"Музей образовательной организации "
проект (старшая группа)

Заболотских Ирина Алексеевна

Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                                      «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое»

457321, Челябинская область, Брединский район, п. Боровое, ул. Ленина, дом-4,

ИНН 7427005772 КПП 745801001 ОГРН 1027401514458

тел.: 8 (35141)72-2-71, эл.почта: DS-Borowoe@yandex.ru

 

Областной смотр-конкурс музеев образовательных организаций

Конкурс музейных проектов

Номинации конкурса «Музеи»:

                 «Музей образовательной организации (прочие профили)»

                                                                                  Разработала воспитатель:

                                                                                  Заболотских И.А.

2024г.

 «Умный сильный наш народ,

                                                                                                                            Свою землю бережет!

                                                                                                                               А преданья старины  

                                                                                                                       Забывать мы не должны!

                                                                                                                          Историю своей страны,

                                                                                                               Конечно, дети знать должны!

                                                                                                                        А здесь начало и основа,

                                                                                                               Ведь все всегда идет из дома.

                                                                                                             Изба! В ней все так интересно.

                                                                                                                Мы побывали там. чудесно!»           

Краткая аннотация        

Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.

1.Актуальность:

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В основе образовательной программы, по которой работает наш детский сад, обновлённое содержательно-методическое обеспечение, где особое внимание уделяется фольклору, нравственно-патриотическому воспитанию с учётом интеграции всех областей.

 Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое не используя накопленный поколениями опыт.

Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа.

Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.

Именно музейная педагогика отражает русскую историю, этническую культуру, традиции, искусство и выступает средством формирования в детях нравственности, патриотизма, приобщает к богатству и красоте родного языка, способствует становлению доброго, чуткого, трудолюбивого человека, любящего свою Родину.

 Именно музейная педагогика, как инновационная технология направлена на развитие речевых, коммуникативных и личностных способностей дошкольников.

Реализация актуальности проходит, через региональный компонент запланированный в основной образовательной программе МКДОУ и рабочей программе педагогов.

  Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Моей находкой в музейной педагогике стала инновационная технология «Мини музей в чемодане».

Реализация данной технологии в педагогической деятельности способствует связать обучение и воспитание детей, через осуществление музейно- педагогической деятельности, как в условиях музея, так и в условиях группы.  В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя в формировании у детей гражданских, патриотических качеств, человека, влюблённого в малую Родину. Использование инновационной технологии «Мини – музей в чемодане» в образовательно-воспитательной деятельности ДОУ позволяет эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров. Полноценному проживанию ребенком всех этапов детства, поскольку игровые пособия направлены на решение задач, связанных с интеллектуальным и творческим развитием.

Игры и пособия инновационной технологии «Мини –музей в чемодане» могут применяться для расширения задач каждой из образовательных областей.

Известно, что дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном крае. Как же лучше и доходчивее рассказать ребёнку о прошлом своего края, быте, традициях?

В инновационной технологии «Мини –музей в чемодане» мы нашли партнёра по решению образовательных и воспитательных задач и способ расширить работу по музейной педагогике.

В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которая является вариативной частью образовательной программы детского сада. На основе парциальной программы, мною была разработана программа по дополнительному образованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через музейную педагогику».

 

2.Программа:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через музейную педагогику».

Цель программы:

 - приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами русского народного фольклора.

Задачи:

Образовательные:

-Формирование желания познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

-Обогащение словарного запаса в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными.

-Развитие художественного восприятия, связной речи, образного мышления, художественного словаря ребёнка.

-Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

-Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.

Развивающие:

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

-развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные:

-создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа;

-воспитывать в детях толерантность.

Организационно-методическое обеспечение:

Тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Непосредственно образовательная деятельность организуется 1 раз в неделю (во вторую половину дня) или 4 раза в месяц.

  • Продолжительность занятий: во второй младшей группе – 15 минут, в средней группе - 20 минут, в старшей группе - 25 минут; в подготовительной группе - 30 минут
  •  Срок реализации кружковой работы: 4 года, с сентября по май.
  • Дополнительное занятие проходит в музее «Русская изба».
  • Старшая, подготовительная группа – центр « Геральдика»

Формы и методы, используемые в работе по программе.

Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.

Словесные методы:

- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;

-вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;-

- использование пословиц, загадок, поговорок,  сказок;

-интеллектуальные и дидактические игры.

Наглядные методы:

-использование экспонатов, подлинных вещей;

-просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте, плоскостных и объёмных карт, плана местности.

Практические методы:

-использование русских народных песен и танцев;

-проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- представление кукольного театра;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

-самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Рассматривание плоскостных и объёмных карт, плана местности.
  • Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Дидактические игры;
  • Работа с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Чтение, пересказ и сочинение сказок;
  • Использование народных подвижных игр.

Использование народных традиций и обычаев.

Ожидаемые результаты реализации программы

Дети:

  • Участвуют в играх с театральными действиями и развёрнутыми диалогами;
  • Способны разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
  • Умеют применять речевые фольклорные обороты в быту;
  • Способны слышать и правильно интонировать.
  • Сформирована нравственная культура, доброта, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманность, толерантность).

Родители:

  • Участвуют в педагогическом процессе, повышая свой уровень знаний.

Педагоги:

  • Повышают свой профессиональный уровень, распространение опыта.

Для того чтобы расширить дополнительную работу по музею, использую инновационную технологию «Мини –музей в чемодане».

3. Инновационная технология «Мини -музей в чемодане»

Цель:

создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.

Задачи:

1.  Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.

2.  Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

3.  Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения

нравственные ориентиры и патриотические чувства.

4.  Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5.  Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.

Методический процесс создания и развития «Мини-музея в чемодане» в детском саду включил в себя следующие содержательные этапы:

- сбор экспонатов (тематических коллекций);

- повышение знаниевой компетенции педагогов, родителей, дошкольников посредством изучения материалов коллекций;

- использование электронных образовательных ресурсов, подбор сопутствующих материалов, художественно-дидактических пособий.

Последовательность работы по созданию «Мини-музея в чемодане» можно разделить на два этапа.

Подготовительный этап:

-направления работы музея;

-возрастные интересы детей;

-перспективы создания коллекций и

возможности их сбора и пополнения;

-оформлением чемодана, размещения экспонатов.

Деятельностный этап:

-размещении мини-музея в группе и оформлении

старинного чемодана в соответствующей стилистике (музей мобилен, его можно перемещать).

Практический этап:

Взрослые и дети, через проектную деятельность, создают мини-музей в группе.

Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые могут

составить основу коллекции, и поместить его в приемной, чтобы родители смогли его дополнить.

Большое внимание уделяется «визитной карточке» экспонатов – этикетке.

Информация на ней должна быть максимально краткой, ориентированной на детей. Если в музее размещены фотографии, то они крупноформатные – чтобы дети могли рассмотреть все детали. Параллельно подбирается

литература, видеофильмы, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея.

Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами. На этом же этапе воспитатель, разрабатывает содержание занятий, игр, викторин и т.д. по своему музею, дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для гостей и родителей.

Методы и приемы работы с детьми:

-Формирования и организации коллекций, создание экспозиций;

-Совместная исследовательская и творческая деятельность, чувственного восприятия (сенсорный опыт);

-Использования проектов в образовательной работе с детьми;

-Организации различных выставок, экскурсий, тематических вечеров и музейных праздников;

-Взаимодействия мини - музея с предметной средой группы,

-Организации встреч с интересными людьми;

 

Формы работы с детьми: 

-беседы;

-познавательные занятия-экскурсии, занятия с элементами игры;

-тематические викторины;

-исследовательская деятельность;

- продуктивная деятельность;

-самостоятельная деятельность детей.

Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
- Наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
- Интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы ДОУ);
- Научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
- Мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
- Доступности (все экспонаты доступны для детей).

Рекомендации к «Мини-музею в чемодане» 

1. «Мини-музей в чемодане» – мини-экскурсия, включённая чаще всего в непрерывную образовательную деятельность, совместную деятельность взрослого и детей, или самостоятельную деятельность. Музейная экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами. «Мини-музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий. Экскурсия способствует расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности. Даёт детям возможность испытать гордость от того, что когда-то, совсем недавно, родители играли этими игрушками и читали книги.

2. Идея экскурсии «Мини -музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей.

3. Экскурсию можно проводить в любом помещении, например: посещение другой группы, где дети сами с удовольствием будут рассказывать, и показывать свои экспонаты. Тематическая экспозиция и экспонаты размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «Мини-музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

4. Длительность экскурсии может быть различной. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, через знакомство с экспозициями.

5. Под экспозицию выделено специально отведенное место в группе, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня.

Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем мини-музее:
1. В нашем мини- музее нельзя шуметь: «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3. Экспонаты нельзя ломать.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
6. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
7.Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».

Ожидаемые результаты:   

-Мини-музеи в группах позволят сделать слово «музей» привычным и

привлекательным для детей, пробудят интерес к музеям у детей и их родителей;

-Экспонаты будут использоваться для проведения различных занятий, для

развития речи, воображения, интеллекта;

-Дошкольники разных групп смогут знакомиться с мини-музеями;

-Мини-музеи смогут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

-Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом

познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов,

детей и родителей.

Данную технологию я буду использовать, через проектную деятельность.

4. Педагогический проект «Марфушкины-игрушки»

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский.

Участники проекта:

Дети старших, подготовительных группы, воспитатели, родители, педагог

Продолжительность проекта:

Долгосрочный: 1год (сентябрь –август)

Практическая значимость:

- Повышение качества образовательного процесса.

-Создание методической копилки по ознакомлению детей с культурными традициями русского народа через изучения истории русской тряпичной куклы.

-Создание предметно развивающей среды по теме.

-Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.

Новизна проекта:

-Совместный мастер-класс для родителей с детьми по изготовлению тряпичной куклы.

-Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми, детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».

-создание мини-музея «Марфушкины игрушки».

Цель: 

-познакомить дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи:

  • Образовательные:

-исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;

-изучение классификации тряпичных кукол;

-обогащение активного словаря ребенка через знакомство с тряпичной куклой;

-освоение технологии изготовления кукол;

-изготовление образцов кукол-оберегов;

-знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

-формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

-обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.

  • Развивающие:

-развивать познавательную и творческую активность через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы, мастер-классы.

-развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной тряпичной куклы;

-способствовать развитию совместной деятельности взрослого и ребенка в изготовлении тряпичной куклы;

-развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью,  из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);

-развивать эстетический вкус и творчество детей.

  • Воспитательные:

-воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству;

-воспитание на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

-воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям;

-воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.

Методы и приемы работы:

1.Беседы с детьми.
2.Чтение художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.

4. Показ  презентаций.
5. Самостоятельное рисование.
6.Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
7.Информационные листы, консультации для родителей.
8.Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.

9.Анкетирование.

10.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
11.Трудовые поручения, действия.
12.Инсценировка сюжетов .

13. Анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству.

14. Обобщение, моделирование, систематизация.

Интеграции образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие (СКР);

- речевое развитие (РР);

-познавательное развитие (ПР);

-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);

- физическое развитие (ФР).

Ожидаемые результаты:

 результате реализации данного проекта получится собрать информацию по истории создания и изготовления тряпичных кукол.

-Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.

-Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.

-Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.

-Появится интерес у родителей к совместному творчеству со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.

-Повысится качество образовательного процесса в работе воспитателей, пополнится предметно-развивающая среда.

-Получится создать мини-музей из коллекции кукол – оберегов.

-Разработанные материалы проекта можно использовать при проведении образовательной деятельности в ДОУ, на выступление педсовета, методического объединения.

Этапы реализации проекта

I этап- подготовительный:

1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.

2.Пополнить развивающую среду:

- подбор художественной литературы по теме;

- подбор фотографий, иллюстраций, видео;

- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.;

- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных;

- подбор потешек, песен на тему русского быта;

4.Разработка конспектов НОД по теме.

5. Разработка мастер- класса по теме.

6. Подготовка консультаций для родителей.

7.Анкетирование родителей.

8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий, видеоматериалов по теме).

II этап- основной:

1.Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей.

2.Продолжить работу по проекту в соответствии плана.

III этап-заключительный

1.Презентация для детей «Марфушкины игрушки».

2.Презентация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент ознакомление детей с культурными традициями русского народа».

3. Совместный мастер-класс для родителей с детьми по изготовлению тряпичной куклы.

4. Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми, детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».

5. Создание мини-музея «Марфушкины игрушки».

Результативность проекта:

-Изучена история традиционной русской народной тряпичной куклы, ее виды и предназначения.

-Изготовлены образцы тряпичных кукол для выставки и мини-музея.

-Обогатился словарный запас детей по теме.

-Родители и дети освоили технологию изготовления тряпичных кукол.

-Подготовлена презентация для детей и для родителей.

-Проведет совместный мастер-класс с детьми и родителями.

-У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе по проекту.

-Создан мини – музей «Марфушкины игрушки»

 

Опыт работы «Моя педагогическая находка»

Идея создания музея возникла после участия в районном конкурсе «Самая лучшая группа», где в развивающую среду я внесла чемодан, стоял выбор чем наполнить его.  В это время в детский сад, с представлением приехал цирк, радости детей не было предела. Сотрудники цирка подарили в группу парик для клоуна, так и пришла идея создания мини музея «Цирк».

Используя мини музей в чемодане «Цирк» в своей работе, я поняла, что эту технологию можно применять во всех направлениях образовательной деятельности, решая множество задач.

В нашем детском саду создан музей «Русская изба»  и  мы решили дополнить и разнообразить музейное пространство при помощи инновационной технологии  «Мини-музей в чемодане», через проектную деятельность.

 В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Традиционной игрушкой даже в самых бедных крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. В стародавние времена, желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки-обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук.

Их шили матери, бабушки, старшие сестры. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы. Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками. Проект даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких предков.

Мини- музей решили назвать «Марфушкины игрушки».

В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой: обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства, обрядовыми куклами, в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в мини-музей. Эта идея заключается в возможности быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что особенно важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Мини - музей в чемодане «Марфушкины игрушки» играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание такого мини-музея способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желание узнать больше.

Описание работы по плану:  

 Передо мной возникла проблема: можно ли оживить традиции и социально–культурную связь поколений? На мой взгляд, традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки.

-Зачем изготавливать тряпичных кукол?

Таких куколок можно дарить родным и близким на праздники и просто так, можно поучаствовать в выставке декоративно – прикладного искусства, можно подарить куколок в музей, чтобы все узнали о существовании оберегов в виде куколок.

 Изучив литературу, я узнала, что традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

  •  Игровые куклы- «Зайчик на пальчик», «Пеленашка» и т.д.;
  • Обрядовые куклы- «Масленица», «Параскева-Пятница» и т.д.;
  • Обереги – «Любава», «Рябинка».

 С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как оберег для всей семьи.

Начинали с самого простого и доступного. Вместе с детьми окунулись в мир детства. Рассматривали иллюстрации с изображением различных видов кукол — оберегов, расспрашивали своих бабушек об игрушках их детства. Изготовлением куклы своими руками начали с   куклы «Пеленашка», так как она самая простая в изготовлении и не требует особых усилий. Прочитали, что шилась она непосредственно перед рождением ребенка. Куклу мастерили из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее

рук, подкладывали младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы сбить злых духов с толку.

Ребятам очень понравилась эта незатейливая кукла. Они с удовольствием стали играть с ней в свободное от занятий время. Во время изготовления куклы включали песни фольклорных ансамблей, чтобы создать атмосферу настоящих посиделок.

Глядя на детей, как они увлечены игрой с куклой «Пеленашкой», подумала, что можно попробовать внести в дополнительную работу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» изучение, изготовлении народной тряпичной куклы. Использовала проектную деятельность, разработала проект, план работы. Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическом возвращении к определенным темам на более высоком и сложном уровне. В течение первого полугодия воспитанники познакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; научатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго полугодия у детей будут расширены представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.

Систематизировать всё решила через инновационную технологию «Мини-музей в чемодане»  

«Мини-музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического  воспитания, формированию нравственной   готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к  участию, в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира. 

Мини-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Деятельность и знакомство с экспонатами, в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и не кто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности детей.

«Мини-музей в чемодане» помог практически воплотить новые педагогические идеи и методики, стал одним из способов организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

ВЫВОДЫ:

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края.

 Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Будем продолжать начатую работу по изготовлению тряпичных кукол и пополнение «Мини-музея в чемодане»

Приложение №1

План работы на 2023-2024 уч. г.

Народные праздники и календарь изготовления кукол

Неделя

                            Темы

Сентябрь-Хмурень.

сентябрь

(2 неделя-1 занятие)

  • «Семенов день»-
  • Рассказы о народном календарном обрядовом празднике и его приметах.
  • Разучивание пословиц о труде.
  • Обучение детей русской народной игре-хороводу «Где был, Иванушка?». 

Кукла

«Неразлучники

сентябрь

(4 неделя-2 занятие)

  • «Обрядовые куклы.  Кукла Неразлучники»

Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

  • Беседа о свадебных обрядах на Руси.
  • Рассматривание образцов кукол.
  • Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
  • Художественное творчество "Украшение для куклы".
  • Русская народная игра –хоровод «Шёл король по лесу».

Праздник Покров

октябрь

(2 неделя )

  • «Осенние народные праздники и традиции. «Покров»

Цель: показать связь народных праздников с годовым жизненным циклом русских людей.

  • Рассказы об осенних традициях и обрядах русского народа, их связью с народным календарём
  • Рассказывание пословиц о семье.
  • Обучение детей  русской  народной  игре-хороводу «Лебедушка»

Кукла «Десятиручка»

октябрь

(4 неделя)

  • «История народной куклы. Кукла «Десятиручка»

Цель: показать связь народной куклы с повседневной жизнью людей.

  • Рассматривание альбома –пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.

Совместное с родителями поэтапное изготовление куклы «Десятиручка».

Ноябрь -

Полузимник

ноябрь

(2 неделя)

  • «Народные праздники и традиции».

Цель: показать связь народных праздников с годовым жизненным циклом русских людей.

  • Закрепить знания детей об осени: народные приметы, названия осенних месяцев, признаки;
  • Рассказы о народном календарном обрядовом празднике и его приметах.
  • Разучивание пословиц о труде.

Кукла

«Параскева-Пятница»

Ноябрь(4 неделя)

  • «Обережная кукла Параскева-Пятница»

Цель: учить понимать логические связи между куклой и народным календарём. Изготовление куклы Параскева-Пятница

  • Рассматривание образцов кукол.
  • Совместное изготовление куклы «Параскева-Пятница».
  • Заучивание колыбельной песни: «Люли-люли, люленьки».

Зимние праздники

декабрь

(2 неделя)

  • «Зимние народные праздники».

Цель: Знакомить детей с народным календарём и зимними праздниками.

  • Беседа о зимних народных праздниках.
  • Показ презентации «Зимние забавы»

Кукла «Зайчик на пальчик»

декабрь

(4 неделя

  • Игровая кукла «Зайчик на пальчик».

 Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».

  • Беседа об игровых куклах.
  • Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
  • Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".
  • Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Рождество

Коляда

Январь

 (2 неделя)

 «Рождество -христово»

Цель: Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этого праздника

  • Рассказы о зимних традициях и обрядах русского народа, их связью с народным календарём
  • Заучивание русских народных пословиц и поговорок.

Куклы Коляда и Коза

январь

(4 неделя)

  • «Куклы Коляда и Коза».        

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда   через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Коза.

  • Беседа  об обрядовых  куклах Коляда и Коза Название и назначение.
  • Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».
  • Разучивание колядок, слушание народных мелодий.
  • Участие в празднике Коляда

Масленица

февраль

(2 неделя)

«Обрядовая кукла Масленица».

Цель: расширить  представление о праздновании на Руси Масленицы. Масленичная неделя.

  • Изготовление обрядовой куклы Масленицы.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка»;
  • Слушание народных мелодий.
  • Заучивание русских народных пословиц и поговорок о труде.
  • Праздник « Масленица»

Кукла

«Масленица».

февраль

(4 неделя)

  • «Праздник Масленица»

Цель: познакомить с обрядовым праздником

«Масленица»

  • Обучение хороводной игре « Гори-гори ясно».

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях.

Тимофей Весновей

Март (2неделя)

Народно-христианский праздник Тимофей Весновей

Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.

  • продолжать знакомство с устным народным творчеством
  • использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности

  Кукла

«Веснянка»

март

(4 неделя)

 «Кукла Веснянка»

Цель: расширить представления о связи народных обрядов и обычаев с годовым народным календарём. Изготовление обрядовой куклы Веснянка

  • Беседа о весенних праздниках русского народа и обрядах, сними связанных.
  • Рассказы о «весенних» куклах.
  • Рассказывание закличек о весне.
  • Хоровод «Весняночка»

Изготовление куклы Веснянки

Пасха

Апрель

(2 неделя)

«Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья»

Цели: Познакомить детей с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением.

  • Познакомить детей со смыслом главного праздника христианства Пасхой.
  • Познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; 

Кукла «Пасха»

Апрель

(4 неделя)

«Кукла Пасха»
Цель: Дать понятие об обереговой кукле Пасха и способе её изготовления.

  • Беседа «Куклы - талисманы»
  • Повторение способа изготовления куклы – столбушки.
  • Поэтапное изготовление куклы Пасха и совместно с детьми.
  • Заучивание пословиц о трудолюбии_.
  • Слушание русских мелодий.

Троица

май

(2 неделя)

Праздник «Троица»

Цель: Приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям.

  • Познакомить детей со смыслом главного праздника.
  • Познакомить с обрядом украшения летней березки,
  • Конкурс «Кто больше знает потешек, закличек, пословиц».
  • Русские народные игры – хороводы.

кукла «Кубышка».

май

(4 неделя)

«Кубышка травница» кукла оберег.

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

  • Рассказы детей о куклах- оберегах.
  • Оформление картотеки экспонатов мини-музея с фотографиями и подробным описанием кукол, их значением в обрядах и культурных традициях русского народа 
  • Экскурсия по мини-музею «Народной куклы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: "Чудеса из глины"

Цель мини-музея: формирование интереса к изучению прикладного искусства...

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

Музеи образовательных организаций

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад номер 346. Комплексно-краеведческий музей «Исток»В комплексно-краеведческом музее «Исток...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...