Дополнительное образование – потенциал патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья по рисованию

Суханова Светлана Николаевна

Обобщение опыта работы  кружка по декоративно-прикладному творчеству "Родные истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_tsdod.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Суханова Светлана Николаевна

воспитатель ВКК

МБДОУ №6 «Сказка»

Дополнительное образование  – потенциал патриотического

и духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дети - это фундамент нашего будущего. И то, каким оно будет, напрямую зависит от того, что и как мы заложим в них. В наше сложное время воспитание гражданина и патриота,  любящего свою Родину, знающего ее исторические и культурные истоки – задача особенно актуальная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. На сегодняшний день многие ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки. Поддерживая интерес детей к русскому народному искусству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры. Начинать развивать их духовный мир, научить  видеть прекрасное, ценить и уметь самому творить красоту, другими словами  развивать  художественные способности нужно с малых лет – в дошкольном возрасте.

В нашем дошкольном образовательном учреждении  с 1 сентября 2023 года реализуются две  дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.  Я работаю по дополнительной  программе «Родные истоки» по народному декоративно-прикладному искусству, имеющую  художественно-эстетическую направленность с детьми старших и подготовительных к школе групп, включая детей с ОВЗ и ориентируюсь на развитие творческих способностей, личностный потенциал воспитанников.

Программа строилась в соответствии с требованиями ФОП ДО, где одной из основополагающих целей  дошкольного  образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Особая роль в решении поставленных целей  отводится народному декоративно-прикладному искусству.

Направление проводимой работы с детьми заключается в  расширенном и  углубленном   знакомстве с традиционной национальной культурой, изделиями народных промыслов, знакомстве с символикой русского декоративного искусства, самостоятельным созданием детьми декоративных росписей и изделий. Это позволяет реализовать  связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, в развитие творческих способностей, личностного потенциала ребенка.

           Программа «Родные истоки» разработана на основе    программы  дополнительного образования «Радость творчества» О.А. Соломенниковой  и парциальной программы «Художественно-эстетическое  развитие дошкольников через народно-прикладное искусство»  под редакцией Н.Е. Ермолаевой.

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала детей средствами народного декоративно-прикладного творчества.

Задачи:
Образовательные:

  • приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству, народным традициям в условиях  собственной практической творческой деятельности;

      - познакомить с разнообразием и особенностями народного декоративно-

         прикладного творчества;

      - формировать основы патриотизма через интерес к изучению историко-

         культурных корней нашей Родины;

         Развивающие:

  • развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
             Воспитательные:
  • воспитывать патриотизм,  посредством народного декоративно-прикладного искусства;
  • воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость  при восприятии произведений народно-прикладного искусства.

          Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для развития воображения и творческих способностей детей, в ДОУ организована соответствующая развивающая предметно - пространственная среда: Центр дополнительного образования, ИЗО-студия, мини-музей «Русская изба».

         С начала 2023-2024 учебного года в детском саду функционирует Центр дополнительного образования. Приобретена новая мебель: столы и стулья, шкафы, полки под изделия, пуфы для отдыха детей. Кабинет оснащен наглядно-дидактическими, методическими  материалами и необходимым оборудованием для рисования и лепки по всем видам народного  искусства. В нашем распоряжении находится ноутбук с выходом в Интернет.Через презентации, обучающее видео, виртуальные экскурсии дети погружаются в настоящий мир народных промыслов, видят как происходит изготовление и роспись изделий известных народных промыслов .

         Я, руководитель кружка «Родные истоки», приняла участие от центра занятости в федеральном проекте «Содействие занятости» национальной программы «Димография» , прошла курсовую подготовку по теме: «Педагог дополнительного образования: уроки рисования для детей и взрослых». Эти курсы повышения квалификации прошла родительница воспитанника нашего кружка. Она в течении года принимала активное участие в нашей работе.

         Работа по дополнительной программе «Родные истоки» для меня не нова. В течение 8 лет мы в ДОУ занимались с детьми в творческой мастерской  по народному декоративно-прикладному творчеству «Город мастеров». За этот период много сделано: накоплен практический опыт, создан большой дидактический и наглядный материал по всем народным промыслам, которые изучаются детьми по программе ДОУ, что является большим подспорьем в реализации программы  «Родные истоки».

           Работу с детьми по дополнительному образованию выстраиваю в соответствии с планом работы программы: сначала детей знакомлю  с видом народного промысла, его историей возникновения, рассказываю о взаимосвязи народного промысла и природы.    Затем занятия посвящаю ознакомлению со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (композицией, линиями, формами, цветовой гаммой). Продолжаю развивать у детей навыки декоративной лепки. Учу использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. На следующем этапе дети учатся самостоятельно создавать декоративный образ, применяя в работе полученные знания. Для закрепления полученных знаний, дети играют в дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, игры, направленные на моделирование и экспериментирование.

         В течение первого года обучения в кружке, воспитанники закрепили и углубили свои знания о народных промыслах страны,  совершенствовали умения и навыки в лепке из пластилина, глины и декоративной росписи Дымковских, Филимоновских народных игрушек. Расписывали Городецкими узорами деревянные изделия. Дети много интересного узнали об истории русской матрёшки, о технологии ее создания и разновидностях, о русских народных костюмах. Большой интерес вызвали куклы-обереги.  В следующем учебном году мы продолжим знакомство с Гжелью, Хохломой, Урало-сибирской росписью, Каргопольской игрушкой.

        На занятиях дети экспериментируют с материалами, познавая их свойства: лепят дымковского козлика и барыню из «старого» пластилина, или филимоновского петушка и коня  из полимерной белой глины. Красками создают новые сочетания традиционных элементов росписей. Выполняют творческие задания, требующие умения проявлять выдумку, изобретательность. Все вместе придумываем авторские сказки, где героями являются наши поделки. И в результате, совместно с ребятами и руководителем мультистудии «Я творю мир», снимаем мультфильмы.  По итогам изучения каждого народного промысла  в детском саду проходит выставка творческих работ ребят.

         Занятия по дополнительной программе сближают детей, способствуют формированию добрых отношений друг к другу, меняют взгляд взрослого на ребёнка и ребёнка на взрослого, мы - партнёры: - это всё создаёт условия для новых творческих открытий ребёнка.

         Для успешной реализации  кружковой работы нами создано тесное взаимодействие с педагогами ДОУ и  родителями (законными представителями). Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с родителями предполагает индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

         Кружок «Родные истоки» функционирует всего лишь один год, но у  нас  уже  есть первые результаты. Наш дружный коллектив участвовал в межрайонной выставке по декоративно-прикладному творчеству «Время творить-2023».  Коллективная работа воспитанников получила диплом за 1 место. В V межрайонном  детском фестивале национальных культур «Радуга друзей» мы также завоевали диплом за 1 место.

           Мониторинг в конце учебного года показал, что планируемые результаты освоения программы «Родные истоки» за 1 год обучения увеличились в 2 раза.

     Таким образом, приобщение детей  к народному декоративно-прикладному творчеству, русским  традициям начинается с дошкольного детства, где закладываются основы патриотизма и духовно-нравственных ценностей. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка, является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Образовательная программа дополнительного образования детей по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе

Нравственные ценности, такие как, способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание раскрывают для ребенка – дошкольника осо...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

2021-2022, 2022-2023 уч.гг. Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы

программа дополнительного образования «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...