ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «В ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ»
проект (средняя группа)
Краткая анннотация: проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. Нравственно-патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания ребёнка, начиная с самого его детства. В решении этой задачи, сегодня важная роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственно-патриотические качества ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.035.6.
ПРОЕКТ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «В ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ»
Краткая анннотация: проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из актуальных. Нравственно-патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания ребёнка, начиная с самого его детства. В решении этой задачи, сегодня важная роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственно-патриотические качества ребенка.
Ключевые слова: патриотизм, формирование чувства принадлежности, развитие гражданственности, укрепление ценностей, культура и искусство, социализация, миролюбивое отношение к другим народам.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических качеств через развитие у воспитанников интереса к историческому прошлому России.
Вид проекта: краткосрочный (февраль-май)
Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительных групп.
Актуальность проекта.
В формировании личности ребенка и его отношения к родине играет очень большое значение патриотическое воспитание. Можно выделить несколько причин, почему это так важно. Во-первых, патриотическое воспитание помогает детям осознать свою принадлежность к культуре и истории своей страны. Это создает у них чувство гордости за свою родину и уважения к её традициям. Во-вторых, очень важно учить ребенка быть частью общества, чтобы он мог понимать, как свои обязанности гражданина, так и свои права. В свою очередь, это повлияет на формирование его ответственности и активности в жизни своей страны в будущем. В-третьих, патриотическое воспитание воспитывает такие ценности, как уважение, честность и ответственность. Эти качества важны для гармоничного сосуществования в обществе и формирования положительного имиджа страны. Кроме того, в рамках данного проекта мы знакомим детей с произведениями искусства, литературы и музыки. Это способствует более глубокому пониманию культурного наследия и традиций.
Игры и мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием, способствуют социализации детей. Они учатся работать в команде, уважать мнение других и принимать участие в общественной жизни. Задача педагогов сформировать чувства любви и гордости за свою Родину, через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников. Очень актуально использование современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - это проектная деятельность, которая позволяет создать ситуацию практического взаимодействия и общения детей и взрослых.
Задачи проекта:
- Обогащать представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, к людям военных профессий.
- Воспитывать нравственные качества: храбрость, мужество, смелость, стремление защищать Родину.
- Расширять знания детей о защитниках нашей Родины
- Формировать активность и заинтересованность детей и родителей в образовательном проекте.
Ожидаемые результаты:
Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории России, своей семьи и родственников, прошедших ВОВ. Обогащение знаний детей о ВОВ 1941-1945г. осознание детьми таких понятий как «война», «ветеран», «героизм», "дети-войны», «труженики тыла».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный. Он включает в себя подбор методической, научно-популярной литературы; подбор материала по теме: фотографии, книги, открытки, альбомы, репродукции картин, иллюстрации, конспекты занятий, аудиозаписи, презентации; подбор материалов для продуктивной деятельности детей; формирование устойчивого интереса к тематике проекта у родителей (организация сбора ими военных вещей: военный бинокль, солдатский котелок, телефонный аппарат того времени, планшет, медали и ордена ВОВ и др.); подведение к восприятию художественных произведений о войне; анкетирование родителей «Что дети знают о войне?»
2 этап - основной
Мероприятия | Задачи |
Презентации «Дети-герои», «Маленький солдат» НОД: «Они сражались за Родину» «Дети военных лет» «Боевые награды» «Славный День Победы» Рассматривание: Фото: дети мира и войны репродукции и иллюстрации художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войне «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В.Штраних) «Парад на Красной площади» (К.Юона) «Салют над Москвой» «Родина- мать зовет» «Награды» «Дети-герои В.О.В.» «Памятник советскому солдату в Берлине» Речевое развитие: Беседы: «Что я знаю о войне?» «Женщины и дети на защите Отечества» «Подвиг на войне» «Труженики тыла» «Сын полка» Чтение художественной литературы: А. Гайдар «Война и дети» Л.Кассиль «Памятник солдату» Р.Рублев «Скольким детям возвратили детство» К.Симонов «Сын артиллериста» Заучивание: О.Высотская «Война не место для детей» У.Бражнина «Шинель» Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. Художественно-эстетическое развитие: Прослушивание песен военных лет Слова Лебедева-Кумача «Священная война» М.Блантера «Катюша» Заучивание песни «Солнечный круг» Просмотр фильмов о войне: «Иваново детство» «Девочка ищет отца» «Пятерка отважных» Рисование: «Война глазами детей» «Нам нужен мир» Лепка: «Военная техника» Конструирование: «Голубь мира» «Открытка для ветерана» Дидактические игры: «Военная техника» «Военные профессии» «Кому что нужно для службы?» Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики» «Военный госпиталь» «Военные учения» «На передовой» Подвижные игры: «Самолеты» «Живая мишень» «Снайперы» «Минное поле» Эстафеты: «Кто быстрее перенесет «снаряды» «Переправа» Работа с родителями: Консультации: «Формирование у детей знаний о войне» «Воспитываем патриота в семье» Акция «Возложение цветов у вечного огня» Оформление мини-музея на основе предоставленных материалов. | Формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств. Познакомить детей с памятниками, погибшим героям в Великой Отечественной войне. Расширить представление детей о воинах-защитниках. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем кто защищал Родину. Формировать у дошкольников патриотической позиции, воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне. Учить детей рассматривать картины на военную тематику, выделять сюжет и действующих лиц картины познакомить детей с историческими событиями ВОВ подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину. Формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве. Познакомить детей с жизнью их ровесников во время войны. Донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы. Воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев Великой Отечественной. Учить детей определять по фотографиям, как выглядят дети-мира (счастливые лица, улыбка на губах, красивая одежда), и дети-войны (мрачные лица, испуганные, заплаканные глаза, оборванная одежда) воспитывать чувство сострадания. Развивать речь и обогащать словарный запас, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы. Формировать представление детей о празднике дне Победы. Приобщить к прошлому и настоящему, через связь поколений, учить детей понимать смысл рассказов, идейное содержание. Закреплять умение отличать рассказ от других литературных жанров. Создать у детей чувство сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории развивать связную речь, память. Закрепить знание детьми пословиц и поговорок о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору. Обогащать духовный мир детей через обращение к легендарным песням военного времени, воспитывать уважение к славным защитникам нашей Родины. Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет, дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена. Прививать интерес детей к просмотру фильмов на военную тематику. Формировать у детей правильное отношение к войне воспитывать личностные качества: патриотизм, справедливость, смелость, мужество. Учить детей передавать в рисунках образ войны, характерные особенности (военная техника, взрывы) закреплять приемы рисования цветными карандашами Учить детей передавать в рисунках свои впечатления о мире. Закреплять умение лепить военную технику(танк, самолет), из отдельных частей, правильно передавать их форму и пропорции Развивать воображение, самостоятельность, творческие способности детей. Воспитывать доброжелательные чувства, аккуратность в выполнении работы. Учить детей обыгрывать различные сюжеты. Закреплять знания детей о военных профессиях. Воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы. Закреплять умение сотрудничать со сверстниками, поддерживать интерес к военным играм. Совершенствовать физических качеств: ловкость, скорость, выносливость, координацию движений. способствовать развитию чувства помощи, сопереживания. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. |
3 этап – заключительный Проведение мероприятия с конкурсом чтецов «Стихи о войне», тематических занятий по развитию речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Беликов В. А. Патриотизм и нравственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2015.
2. Григорьева, Т. М. "Методика патриотического воспитания в детском саду". – СПб.: Речь, 2013.
3. Леонтьев А. Н. "Основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста". – М.: Академия, 2018.
4. Татьянина Л. А. "Патриотическое воспитание в контексте федеральных государственных образовательных стандартов". – М.: Уралец, 2016.
5. Шевченко М. А. "Психология и патриотизм: основы формирования гражданской позиции у детей". – Харьков: Веста, 2017.
6. Семёнова О. В. "Книги для патриотического воспитания дошкольников". – М.: Дошкольное образование, 2018.
PROJECT ON PATRIOTIC AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
OF PRESCHOOLERS "IN MEMORY OF THE WAR".
2024
S.V.Sirotkina teacher-speech therapist of the highest category
MADOU "Child Development Center – kindergarten No.173" Samara
E.V. Fedotova teacher-psychologist of the first category
MADOU "Child Development Center – kindergarten No.173" Samara
Brief explanation: the problem of moral and patriotic education of preschool children is one of the most urgent. A moral and patriotic feeling does not arise by itself. This is the result of a long, purposeful upbringing of a child, starting from his very childhood. In solving this problem, today an important role is assigned to preschool education, since it is at preschool age that the basic moral and patriotic qualities of a child are formed.
Keywords: patriotism, formation of a sense of belonging, development of citizenship, strengthening of values, culture and art, socialization, peaceful attitude towards other peoples.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста».
Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, активизировать работу п...

Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"
Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...

Краеведческая деятельность – основа патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Знакомясь с малой Родиной – местом, где родился человек, начинается любовь к Отчизне. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осо...

Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"
Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...
Памятка для педагогов "Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Буклет-памятка для педагогов " Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
Дополнительное образование – потенциал патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников
Обобщение опыта работы кружка по декоративно-прикладному творчеству "Родные истоки"...

Паспорт проекта «Маленькие патриоты» в рамках городского проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Одной мы связаны судьбой»
Патриотическое воспитание дошкольников затрагивает программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001г. В ней сказано: «...
