Участники: группа детей.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети: мы живем в России.
Воспитатель: В каком городе?
Дети: В городе Пыть-Ях.
Воспитатель: где находиться наш город?
Дети: В ХАНТЫМАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА.
Воспитатель: Кто коренные жители ХМАО - Югра?
Дети: Ханты и манси.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами вспомним традиции народов ханты и манси. Вспомним праздники, которые являются традиционными. Как и у всех народов, у хантов и манси свои традиции. И конечно же есть священное животное. Какое это животное?
Дети: Медведь.
Воспитатель: как называется праздник, посвященный этому животному?
Дети: "Медвежий праздник".
Воспитатель: В какое время года его празднуют?
Дети: Осенью.
Воспитатель: после, какого события ханты устраивают праздник?
Дети: после охоты на медведя.
Воспитатель: где устраивают праздник?
Дети: Охотник который добыл медведя в своем чуме устраивает праздник.
Воспитатель: С головой и шкурой медведя, что делает охотник?
Дети: для неё предназначается самое почётное место в юрте. Голову медведя украшают лентами бисером, даже вешают серёжки, а на глаза кладут монеты.
Воспитатель: А что ещё делают ханты?
Дети: они кладут перед головой медведя угощения. Конфеты, печенье, мясо, рыбу.
Воспитатель: что делают гости прежде, чем занять свое место?
Дети: подходят к медведю и кланяются ему.
Воспитатель: часто показывают кукольные представления или театрализованное.
В театрализованном охотники надевают маски из бересты и начинается представление. В котором рассказывается какая -нибудь история. А дети покажут вам танец охотников. В этом танце танцующие передают ловкость охотников. Их внимательность. Как они выслеживаю добычу и добывают её.
Танец охотников.
Воспитатель: Этот праздник празднуют несколько дней. Он проходит очень весело. А мясо медведя съедают в последний день. Вы все знаете, что весна у нас бурная. Началом весны считается время, когда начинают прилетать птицы. Ну и, конечно, солнце начинает греть сильнее. Вот как об этом написал известный северный поэт.
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна – Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.
Воспитатель: ребята, а какая птица по мнению ханты и манси пробуждает природу после долгой зимы?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Правильно. Своим криком она пробуждает природу. А вы знаете, что ворона является покровительницей женщин и детей. И конечно же в честь этой птицы тоже есть праздник. Как Он называется?
Дети: "Вороний день" .
Воспитатель: в этот день женщины на священном месте в стойбище – арашкан (место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?
Дети: у сосны.
Воспитатель: для чего они там собирались?
Дети: на сосну привязывали цветные тряпочки, ленточки.
Воспитатель: зачем они это делали?
Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.
Воспитатель: чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?
Дети: пели и плясали.
Воспитатель: мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.
П/и "Хейро".
Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?
Дети: "День оленевода".
Воспитатель: правильно, этот праздник отмечают недавно — это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Воспитатель: А как они это определяют? Дети: они устраивают соревнования. Воспитатель: Какие? Дети: Самое главное соревнование — это гонки на оленьих упряжках. Воспитатель: как называется человек, который управляет оленями. Дети: Каюр.
Воспитатель: Какой приз получает победитель? Дети: Буран.
Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике? Дети: Прыжки через нарты.
Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание — это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.
"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.
А сейчас устоим еще одно соревнование — это "Хват без перехвата".
Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.
Воспитатель: вот так весело и задорно отмечают праздники, отмечают ханты и манси.
на праздник все одевают самые лучшие одежды. Как называется одежда мужчин?
Дети: «Малица»
Восп-ль: А женская одежда?
Дети: «Ягушка».
Воспитатель: чем отличается малица от ягушки?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.
Воспитатель: чем украшали ягушку?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты на одежде народов ханты и манси не только для красоты. Она может рассказать о тайге о животных тайги. У каждого орнамента есть своё название. Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам.
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать ворону, которая прилетела на праздник «Вороний день», и не просто ворону, а в хантыйском наряде.
Приложение 4
Мастер -класс куклы ханты.
- Олтул олнэ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром!»
-Сегодня мы с вами поздоровались на хантыйском языке, так как наш мастер-класс будет связан с хантыйской культурой, что является частью нашего проекта по патриотическому воспитанию - «По Югорским тропинкам».
- Сегодня, в рамках нашего проекта, мы бы хотели познакомить вас с традиционной хантыйской куклой.
- Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принадлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом, куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол. Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются - одежда остаётся.
- Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими-либо элементами человеческой одежды, например платком.
- Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты – «куклы-люди», к которым относится всем известная кукла Акань, а также «куклы – растения», о которых мы и хотели бы сегодня рассказать.
- К «куклам-растениям» относятся «куклы-шишки». Они изготавливаются из сосновых или кедровых шишек. Они представляются духами-покровителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.
- Так же существует «кукла-дерево».
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол - наличие длинных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.
- Еще одна категория «кукол-растений» — это «куклы-ягоды».
Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.
Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.
- «Куклы-растения» служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком, стоит какой - то дух, который может повлиять на его судьбу.
-Мы предлагаем вам изготовить куклу-березку.
Для этого нам понадобится:
1)квадрат белой ткани;
2)иголка;
3)нитки – черная и зеленая;
4)прямоугольную картонку;
5) ножницы.
Ход работы:
- Начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине.
- Свернули, теперь сгибаем пополам.
- Затем сшиваем иглой с черной ниткой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.
- Оставшейся чёрной ниткой добавить текстуру, делаем стежки по стволу.
- Теперь наматываем нитки зеленого цвета на картонку вдоль.
- С одной стороны, запускаем иглу и продеваем нитку.
- Затем завязываем нитку так, чтобы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.
- Обрезаем нитки с противоположной стороны.
- Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой, которой связывали их, к макушке деревца
И куколка-берёзка готова!
-Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен.
Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.
-Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект для детей дошкольного возраста "Герб семьи"
Название проекта «Герб семьи»База проекта: МАДОУ «Детский сад № 216«Кораблик детства» г. КраснодарАвтор проекта : Крапивкина Оксана Анатольевна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: творчес...

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»
Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

Презентация краткосрочного проекта для старшего дошкольного возраста " Добро и зло в русских народных сказках".
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, пос...
Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы№12 по теме ««Дети за мир на земле!»».
Актуальность проекта: Мы все знаем , что война приносит горе и разрушения .В этот день 21 сентября все страны должны приостановить войну. Люди должны помнить о том , что надо жить без конфликтов...

Групповая консультация "Методы воспитания детей дошкольного возраста"
Многие родители задаются вопросом: «Как правильно воспитать своего ребёнка?». В данной консультации родители найдут ответ на этот вопрос....
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет «Наши пернатые друзья»
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет«Наши пернатые друзья»Актуальность: в современных условиях проблема экологического в...

Краткосрочный познавательно- творческий проект для детей дошкольного возраста «Чехов –детям»
Краткосрочный познавательно- творческий проект для детей дошкольного возраста «Чехов –детям»Цель: Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова.Задачи:-Расширить и уто...


