Дополнительное образование – потенциал патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников
статья по рисованию
Обобщение опыта работы кружка по декоративно-прикладному творчеству "Родные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_tsdod.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Суханова Светлана Николаевна
воспитатель ВКК
МБДОУ №6 «Сказка»
Дополнительное образование – потенциал патриотического
и духовно-нравственного воспитания дошкольников
Дети - это фундамент нашего будущего. И то, каким оно будет, напрямую зависит от того, что и как мы заложим в них. В наше сложное время воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, знающего ее исторические и культурные истоки – задача особенно актуальная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. На сегодняшний день многие ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки. Поддерживая интерес детей к русскому народному искусству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры. Начинать развивать их духовный мир, научить видеть прекрасное, ценить и уметь самому творить красоту, другими словами развивать художественные способности нужно с малых лет – в дошкольном возрасте.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября 2023 года реализуются две дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Я работаю по дополнительной программе «Родные истоки» по народному декоративно-прикладному искусству, имеющую художественно-эстетическую направленность с детьми старших и подготовительных к школе групп, включая детей с ОВЗ и ориентируюсь на развитие творческих способностей, личностный потенциал воспитанников.
Программа строилась в соответствии с требованиями ФОП ДО, где одной из основополагающих целей дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Особая роль в решении поставленных целей отводится народному декоративно-прикладному искусству.
Направление проводимой работы с детьми заключается в расширенном и углубленном знакомстве с традиционной национальной культурой, изделиями народных промыслов, знакомстве с символикой русского декоративного искусства, самостоятельным созданием детьми декоративных росписей и изделий. Это позволяет реализовать связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства, в развитие творческих способностей, личностного потенциала ребенка.
Программа «Родные истоки» разработана на основе программы дополнительного образования «Радость творчества» О.А. Соломенниковой и парциальной программы «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через народно-прикладное искусство» под редакцией Н.Е. Ермолаевой.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала детей средствами народного декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству, народным традициям в условиях собственной практической творческой деятельности;
- познакомить с разнообразием и особенностями народного декоративно-
прикладного творчества;
- формировать основы патриотизма через интерес к изучению историко-
культурных корней нашей Родины;
Развивающие:
- развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитательные: - воспитывать патриотизм, посредством народного декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народно-прикладного искусства.
Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Для развития воображения и творческих способностей детей, в ДОУ организована соответствующая развивающая предметно - пространственная среда: Центр дополнительного образования, ИЗО-студия, мини-музей «Русская изба».
С начала 2023-2024 учебного года в детском саду функционирует Центр дополнительного образования. Приобретена новая мебель: столы и стулья, шкафы, полки под изделия, пуфы для отдыха детей. Кабинет оснащен наглядно-дидактическими, методическими материалами и необходимым оборудованием для рисования и лепки по всем видам народного искусства. В нашем распоряжении находится ноутбук с выходом в Интернет.Через презентации, обучающее видео, виртуальные экскурсии дети погружаются в настоящий мир народных промыслов, видят как происходит изготовление и роспись изделий известных народных промыслов .
Я, руководитель кружка «Родные истоки», приняла участие от центра занятости в федеральном проекте «Содействие занятости» национальной программы «Димография» , прошла курсовую подготовку по теме: «Педагог дополнительного образования: уроки рисования для детей и взрослых». Эти курсы повышения квалификации прошла родительница воспитанника нашего кружка. Она в течении года принимала активное участие в нашей работе.
Работа по дополнительной программе «Родные истоки» для меня не нова. В течение 8 лет мы в ДОУ занимались с детьми в творческой мастерской по народному декоративно-прикладному творчеству «Город мастеров». За этот период много сделано: накоплен практический опыт, создан большой дидактический и наглядный материал по всем народным промыслам, которые изучаются детьми по программе ДОУ, что является большим подспорьем в реализации программы «Родные истоки».
Работу с детьми по дополнительному образованию выстраиваю в соответствии с планом работы программы: сначала детей знакомлю с видом народного промысла, его историей возникновения, рассказываю о взаимосвязи народного промысла и природы. Затем занятия посвящаю ознакомлению со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (композицией, линиями, формами, цветовой гаммой). Продолжаю развивать у детей навыки декоративной лепки. Учу использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. На следующем этапе дети учатся самостоятельно создавать декоративный образ, применяя в работе полученные знания. Для закрепления полученных знаний, дети играют в дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, игры, направленные на моделирование и экспериментирование.
В течение первого года обучения в кружке, воспитанники закрепили и углубили свои знания о народных промыслах страны, совершенствовали умения и навыки в лепке из пластилина, глины и декоративной росписи Дымковских, Филимоновских народных игрушек. Расписывали Городецкими узорами деревянные изделия. Дети много интересного узнали об истории русской матрёшки, о технологии ее создания и разновидностях, о русских народных костюмах. Большой интерес вызвали куклы-обереги. В следующем учебном году мы продолжим знакомство с Гжелью, Хохломой, Урало-сибирской росписью, Каргопольской игрушкой.
На занятиях дети экспериментируют с материалами, познавая их свойства: лепят дымковского козлика и барыню из «старого» пластилина, или филимоновского петушка и коня из полимерной белой глины. Красками создают новые сочетания традиционных элементов росписей. Выполняют творческие задания, требующие умения проявлять выдумку, изобретательность. Все вместе придумываем авторские сказки, где героями являются наши поделки. И в результате, совместно с ребятами и руководителем мультистудии «Я творю мир», снимаем мультфильмы. По итогам изучения каждого народного промысла в детском саду проходит выставка творческих работ ребят.
Занятия по дополнительной программе сближают детей, способствуют формированию добрых отношений друг к другу, меняют взгляд взрослого на ребёнка и ребёнка на взрослого, мы - партнёры: - это всё создаёт условия для новых творческих открытий ребёнка.
Для успешной реализации кружковой работы нами создано тесное взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями (законными представителями). Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с родителями предполагает индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Кружок «Родные истоки» функционирует всего лишь один год, но у нас уже есть первые результаты. Наш дружный коллектив участвовал в межрайонной выставке по декоративно-прикладному творчеству «Время творить-2023». Коллективная работа воспитанников получила диплом за 1 место. В V межрайонном детском фестивале национальных культур «Радуга друзей» мы также завоевали диплом за 1 место.
Мониторинг в конце учебного года показал, что планируемые результаты освоения программы «Родные истоки» за 1 год обучения увеличились в 2 раза.
Таким образом, приобщение детей к народному декоративно-прикладному творчеству, русским традициям начинается с дошкольного детства, где закладываются основы патриотизма и духовно-нравственных ценностей. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка, является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Образовательная программа дополнительного образования детей по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе
Нравственные ценности, такие как, способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание раскрывают для ребенка – дошкольника осо...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
2021-2022, 2022-2023 уч.гг. Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы
программа дополнительного образования «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...