"Музей образовательной организации "
проект (старшая группа)
Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое»
457321, Челябинская область, Брединский район, п. Боровое, ул. Ленина, дом-4,
ИНН 7427005772 КПП 745801001 ОГРН 1027401514458
тел.: 8 (35141)72-2-71, эл.почта: DS-Borowoe@yandex.ru
Областной смотр-конкурс музеев образовательных организаций
Конкурс музейных проектов
Номинации конкурса «Музеи»:
«Музей образовательной организации (прочие профили)»
Разработала воспитатель:
Заболотских И.А.
2024г.
«Умный сильный наш народ,
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
Мы побывали там. чудесно!»
Краткая аннотация
Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.
1.Актуальность:
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В основе образовательной программы, по которой работает наш детский сад, обновлённое содержательно-методическое обеспечение, где особое внимание уделяется фольклору, нравственно-патриотическому воспитанию с учётом интеграции всех областей.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое не используя накопленный поколениями опыт.
Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа.
Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.
Именно музейная педагогика отражает русскую историю, этническую культуру, традиции, искусство и выступает средством формирования в детях нравственности, патриотизма, приобщает к богатству и красоте родного языка, способствует становлению доброго, чуткого, трудолюбивого человека, любящего свою Родину.
Именно музейная педагогика, как инновационная технология направлена на развитие речевых, коммуникативных и личностных способностей дошкольников.
Реализация актуальности проходит, через региональный компонент запланированный в основной образовательной программе МКДОУ и рабочей программе педагогов.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Моей находкой в музейной педагогике стала инновационная технология «Мини музей в чемодане».
Реализация данной технологии в педагогической деятельности способствует связать обучение и воспитание детей, через осуществление музейно- педагогической деятельности, как в условиях музея, так и в условиях группы. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя в формировании у детей гражданских, патриотических качеств, человека, влюблённого в малую Родину. Использование инновационной технологии «Мини – музей в чемодане» в образовательно-воспитательной деятельности ДОУ позволяет эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров. Полноценному проживанию ребенком всех этапов детства, поскольку игровые пособия направлены на решение задач, связанных с интеллектуальным и творческим развитием.
Игры и пособия инновационной технологии «Мини –музей в чемодане» могут применяться для расширения задач каждой из образовательных областей.
Известно, что дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном крае. Как же лучше и доходчивее рассказать ребёнку о прошлом своего края, быте, традициях?
В инновационной технологии «Мини –музей в чемодане» мы нашли партнёра по решению образовательных и воспитательных задач и способ расширить работу по музейной педагогике.
В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которая является вариативной частью образовательной программы детского сада. На основе парциальной программы, мною была разработана программа по дополнительному образованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через музейную педагогику».
2.Программа:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через музейную педагогику».
Цель программы:
- приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами русского народного фольклора.
Задачи:
Образовательные:
-Формирование желания познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
-Обогащение словарного запаса в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными.
-Развитие художественного восприятия, связной речи, образного мышления, художественного словаря ребёнка.
-Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
-Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
Развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
-развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Воспитательные:
-создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа;
-воспитывать в детях толерантность.
Организационно-методическое обеспечение:
Тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Непосредственно образовательная деятельность организуется 1 раз в неделю (во вторую половину дня) или 4 раза в месяц.
- Продолжительность занятий: во второй младшей группе – 15 минут, в средней группе - 20 минут, в старшей группе - 25 минут; в подготовительной группе - 30 минут
- Срок реализации кружковой работы: 4 года, с сентября по май.
- Дополнительное занятие проходит в музее «Русская изба».
- Старшая, подготовительная группа – центр « Геральдика»
Формы и методы, используемые в работе по программе.
Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством.
Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
-вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;-
- использование пословиц, загадок, поговорок, сказок;
-интеллектуальные и дидактические игры.
Наглядные методы:
-использование экспонатов, подлинных вещей;
-просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте, плоскостных и объёмных карт, плана местности.
Практические методы:
-использование русских народных песен и танцев;
-проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
-самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Рассматривание плоскостных и объёмных карт, плана местности.
- Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Дидактические игры;
- Работа с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Чтение, пересказ и сочинение сказок;
- Использование народных подвижных игр.
Использование народных традиций и обычаев.
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети:
- Участвуют в играх с театральными действиями и развёрнутыми диалогами;
- Способны разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
- Умеют применять речевые фольклорные обороты в быту;
- Способны слышать и правильно интонировать.
- Сформирована нравственная культура, доброта, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманность, толерантность).
Родители:
- Участвуют в педагогическом процессе, повышая свой уровень знаний.
Педагоги:
- Повышают свой профессиональный уровень, распространение опыта.
Для того чтобы расширить дополнительную работу по музею, использую инновационную технологию «Мини –музей в чемодане».
3. Инновационная технология «Мини -музей в чемодане»
Цель:
создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.
Задачи:
1. Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
2. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
3. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения
нравственные ориентиры и патриотические чувства.
4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
5. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.
Методический процесс создания и развития «Мини-музея в чемодане» в детском саду включил в себя следующие содержательные этапы:
- сбор экспонатов (тематических коллекций);
- повышение знаниевой компетенции педагогов, родителей, дошкольников посредством изучения материалов коллекций;
- использование электронных образовательных ресурсов, подбор сопутствующих материалов, художественно-дидактических пособий.
Последовательность работы по созданию «Мини-музея в чемодане» можно разделить на два этапа.
Подготовительный этап:
-направления работы музея;
-возрастные интересы детей;
-перспективы создания коллекций и
возможности их сбора и пополнения;
-оформлением чемодана, размещения экспонатов.
Деятельностный этап:
-размещении мини-музея в группе и оформлении
старинного чемодана в соответствующей стилистике (музей мобилен, его можно перемещать).
Практический этап:
Взрослые и дети, через проектную деятельность, создают мини-музей в группе.
Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.
Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые могут
составить основу коллекции, и поместить его в приемной, чтобы родители смогли его дополнить.
Большое внимание уделяется «визитной карточке» экспонатов – этикетке.
Информация на ней должна быть максимально краткой, ориентированной на детей. Если в музее размещены фотографии, то они крупноформатные – чтобы дети могли рассмотреть все детали. Параллельно подбирается
литература, видеофильмы, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея.
Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами. На этом же этапе воспитатель, разрабатывает содержание занятий, игр, викторин и т.д. по своему музею, дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для гостей и родителей.
Методы и приемы работы с детьми:
-Формирования и организации коллекций, создание экспозиций;
-Совместная исследовательская и творческая деятельность, чувственного восприятия (сенсорный опыт);
-Использования проектов в образовательной работе с детьми;
-Организации различных выставок, экскурсий, тематических вечеров и музейных праздников;
-Взаимодействия мини - музея с предметной средой группы,
-Организации встреч с интересными людьми;
Формы работы с детьми:
-беседы;
-познавательные занятия-экскурсии, занятия с элементами игры;
-тематические викторины;
-исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность;
-самостоятельная деятельность детей.
Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
- Наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
- Интеграции образовательных областей (с учетом содержания основной образовательной программы ДОУ);
- Научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
- Мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
- Доступности (все экспонаты доступны для детей).
Рекомендации к «Мини-музею в чемодане»
1. «Мини-музей в чемодане» – мини-экскурсия, включённая чаще всего в непрерывную образовательную деятельность, совместную деятельность взрослого и детей, или самостоятельную деятельность. Музейная экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами. «Мини-музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий. Экскурсия способствует расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности. Даёт детям возможность испытать гордость от того, что когда-то, совсем недавно, родители играли этими игрушками и читали книги.
2. Идея экскурсии «Мини -музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей.
3. Экскурсию можно проводить в любом помещении, например: посещение другой группы, где дети сами с удовольствием будут рассказывать, и показывать свои экспонаты. Тематическая экспозиция и экспонаты размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «Мини-музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.
4. Длительность экскурсии может быть различной. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, через знакомство с экспозициями.
5. Под экспозицию выделено специально отведенное место в группе, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня.
Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в нашем мини-музее:
1. В нашем мини- музее нельзя шуметь: «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3. Экспонаты нельзя ломать.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
6. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
7.Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».
Ожидаемые результаты:
-Мини-музеи в группах позволят сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей, пробудят интерес к музеям у детей и их родителей;
-Экспонаты будут использоваться для проведения различных занятий, для
развития речи, воображения, интеллекта;
-Дошкольники разных групп смогут знакомиться с мини-музеями;
-Мини-музеи смогут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
-Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом
познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов,
детей и родителей.
Данную технологию я буду использовать, через проектную деятельность.
4. Педагогический проект «Марфушкины-игрушки»
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Участники проекта:
Дети старших, подготовительных группы, воспитатели, родители, педагог
Продолжительность проекта:
Долгосрочный: 1год (сентябрь –август)
Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса.
-Создание методической копилки по ознакомлению детей с культурными традициями русского народа через изучения истории русской тряпичной куклы.
-Создание предметно развивающей среды по теме.
-Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.
Новизна проекта:
-Совместный мастер-класс для родителей с детьми по изготовлению тряпичной куклы.
-Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми, детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».
-создание мини-музея «Марфушкины игрушки».
Цель:
-познакомить дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.
Задачи:
- Образовательные:
-исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;
-изучение классификации тряпичных кукол;
-обогащение активного словаря ребенка через знакомство с тряпичной куклой;
-освоение технологии изготовления кукол;
-изготовление образцов кукол-оберегов;
-знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
-формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
-обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.
- Развивающие:
-развивать познавательную и творческую активность через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы, мастер-классы.
-развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной тряпичной куклы;
-способствовать развитию совместной деятельности взрослого и ребенка в изготовлении тряпичной куклы;
-развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);
-развивать эстетический вкус и творчество детей.
- Воспитательные:
-воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству;
-воспитание на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
-воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям;
-воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
-воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.
Методы и приемы работы:
1.Беседы с детьми.
2.Чтение художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.
4. Показ презентаций.
5. Самостоятельное рисование.
6.Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
7.Информационные листы, консультации для родителей.
8.Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
9.Анкетирование.
10.Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
11.Трудовые поручения, действия.
12.Инсценировка сюжетов .
13. Анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству.
14. Обобщение, моделирование, систематизация.
Интеграции образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие (СКР);
- речевое развитие (РР);
-познавательное развитие (ПР);
-художественно-эстетическое развитие (ХЭР);
- физическое развитие (ФР).
Ожидаемые результаты:
-В результате реализации данного проекта получится собрать информацию по истории создания и изготовления тряпичных кукол.
-Дети узнают и познакомятся с культурными традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомятся с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением.
-Они подробно узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали. Дети овладеют техникой изготовления тряпичных кукол-оберегов.
-Повысится воспитательная компетентность родителей в вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.
-Появится интерес у родителей к совместному творчеству со своим ребенком, отношения родителей и детей станут более близкими и доброжелательными.
-Повысится качество образовательного процесса в работе воспитателей, пополнится предметно-развивающая среда.
-Получится создать мини-музей из коллекции кукол – оберегов.
-Разработанные материалы проекта можно использовать при проведении образовательной деятельности в ДОУ, на выступление педсовета, методического объединения.
Этапы реализации проекта
I этап- подготовительный:
1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2.Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор фотографий, иллюстраций, видео;
- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.;
- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных;
- подбор потешек, песен на тему русского быта;
4.Разработка конспектов НОД по теме.
5. Разработка мастер- класса по теме.
6. Подготовка консультаций для родителей.
7.Анкетирование родителей.
8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий, видеоматериалов по теме).
II этап- основной:
1.Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей.
2.Продолжить работу по проекту в соответствии плана.
III этап-заключительный
1.Презентация для детей «Марфушкины игрушки».
2.Презентация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент ознакомление детей с культурными традициями русского народа».
3. Совместный мастер-класс для родителей с детьми по изготовлению тряпичной куклы.
4. Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми, детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».
5. Создание мини-музея «Марфушкины игрушки».
Результативность проекта:
-Изучена история традиционной русской народной тряпичной куклы, ее виды и предназначения.
-Изготовлены образцы тряпичных кукол для выставки и мини-музея.
-Обогатился словарный запас детей по теме.
-Родители и дети освоили технологию изготовления тряпичных кукол.
-Подготовлена презентация для детей и для родителей.
-Проведет совместный мастер-класс с детьми и родителями.
-У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе по проекту.
-Создан мини – музей «Марфушкины игрушки»
Опыт работы «Моя педагогическая находка»
Идея создания музея возникла после участия в районном конкурсе «Самая лучшая группа», где в развивающую среду я внесла чемодан, стоял выбор чем наполнить его. В это время в детский сад, с представлением приехал цирк, радости детей не было предела. Сотрудники цирка подарили в группу парик для клоуна, так и пришла идея создания мини музея «Цирк».
Используя мини музей в чемодане «Цирк» в своей работе, я поняла, что эту технологию можно применять во всех направлениях образовательной деятельности, решая множество задач.
В нашем детском саду создан музей «Русская изба» и мы решили дополнить и разнообразить музейное пространство при помощи инновационной технологии «Мини-музей в чемодане», через проектную деятельность.
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Традиционной игрушкой даже в самых бедных крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. В стародавние времена, желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки-обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук.
Их шили матери, бабушки, старшие сестры. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы. Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками. Проект даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далёких предков.
Мини- музей решили назвать «Марфушкины игрушки».
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой: обрядовыми праздниками, предметами прикладного искусства, обрядовыми куклами, в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в мини-музей. Эта идея заключается в возможности быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что особенно важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Мини - музей в чемодане «Марфушкины игрушки» играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание такого мини-музея способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желание узнать больше.
Описание работы по плану:
Передо мной возникла проблема: можно ли оживить традиции и социально–культурную связь поколений? На мой взгляд, традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки.
-Зачем изготавливать тряпичных кукол?
Таких куколок можно дарить родным и близким на праздники и просто так, можно поучаствовать в выставке декоративно – прикладного искусства, можно подарить куколок в музей, чтобы все узнали о существовании оберегов в виде куколок.
Изучив литературу, я узнала, что традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
- Игровые куклы- «Зайчик на пальчик», «Пеленашка» и т.д.;
- Обрядовые куклы- «Масленица», «Параскева-Пятница» и т.д.;
- Обереги – «Любава», «Рябинка».
С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как оберег для всей семьи.
Начинали с самого простого и доступного. Вместе с детьми окунулись в мир детства. Рассматривали иллюстрации с изображением различных видов кукол — оберегов, расспрашивали своих бабушек об игрушках их детства. Изготовлением куклы своими руками начали с куклы «Пеленашка», так как она самая простая в изготовлении и не требует особых усилий. Прочитали, что шилась она непосредственно перед рождением ребенка. Куклу мастерили из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее
рук, подкладывали младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы сбить злых духов с толку.
Ребятам очень понравилась эта незатейливая кукла. Они с удовольствием стали играть с ней в свободное от занятий время. Во время изготовления куклы включали песни фольклорных ансамблей, чтобы создать атмосферу настоящих посиделок.
Глядя на детей, как они увлечены игрой с куклой «Пеленашкой», подумала, что можно попробовать внести в дополнительную работу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» изучение, изготовлении народной тряпичной куклы. Использовала проектную деятельность, разработала проект, план работы. Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали», то есть периодическом возвращении к определенным темам на более высоком и сложном уровне. В течение первого полугодия воспитанники познакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; научатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго полугодия у детей будут расширены представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.
Систематизировать всё решила через инновационную технологию «Мини-музей в чемодане»
«Мини-музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания, формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к участию, в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира.
Мини-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Деятельность и знакомство с экспонатами, в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и не кто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности детей.
«Мини-музей в чемодане» помог практически воплотить новые педагогические идеи и методики, стал одним из способов организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.
ВЫВОДЫ:
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края.
Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых. Будем продолжать начатую работу по изготовлению тряпичных кукол и пополнение «Мини-музея в чемодане»
Приложение №1
План работы на 2023-2024 уч. г.
Народные праздники и календарь изготовления кукол | Неделя | Темы |
Сентябрь-Хмурень. | сентябрь (2 неделя-1 занятие) |
|
Кукла «Неразлучники | сентябрь (4 неделя-2 занятие) |
Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.
|
Праздник Покров | октябрь (2 неделя ) |
Цель: показать связь народных праздников с годовым жизненным циклом русских людей.
|
Кукла «Десятиручка» | октябрь (4 неделя) |
Цель: показать связь народной куклы с повседневной жизнью людей.
Совместное с родителями поэтапное изготовление куклы «Десятиручка». |
Ноябрь - Полузимник | ноябрь (2 неделя) |
Цель: показать связь народных праздников с годовым жизненным циклом русских людей.
|
Кукла «Параскева-Пятница» | Ноябрь(4 неделя) |
Цель: учить понимать логические связи между куклой и народным календарём. Изготовление куклы Параскева-Пятница
|
Зимние праздники | декабрь (2 неделя) |
Цель: Знакомить детей с народным календарём и зимними праздниками.
|
Кукла «Зайчик на пальчик» | декабрь (4 неделя |
Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».
|
Рождество Коляда | Январь (2 неделя) | «Рождество -христово» Цель: Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этого праздника
|
Куклы Коляда и Коза | январь (4 неделя) |
Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Коза.
|
Масленица | февраль (2 неделя) | «Обрядовая кукла Масленица». Цель: расширить представление о праздновании на Руси Масленицы. Масленичная неделя.
|
Кукла «Масленица». | февраль (4 неделя) |
Цель: познакомить с обрядовым праздником «Масленица»
Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. |
Тимофей Весновей | Март (2неделя) | Народно-христианский праздник Тимофей Весновей Цель: Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
|
Кукла «Веснянка» | март (4 неделя) | «Кукла Веснянка» Цель: расширить представления о связи народных обрядов и обычаев с годовым народным календарём. Изготовление обрядовой куклы Веснянка
Изготовление куклы Веснянки |
Пасха | Апрель (2 неделя) | «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» Цели: Познакомить детей с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением.
|
Кукла «Пасха» | Апрель (4 неделя) | «Кукла Пасха»
|
Троица | май (2 неделя) | Праздник «Троица» Цель: Приобщение детей к истокам национальной культуры и народным традициям.
|
кукла «Кубышка». | май (4 неделя) | «Кубышка травница» кукла оберег. Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)
Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: "Чудеса из глины"
Цель мини-музея: формирование интереса к изучению прикладного искусства...

«Музейная педагогика как новая образовательная технология, реализующая требования ФГОС ДО» Мини-музей в дошкольной образовательной организации на тему: «История открытки»
Цель: Вызвать интерес к истории возникновения открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время Программные задачи:Обучающие задачи. Расши...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

Музеи образовательных организаций
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад номер 346. Комплексно-краеведческий музей «Исток»В комплексно-краеведческом музее «Исток...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...
